Читаем Псалтирь. Псалом 138

1 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Дорогие братья и сестры, продолжим изучать Псалтирь, сегодня будем говорить о 138-м псалме, который имеет преднаписание: псалом Захариин в разсеянии, 138. Сей псалом о Божием попечении. Попечение Его обо всей Вселенной, об отдельных ее частях, и не оставлены без Его Промысла все помыслы человеческие.

Псалмопевец Давид начинает псалом глубочайшими словами: «Господи, искусил мя еси и познал мя еси». Неужели Господь не знает человека? Конечно же, Господь знает человека, Он знает о нем еще до его рождения. Мы в Священном Писании встречаем такие замечательные слова: «Кого же предуведе, тех и предуставе». Господь предвидит жизнь человека. Но почему Господь посылает человеку испытания? На это святые отцы говорят, что испытания Господь посылает нам, чтобы мы сами познали себя: как мы себя поведем в той или иной ситуации нашей жизни. Сохраним  верность или будем противостоять страстям, которые тоже испытывают нас. Святые отцы говорят: важно, что через искушения видят люди, как ты себя поведешь в этих обстоятельствах; одно дело слово, а другое – когда ты в обстоятельствах сохраняешь верность Господу, продолжаешь с терпением принимать то, что Он тебе послал, тогда твой путь, твоя жизнь становится примером для других. А о том, что Господь знает человека, дальше говорит Псалмопевец: «Ты познал еси седание мое и востание мое». Седание, сидение человека – это его отдых, ночная жизнь. Востание – когда человек занимается какими-то делами, действиями. То есть седание и востание – это деятельная жизнь человека и ночная, когда он отдыхает: вся жизнь человека перед лицом Божиим, от Господа ничего невозможно утаить человеку.

«Ты разумел еси помышления моя издалеча». Еще задолго до рождения человека Господь уже знает, о чем будет думать человек, какие мысли будут бороть его, как он будет бороться с ними: противопоставлять их Закону Божьему или Закон Божий будет соединять со своими мыслями. От Господа утаивать ничего невозможно,  Он все знает, но все-таки посылает каждому свои испытания.

Если мы думаем, что испытания только в сильных искушениях (например, был богатым – стал бедным, когда разрушается бизнес у человека, или когда распадается семья, или уходят из этой жизни самые близкие люди), – нет, испытания самые разные. Надо думать еще об испытании, которое бывает через богатства, успешную, удачную жизнь: и здесь человек должен сохранить свое лицо, христианский облик, нравственную высоту и чистоту.

 Господь посылает испытания, чтобы сам человек познал, кто он и как себя поведет в той или иной ситуации. Если он сохраняет себя в чистоте, в правде, борется с гордыней, надменностью и высокомерием своим, он становится примером и для других: его не сломили ни бедность, ни богатство, ни радостная жизнь на этой земле, ни те скорби, что посетили его в жизни.

«Стезю мою и уже мое Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси». Весь путь жизни человека Господь уже заранее знал и знал, как тот себя поведет в той или иной ситуации: для Него ничего не скрыто, человек не может укрыться от него. Самое главное, чтобы мы в той или иной ситуации правильно себя вели. Господь возлагает на нас надежду, что мы все-таки будем идти согласно Закону Божьему и нас не посетит уныние в трудную минуту жизни. И когда мы будем на высоте своего положения, мы никогда не забудем о благом законе Господнем, призывающем нас не терять свое христианское лицо.

«Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, Ты познал еси». Давид говорит очень глубокие и замечательные слова: «Ты, Господи, познал меня, что нет лести в словах моих». Он перед Богом в простоте и чистоте является. Не случайно Господь сказал: «Будьте как дети, ибо таковых есть Царствие Небесное». Будьте без всякого лукавства, лицемерия, приукрашивания собственной сущности. Давид говорит: «Ты, Господи, увидел это во мне, потому что я действительно не носил в себе беззакония».

«Вся последняя и древняя: Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою».  Господь все увидел в Псалмопевце и в начале его пути, и в конце его жизни: Он видел его горение, стремление, любовь к Богу - «и в начале Ты меня увидел, и сейчас я весь перед Тобою, Господи. Во мне нет лести, я всегда служил Тебе, всегда уповал на Тебя. Я всегда стремился жить по Закону Твоему. Я не искал мести, но всегда знал, что Ты защитишь меня, будешь моим Помощником, будешь моим Покровителем, Заступником».

И Господь что сделал? Господь благословил его. Как говорит Псалмопевец: и положил еси на мне руку Твою. Что значит положить руку? Это значит благословить, дать благодать Святого Духа; как при хиротонии возлагаются руки на диакона, священника, епископа и дается им благодать Святого Духа, как на крещаемого возлагаются руки для благодати Святого Духа, так и здесь Господь благословляет через возложение рук, чтобы сообщить человеку Свое благословение, сообщить благодать Всесвятого Духа, которая будет помогать ему в великом служении, на которое каждого Господь поставляет согласно его стремлениям нелегкой жизни, но в котором он будет стремиться исполнить Закон Божий.

Не случайно апостол Павел говорит: «Кого же предуведе, того и предуставе», на того и возлагает руку; не потому, что Он избирает кого-то, но Он знает, какая жизнь будет у этого человека, каким будет горение его сердца, как он будет стремиться исполнить Закон Христов, как он будет стремиться послужить ближним и Самому Господу.

«Удивися разум Твой от мене, утвердися, не возмогу к нему». Удивительные слова: действительно, как можно вместить все, что в Боге? Псалмопевец Давид говорит: «Я не могу, Господи, вместить – я знаю Тебя, я вижу пути Твои, я вижу Промысл Твой о человеке, заботу о нем, но я не могу вместить, как все это происходит, как Ты все это делаешь, сколько милосердия в Тебе и как это милосердие действует!» Мы можем увидеть и познать многое о Боге, что Господь открыл нам в течение Библейской истории существования этого мира, ведь Господь как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете всегда что-то человеку открывал о Себе, чтобы мы потихонечку проникали в глубину Божественной тайны служения Бога человеку. Но сущность Божественную никто не может понять – как и Псалмопевец говорит: «Я не могу ее вместить в себя».

«Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо – Ты тамо еси, аще сниду во ад – тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря – и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя». Псалмопевец говорит, что Господь Вездесущ: куда бы мы ни пошли, мы не можем скрыться от Господа – везде Господь нас видит и везде Он присутствует: нет такого места не только на земле, но и во всей Вселенной, где бы не было Бога, где Бог нас не видел бы. Есть такая русская пословица: «папы нет, мамы нет, все мне дозволено»; мы можем спрятаться от своих родителей за угол или за стены, уехать в другой город, и родители могут не узнать о наших поступках, человек порой этим пользуется (особенно в юности своей) и творит произвол. Но от Бога невозможно ничего утаить – Господь Вездесущ. И этим восторгается Псалмопевец и говорит каждому, что от Бога нельзя утаить никакого своего поступка, ничего вообще в своей жизни, ибо Бог везде: куда бы ты ни пошел – везде настигнет десница Божия.

Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя: Господь не только Всеведущ, Он не только видит и знает все наши тайны сокровенные, но Он Своею силою покрывает человека и любящего Его не оставит нигде, где бы он ни был, – на Небе, на водах, в земле, под землей. Забота и попечение Господа – о всяком человеке.

«И рех: еда тма поперет мя, и нощь просвещение в сладости моей?» Покроет ли меня тьма? И ночью я вижу сладость и неизреченный свет, когда я вспоминаю Бога, Который озаряет меня, и тьма по сравнению с Богом не будет тьмой, ибо Господь побеждает тьму, о чем дальше и говорит Псалмопевец: «Яко тма не помрачится от Тебе, и нощь, яко день, просветится, яко тма ея, тако и свет ея». Божественный свет просвещает, и когда человек живет с Богом, никакая тьма его не покрывает, ибо Бог есть свет.

И тот свет, которым Бог озаряет, ярче дневного: и день-то перед Богом оказывается тьмой, а ночь перед Богом тоже становится днем и озарением. Мы знаем, что когда Господь (или Матерь Божия) являлся святым угодникам, насколько было сильное озарение и яркий свет, что они не знали, день это или ночь: невозможно было понять время суток.

«Яко Ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея». Здесь Псалмопевец говорит очень глубокие слова. Господь восприял человека, соделал его Своим,  а кого Он приобрел, говорят святые отцы, о том и заботится.

И мы как раз и говорим, насколько Господь заботится о человеке: Он знает все о каждом, ведь Его забота и попечение уже от момента создания. Если мы не знаем, когда человек начинает свою жизнь, то Господь знает начало жизни, которое полагается в утробе, ведь без Него не начинается жизнь человека.

«Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело». Чудны дела Божии – Господь Своею Премудростью и Своею непостижимостью промышляет о всяком человеке, и этого невозможно постигнуть.

«Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли». Псалмопевец говорит, насколько вся жизнь человека проходит полностью перед Богом: не утаися кость моя от Тебе – когда Ты, Господи, еще во чреве матери моей меня создаешь, то знаешь меня, когда еще кости мои не собрались в единое тело: Ты каждую кость, которая затем будет покрыта плотью и не будет видна, знаешь, и тогда уже заботишься обо мне, во чреве матери моей, когда я еще не имел ни облика, ни особого состояния, и Твоя забота обо мне длится и дальше, и Ты все знаешь обо мне. И даже когда я уже растворяюсь в этой земле и жизнь моя заканчивается, Ты все равно имеешь заботу и попечение обо мне и все знаешь обо мне. Созданное от земли в землю отходит после своего земного шествия (возвратишися в землю, от неяже взят еси: яко земля еси, и в землю отидеши) – и здесь Господь все знает о человеке, и ничто не может быть утаено от Него.

«Несоделанное мое видесте очи Твои, и в книзе Твоей вси напишутся, во днех созиждутся и никтоже в них». Несоделанное – это еще не до конца сделанное. От зародыша моего, говорят святые отцы, видесте очи Твои, и в книзе Твоей вси напишутся, во днех созиждутся и никтоже в них. Господь все дела наши знает, и они записываются в особую книгу жизни, где описаны все поступки и дела человеческие. И праведные, и грешные – все живущие на земле записываются в нее, и все нам будет представлено во время Страшного Суда: вся наша жизнь, все наши дела и поступки.

«Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их. Изочту их, и паче песка умножатся; востах, и еще есмь с Тобою». Псалмопевец, исповедуя Господа, сказал: «Господи, Ты испытал меня, я прошел через искушения, и я понимаю, что вся моя жизнь пред Тобою. Ты увидел, что нет никакой лести во мне, но еще хочу Тебе сказать, что я никогда не искал себе каких-то друзей, компаний веселых, развратных, которые наполняли бы мою жизнь такими радостями земной жизни через неправду и развлечения. Друзьями моими, Господи, были те, кто друзья Твои». Друзе мои те, говорит Господь, кто стремится исполнить заповеди Божии, кто служит Богу, святые угодники Божии являются друзьями Господа. И вот Псалмопевец говорит: «Я их искал, и они были близки моему сердцу, от них я наполнялся». Это понятно: такие друзья тебя никогда не предадут, никогда не подведут, от них ты можешь научиться пути  не только правильному жизненному, но и тому, который приведет тебя в Царствие Небесное. Изочту их, и паче песка умножатся; востах, и еще есмь с Тобою; он говорит: «Я пытался счесть друзей Твоих, Боже, но их огромное количество, их паче песка земного, невозможно просчитать». О многих праведных, которые были, и есть, и будут еще на земле, говорит Псалмопевец.

«Аще избиеши грешники, Боже, мужие кровей, уклонитеся от мене». Он призывает: «Господи, избиеши грешников на этой земле; грешные не имеют права жить». Не то чтобы они призывает, чтобы Господь уничтожил человека,  но чтобы уничтожился грех в человеке, чтобы был уничтожен враг рода человеческого, который, по слову апостола Павла, ми пакости дeет, да не превозношуся. Он говорит: «Я никогда не хотел бы, чтобы со мной рядом были мужи крови, убийцы, которые горделиво и заносчиво живут на этой земле, причиняя зло людям. От таких сообществ греховных и злых я всегда уклонялся в своей жизни».

«Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады Твоя». Убийца ревнивый человек: из-за ревности, из-за зависти, из-за внутренней злобы он совершает такой грех, поэтому Давид говорит: «Таких ревнивых людей в помышлениях я избегал». Они приимут в суету грады Твоя, они будут жить, населять города, но их жизнь будет бесполезной, в суете, то есть напрасной, ведь жизнь такого человека заключена в земных рамках, она не имеет продолжения, полета, радости духовной здесь, на земле, и, конечно, не имеет продолжения в вечности. Это очень глубокие слова; сегодня они должны сугубо звучать в сердце нашем, когда мы воспитываем детей и приучаем к этой земной жизни. Да, можно населять города, можно ими владычествовать, но это будет суетно, тщетно, напрасно: никакой пользы эта жизнь не принесет, ибо она заключается только в рамках земной жизни. И для таких закрывается перспектива Божественной жизни, Царствия Небесного, вечной жизни. И это очень страшно.

«Не ненавидящыя ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях?». Он говорит: «Я никогда не искал таких людей; более того, мое сердце никогда не лежало своей внутренней расположенностью к ним: у меня не было любви к ним, я всегда избегал таких сообществ».

«Совершенною ненавистию возненавидех я, во враги быша ми». Давид говорит: «Я не любил тех, которые не любили Тебя, Господи, не служили Тебе и других отводили и развращали, уводя от Церкви, от Господа, от служения Ему. Таких людей я не любил. Я не считал их своими врагами, они не причинили мне что-то,  но они причинили Тебе, Господи, боль».

«Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое, истяжи мя и разумей стези моя, и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен». Тоже глубочайшие слова говорит здесь Псалмопевец, он опять просит: «Господи, утверди мое сердце, увидь мое сердце, испытай меня еще и еще раз». Он хочет до конца утвердиться в любви Божией: «Может, как человек я до конца не вижу в себе изъянов, но Ты пошли мне, Господи, испытания, и тогда Ты увидишь во мне изъяны, и я увижу их, и у меня еще будет на земле возможность исправиться».

Вот такой глубочайший псалом, где Псалмопевец говорит, что сердце должно гореть любовью к Богу – и если Господь посылает испытания, то Он показывает наши недостатки, с которыми мы еще должны побороться, и в этом любовь Божия. Никогда нельзя бояться испытаний, а только говорить: «Господи, испытай сердце мое и настави мя на путь вечен». Через эти испытания и исправления человек встает на путь вечный.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​