Читаем Псалтирь. Псалом 25

27 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Благодарю Вас сердечно, что Вы всегда находите время быть с нами и говорить о Псалтири, одной из самых поэтичных, мудрых, сокровенных Книг Священного Писания. Это очень важно для наших телезрителей; многие говорят, что они совершенно по-иному воспринимают Псалтирь после наших бесед.

– Действительно, Псалтирь важна для нас. Она открывает не только возможность духовно, крепко молиться, как молился святой псалмопевец Давид, но и понимание того, что мы можем представить в молитве к Богу, как можем беседовать с Ним. Псалмопевец Давид общался с Богом мягко, искренне и дипломатично. Он не укоряет Бога, а только постоянно говорит: «Господи, я во всей жизни научался от Тебя быть кротким, милосердным, справедливым, поэтому яви и Ты ко мне Свою милость». Это пример молитвы нежной, мягкой, неукоризненного общения с Богом. Этому можно научиться только при чтении Псалтири.

25-й псалом – это особая молитва псалмопевца Давида и его пророчество, что может произойти со Христом Спасителем. В то же время в этом псалме он говорит и о себе, о тех трудностях и испытаниях, с которыми столкнулся во время преследований Саулом, когда Псалмопевцу приходилось быть не только изгнанным из своего Отечества, но и жить среди иноплеменников. Обо всем этом Давид говорит в этом псалме.

Псалом начинается словами: «Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих, и на Господа уповая, не изнемогу». Он просит, чтобы Господь Сам увидел, как Псалмопевец живет (мы говорили об этом в предшествующем псалме): псалмопевец Давид всегда жил в незлобии. Он явил это качество, когда его преследовал Саул. Он никогда не просил у Бога никаких благ, но Господь по Своей воле призвал его и помазал на царство еще при живом царе Сауле. Такова была воля Божия. Такое происходит, когда один человек не оправдывает то служение, которое Господь ему поручает, и тогда Господь ставит другого человека. Неважно, что один еще не ушел, а другой уже поставлен. Такая ситуация одного приводит к покаянию, а другого  к совершенству. Это великий Промысл Божий. Псалмопевец Давид находился в тяжелейшем состоянии, но у него не было озлобленности и ропота. Он нес послушание от Господа достойно, не было у него злобы против Саула или тех, кто того окружал. Он мог отомстить или убить царя, но он себе этого не позволял, а лишь подчеркивал, что не является носителем неправды, но поступает по заповедям Божиим. Давид говорит, что упование на Единого Бога всегда будет в его сердце.

«Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя, и сердце мое». Он говорит: «Посмотри, Господи, на меня, на мое внутреннее состояние. Как огнем очищается золото и испытывается на прочность и чистоту, так и Ты, Господи, испытай меня. И Ты увидишь, что даже внутри меня нет никакой неправды. Только в незлобии хожу пред очами Твоими».

«Яко милость Твоя пред очима моима есть, и благоугодих во истине Твоей». Давид опять говорит: «Все, что я буду делать, только по милости. Буду ходить по тем путям, которые Ты мне покажешь, исполняя все заповеди Твои»; неважно, что встретится в его жизни, он все равно будет верен мыслям и примеру Самого Господа.

«Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду». Псалмопевец говорит: «Я никогда не находился в суетных, неправедных собраниях. Никогда не был заодно с теми, кто нарушает закон, кто является преступником или убийцей». Он всегда таких людей сторонился. Многие скажут: «Как же он не был убийцей, он же был царем, защитником и предводителем своего народа, военачальником?» Но одно дело, когда ты на войне защищаешь свою страну, уничтожаешь врага ради сохранения своего рода и государства, а другое дело – когда ты из корыстных целей кого-то убиваешь, чтобы завладеть его властью, имуществом или просто отомстить ему, если он задел твою гордыню. Это серьезнейший грех. Такой человек называется законопреступник. Если человек  защитник своего Отечества, мы прославляем его, у нас даже есть празднование в честь защитников Отечества. А нарушитель закона, законопреступник, достоин наказания. Раньше было не принято даже сидеть с такими людьми за одним столом. Он мог жить дальше, даже не сидеть в тюрьме, но к нему всегда испытывали презрение. Псалмопевец Давид говорит, что он никогда не был в собрании с такими людьми.

«Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду». Лукавнующие – это люди, живущие во лжи. Нечестивые – это язычники, те, кто не имел истинного богопочитания. Псалмопевец Давид говорит: «Я с ними никогда не сяду за один стол». Хотя, мы знаем, во время преследований Давида Саул его изгонял из родной среды, и ему приходилось жить среди язычников. Хотя он и находился среди них, но не имел ничего общего, искал возможность уйти оттуда: когда человек приходит в гости и стоит, значит, он спешит, сразу должен уйти, а если человек пришел и сел, это сидение может быть и до вечера, и до следующего дня, и не знаешь, когда он уйдет.

«Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи». Псалмопевец Давид использует образный язык, подтверждающий, что он не имеет ничего общего с нечестивыми, с теми, у кого руки в крови,  он не имеет ничего общего с теми, кто творит неправедные дела. Здесь вспоминается Пилат, омывший руки и сказавший: «Неповинен я в крови Праведника сего». Это древнейший обычай – умывать руки, когда ты не можешь убедить человека: человек совершает скверное, а ты не согласен, и ты умываешь руки и говоришь, что ты не причастен. Псалмопевец говорит именно об этом: «Я не причастен к тому злу, которое происходит в этом мире, среди иноплеменников, язычников. Я удаляюсь от всего этого». Он говорит не про ковчег Завета, а именно про жертвенник. Ковчег Завета находился во Святая Святых, а жертвенник находился во Святая. Во Святая Святых мог входить первосвященник только раз в год, а во Святая мог входить священник для каждения во время богослужения. Когда мы обходим жертвенник или храм с крестным ходом, то это всегда радость, ликование.

«Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя». Когда священники обходили жертвенник, они совершали богослужение с пением, поэтому Давид говорит: «Глас хвалы Твоея». «Поведати вся чудеса Твоя» – это о чтении Священного Писания, в котором свидетельствуется о чудесах, которые Господь сотворил. Само сотворение мира – тоже чудо. Тогда читалось Пятикнижие Моисеево, где возвещались чудеса Божии.

«Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея». Здесь мы можем говорить только о ковчеге Завета и скинии Моисеевой: не был еще при Давиде построен храм Господень. Давид возлюбил красоту, одухотворенность скинии Божией, тем самым он свидетельствует, что если он возлюбил дом этот, значит, он возлюбил и Хозяина, Самого Творца. Он всем своим сердцем прилепился к скинии и месту селения славы Божией.

 У евреев было четкое понимание того, что в храме Божием живет Бог. Скиния – для Бога, дворец – для царя, а не для подданных. У нас сейчас понимание: храм – для молящихся. Мы ведем себя как хозяева. У Израиля такого понимания, такой демократии, вольности не было. Они четко понимали, что храм – это место селения Самого Бога, это дом Божий; в доме Божием ты ведешь себя не так, как ты захочешь, а так, как во дворцах царей, где есть определенный этикет. Такое понимание до сих пор остается у них. Мы не подтянулись к этому пониманию. Господь изгонял торговцев и меновщиков из храма Божия, переворачивал столы: невозможно делать в храме Божием то, что мы хотим: храм Божий построен для определенных целей, мы должны не привносить что-то свое, а вливаться в то, что в нем есть.

– Вы определили тенденцию: мы много лет просим людей одеваться благопристойно, особенно это касается летнего времени. На улице жарко, но если в жару позовут на прием к Президенту Российской Федерации, вряд ли люди пойдут в шлепанцах, шортах и майке; они наденут легкий костюм. Каждое лето мы наблюдаем, что нет пока культуры одеваться в храм. Что для этого нужно?

– Нужно читать Псалтирь царя Давида. «Я полюбил благолепие дому Твоего», а мы приходим в храм и начинаем: «Почему здесь все в золоте? Давайте все нищим раздадим».

Если мы делаем дом для Бога, он не должен быть шалашом, он должен соответствовать славе Божией. В первую очередь это надо для нас. Мы должны почитать Бога, прославлять Его. Значит, мы имеем не только возможность, но и право просить у Бога Его милости и любви, как просит псалмопевец Давид: «Я возлюбил благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея». Он восхваляет даже землю, на которой стоит скиния. Не всякое место на земле может быть освящено храмом Божиим. Мы живем с таким пониманием и часто говорим: «Почему Господь меня не слышит, мне не помогает?» Потому, что мы не имеем право на милость и помощь от Бога: мы не возлюбили храм Божий и место селения Бога.

«Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой». Он говорит про язычников и про тех, кто нарушил Закон и пролил немалую кровь на земле. После того как он исповедовал любовь к благолепию храма Божия, он уже имеет право просить.

«Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды». Давид говорит о неправдах людей, нарушениях законов, принятии взяток, совершении неправедного суда.

«Аз же незлобою моею ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя». Опять Псалмопевец говорит о своем незлобии: «Я никогда не был с ними заодно». Он во всем поучается от Бога в жизни своей, просит, чтобы Господь не вменил ему какого-то греха, а, наоборот, помог ему.

«Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю Тя, Господи». Праведным Господь называется потому, что Он совершает праведный суд. Давид говорит: «Я всю свою жизнь стараюсь отдать Господу, живя благочестиво, по заповедям Божиим». Он исполняет заповеди. Храмов тогда не было. Он пророчествует о том, что в будущем во всех христианских конфессиях будет прославляться имя Божие теми словами, которыми воспел Бога псалмопевец Давид. Мы и живем в такое время, разбираем Псалтирь, потому что она прославляет Бога. Давид полно, искренне, поучительно прославил Господа.

25-й псалом удивителен. Конечно, Давид говорит о своих испытаниях, трудностях, неправдах. Современный человек озлобляется на то, что встречается в жизни с большими трудностями, и не может их преодолеть. Он не может молиться, а если даже и молится, то его молитва скудна, и он просто просит. А псалмопевец Давид не считает, что Господь должен просто дать лишь потому, что человек попросил. Ты должен что-то представить –- милосердие, любовь к Богу, действенную и истинную. Он может сказать: «Я хочу слышать слова богослужебные, хочу пророчествовать о Тебе словами Священного Писания». Человек может многое представить Богу. Но мы-то ничего не можем, что тогда мы попросим у Бога? Только то, чтобы Он научил нас хотя бы принести достойное покаяние в грехах, чтобы Господь не посрамил нас в жизни. Этот псалом очень сильный, глубокий. Мы должны стремиться к тому, чтобы в своей жизни были похожими на псалмопевца Давида, особенно в образе собственной молитвы.

– Вы говорили о том, что люди спрашивают: «Почему Господь меня не слышит?» Есть рассуждение архиепископа Никона (Рождественского) о том, что, возможно, вы никогда не задумывались, что ваши просьбы к Богу иногда могут навредить и другому человеку. Когда вы просите, вы думайте и об этом. Наши просьбы могут навредить другим людям.

– Да, может быть и такое.

Ведущая Любовь Акелина

Записала Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать