Читаем Псалтирь. Псалмы 130-131

3 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 130-м псалме. Он имеет преднаписание: песнь степеней, 130. Это 12-я ступень, которая ведет нас в Соломонов храм или ко спасению на пути духовной жизни, и говорит эта ступень о добродетели смирения.

«Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои: ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене». Такими удивительными словами начинается этот псалом, где Псалмопевец говорит, что, невзирая на все жизненные испытания, он никогда не возносился перед Господом, но всегда имел кротость и смирение: «Господи, не вознесеся сердце мое». Внутренняя гордыня прежде всего рождается в сердце человека, а потом уже человек начинает поднимать высоко голову («ниже вознесостеся очи мои»), расправляет выю и надменно смотрит на окружающих. Псалмопевец Давид призывает к благочестивому образу жизни, чтобы мы имели смирение перед Господом и никогда не возносились. Псалмопевец говорит: «Я не ходил в собрания людей надменных и высокомерных». Смирение необходимо человеку, Сам Господь сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим».

«Аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою, тако воздаси на душу мою». Здесь Псалмопевец сравнивает себя с младенцем, который еще питается грудью матери. Когда мать отбирает у ребенка грудь, ребенок со смирением ходит вокруг матери, ожидая благости, когда она его накормит. Псалмопевец говорит: «Господи, я перед Тобой никогда не возносился, но всегда уповал на Твое милосердие, и все, что со мной было, я воспринимал как дитя: как оно никогда не гордится и не превозносится перед своей матерью, так и я перед Тобой, Господи». Замечательные слова! И Господь говорит Своим ученикам: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Чтобы мы не были ни злопамятными, ни величавыми, не возносились перед всеми, но учились смиренномудрию.

«Да уповает Израиль на Господа отныне и до века». Удивительный стих! Мы говорили, что надо уповать на Господа  от стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа, полные сутки, а здесь Псалмопевец говорит, что нужно уповать на Господа всегда, во все времена жизни, и это упование никогда не посрамит. Нужно всегда воспринимать то, что дает нам жизнь, с кротостью и смирением, учиться смиренномудрию, не входить в общества людей, которые могут научить нас высокомерию и превозношению над всеми, но быть перед Господом смиренным, как смиренен перед своей матерью ребенок, научиться незлобию, и постоянное упование на Господа не посрамит человека: здесь говорится не только об Израиле; мы знаем, что каждый псалом всегда пророчествует и назидает не только Древний Израиль, но и новый Израиль, Церковь Христову (новым Израилем называются и христиане, идущие за Христом). И нас сегодня он назидает, чтобы мы уповали на Господа постоянно, и никаких превозношения и гордыни не должно быть в нашей жизни.

Этот небольшой, но очень содержательный псалом возводит человека на ступень смирения, каковое есть матерь всех добродетелей в духовной жизни: без смирения мы не можем научиться от Господа ничему; Господь Сам говорит: «Научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Святые отцы говорят: без кротости не бывает смирения; и без смирения не бывает кротости.

Следующий псалом имеет преднаписание: песнь степеней, 131. Это уже 13-я ступень, которая нас возводит по пути духовной жизни, и она говорит о ревности по Богу. Тоже удивительный псалом: с одной стороны, христологичен, с другой - показывает трудное время и переживания иудеев, вернувшихся из Вавилонского пленения…

Во главу угла, конечно, должна быть поставлена духовная жизнь, которая поможет многое сделать и преодолеть в нашей земной жизни, без этого ничего не бывает. Без Бога человек ничего не может достигнуть в этой жизни.

«Помяни, Господи, Давида и всю кротость eго». Удивительными словами обращается к нам Псалмопевец через евреев, вернувшихся из Вавилонского пленения: они хоть сами и хранили истинное богопочитание, но не считали себя достойными в этой жизни, и они говорят о кротости Давида, имевшего особую кротость (в предыдущем псалме мы именно и говорили, насколько он смиренен и кроток). Они выставляют перед Господом не свои достижения, а достижения Псалмопевца Давида как одного из самых лучших из рода иудейского и говорят: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость eго».

Так и мы. Нас в жизни часто спрашивают: «Почему вы уповаете на святых? Почему вы молитесь святым? Вы такие надежды возлагаете на святых – зачем вам нужны посредники между вами и Богом?» Да потому, что мы недостойны – и свое недостоинство видим не только мы, но видел свое и древний еврейский народ, они не могли просить у Господа милость, чувствуя свое недостоинство: «Мы не можем построить храм, потому что мы грешные, недостойные. Поэтому мы испытываем такие искушения. А Ты, Господи, помяни Давида: наш род не так уж плох; были в нем те, что истиной и правдой Тебе послужили и превзошли всякий грех и беззаконие в этой жизни достижениями в духовной жизни, в приобретении добродетелей». Так и мы, уповая на святых, тоже говорим: «Помяни, Господи, всех наших святых и праведных, которые немало потрудились, чтобы освятить наш род христианский».

Далее Псалмопевец продолжает: «Яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю: аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима, дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю». Глубочайшую молитву раскрывает нам сей псалом и внутреннее переживание Псалмопевца, который все делал, чтобы послужить Господу. Когда он видел, что скрижали Завета и скиния – место хранения Ковчега – не имели места, где бы им разместиться, его перевозили из одного места в другое, то Псалмопевец не мог успокоиться: он молился, лежал на земле ниц (обращенный лицом к земле) и говорил: «Господи, я не встану с земли, пока Ты мне не укажешь место, где должен быть построен храм Господень. Я не успокоюсь, ибо Ты должен мне указать это место: я для себя ничего не буду ни строить, ни делать, я не могу спать спокойно, ведь Ты не имеешь места, у Тебя нет селения...» Господь увидел такую молитву и, как говорят святые отцы, чтобы Давид не нарушил клятвы, указал ему через его дар пророческий, где место для постройки храма, чтобы вся святыня была помещена там и чтобы Господь вселился в этот дом: Господь действительно был в храме, беседовал со священниками и открывал Свою волю. Святые отцы говорят, что не только это место указал Господь, но указал еще и место, где Он Сам вочеловечится: здесь вы построите храм из камней, а там Господь вочеловечится, войдет в плоть человеческую от Духа Святого; Он показал и место Своего Рождения.

«Се, слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы». Евфраф – это селение, которое называется Вифлеем, где Господь воплотился и родился. В полях дубравы – это то место, где была пещерка: Давиду были открыты великие тайны Божией мудрости; не только то место, где был построен храм, но и место рождения нашего Господа.

«Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его». Селения Его – это Церковь Божия. Мы с вами не раз говорили, что селением назывался Сион – место, где находился Бог. Евреи так и думали, что единое место, где находится Бог, – это Иерусалимский храм, построенный для Господа и для Ковчега. Конечно, мы можем говорить еще и о церквах Божиих, которые Господь уже после Своего Воскресения устроил по всей земле. Место, идеже стоясте нозе Его, – это Крест, ставший подножием ног Господа. Где еще стояли нозе Господа? Откуда Господь возносился. Мы можем говорить об Иерусалиме в целом и о тех святых местах, что связаны со страданием и служением нашего Божественного Спасителя.

«Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея». Святые отцы говорят, что здесь Псалмопевец пророчествует о Самом Божественном Спасителе, Который воскрес вместе со Своею плотью – кивотом святыни Его, и о Матери Божией, Которая являлась Кивотом для Божественного Спасителя: Она, как и Он, восстала в третий день и была вознесена на Небо.

«Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются» когда будет созижден храм, то священницы Твои облекутся правдою, облекутся в священнические одежды и будут совершать праведное, святое и добродетельное служение. И преподобные (посвященные, праведные) будут наполняться духовной радостью от этого служения.

«Давида ради, раба Твоего, не отврати лице помазаннаго Твоего». Святые отцы говорят: «ради Давида, его великой святости, великих трудов, которые он понес по созиданию храма Божия, Господи, не отврати лице помазаннаго Твоего», Господа нашего Иисуса Христа. Здесь как раз говорится о вочеловечении: чтобы это время обязательно пришло, ведь весь народ жил этим обетованием и ждал Пришествия в мир Божественного Мессии.

«Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем». Какое обещание Господь дает Давиду? – от плода чрева твоего посажду на престоле твоем: наследники из его рода будут всегда царями, и Господь исполняет это обетование. Мы знаем, что и прерывалось царствование на короткое время, и возобновлялось, но все-таки Божественный Спаситель пришел из рода Давидова, воплотился, вочеловечился, и Он сидит на Престоле одесную Бога Отца даже до нынешнего времени.

«Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем». Мы сказали, что не получилось воссесть сыновьям Давидова рода на престоле; и Соломон согрешил, и разделилось впоследствии царство, и было отнято, когда они были уведены в Вавилонский плен. Но все-таки до века сядут на престоле, до скончания жизни на земле будут из рода иудейского. И это исполнилось через Пришествие в мир Божественного Спасителя, Который и воссел на Престоле до скончания века, то есть на все века и на все времена Господь воссел на Престоле.

«Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе. Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и». Господь избрал Себе Сион и вселился во век века, то есть навсегда. Но мы знаем, что для Него был построен Иерусалимский храм, который был разрушен. В то же время Иерусалим – святой град, где Бог почивает и до сегодняшнего дня. Хотя и нет Иерусалимского храма, но есть Храм Гроба Господня, места, где Господь ходил и проповедовал слово Божественной истины, пострадал и принял крестную смерть, воскрес, вознесся; все эти места все равно остаются святыми, и со всех концов мира сейчас съезжаются в Иерусалим поклониться нашему Божественному Спасителю, увидеть домостроительство Божие, которое Господь соделал в этом месте, где каждый камень помнит не только Его проповедь, но и Его страдания, Его искупительную Жертву за весь род человеческий… Насколько точно Псалмопевец пророчествует о Сионе, в целом об Иерусалиме –граде, который поныне остается видимым знаком присутствия Бога на земле!

«Ловитву eго благословляяй благословлю, нищыя eго насыщу хлебы»: здесь уже говорится о верующих, которые не оскудеют и которые постоянно уловляются (попадают) в сети христианского учения, принимая Христа. Именно об этой добыче и говорит Псалмопевец; и о нищих. Мы знаем тех нищих, которых Господь питает; их Сам Господь называет блаженными, счастливыми: «Блаженны нищие духом, ибо тии насытятся», ибо Он никогда не оставит человека, наполняющего сердце свое кротостью и смирением.

«Священники eго облеку во спасение, и преподобнии eго радостию возрадуются». Повторяется мысль, где говорилось уже о священниках: священницы Твои облекутся правдою, а сейчас – уже во спасение (это и есть добродетельная жизнь, поэтому священники облекутся в святую добродетельную жизнь служения Господу и будут стремиться избегать всего земного в этой жизни, ведь им предложено самое большое богатство во Вселенной). И посвященные Богу, избравшие Его будут пребывать в радости и веселии, ведь Господь соделал спасение; преподобный Серафим Саровский говорил: «Радость моя, Христос воскресе!» Он всех приветствовал этими словами, он говорил, что ничто не может нас печалить, ведь мы должны радоваться, что Христос воскрес и принес спасение роду человеческому. Апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите». Радость присуща святым людям, преподобным, всей своей жизнью служащим Богу. Они пребывают в вечной радости.

«Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему». Здесь говорится о Христе – Он есть Светильник (светильником Священное Писание называет и Предтечу Спасова – Иоанна). «Враги eго облеку студом, на немже процветет святыня Моя». О каких врагах говорится? Конечно, мы можем говорить и о земном смысле псалма, называя врагами всех, кто выступал против строительства и воссоздания Иерусалима, Иерусалимского храма и стен иерусалимских. Но в духовном смысле враги Христовы – это демоны, они противляются всякой истине, противляются нашему Господу, их Господь облечет стыдом, а «на немже процветет святыня Моя». Что есть святыня нашего Господа? Церковь Христова, Глава которой Сам Христос, наш Божественный Учитель. Поэтому процветет святыня Церковь Христова, в которой человек спасается и обретает Истинного Бога.

Эти удивительные псалмы показывают нам, дорогие братья и сестры, еще две ступени: смирения и ревности по Богу, необходимые для каждого из нас, наполняющие нашу духовную жизнь и приводящие нас к дверям Царствия Небесного.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​