Читаем Псалтирь. Псалом 53

19 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь, и сегодня будем разбирать 53-й псалом. Начинается он надписанием: «В конец, в песнех разума Давиду, внегда приити зифеем и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас?»

Этот псалом псалмопевец и пророк Давид написал в трудные минуты, когда принимал всяческое поношение от Саула, и ему приходилось скрываться, дабы сохранить себя: Саул постоянно искал смерти Давида. Давид скрылся в пустыне Зиф, зифеи приняли его, сказав, что они друзья ему, а сами отправили посланников к Саулу: «Приди и посмотри: не тот ли это Давид, которого ты ищешь?»

Саул собирает войско и отправляется убить Давида. Однако по пути его настигает известие, что неприятель идет на Израиль. Саулу пришлось вернуться, чтобы защитить свои земли. По этому поводу Давид и пишет благодарственный псалом, где прославляет Господа, говорит, что Господь – его Защитник. И если произошел какой-то грех, обман, то Господь обязательно накажет таких людей. Псалом очень глубокий, удивительный и оптимистичный.

«Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми». Псалмопевец Давид говорит: «Буду уповать только на имя Твое, именем Твоим спаси меня». Давид неоднократно в Псалтири проводит замечательную и очень глубокую мысль, что он всегда уповает на Бога, не ищет в этой жизни других заступников и помощников, как только Бога: на человека невозможно уповать, человек не всегда бывает надежен. Такие глубокие слова, чтобы мы не надеялись на человека, и даже что проклят всякий, кто уповает на человека, мы встречаем в Священном Писании и Ветхого, и Нового Завета. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения». Псалмопевец уверен, что наше упование должно быть возложено только на Бога, и тогда мы достигнем значимого и очень хорошего результата.

«Боже, во имя Твое спаси мя» – он указывает на святость имени Божия (и мы знаем, что Сам Христос сказал: «Именем Моим бесы ижденут», и самая сильная молитва – это Иисусова молитва). Когда мы призываем Господа на помощь и вспоминаем Его имя, оно освящает нас, дает нам обилие благодати Божией, соединяет нас с Самим Господом, имя Которого мы и произносим. Поэтому всегда нужно уповать на имя Божие. И как учит нас Давид, как учат нас святые отцы, мы должны в своем сердце носить имя Господа нашего Иисуса Христа.

«И в силе Твоей суди ми». Какого суда просит Давид? Он не просит: «Осуди меня, Господи, за ту неправду, которую я творю», нет: здесь он говорит о суде, который Бог произведет. Мы знаем: когда производят какие-то следственные действия, они всегда выявляют подлинную причину того или иного события и показывают, где правда, а где неправда. И вот здесь Давид и просит, чтобы Господь произвел суд – дал оценку действиям Саула: когда суд будет произведен, вся неправда Саула выйдет наружу и будет показана всем. В то же время будут показаны правда и добрые намерения Давида, который никогда не хотел зла Саулу, но был послушен воле Божией.

«Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих». Почему Давид так глубоко обращается к Богу: услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих? Он как бы два раза повторяет: услыши, услыши!.. (так переводят святые отцы). То есть: «Я не говорю шепотом, я кричу к Тебе, Господи, взываю из глубины своего сердца – не просто внутри себя говорю эти слова, а произношу их устами: эти слова действуют даже на Вселенную, их слышит вся Вселенная, и Ты услыши меня, Господи». Но почему Давид говорит эти слова? Он находится в очень трудном состоянии. Он видит, что преследование Саула затянулось, и у него появляется мысль: а слышит ли меня Бог? Не оставил ли Он меня? И он кричит к Нему, чтобы Бог услышал и непременно, не задерживаясь, послал бы ему и помощь, и утешение, и защитил его от Саула.

«Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою». Кого он называет «крепцыи взыскаша душу мою»? Кто такие крепцыи? Это войско Саулово, которое идет против Давида. Давид испытывает великое потрясение и говорит, что от этих людей можно ожидать всего что угодно: они «не предложиша Бога пред собою» – они не видят пред собой Бога, не стремятся к правде, творят беззаконное действие, и их ничто не может остановить. Очень страшно, на самом деле. И мы в жизни часто говорим, что если человек не боится Бога и людей не стыдится, то от него можно ожидать любые, самые жесткие и злые поступки. Поэтому Давид выражает свою боль, что восстали на него те, которые идут за Саулом и к тому же обладают определенной силой. И если Бог не заступится за него, они причинят ему великое зло, и он ничего не сможет с ними сделать.

Поэтому и такой горячий порыв у псалмопевца Давида: «Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. Почему я имею такое дерзновение говорить Тебе, чтобы Ты услышал молитву мою?» Это дерзновенные слова, ведь не каждый молящийся может вот так обратиться к Богу, а только тот, кто уповает на Бога, кто любит Бога, идет вслед за Ним. И здесь он говорит: «Почему, ради чего Ты должен спасти меня? Ради правды – ведь правда на моей стороне. Почему я и обращаюсь к суду Твоему – я знаю эту правду за собой. И правда моя заключена не только в том, что я прав, но еще и в том, что я всегда храню святость Твоего имени и уповаю на имя Бога – это основа моей жизни и моих поступков». Вот такая глубочайшая связь между этими строками и стихами 53-го псалма.

«Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей». Здесь опять псалмопевец Давид говорит: «Господи, я всегда уповаю на Тебя, я не ищу другой помощи, не ищу другого заступничества в этой жизни. Вся моя жизнь принадлежит Тебе, и Ты знаешь, как мне помочь, как меня защитить в данной ситуации».

«Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их». Конечно же, от того, что они замыслили, только Бог может защитить Давида. А замыслили против него очень страшное. И эти мысли расторгнутся правдою, которую Бог может открыть: Он пребывает в истине, в правде.

«Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо». Когда Давид говорит: «Господи, Ты отвратишь (то есть защитишь) меня от всей этой неправды, от которой я уже устал, – тогда я волею пожру Тебе, то есть с радостью и благодарностью принесу Тебе жертву всесожжения – жертву благодарения Богу, ведь Ты защитил меня и заступился за меня в этой трудной ситуации, в этом нелегком и неравном противостоянии». Здесь псалмопевец говорит о молитве, которую мы должны принести, ибо сегодняшняя наша жертва – это сугубая молитва Богу. И она не должна произноситься внешне. «Волею пожру Тебе», то есть с радостью должна произноситься молитва, мы должны не внешне благодарить Бога, а всем своим существом: Богу ничего внешнее не нужно, Бог требует от нас нашего сердца. «Сыне, даждь Ми твое сердце». Богу ничего другого не надо, только то внутреннее, то умное и внимательное, расположенное к Нему.

«Исповемся имени Твоему, Господи, яко благо». «Буду прославлять имя Твое, Господи, как великое благо». Действительно, когда мы славословим Бога и прославляем Его, – в этом заключена и наша благодарность Богу, и память о Нем, и молитва Ему. Это все то, что мы можем принести Ему в благодарность за Его великие, неизреченные благодеяния, которые Он дает каждому из нас: Он заботится о нас, Он не только в трудную минуту защищает нас, но и каждодневно сохраняет, потому мы должны быть бесконечно Ему благодарны и молитва непременно должна присутствовать в нашей жизни – не только как благодарность, славословие. Молитва – это еще и та благодать, огромнейшая сила, которая посылается человеку посредством молитвы. И мы еще будем говорить о духовном смысле этого псалма.

«Яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое». Конечно же, Господь помог Давиду избавиться от рук Саула. И Господь долго не пребывает в таком состоянии, что не слышит нас, – Он слышит и посылает Свою помощь. Тут была сугубая молитва псалмопевца Давида, который прославляет имя Господа, яко благо. Что такое «благо»? Господь действительно посылает великую милость Свою людям, и эта милость не заставляет себя долго ждать. Бог не доводит человека до отчаянного состояния, но медлит, чтобы научить нас терпению, смирению – лучшим добродетелям, которые необходимы в жизни для каждого из нас, и не только в этой жизни: они еще и приближают нас к жизни в Царствии Небесном, к самому Царствию Небесному. Когда Господь посылает это, в нас происходит внутреннее изменение. Мы видим великую благость Божию, Его милость к нам. Как мы это видим? Через то, как Господь отворачивает от нас неминуемую погибель или те неприятности и трудности, которые могли бы привести нас в состояние уныния и печали.

На что здесь делает акцент псалмопевец Давид? «И на враги моя воззре око мое» – он увидел, что происходит с врагами: Господь неминуемо пошлет им наказание. Мы знаем, что Саул был поражен и зифеяне тоже понесли наказание за предательство Давида, ведь они клялись ему в дружбе, а на самом деле хотели предать его в руки Саула. Спасла милость, которую Господь явил, – то, что увидел и сам псалмопевец Давид: «Яко от всякия печали избавил мя еси». От скорби, от страданий и от самой смерти Господь избавил псалмопевца. Конечно же, это приносит глубочайшую радость человеку.

Мы говорили, что псалмопевец Давид написал этот псалом, указывая на глубочайший смысл: когда человек обращается к Богу и призывает имя Божие, Господь всегда ему будет Помощником и Заступником. Мы говорили здесь о врагах явных, видимых. Но в нашей духовной жизни еще есть и невидимый враг рода человеческого, искушающий нас, причиняющий нам немало зла. Апостол Павел пишет о нем: «…дадеся, – свидетельствует он, – пакостник плоти, ангел сатанин, да ми пакости дeет, да не превозношуся», то есть приносит немало бед и страданий в этой жизни и сугубых переживаний.

Мы очень часто можем иметь некие пороки в своей жизни, которые рождают еще большие пороки. И страсти, нас одолевающие, порой не дают нам покоя. Можно сказать, человек, отвергая все, сам страдает от своих недостатков, и эти недостатки вполне могут присутствовать в нашей жизни: они уже настолько сроднились с человеком, что человеческое общество в настоящее время возводит их в какой-то ранг того, что может быть в этой жизни – если ты не преступаешь закон, ты можешь заниматься чем угодно. А законы строятся на каких-то гуманистических понятиях, поэтому размывается закон Божий.

А мы, верующие люди, всегда говорим, что все наши страдания приходят от врага рода человеческого. Конечно, выбираем мы, но предложений очень много. Ф.М. Достоевский говорит, что «здесь диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Конечно же, противостояние добра и зла в этом мире есть, все это происходит внутри нас, и наш выбор зависит от подготовки и от того, сопротивляемся мы этому злу или не сопротивляемся, плывя по течению.

А как сопротивляться злому, что вселяется в нас? Как сопротивляться предложениям врага рода человеческого? Конечно же, молитвой. Псалмопевец Давид и раскрывает нам глубочайший смысл нашей духовной жизни. Он должен заключаться в том, что мы всегда должны призывать имя Божие в борьбе с врагом рода человеческого, в борьбе со страстями, одолевающими нас.

«Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми». Ты видишь, Господи, мое сердце, Ты видишь мое переживание. Суд – это всегда правда, и правда эта в том, что мы стремимся исполнить Закон Божий, но у нас не получается: не хватает собственных сил. Поэтому мы и призываем имя Твое, Господи, чтобы Ты ради имени Твоего святого помог нам победить врага рода человеческого.

Когда наше состояние уже доходит до крайности, и мы начинаем понимать, что собственных сил не хватит, чтобы победить и страсти, и пороки, и грехи, приносящие такое беспокойство, что не дают дальше жить на земле, уже не говоря о том, чтобы приближаться к Царствию Небесному, тогда мы начинаем сильно взывать к Богу: «Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих». Мы просим, чтобы Бог обязательно услышал нашу молитву: ведь просто невозможно становится в этой жизни нести крест и противостоять тем неправдам, которые поселились в нашем сердце.

«Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою». Кто такие чуждии и крепцыи? Конечно же, это враг рода человеческого – он нам чужд, он нам несроден, он хочет причинить нам много зла. Конечно, он крепкий, он обладает огромной силой и хочет похитить души наши. Его силы настолько огромны, что, если Бог нам не поможет, у нас не хватит сил противостоять ему. Помните, преподобный Серафим сказал Мотовилову, что враг рода человеческого обладает такой силой, что одним коготком своим может перевернуть весь мир. Только Господь не дает ему этого делать.

«И не предложиша Бога пред собою». Враг рода человеческого не имеет Бога пред собою, не стремится к правде. И это действительно так – мы без Бога ничего не можем сделать.

«Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей». Если они за счет той неправды, которую совершают, не имеют Бога пред собою, и в памяти своей не имеют Бога, творя дела неправедные, то здесь враг рода человеческого тоже творит дела неправды. Но Бог помогает мне, Господь – Заступник души моей.

«Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их». То есть Своею правдою Господь уничтожает врага рода человеческого, незамедленно приходит на помощь человеку, потому что Бог никогда не оставляет Своих, Бог всегда помогает.

«Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо» – Ты, Господи, придешь и поможешь мне победить врага рода человеческого: у меня не хватит сил преодолеть все трудности и всех врагов, посылающих эти трудности. Но когда Ты мне поможешь, Господи, тогда я с благодарностью и с радостью принесу жертву Тебе – молитвы, покаяние и участие во всех таинствах церковных. «Исповемся имени Твоему, Господи, яко благо», ведь, Господи, Ты всегда помогаешь нам.

«Яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое». Мы видим, что, когда человек приобщается к Богу, его мысли становятся добрыми. И здесь видна победа над врагом рода человеческого, которую Господь посылает верным Своим.

Глубочайший псалом, очень радостный – он  дает нам правильные стремления нашей духовной жизни: как мы должны бороться с теми искушениями, что будут вставать на нашем пути. И самое, наверное, основное – то, что мы никогда не должны отчаиваться, ведь Бог всегда приходит на помощь Своим людям, которые призывают имя Его и просят, чтобы Господь не оставил в трудных обстоятельствах. Ведь враг рода человеческого не дремлет, но постоянно хочет причинить нам какое-то зло. Идет серьезная битва за души человеческие. Поэтому Господь Сам призвал: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть». Апостол Павел говорит: «Блюдите убо, како опасно ходите».

Действительно, если человек пребывает в молитве, если постоянно произносит имя Божие не просто внешне (внешне очень опасно произносить имя Божие – происходит не хвала, не прославление Его, а пустое употребление имени Божия), а внутренне, сердцем: пусть немногословно, пусть это будет краткая Иисусова молитва, но, если она произносится от души, она сможет отразить действия врага рода человеческого и помочь нам в трудных жизненных испытаниях.

У нас в жизни тоже бывают те, кто нас не любит, нам противостоит, желает нам зла. Но если мы будем обращаться к Богу за помощью и пребывать в терпении, то сможем победить испытания и наветы, которые будут исходить от людей, не желающих нам добра в нашей жизни.

Поэтому, дорогие братья и сестры, мы смело можем читать этот псалом, когда у нас есть какие-то бури и внутренние переживания. И тогда Господь будет нам помогать молитвами святого псалмопевца Давида.

 Да хранит вас всех Господь! До новых встреч!

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать