Читаем Псалтирь. Псалом 24

20 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– 24-й псалом Псалтири царя Давида очень значим для каждого христианина, потому что в нем Давид научает всех верных правильно молиться, учит, как нужно себя вести в трудных жизненных обстоятельствах. Когда на долю человека выпадают жизненные потрясения, нужно обращаться к Богу, но молиться необходимо не только о себе, но и о своих близких. Попадая в трудные обстоятельства, нужно читать этот псалом, в котором молящийся испрашивает милости Божией и получает ее.

«К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся вовек, ниже да посмеют ми ся врази мои». Давид говорит: я воздвигаю к Тебе душу свою, то есть представляю ее перед Господом. Но чтобы душа предстояла перед Богом, ее нужно освободить от всего лишнего, наносного, земного, к чему она прилеплена в течение нашей жизни.

Мы идем в храм, встаем на молитву только тогда, когда находим силы оторваться от повседневности, суеты, лени. Только тогда душа вместе с телом обращается к Богу в молении. «На Тя уповах, да не постыжуся». Упование на Господа никогда не посрамляет человека. Когда он с Богом, ему никогда не бывает стыдно; без Бога он может быть посрамлен: в состоянии богооставленности человек остается один на один со своей немощью, скудостью и попадает в руки врагов. «Ниже да посмеются ми ся врази мои». Можно даже не пояснять эти слова, потому что действительно будет посмеян человек без Бога. Почему Бог выступал на стороне Давида? Свое упование в любом деле, в любой битве Давид всегда возлагал на Господа. И это упование никогда его не подводило.

«Ибо вси терпящии Тя не постыдятся». Что значит «терпящии»? В данном контексте слово «терпящии» не означает терпеливые. Здесь говорится о тех, кто уповает на Бога, призывает Его милосердие. И надежда на Бога никогда не посрамит.

«Да постыдятся беззаконнующии вотще». Что значит «беззаконнующии вотще»? Всякий человек грешен. Но бывают грехи ведомые и неведомые, вольные и невольные. Если человек совершает невольные грехи, согрешает нечаянно, то эти грехи не вменяются ему в великое согрешение. А те грехи, которые он совершает целенаправленно, пребывает в них, низводят грешника до преисподней. На них Псалмопевец обращает внимание, говоря, что эти грехи напрасны, с ними нужно бороться, их нужно преодолевать.

«Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя». Псалмопевец Давид очень часто, чтобы подчеркнуть значение произносимых слов, усиливает их повторами, синонимами. «Пути», «стези»: стежки, дорожки. Казалось бы, это одно и то же. Только есть пути широкие, есть узкие, но любые пути Божии - святые. Если говорится о путях Господних, то речь идет о следовании воле Божией через соблюдение Его заповедей. Псалмопевец говорит: «Покажи мне путь, научи меня заповедям Твоим».

«Настави мя на истину Твою, и научи мя: яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день», то есть на Тебя уповаю весь день. «Настави мя на истину Твою, научи мя» - научи меня заповедям Твоим. «Яко Ты еси Бог Спас мой». Давид называет Бога  «Спас мой», поскольку лишь Господь избавляет человека от трудностей, скорбей, болезней, которые есть в его жизни. Он называет Его Спасителем, ведь без Бога невозможно обрести мир и покой. И Давид просит, чтобы Господь научил, показал истину, наставил в ней. Благодаря этому человек обретает спасение от тех трудностей, с которыми он встречается в своей жизни.

«И Тебе терпех весь день». Для евреев понятие «день» включало в себя все световые дни, это понимание всей жизни. Ночь они не считали за жизнь: это временное упокоение человека, временная смерть: ночью человек не созидает, не живет. Здесь говорится: «я уповаю на Тебя всю свою жизнь».

«Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть». Давид говорит: «Помяни, Господи, милости Твои, на которые я уповал в течение всей своей жизни. Для меня это суть жизни, я не могу по-другому в своей жизни поступать». Действительно, Давид всегда очень милостиво поступал со всеми, помня, что Господь дает милость Свою только тем, кто явил милость в своей жизни.

Далее он говорит: «Грех юности моея, и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи». Он просит, чтобы грехи юности и неведения не поминал Господь. В юности человеку присуща горячность, поэтому с легкостью он совершает грехи; их, как говорят святые отцы, в единой покаянной молитве может простить Господь. Сознательные же грехи нуждаются не просто в покаянной молитве, но и в удручении тела: тяжкие грехи прощаются только через несение серьезных тягот, скорбей.

«Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающим на пути». По мнению всех толкователей, Господь благ потому, что Он совершенен. Благость может быть только в Господе. Мы помним слова Священного Писания, когда Господь сказал одному законнику: «…что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк. 10, 18). Действительно, благость как высшее добро, благодать только в Господе находится в полноте. Такое обращение подобает только Богу: правым называется тот судья, который совершает суд без всякой предвзятости, лицемерия, мздовоздаяния, неправды. Правым называют Господа, Который совершает праведный суд без всякого лицеприятия.

«Сего ради законоположит согрешающим на пути». Здесь говорится, что Закон Господь дает для согрешающего и по Закону этому судит его. «Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим». Кроткие оправдываются судом. Им показывается правильный, спасительный путь, по которому они идут – «научит кроткия путем Своим»: Господь всегда научает кротких заповедям Своим.

Мы говорили, что Псалтирь христологична: в ней есть много пророчеств о Христе. По-настоящему кротким мы не можем назвать ни одного человека до Пришествия Христова: в полноте этот подвиг не был совершен до страданий Христа. Кротости мы научаемся только от Господа. Господь говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем» (См.: Мф. 11, 28–29). Кротости и смирению в полноте могли научиться от Господа только ученики Христовы. По святоотеческому толкованию, в словах о кротких, идущих путем Божиим, говорится об учениках Христа – святых апостолах, которые с радостью стали исполнять повеления Христа, те заповеди, которые оставил им Господь.

«Всипутие Господни милость и истина, взыскающим завета Его, и свидения Его». «Свидением» и «заветом» называются заповеди Божии. Кто поучается от Господа заповедям Божиим, тому Господь являет милость и истину. Во всем нужно стремиться исполнять заповеди Божии.

«Ради имени Твоего, Господи, и очисти грех мой, многбо есть». Конечно, у человека множество грехов,но ради прославления имени Божия Господь очищает человека.

 «Кто есть человек бояйся Господа; законоположит ему на пути, егожеизволи». Здесь говорится о святости и благочестии. Когда человек живет по заповедям Божиим, Господь являет ему милость Свою, пути его становятся правильными и праведными. В то же время «душа его во благих водворится, и семя его наследит землю». Здесь говорится о селениях праведников, о времени открытия Царства Небесного в райских селениях: двери Царства Небесного в ветхозаветное время были закрыты, но в аду были селения праведных. Естественно,у того, кто живет по заповедям Божиим, душа водворится в селениях праведников. Что значит «наследит землю»? У евреев была важная задача - иметь продолжение своего рода, чтобы через это их род освятился встречей с Мессией, с Избранным, Который придет спасти человечество. Для них это была задача номер один, поэтому многодетность всегда поощрялась. Человек, не имевший детей, считался грешником. В детях заключалось не только продолжение рода, но и осмысленность земной жизни, родители не расточали богатство, которое накопили, чтобы им пользовались их дети – вэтом заключается великая радость.

«Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им». То есть явит им заповеди. «Держава» - значит «крепость». Господь является для нас Крепостью, Защитой всех тех, кто боится Бога.

«Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои». Здесь говорится об уме человеческом. «Исторгнет от сети нозе» - сети расставляет враг рода человеческого, а Господь сохраняет человека, его жизнь и путь от искушений диавольских.

«Призри на мя, и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз». Здесь Псалмопевец говорит о себе: о том, что бывает такое время, когда человек остается один в своих духовных поисках, оставленный всеми. В таком состоянии он говорит: «Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя» - очень тяжелые внутренние переживания, которые касаются нефизических немощей, а состояния богооставленности, уныния, когда человек говорит: «Я одинок в этой жизни, нищ, и все оставили меня». Тогда рождается сильное сердечное переживание:когда все от тебя отворачиваются, готовы предать тебя, то ты думаешь и взываешь к Богу: «От нужд моих изведи мя».

«Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя». Что мы можем предложить Господу? Только показать то, что есть в нашем сердце смирение и труд. «Ради этого, Господи, избавь меня от всех грехов моих».«Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидешамя». Очень много врагов у человека - бывает, он чувствует одиночество и страшится, что его одолело множество врагов. Что может сказать он Богу? Возненавидели его неправедно. Здесь Давид говорит, что во всем должна быть правда: если я сделал человеку что-то плохое и лукавое, подвел его, и поэтомуон возненавидел меня,- значит, по правде ненавидит он меня, а если я ничего плохого не делал, не предавал, никакого зла ему не делал, тогда возненавидел он меня неправедно.

«Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя». Когда человек испытывает трудности, мучения, остается один на один с собой, своими испытаниями, то он знает, что есть еще Кто-то, Кто может разделить с ним скорби, переживания, может помочь в этом испытании. В этом заключается молитва Давида. Он просит Бога о помощи, чтобы Он сохранил, исправил, научил; приносит покаяние в этом псалме, просит, чтобы Господь простил грех юности и неведения. В то же время он говорит: «Господи, я не делал ничего такого, чтобы эти люди восстали против меня, возненавидели. Я одинок, Господи, помоги».

Этот псалом - плач, стенание к Господу о том состоянии, в котором сейчас находишься. В конце псалма Давид просит: «Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя». Этими словами он хочет сказать: «Сохрани меня, Господи, избави, покажи, что я правильно верую, чтобы все знали, что я только на Бога уповаю, все делаю с благословения Божия». Сила псалмопевца Давида заключена не в мудрости, не в уме, не в поддержке своего народа. Все что он имеет - он всегда об этом говорил,- все это только благодаря упованию на Бога, вере в Него и как в своегоПомощника, Защитникаи Избавителя от всего злого.

«Незлобивии и правииприлепляхуся мне, яко потерпехТя, Господи» - постоянно уповал на Тебя, возлагал свои надежды. Какие «незлобивии и правии»? Это те, кто,видя, что Господь помогает Давиду, дает ему силы, крепость, победу,обращались к нему и становились рядом, ощущая силу Божию и почитание Бога. Видя такое упование, они присоединялись к Давиду, понимая, что сила Давида-в его Боге.

«Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его» -замечательные слова псалмопевца Давида, коими он показывает, чем должна заканчиваться молитва. Молясь, нужно просить не только за себя, но и за народ, который дорог тебе и близок. Многие утверждают, что молиться надо за самого себя:нужно знать тех, за кого ты молишься, нельзя молиться за тех, кого не знаешь. Псалмопевец Давид отвечает нам, говоря, что молиться надо за всех, особенно за свой единоверный народ, и поэтому он заканчивает свою молитву прошением за весь Израиль,будучичастью израильского народа.

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать