Читаем Псалтирь. Псалом 18

6 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Отец Алексий, я удивительную фразу недавно прочитала святителя Филарета Московского, что храм Божий, сама архитектура его – это безмолвный проповедник для целого народа его истинной духовности. Как сильно сказано!

– Как раз о безмолвных повествованиях, о Божественных откровениях мы будем говорить. 18-й псалом говорит, что Господь дал три закона, три Откровения: естественные, писаные и духовные, и через это человека научает правильным путям Божиим, по которым он должен идти, и через это человек приобщается к Царствию Небесному.

18-й псалом очень насыщен, исполнен глубочайшего смысла и утешения для верующего человека, которое Господь дает, и в то же время обличения, через которое не может оправдаться человек, отвергающий Бога.

Псалмопевец Давид начинает этот псалом такими словами:

«Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» – видимый мир, что открыт перед человеком, живо говорит о Божественном Промысле. Тот, кто смотрит на небо, видит необычайную красоту – удивительную, замечательную, глубочайшую. Мы от неба порой не можем оторвать глаз, можем ночью любоваться звездами, рассматривать созвездия. Это приводит нас к мысли, что здесь сокрыта какая-то тайна: не может мир возникнуть случайным образом – столько премудрого, красивого, упорядоченного содержится в нем, что все это свидетельствует о премудрости Божией, о том, что высший Разум сотворил этот мир. Разглядывая небо днем, мы видим красоту, глубину, широту этого неба и тоже говорим: какая бескрайность, какая красота и какое сочетание цветов, какая чистота в небе! Думаем, что этот мир сотворил действительно высший Разум, Сам Господь: ну не может что-то стихийное создать такую упорядоченную красоту!.. Мы можем и на восходе смотреть на небо, и на закате, когда озаряются всполохами солнечного света облака. Мы смотрим, как облака сочетаются между собой, как они образуют какие-то фигуры, и видим какую-то тайну, сокрытую за этими облаками. Мы представляем Господа за этими облаками и то, как бы нам хотелось быть в том мире. Наверное, это одно из стремлений человеческих – проникнуть в космос, посмотреть что там, как там? Здесь мы тоже видим Самого Господа. Псалмопевец Давид говорит, что невидимый мир, само небо свидетельствуют о славе Божией, Его величии, Его премудрости. Человек, наблюдающий за этим, во всем видит, конечно, руку Божию.

«День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум». Псалмопевец говорит, что этот мир создан по определенному закону. Нет нечего беспорядочного, об этом свидетельствуют день и ночь. Что значит «дни отрыгает глагол»? Один день другому говорит о повелении Божием, что он начинается, заканчивается. Казалось бы, день и ночь – обычное течение нашей жизни, но на самом деле это необычное течение жизни. Здесь тоже введен порядок. День нисколько не ущемляет следующий день, и ночь нисколько не ущемляет следующую ночь, но каждому дню и каждой ночи положен предел. И если бы этот предел был бы одинаков в любое время года, то мы сказали бы, что здесь нет ничего неестественного? Здесь все естественно. Мы видим, как день ото дня бывает разным, как ночь от ночи бывает разная: день бывает длиннее, а ночь короче, а бывает наоборот – ночь длиннее дня; все меняется, но ничто никого не ущемляет. Бывает день равен ночи... И во всем этом заключается порядок. И не происходит смешение в годичном круге из-за неупорядоченности дня и ночи. Но здесь идет именно деление, а в то же время делится день своим временем, а ночь своим временем, получаются ровные сутки: введен порядок даже в изменение дня и ночи. Этот процесс тоже возвещает нашему разуму величие Божие.

«Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их». Псалмопевец Давид говорит: нет такого народа, такого места, где бы люди не могли услышать безмолвные слова Бога, которые возвещаются человеку. Через естественный закон, через наблюдение за этим миром человек видит и слышит Бога: невозможно не возвеличить Господа, когда видишь замечательную красоту и удивительный, созданный Богом, мир.

«Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их». Псалмопевец Давид говорит, что по всей земле исходят словеса Божии и во всех концах вселенной звучат они. Везде, во всяком народе слышно это вещание и каждый народ не может оправдаться: видя это – не принимать Бога? И мы знаем, что еще Плутарх во II веке прекрасные слова сказал, что можно найти народы без цивилизации, без письменности, но нет ни одного народа, где бы не было жертвенника, посвященного Богу – нет такого народа, который бы не слышал вот эти вот глаголы вещания Бога о Самом Себе через видимый мир. Богу поклоняются все. Может быть, не каждый человек видит это и может размышлять в этом направлении, но есть в каждом народе люди, которые это видят и делятся своими рассуждениями с другими.

«В солнце положи селение Свое» – некоторые толкователи говорят, что Бог определил местом обитания Своего Солнце. Это рассуждение уместно, может быть, так как Бог есть свет и во свете пребывает неприступно. Мы знаем, каким обладает солнце светом – просто невозможно на солнце смотреть без защитных очков, иначе можно лишиться зрения. Так что в какой-то степени уместно это сравнение. Большинство толкователей говорит о другом – не Сам Бог пребывает в солнце, а именно солнце было определено на небо. Как по тверди ходит солнце? Далее псалмопевец говорит:

«и Той, яко Жених исходяй от чертога Своего, возрадуется, яко Исполин тещи путь», то есть солнце исходит от чертога своего, от места, где оно пребывает. Чертог – это те хоромы, тот дворец, где находится солнце. Это небо, конечно же... Не знаю, что по красоте своей может превзойти восход солнца, да и закат солнца – это необычайная красота. И, действительно, только в земном сравнении может сравниться жених. На свадьбе мы видим жениха во всей красе. Его одежда соответствует особому его состоянию. Так и солнце постоянно имеет праздничный, нарядный вид, оно радует человека и идет по небу. Но как идет? Оно идет не просто как жених, но как исполин, то есть как великан, богатырь. Его величие, красота связаны с огромнейшей силой, которую можно равнять только с богатырской. Солнце никогда не устает, мы его постоянно видим в труде: оно восходит, идет, светит.

«От края небесе исход Его, и сретение Его до края небесе, и несть иже укрыется теплоты Его». Конечно, восход от одного края его «и сретение», то есть закат, у другого края неба. Солнце никогда не отдыхает, и мы знаем, что днем оно освещает одно полушарие Земли, а ночью другое. Не было бы солнца – не было бы жизни на земле. Человек прекрасен, потому что он озаряется солнцем. Земля прекрасна, потому что озаряется солнцем. Мы знаем: даже зима не прекрасна, если нет солнца. Зимой, если пригревает солнце, мы не чувствуем холода. Нет солнца – мы чувствуем зябкость, неуют. Солнце всегда играет определенную роль, и от теплоты его невозможно укрыться, говорит нам Священное Писание. Действительно, солнце проникает, озаряет, освещает. Но в то же время солнце – как великий символ Бога: солнечные лучи везде проникают и все согревают – и Господь Своею благодатью присутствует везде и питает духовно, и согревает всякого человека, верующего в Него.

«Закон Господень непорочен, обращаяй душы, свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце, заповедь Господня светла, просвещающая очи. Страх Господень чист, пребываяй в век века: судьбы Господни истинны, оправданы вкупе». Вот здесь псалмопевец Давид переходит к иносказанию и говорит о Законе писанном, который Господь дал человеку. Он показал естественные откровения, а теперь показывает и писаный Закон, который Господь дает человеку, называя его разными именами: Законом Господним, свидетельством Господним, оправданием Господним, страхом Господним, судьбой Господней. Все это – ни что иное, как Закон, который Господь дал человеку. И Давид говорит, что этот Закон чист, истинен. И человек, живущий в этом Законе, будет пребывать в век века.

Коль Закон истинен, то он человеку дает правду и видение. В нем должен пребывать человек, ведь если он не будет жить в Законе Божием, показывающим ему пределы, оправдывающим его, обличающим его, научающим истине, то погибнет. Очень важно прислушиваться к Закону Божиему: ничто не делает такой радостной жизнь человека, как исполнение Закона, человек всегда испытывает внутренний мир, когда живет по заповеди Божией. Он может, исполняя Закон, увидеть вокруг себя прекрасный и замечательный мир и через этот мир утвердиться в вере.

Если человек не живет по Закону Божиему, он постоянно омрачен, в плохом настроении, постоянно в каких-то заботах, его не радует даже погода на улице – ни солнечная, ни дождливая. Он удручен, не может любоваться этим миром и видеть своего Господа.

Вот здесь псалмопевец Давид особо обращает внимание и соединяет одну часть псалма с другой и говорит: если вы хотите увидеть через небо Промысел Божий, увидеть самого Бога, то вы должны исполнять Закон. И когда вы будете исполнять Закон, то не только увидите первое, второе небо. Святой апостол Павел был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы. Нужно исполнять Закон Божий, тогда только это все тебе открывается. Когда ты исполнишь Закон Божий, то почувствуешь внутреннюю радость и полноту жизни на земле. И тогда ты поймешь. Что поймешь? Дальше псалмопевец Давид говорит, что ты должен понять:

«Вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота», то есть исполнение Закона становится желанным, ты сам будешь его желать и понимать, что исполнение Закона дороже золота и драгоценных камней.

– Хочу Вас перебить. Паче меда и сота – эти слова употреблял протопоп Аввакум, обращаясь к боярыне Морозовой, чтобы оценить по достоинству ее мудрость и склонность к очень красивой речи: Феодосия Прокопьевна, как известно, была одной из образованнейших женщин своего времени. Тогда были кружки любителей древнего благочестия, и протопоп Аввакум употреблял эти слова из 18-го псалма, когда хотел по достоинству оценить ее словесную премудрость.

– Ну, конечно, понимание исторических выражений может быть и через знание Псалтири. Мы же с вами говорили не раз, что в древности всякий человек в нашей отечественной истории учился на Псалтири. Псалтирь знали наизусть. Представьте – эту Книгу знали наизусть наши предки. Они мыслили Псалтирью, они, конечно же, употребляли словарный запас, который там находился. И чтобы лучше познать историю нашу, отечественную культуру, нужно обязательно знать Псалтирь: кто пытается стать хорошим историком, не зная Псалтири, или культурологом, никогда таковым не будет – понять глубину, значение слов можно через знание Псалтири, через знание истории именно святого Православия на Руси.

Я вспоминаю годы, когда учился в школе. Учитель физики рассказывала какой-то фильм нам и сказала, что не знает, что такое «пяток». Я ей говорю: пяток – это пятница. Не знающий славянского языка, не знающий нашей истории и культуры человек даже не знает, что такое пяток.

Продолжим. Псалмопевец Давид говорит, что исполнение Закона слаждша паче меда и сота. Почему слаще? Потому что человек имеет внутренний мир – им он живет и спасается.

Вообще, 18-й псалом исполнен таких замечательных рассуждений. Дальше псалмопевец говорит о глубочайших рассуждениях и грехах, отделяющих человека от Бога – особенно о внутренних грехах и переживаниях, о тайных грехах, и просит Бога о помощи, чтобы Господь помог увидеть тайные грехи. Тайными грехами могут быть помыслы человека, а могут быть грехи, которые человек творит по своему неведению. Псалмопевец говорит, чтобы Он не упомянул тайных грехов и грехов народа, за которые царю приходится отвечать.

И в конце он говорит замечательные слова:

«И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред Тобою выну, Господи, Помощниче мой и Избавителю мой». Он говорит: Господи, помоги мне избавиться от этих грехов, без Твоей помощи невозможно преодолеть греховную бездну.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать