Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 9 июня

9 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Прежде чем мы начнем отвечать на вопросы, хотелось бы вернуться к событиям начала мая, когда состоялось первое в этом году заседание Священного Синода, где Вы принимали участие. Расскажите нам, пожалуйста, о том, какие важные вопросы там решались.

– Каждое заседание Синода всегда проходит по определенной схеме, и поскольку Патриарх Московский и всея Руси подотчетен и Священному Синоду, и Архиерейскому Собору, и Поместному Собору, то в начале заседания Святейший сообщает присутствующим о том, что он сделал как Первосвятитель нашей Церкви: о своих официальных визитах в епархии, в другие Церкви, а также об официальных визитах к нам высокопоставленных лиц государства и Церкви. В частности, в этот раз Святейший рассказал о состоявшемся визите Святейшего Патриарха Антиохийского Иоанна и о том, как этот визит проходил. Традиционно Патриарх поделился своими впечатлениями о происходящих событиях и о том, что произошло за межсинодальный период в жизни нашей Церкви. И, как всегда, на заседании Священного Синода мы рассматривали жизненно важные вопросы. Так, в этот раз было принято решение об образовании четырех новых митрополий на территории Российской Федерации: Алтайской, Бурятской, Курганской и Смоленской. Также мы приняли решения по кадровым вопросам: митрополит Ижевский и Удмуртский Николай согласно своему прошению был зачислен по возрасту за штат; были избраны новые епископы и на вдовствующую кафедру, и на вновь образованные епархии. Выступил также председатель Отдела по внешним церковным связям с отчетом о своей международной деятельности, с рассказом о тех визитах, которые он совершил. Это все чрезвычайно важно, поскольку членам Синода необходимо быть знакомыми со всеми вопросами, касающимися жизни нашей Церкви.

Кроме того, на совещании выступали главы митрополичьих округов Казахстана и Узбекистана.

Был заслушан и мой доклад о недавно принятом решении на Синоде Белорусской Православной Церкви. Мы обратились к Священному Синоду с ходатайством об открытии аспирантуры при Минской духовной академии. Члены Синода поддержали нашу просьбу: к нам приезжала комиссия из Учебного комитета, которая посмотрела положение дел в академии и дала свою рекомендацию Священному Синоду — открыть здесь аспирантуру. Так что можете нас с этим поздравить.

Серьезный шаг!

– Это очень серьезный шаг в развитии нашей науки. У нас есть желающие поступить в аспирантуру и там продолжить свою научную деятельность.

Ну и, как обычно, обсуждали назначение новых игуменов и игумений монастырей, решали вопрос об открытии новых обителей. Так что целый спектр самых разных вопросов мы решали во время заседания Синода: в этот раз в перечне для обсуждения дел было 30 пунктов.

– Благодарю Вас, владыка! Давайте теперь перейдем к вопросам наших зрителей. Телезрительница из Волгоградской области спрашивает: «Как правильно читать "Богородичное правило"?»

– У нас есть практика совершения утренних и вечерних молитв, молитв в течение дня — перед обедом и после него, но многие люди бывают очень заняты семейными делами либо на работе, а когда-то давно кто-то не знал грамоты и потому не мог совершать правило по книгам. В таких случаях преподобный Серафим Саровский предлагал совершать краткое правило. Он говорил: «Конечно, хорошо совершать ту практику, что у нас есть, но уж если вы очень заняты, то не оставляйте Бога и все равно просите у Него благословения на наступающий день и предстоящую ночь». Так оно и вошло в нашу практику — краткое «Богородичное правило»: прочитать утром три раза молитву «Отче наш», затем трижды «Богородице Дево, радуйся» и один раз Символ веры. Потом же в течение дня батюшка Серафим советовал говорить: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», а если даже это было трудным, то как можно чаще произносить: «Господи помилуй». Перед обедом опять прочитать трижды «Отче наш» и «Богородице Дево...», Символ веры и, наконец, вечером, перед сном, выполнить еще раз это правило. Вот такая рекомендация преподобного Серафима Саровского, кратенькая, но, исполняя ее, Вы тем самым просите у Бога благословения, прочитав молитву Господню, обращаетесь к Пресвятой Богородице и читаете Символ веры, в котором изложено наше догматическое вероучение.

– Вопрос телезрительницы из Молодечно: «Как вернуть церковный дом, принадлежащий храму Животворящей Троицы?»

– У нас есть епископ Молодеченский и Столбцовский Павел, поэтому по всем вопросам, которые связаны с жизнью и деятельностью приходов, Вам нужно обратиться к владыке, изложить свою просьбу, рассказать о существующей проблеме, и он поможет это решить.

– Вопрос телезрительницы из Северо-Задонска: «Что означают череп и кости на крестах?»

– Обратите внимание, что на наших православных крестах всегда изображаются череп и кости человеческих рук, сложенные внизу. Это символ того, что Христос Спаситель на Кресте уничтожил смерть. Вообще череп и кости всегда символизировали смерть, так вот Господь Своими страданиями на Кресте ее уничтожил. Хотя на некоторых изображениях креста присутствуют еще и некоторые буквы, имеющие особый смысл: Господь Царь славы, Иисус Назарянин Царь Иудейский — это написано на верхней планке; возле копья — буква «к», рядом с тростью — «т», а внизу находятся две буквы «г», символизирующие собой Голгофу и голову Адама, который, согрешив, привнес в человеческую жизнь смерть. Христос Спаситель, Который был распят на Кресте, уничтожил ее как таковую, поэтому череп и кости – это символ победы жизни над смертью.

– Вопрос телезрителя из Рязани: «После смерти отца остался нательный крест. Что мне с ним делать?»

– Можете оставить крест у себя, а можете передать его по наследству. Если Ваши наследники посчитают это особым благословением, то отдайте им. Знаю, что существует такая практика, когда не только крестики, но и иконы, и книги передавались по наследству, и это неплохая традиция.

– То есть ничего страшного в этом нет?

– Конечно же, нет! Вы знаете, некоторые боятся принимать вещи якобы от покойника, но ничего подобного тут нет. Ведь этот крестик освящен не в его честь, а в честь Христа Спасителя, и благодать Святого Духа испрашивалась на него. Освящая крест, мы просили: «Господи, ниспошли благодать Твою на крест сей, и всякого, кто будет носить на персех своих, благослови, сохрани и спаси». Я привел всего лишь несколько слов из этой молитвы, но можно понять, что ничего страшного здесь нет. Некоторые боятся, потому что якобы все проблемы и скорби, которые были у покойного, перейдут на них. Нет, друзья мои, не перейдут! Мы же не скорбями наделяли этот крест, а призывали благодать Святого Духа. Верьте в это — и ничего плохого с Вами не произойдет!

– Вопрос телезрительницы: «Как узнать, обрел ли человек благодать Святого Духа?»

– У нас есть очень хорошие слова апостола Павла. Говоря о дарах Святого Духа, он нам дает возможность определить, пребывает она во мне или нет. По плодам, по жизни можно все узнать, даже отблески этой благодати Святого Духа. Так вот апостол говорит: «Плоды Святого Духа — это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Вы проанализируйте эти слова. Если во мне проявляются такие качества, значит, здесь действует благодать Святого Духа; а если у меня нет ни любви, ни воздержания, ни смирения, ни кротости — ничего этого нет, то я ох как далеко отстою от Бога и во мне пребывают и бушуют страсти. Так что если во мне есть плоды Святого Духа, то я нахожусь на правильном пути.

– И второй вопрос этой телезрительницы: «Как научиться прощать?»

– Сложно. Знаете, врагам готов простить всегда, а вот ближнему своему бывает очень трудно простить. К сожалению, наша испорченная природа сохраняет очень долго в сознании, в памяти какие-то обиды в свой адрес. Но как бы ни были тяжелы эти обиды, нанесенные нам, мы всегда должны помнить слова Христа Спасителя, которые изложены в молитве Господней, в «Отче наш». Мы ведь каждый день многократно произносим их, иногда не осознаем этого, но здесь заключается глубочайший смысл, в частности о прощении. Обращаясь к Богу, мы говорим: «Господи, прости нам, как и мы прощаем должникам нашим», то есть тем, кто имеет что-то против нас. Господь простит нам наши прегрешения настолько, насколько мы простим нашим обидчикам, должникам, поэтому мы должны помнить, что если ты не можешь простить что-то своему ближнему (сослуживцу или соседу), то не рассчитывай, друг мой, на то, что тебя Господь простит. Об этом нам всем надо помнить! Если только мы осознаем это во всей полноте, то сможем легко все простить своим ближним.

Хотя, знаете, иногда доходит до смешного, когда я, к примеру, вижу человека, поступающего неправедно, плохо, то иногда так думаю: «Господи, ну куда же Ты смотришь? Ведь он же преступник!» А когда размышляю о себе, то, подходя на Исповедь или к иконе, говорю: «Господи, прости меня!», причем иногда хочется сказать так: «Господи, суди меня не по правде, а по милости!». Так вот, я хочу, чтобы меня Господь судил по милости, а соседа – по правде, по всей строгости закона.

– А еще иногда в сердцах, бывает, скажешь: «Никогда тебе этого не прощу! Не забуду!»

– Да, но это самые страшные слова, которые вообще только может человек произнести. Если он говорит: «Никогда тебе не прощу!», то значит, он должен понимать и осознавать, что и Господь никогда ему не простит. Это же страшно! Поэтому надо найти в себе силы, смирение и сказать: «Господи, да я еще хуже, чем он!» В этом случае, наверное, будет очень уместно вспомнить притчу о мытаре и фарисее. Мы должны не превозноситься какими-то своими добрыми делами или заслугами, а быть, как мытарь, который понимал, что он грешен, мерзок перед Богом, не мог даже глаз поднять вверх к небу, а опустив их, просил и повторял одно: «Боже, милостив буди мне, грешнику. Прости меня!» Если будет это осознание, тогда и нас Господь оправдает и простит. Поэтому надо понять, кто я есть на самом деле, искренне прислушаться к голосу своей совести, и в этом как раз и проявится наше и смирение, и смиренномудрие. Если я по совести буду думать о себе, а не так, каким я хочу предстать в глазах общественности, то я пойму, что мой ближний намного лучше меня, что мне незачем держать на него какую-то злобу, и тогда я, конечно же, прощу его. Поэтому не надо себя выпячивать, а нужно просто сказать: «Да ведь я совершил тоже столько проступков, столько грехов! Господи, прости меня, грешного!» Ведь не случайно Христос Спаситель говорил: «Лицемер! Ты в чужом глазу сучок видишь, а в своем и бревна не замечаешь!» Ты намного грешнее, чем твой ближний, поэтому должна быть самая искренняя оценка своего внутреннего состояния. Как правило, каждый пост наша Церковь и призывает людей сделать такой самоанализ: не обеляя себя, не выгораживая, а заглянув в глубину своей души, понять, кто ты есть на самом деле.

– Вопрос телезрительницы из Ейска: «Существует ли сейчас «Овчая купель» – Вифесда, о которой говорится в Евангелии?»

– Существует, но она уже, конечно, не имеет того предназначения, которое было когда-то, поскольку «Овчая купель» – это место при храме царя Соломона, где омывали животных перед жертвоприношением. Купель до сих пор сохранилась, но уже того, что происходило в ней, когда сходил Ангел Господень, уже не происходит и, наверное, понятно почему. Я кратко расскажу об этом. Когда строили храм при царе Соломоне, то, конечно, готовили самые хорошие материалы: мощные и крепкие камни, лучшие, добротные деревья, и среди спиленных деревьев было одно необычное дерево, которое задолго до строительства храма посадил праведный Лот. Он взял три веточки певга, кипариса и кедра, сложил их вместе и посадил, и они выросли одним мощным деревом. Ствол его был настолько тяжелым, что строители не сумели никуда его применить, и, посчитав его никчемным, бросили в «Овчую купель». Это бревно лежало там много-много лет, и Ангел Господень сходил туда на воду и, возмущая ее, омывал это дерево. Тогда еще никто не мог себе представить, что именно на этом древе будет распят Христос Спаситель. Так что Ангел, сходя в купель, все время омывал его и готовил к тому событию, которое затем произошло на Голгофе, а потом он уже не сходил в «Овчую купель» и не возмущал воду, потому что это потеряло смысл.

– Вопрос телезрительницы из Новочеркасска: «Можно ли православного хоронить на мусульманском кладбище?»

– Православным совершенно без разницы, где они будут похоронены, в том смысле, что для усопшего это уже не имеет никакого значения. Это важно для живых. Для усопшего быть похороненным на православном кладбище важно только в одном аспекте, чтобы священник мог свободно прийти туда и в какие-то особые поминальные дни совершить литию или панихиду, совершить каждение. Многие говорят: «Хочу, чтобы после моей смерти пришел священник, пропел Христос воскресе , попросил бы у Бога, чтобы Господь меня принял в Свое Небесное Царство и простил бы мне грехи, вольные и невольные». Так что вот только ради этого.

Да, действительно, до революции в России были конфессиональные кладбища, где хоронили людей только одной веры. И еще существовала такая практика: самоубийц на православном кладбище не хоронили, а только за его пределами. Тем самым это еще имело и педагогическое значение: не совершайте самоубийство, не убивайте себя, иначе вы не будете погребены на православном кладбище и лишитесь той заупокойной молитвы, которую совершает священник в поминальные дни.

Для покойника, конечно, важно, что священник и верующие будут приходить на праздники и в поминальные дни на кладбище и поминать его в своих молитвах. А так для покойника самое главное то, как он прожил на земле свою жизнь, а не то, где он будет похоронен.

– Вопрос от жителя из Белоруссии: «Как использовать во благо современные компьютерные технологии?»

– Конечно, компьютер, как и любой другой предмет, жизненно важный и необходимый для человека, можно использовать в разных целях. Возьмите, к примеру, нож, топор, молоток или утюг, которым можно гладить предметы, приводить их в порядок, топором или молотком строить дома, а ножом резать хлеб... Но ведь с их помощью можно убить, ограбить человека. Точно так же и компьютер, который можно использовать для блага человека, для творчества, получения или передачи какой-нибудь информации и даже для проповеди (ведь сегодня благодаря Интернету можно узнать очень много доброго, хорошего и полезного), а можно получать развратное и губительное для своей души. Поэтому все зависит от того, как употреблять это все. Если вы употребляете любой предмет во славу Божию, во спасение своей души, то можно пользоваться любым предметом, включая и компьютер. Если же вы тратите только время попусту, понапрасну, получаете из этого источника лишь грязь, нечисть, то, конечно, это будет губительно для вашей души. Поэтому все зависит от человека: добрый человек возьмет лишь хорошее в любом источнике, а тот, кто не хочет, будет все использовать во вред.

– Кстати, вопросы наших телезрителей, которые мы передаем владыке Павлу, мы получаем через электронную почту.

– Да. Сегодня очень много хорошей, полезной и, я бы даже сказал, спасительной информации, которую можно получать, передавать через Интернет. Но, конечно, можно получить и губительную.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «В мыслях я осудила священника. Грех ли это?»

– То, что Вы уже задаете этот вопрос, говорит о том, что Ваша совесть указывает на то, что произошло что-то неправильное. Грех, если Вы осудили не только священника, но и любого другого человека. Мы же не знаем, что есть в человеке, почему он совершил тот или иной поступок. И это касается не только священника, а любого человека. Почему осуждение всегда у нас считалось грехом? Потому что я не знаю, чем руководствовался человек, совершая тот или иной поступок; почему он сказал так, а не иначе. Даже если мы видим какие-то слабости, поступки со стороны нашего ближнего, то есть хорошая добрая святоотеческая мысль: «Не осуждай никого, скажи так: "Господи, да какое мне дело до него! Я сам хуже, чем он. Прости ему, Господи, он не знает, что делает!"» Вот примерно так нужно бороться с осуждением.

– И последний вопрос, владыка, от юной жительницы Белоруссии: «Нормально ли в 14 лет встречаться с парнем?»

– Конечно, нормально. Но как встречаться, с какой целью встречаться — вот в чем вопрос! Если Вы просто дружите, то можно не только в 14 лет встречаться и дружить, но и в 10. Помню свое детство: мы встречались, общались, бегали во дворе, играли в какие-то игры. Стали взрослее — тоже общались друг с другом, помогали решать школьные задачки, ходили все вместе на экскурсии. Так, с возрастом находили для себя какие-то другие интересы для общения. Потом постепенно у кого-то дружба переходила в любовь, и эти люди понимали, что они не могут жить друг без друга, что они хотят быть все время вместе. Парень с девушкой начинает дружить, и затем эта дружба переходит в любовь, потом созревает и получается хорошая семья. Так что почему бы и нет!

Конечно, очень важно, чтобы родители пристально наблюдали за своими детьми и внимательно к ним относились. Родители, имеющие жизненный опыт, знают, где грань между этой дружбой и тем, что может привести к недобрым поступкам, поэтому им надо корректировать поведение своих детей и стараться им помочь. И в этом случае крайне важно, чтобы между родителями и детьми были хорошие, добрые взаимоотношения, доверительное общение друг с другом. Поэтому, дети, не стесняйтесь, рассказывайте взрослым о том, как у вас прошел день, кого вы встретили, с кем общались, о чем говорили, а мама с папой, как мудрые люди, будут вам подсказывать: «С этим будь осторожна, а вот с тем дружи, приходите вместе домой!» Это нормальное явление. Главное, чтобы не было, как я уже сказал, каких-то бесконтрольных аморальных действий. И еще раз повторю: родители должны пристально смотреть за детьми, воспитывать их и помогать им становиться хорошими, добрыми гражданами своей страны.

 

Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать