Читаем Псалтирь. Псалом 19

13 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Батюшка, мы уже говорили, что на Руси каждый образованный человек учился по Псалтири, знал ее наизусть. Отсюда, наверное, такое образное мышление наших предков, красивая речь, сравнения. Когда я училась в школе, наш педагог по литературе говорила, что «если вы хотите, чтобы была хорошая память даже в не очень молодом возрасте, обязательно учите стихи», – и мы многие учили стихи наизусть – Пушкина, Лермонтова и других наших известных поэтов. А наши предки учили наизусть Псалтирь, это позволяло им до глубокой старости сохранять острый ум...

– Когда человек знает Псалтирь и читает ее, он знает пути Божии и живет правильно. И правильность жизни дает, как мы говорили в прошлый раз, удовлетворенность, радость жизни. Он радуется жизни и говорит: Господи, как хорошо с Тобой быть и с Твоим законом. Как псалмопевец Давид сказал, дороже всякого золота и драгоценных камней, слаще меда и сота. Сегодня очень много психических расстройств, поскольку люди живут неправильной духовной жизнью. Мои последние наблюдения говорят, что страдают особенно те, кто уклонялся в изучение эзотерики, астрологии, богословских наук других религий: когда они возвращались назад, у них происходило смешение разума, ведь враг рода человеческого начинал считать их уже своими, так как они изменили святому православию и погубили свои души. Но вдруг они попытались вернуться к нормальной жизни. Враг рода человеческого никогда такого человека не отпустит просто так, и у многих людей происходят психические расстройства.

– И православные многие всерьез говорят, что встретили год то ли красной, то ли синей козы. А некоторые идут на Божественную литургию ночью – ночью сейчас во многих храмах есть Божественные литургии – и встречают Новый год очень хорошо и достойно. Посмотрите, даже православные всерьез относятся к каким-то гороскопам! Все программы, все передачи перед Новым годом пестрели гороскопами, все издания – журналы, газеты... Православные, может, в шутку это читают?

– Вообще не стоит читать, ведь мы зависимы от той информации, которую получаем. И если человек получает правильную, православную информацию, то он этим утверждается. А если получает ненужную информацию, то у него развивается какое-то двойственное состояние. Не потому, что он не может управлять собой, а потому, что он не стоит на твердом основании святого православия. Его начинает колыхать. Почему, например, всегда просили не держать дома ненужных книг и даже их уничтожать? Чтобы они не приносили соблазн и двойственность во внутреннее состояние. И людям, которые сегодня читают гороскопы и начинают говорить, что «год такой-то», надо быть очень осторожными с этим. Не только год – всякий день благословен и создан от Бога и Богом. И Священное Писание, в том числе Псалтирь, говорит нам: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». И не сам по себе день плох – мы делаем день плохим за счет своих грехов и той неправды, которую выбираем. И, естественно, человек, прилепившийся к гороскопу, к суевериям, свидетельствует о низости своей веры и даже о своем маловерии, ведь всякий потерявший веру становится суеверным. Можно быть православным по сути, а можно только по названию и принадлежности к тому культурно-историческому сословию или народу, к которому мы относимся.

– Спасибо, отец Алексий. Будем уповать на Бога, и все у нас будет хорошо.

– А мыслить будем учиться, как мыслил псалмопевец Давид. А это возможно только через изучение святой Псалтири.

Итак, 19-й псалом. Он тоже называется «В конец», и, как говорят толкователи, псалмопевец Давид пророчествовал здесь о времени царя Езекии, которому придется столкнуться с большим испытанием. Это испытание было связано с ассирийским царем, который благодаря военачальнику окружил Иерусалим войском и стал всячески поносить царя Езекию и еврейский народ: чтобы причинить большую боль, всегда ругались на святыню и на то ценное, что люди имели. А евреи имели своей ценностью Бога и поклонялись истинному Богу, и уповали на Бога. Вот и военачальник начал хулить Бога израильского, говоря: Где ваш Бог? Наша сила – в нас самих, в нашем огромном войске. И тогда Езекия вместе с друзьями пришел в храм. Езекия разодрал свои одежды и стал молиться Богу, просить покаяния за свои грехи, просить Бога о помощи. Мы знаем, что тогда ангел Господень поразил ассирийское войско, остатки которого бросились в бегство, и Иерусалим не только не был взят, но израильский народ вышел победителем в этом сражении.

И псалмопевец Давид именно пророчествуя, говорит о тех словах, которые впоследствии скажут царь Езекия и его друзья в храме Господнем. Некоторые толкователи говорят, что этот псалом можно приписать и устам самого царя Давида, который переживал такие же испытания и набеги. И когда он обращался к Богу, Бог ему помогал: если кто-то хвалился своими войсками, многочисленностью, своим оружием, царь Давид всегда полагался на Бога, и Господь ему всегда помогал, и надежда никогда не была посрамлена.

Здесь, конечно, мы можем говорить и о духовном толковании Псалтири: каждый из нас испытывает набеги врага рода человеческого, и тот, кто полагает свои усилия на Бога, побеждает. А тот, кто пытается с ним сразиться один на один, остается побежденным. Очень небольшой, но глубокий псалом, он дает сильную надежду, радостное упование на Бога и ответ от Бога, что тот, кто призывает Его, всегда будет победителем.

«Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля». Скорбящий и переживающий всегда должен уповать на Бога, молиться и обращаться к Нему, и Господь никогда не оставит такого человека. Это относится не только к тем временам, когда Езекия молился. Каждый из нас испытывает такие трудности: пребывает в печали, впадает в уныние, не знает, как жить и чем заняться, как найти опору и основание в этой жизни. Обращайся к Богу в молитве, и Господь никогда тебя не оставит! Где ты должен молиться? И здесь вот как раз образ и царя Езекия, и псалмопевца Давида, и всякого верующего человека показывает, что нужно защиту искать не где-нибудь, уклоняясь в свои рассуждения в домашней молитве, а нужно всегда идти в храм Божий – место, отмеченное особой архитектурой, иконами, интерьером. Храм Божий, в понимании Ветхого Завета, – это место, где обитает Бог, где Он особо слышит человека. Такое понимание храма должно вернуться к современному человеку.

– Прошу прощения, но давайте проведем параллель с нашей святой преподобной Евдокией (Евфросинией) Московской. Димитрий Донской, как пишет летописец, защищал Москву – она все время подвергалась нападению врагов. Что делала супруга Евдокия?

– Со всеми женщинами шла в храм и молилась.

– Да. Она была тогда духовным лидером. Особенно когда умирает преподобный Сергий, умирает святитель Алексий, а она (ведь какие страшные были нападения – Тамерлан, Тохтамыш) не падала духом; это удивительно для женщины, ведь она осталась без мужа с огромной семьей. И она всегда за победой шла, отступали моровая язва, пожары. Она чудотворила. Ее же сравнивали в акафисте с царем Давидом и говорили, что она псаломски себя вела, ночью молилась. Это удивительный пример.

– Этот пример должно услышать сегодняшнее время, когда мы ищем опору. Ведь многие, попадая в такое состояние, ищут бабок каких-то, экстрасенсов, колдунов. И человек, рассеивая себя, подвергается большему греху и большему духовному падению. Поэтому всегда нужно искать эту опору в храме Божием, как 19-й псалом нам показывает.

«Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя». Но откуда «послет ти помощь от Святаго»? Святым называется храм Божий. «И от Сиона заступит тя». Почему от Сиона? Сион – это та гора, где, было предание, пребывает Бог. Гора Сион – гора Небесная. Конечно же, на Небе почивает Господь, и именно от святого места придет Господь. И хоть Господь пребывает везде и всюду, символом его пребывания являлись храм и Сион.

«Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди». Тогда Господь примет жертву твою... Но жертва всегда была, и у царя она была полна. Жертва была связана с жертвоприношением, и в жертву приносилось не по русской пословице «на Тебе, Боже, что мне не гоже» – если мы жертвуем монетку, то мы обязательно найдем какую помельче. В церковном ящике всегда обитает больше мелочи, нежели бумажных купюр – это наше отношение: если мелочь, то я ее высыплю. А в древности не было такого отношения. Лучшее приносилось Богу – в жертву не приносились голодные, худые, больные тельцы или коровы. Нет. Специально стада растили, их не кормили искусственно, они должны были ходить на вольных полях и питаться лучшими травами. И вот этих самых лучших, упитанных животных приносили в жертву. И здесь псалмопевец говорит, что Господь помянет твою жертву, которую ты приносил, которая всегда была достойной жертвой. Но Господь пошлет тебе такое время, когда «жертву твою, и всесожжение твое тучно буди». Даст тебе, чтобы поля не были заняты врагами – там будут луга и будут ходить коровы, которые будут приноситься в жертву: они будут тучными и достойными жертвоприношения.

«Даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит. Возрадуемся о спасении твоем и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Исполнит Господь вся прошения твоя. Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего, услышит eго с Небесе Святаго Своего, в силах спасение десницы Его». Псалмопевец говорит, что Господь услышит тебя и возвеличит, и исполнит все прошения твои: ты жертву принес, ты правильно помолился, не пошел к каким-то провидцам, а пришел и стал уповать на Господа. И Господь тебя услышал, и Господь тебе помогает. «Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего» – «христа» с маленькой буквы, то есть помазанного, а помазанным является царь. «Услышит eго с Небесе Святаго Своего» – здесь подчеркивается место обитания Бога: Сион, храм и Небо – место, где, считал израильский народ, пребывает Бог. Говоря, что Господь пребывает на Небе, мы подчеркиваем Его величие, высоту, Его огромнейшую силу. «В силах спасение десницы Его» – все в руках Божиих. Тот, кто уповает на Бога, тот и получает помощь от Бога. И не важно, какая сила у противника.

«Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем». Враги уповали на свою многочисленную армию, а израильский народ призвал силу Бога, и Господь дал чудо, явил милость Свою. Когда человек живет с Богом, когда общество человеческое живет с Богом, то Господь дает Свое Небесное воинство в помощь. И если мы говорим «ангелы поразили», то это не иносказание. Не иносказание и слова во время Куликовской битвы, написанные летописцами, – вместе с Дмитрием Донским было войско Небесное – архангел Михаил, святые Борис и Глеб, Александр Невский вместе с ангелами и архангелами вышли в помощь, ведь это была священная битва. На нее Димитрий Донской вышел не просто уповая на себя – он уповал на помощь Божию: он пошел к преподобному Сергию, взял благословение, получил в залог этого благословения двух монахов, которые вдохновили его войско. Как говорил святой Александр Невский, «не в силе Бог, а в правде»: где правда Божия – там сила, невзирая на количество и качество войска.

Как сегодня в нашем Отечестве происходит – почему мы уверены в своих действиях? Потому что с нами правда, и мы отстаиваем, как сказал президент, правду Божию. В чем она заключается? В отстаивании тех христианских ценностей, которые попирает Европа и весь просвещенный мир сегодня. Поэтому с нами правда, а значит, будет и победа. И пусть эти слова псалмопевца Давида будут во вдохновение всем, кто находится в состоянии смятения духа.

«Тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся». Те пали от своего безумия, а мы восстали «и исправихомся».

«Господи, спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем Тя». Конечно, это замечательные слова обращения к Господу, чтобы Господь услышал нас и спас царя. Царь спасается силою, молитвою. Чьею? Народа своего. Здесь должна быть взаимная молитва. Когда мы говорим, что в нашем храме происходит молитва за Президента РФ, отдельные молебны, акафистные пения – это не формальность, как некоторые могут подумать. Мы хотим, чтобы Господь спас царя, чтобы Господь услышал молитву своего народа за царя, в данном случае мы молимся за Президента, коль таково устройство нашего сегодняшнего государства. Мы молимся за свое первое лицо, очень важно, чтобы Господь спас его по нашим молитвам. Тогда мы в мире, благочестии и чистоте, в мирном состоянии можем прославлять Бога: нет ничего лучше мира и мирного неба над головой.

И это не просто слова, для нашего народа эти слова имеют огромное значение – были не раз в войнах и потеряли многих соотечественников, сродников и пережили очень трудное, тяжелое время. Мы никому не желаем жить в таком страшнейшем времени, поэтому молимся и просим Господа, чтобы Он спас царя и услышал нашу молитву. Опять-таки, слыша это, мы должны все сугубо молиться – не только на одном приходе, а во всех. Оправданием этих слов, этих действий являются сегодня слова псалмопевца Давида, которые научают нас так относиться к власти, которая есть в нашем государстве.

– Большое спасибо, отец Алексий, за сегодняшнюю беседу – очень мудрую и с примерами, почерпнутыми из истории нашего Отечества...

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать