Читаем Псалтирь. Псалом 1

26 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Псалтирь, Книга Ветхого Завета, как никогда, близка нам и наталкивает нас на размышления о сегодняшнем дне...

– Действительно, Псалтирь имеет такую многогранность, которая и духовно нас утешает, и в то же время дает некую надежду, потому что всякая молитва не остается незамеченной перед Богом. Господь всегда дает ответ на наше обращение. Это первый момент. Второе – удивительные слова, которые мы слышим в Псалтири, мы нигде в жизни не услышим, особенно в современной жизни, которая наполнена всякими словами, но не словами Божиими. И, конечно, когда мы будем говорить о псалмах, а мы начнем с первого псалма Псалтири Давидовой, то нужно понимать: мы будем говорить о вещах многообразных – Священное Писание дается человеку к научению. Кроме внешней, так скажем, исторической канвы – буквальный смысл присутствует, конечно, и в Псалтири, Псалтирь еще несет огромный таинственный духовный смысл, даже пророчества: Псалтирь много пророчествует о Пришествии Христа Спасителя, о том, что предстояло пережить или перенести в Своем служении нашему Божественному Спасителю. Отношения людей – от иудеев до язычников, фарисеев и книжников, – это все, конечно, заложено в пророческой части Псалтири. Но Псалтирь всегда являлась утешением. Мы, конечно, будем в руках держать Псалтирь, мы немного нерадивые по сравнению с теми добрыми временами нашей исторической действительности, когда многие знали Псалтирь наизусть.

– Мы все восторгаемся гением Пушкина, Шекспира, других поэтов. А когда читаешь Псалтирь, невольно возникает вопрос: насколько же гениален в творчестве был псалмопевец? И вообще возможно ли такую красоту изобразить человеку?

– Невозможно. Человек может изображать всякое внешнее. Но чтобы соединить внешнее и внутреннее, духовное и пророческое, нужно обладать особым даром. Поэтому мы и называем Давида не просто писателем, поэтом, а пророком и псалмопевцем, восхищаемся талантами, которые Господь дал ему, и, конечно, особым даром пророчества о тех временах Спасителя, к которым было направлено стремление всего Ветхого Завета.

Открываем первую кафизму и первый псалом, который известен. Этим псалмом начинается часто вечернее богослужение, когда имеет особый статус – полиелейной службы, всенощного бдения...

«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе». То есть сразу же псалмопевец Давид раскрывает глубочайший смысл нашего стремления, нашего желания: блажен муж. Какой человек – блаженный? Если перевести это слово на русский язык, то, конечно, это счастливый человек, а мы знаем, что счастье – это полнота некой внутренней удовлетворенности, внутреннего мира: если человек имеет этот внутренний мир, если он сам не раздражается и никого не раздражает вокруг себя, это счастливый человек. Не надо счастье связывать с земными богатствами, которые мы имеем: все, что человек приобретает и имеет, – это некая сиюминутная радость, которая потом превращается в пустоту либо в отягощенность. И только внутренняя полнота, уверенность и успокоенность, только вера в Спасителя, исполнение заповедей Божиих дают человеку полную внутреннюю успокоенность, то есть счастье. Если мы сделаем разбор слова «счастье», то увидим, что корнем слова является «часть». Счастлив тот человек, который становится частью Самого Бога. А частью Самого Бога мы становимся, когда приступаем к святым таинствам Исповеди и Причастия. Тогда человек становится частью Бога, успокаивается и становится самым счастливым, потому что становится сыном Божиим, наследником обетованных благ от Самого Господа.

А что Господь дает в наследство человеку? Конечно, Он дает вечность, потому что Он обладает вечностью. Мы становимся сынами Божиими, чтобы быть участниками этой вечности, этого вечного богатства – Царства Небесного. Господь уже в Новом Завете скажет: «Ищите прежде всего Царствия Небесного и правды его, остальное все приложится вам».

«Блажен муж». Современный человек может подумать, что если звучит слово «муж», значит, нет никакого отношения к жене. Но это неправильно. Муж – это полнота. Жена была создана от мужа. Когда мы говорим «муж», подразумевается все человечество. Это мышление ветхозаветного человека, и мы знаем, что муж и жена – плоть едина. Когда говорилось о муже – конечно же, говорилось о жене и о детях. Нужно понимать это мышление, и оно объясняется нам. Например, вспомним слова Священного Писания о том, что за Господом ходило много людей, они слушали Его Божественные глаголы. Кто-то приходил услышать, кто-то увидеть Христа, кто-то – получить внутреннее облегчение, кто-то – исцелиться от различных болезней, а кто-то, может быть, примириться с Богом: давили те грехи, которые были. Около Христа Спасителя собиралось огромное количество людей. Евангелист описывает это так: около Христа, например, было пять тысяч человек, и поясняет дальше: «кроме жен и детей». Мужчин считали как тех, которые являются основанием жизни на земле, а потом уже присовокупляли и всех остальных.

– Здесь «совет» имеется в виду в прямом смысле, как собрание? Или здесь какой-то переносный смысл?

– Дальше псалмопевец все это поясняет. Блажен муж, который не идет на совет нечестивых, то есть на совет людей, которые собираются, совещаются, чтобы что-то замыслить. Если брать святоотеческое толкование этого места, то, конечно, блажен муж, который не прислушивается к тем помыслам, которые всевает в наш разум враг рода человеческого. Это очень важный момент. Ведь всякое злодеяние и всякий добрый поступок формируется сначала в нашей голове через те мысли, которые мы принимаем, развиваем, затем впускаем в наше сердце – и совершается какой-то поступок. Всякое злое начинается всегда с совета, оно не сразу появляется, воплощается – начинается именно с совета нечестивых. Это и в физическом понимании, и в материальном нашем земном понимании. Мы можем сначала пойти посоветоваться. Если человек богомудрый, тогда его совет правильный, и человек совершает доброе дело. А если человек исполнен греха, то он со стороны своих страстей будет и советовать.

В земной жизни христиане ходят на совет к кому? К своему духовному отцу, наставнику, тому, кто служит истине и правде, – кто не будет служить и советовать по страстям, по какому-то человеческому произволу, а будет всегда советовать так, чтобы человек не согрешил, но всячески исполнил заповеди Божии. Поэтому здесь и говорится: блажен муж, то есть счастливый тот человек, который не идет на совет нечестивых. И на пути грешных не ста. То есть он не стоит на пути грешных, не научается от них неправде, и на седалищи губителей не седе. Тут очень важные моменты отмечает псалмопевец Давид: нужно не идти, не стоять и не сидеть – не иде, не ста, не седе. Кто идет – еще не укоренился в этом, ищет какого-то совета. Кто стоит на пути грешных – для того уже грех возрастает, и он уже имеет некое стремление. Кто уже сидит – тот погружен в этот грех. Поэтому здесь псалмопевец говорит, что мы в своей жизни должны избегать: и шествия ко греху, и стояния во грехе, ну а сидение, лежание во грехе – это вечное пребывание в нем. Поэтому вот этих греховных состояний, в которых человек может пребывать, нужно избегать от начала до конца. «На седалищи губителей», то есть тех, кто уже замышляет самое плохое и вредное о человеке. Конечно, замышляет враг рода человеческого: если брать духовный, мистический, таинственный смысл Священного Писания, то, конечно, нужно избегать общения с врагом рода человеческого.

«Но в законе Господни воля eго, и в законе Его поучится день и нощь». Нужно всячески стремиться исполнять заповеди Божии и учиться этому закону день и ночь – «пребывать всегда в правде Божией», говорят святые отцы. Мы можем совершать земные дела, но в помыслах, в мыслях своих мы должны пребывать и день и ночь в правде, в Законе Божием, в исполнении воли, которую Господь заповедовал через заповеди Божии. И в то же время пребывать в молитвенном, духовном общении день и ночь. Это возможно человеку. Господь в Священном Писании Нового Завета, обращаясь к нам, говорит: «непрестанно молитесь». Как непрестанно молиться? Человек же не может постоянно пребывать в молитве – у него бывает состояние сна, работа, когда он оторван от молитвы. На самом деле это неправильно – человек может и что-то делать, и пребывать в Иисусовой молитве. Когда человек постоянно пребывает в молитве, то, отходя ко сну, он в подсознании своем продолжает молиться, общаться с Богом. Поэтому псалмопевец и говорит: нужно научаться денно и нощно Закону Божьему.

«И будет яко древо насажденное при исходищих вод, eже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет; и вся, eлика аще творит, успеет». Замечательные слова. В Законе Господнем воля Божия, очень важно творить не свою волю, а Божию, благую и совершенную. Если мы будем жить по воле Божией, то будем пребывать в добре. Если мы будем пребывать в своей воле, то, как говорит народная пословица, «человеческая воля загоняет человека в неволю»: человеческая воля после грехопадения направлена ко греху, и человек больше стремится исполнить дела своей похоти, своих страстей, своей гордыни, своего тщеславия и своего превозношения. Поэтому и Господь говорит, и псалмопевец говорит, что воля Божия – это пребывание человека в Законе. И тогда будет человек как древо, посаженное у источника вод. Когда мы бываем, например, на Святой Земле, то вокруг Иордана видим очень много зелени, деревья с красивыми цветами, на них обильная листва. Мы знаем: где достаток влаги, воды, там и дерево имеет такую красоту и ни в чем не нуждается, листва не угасает, солнце и вода наполняют это дерево, и мы даже у этого дерева не видим ствол – листва прикрывает все.

Так и человек, который пребывает в Законе Господнем, ни в чем не нуждается в своей жизни. У него есть все необходимое, он прикрыт от влияния врага рода человеческого благодатью Божией, как дерево прикрыто листвой. В то же время, мы знаем, дерево, которое растет у источника воды, приносит и достойный плод, и всегда есть плод, потому что этому дереву всего хватает. Так и человек, который живет в Законе Божием, приносит достойный плод, его жизнь не является бесплодной и, значит, будет великим оправданием на Страшном Суде Христовом. Такое очень удивительное сравнение с деревом дает Господь, чтобы мы не были бесплодными и имели в своем стремлении, основании исполнение заповедей Божиих. Тогда человек будет достаточен, живя на земле, и вся, eлика аще творит, успеет. То есть он никогда не будет пребывать в унынии и в духовном отношении будет всегда утешен от Господа. Этим утешением станет благодать, которая будет подаваться ему за счет исполнения заповедей Божиих, она будет его утешать, будет помогать в любых скорбных обстояниях.

«Не тако нечестивии, не тако; но яко прах, eгоже возметает ветер от лица земли». Не так бывает с теми, кто не живет по заповедям, по воле Божией – они как прах. Что значит прах? Прах не имеет основания, прах, носимый ветром, не может иметь постоянного места – он не имеет оседлости, а значит, не имеет никакого богатства. Богатство приобретается, только когда человек возделывает свою землю, свою делянку. А если этой делянки нет? Это как цыгане, которые ничего не имеют, только ездят со своими узелками, но им негде приткнуть главу (сейчас, конечно, есть и другие цыгане, которые имеют все, но это такое сравнение). Нечестивым Господь не дает какого-то пристанища на земле, не дает им утешения, внутреннего успокоения. Например, мы знаем, что иудеи восстали на Христа, они не приняли Его, они уподобились нечестивым, которые изгнали святого из среды своей. Что происходит с этим народом? Мы становимся свидетелями, что Господь лишает их земного отечества, они, как прах, разносятся по лицу всей земли. И они буквально до 1948 года, пока не было создано еврейское государство, не имели пристанища на земле. И по сей день у них нет места для совершения молитвы, они молятся у Стены Плача, у них нет своего храма.

– Мы помним ответ равноапостольного князя Владимира. Когда он выбирал веру, сказал: «Вы не имеете своей земли, своего государства, как же вы тогда проповедуете свою веру?..»

– Да. «...Вы хотите, чтобы и нас Господь по всему лицу земли рассеял?» Поэтому псалмопевец Давид очень хорошее дает сравнение, уподобляет нечестивых праху, пыли, которую носит ветер по земле и которая не имеет своего пристанища, не имеет основания и, наверное, больше досаждает окружающим, чем приносит утешение. Дерево приносит утешение, дерево визуально даже радует глаз, под ветвями дерева можно спрятаться от солнца, от дождя. Дерево – это жизнь, это источник жизни, а вот пыль всегда приносит досаждение. И нечестивых сравнивает псалмопевец именно с пылью, с прахом, который носится по лицу всей земли.

«Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных». Вот здесь очень хорошо говорит псалмопевец, что не воскреснут нечестивые на суд. Почему? Мы знаем, что будет Второе Пришествие и все воскреснут. Почему те не воскреснут? Да потому, что суд не будет ими заниматься, они осуждены уже по своему злому какому-то деянию. Ведь судья чем занимается? Он доказывает подсудимому его вину. А здесь не нужно доказывать. Когда убийца совершает свой грех, он осознает это. И суд констатирует только, что он это сделал, ему предъявляют обвинение и определяют какое-то наказание. Великий Судия, наш Творец, не будет доказывать нечестивому его какой-то грех, недостойные поступки, он просто приходит на Суд, чтобы получить наказание и затем вечно мучиться. Ниже грешницы в совет праведных. Опять-таки ни о каком совете праведных здесь и не может идти речи, потому что нечестивые не будут вместе с теми праведниками, которых Господь знает поименно.

«Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет». Этими заключительными словами псалмопевец говорит, что Господь знает заранее путь грешных и путь праведных. Ему не нужно давать какие-то доказательства. Если Он видит грешного человека, то грешный человек еще здесь, на земле, бывает наказан и не будет оправдан в вечности. Но Господь знает и путь праведного человека. И тот праведный, который, может, и терпит какие-то поношения, какие-то, может быть, скорби в своей жизни, пусть никогда не забывает, что его правда явлена перед лицом Божиим и Господь пошлет какое-то утешение – если не сейчас, сразу, то, конечно же, в будущем.

Первый псалом удивителен, глубок и радостен. С одной стороны, показывает путь, по которому должен идти человек, а с другой – дает утешение, потому что перед лицом Божиим ничего не забыто, и Господь будет посылать награду праведному человеку и в этой жизни, и в вечности он будет оправдан.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать