Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 29 марта

29 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Очень часто люди просят пояснить некоторые места из Евангелия, которые по той или иной причине сложны для понимания. Например:

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6, 24 26). Как понимать эти слова?

– Дело в том, что у ветхозаветных людей ко времени пришествия Христа Спасителя сложилось совершенно определенное отношение к богатству. Они думали, что если человек богат, если у него есть здоровье, значит, в этом проявляется особое Божие благоволение к нему. А если человек больной или нищий, то он лишен Божиего благословения. Они понимали так: «Если у меня есть богатство, значит, у меня будет и власть, а если у меня будет власть, значит, у меня будет все. Вот это и есть Божие благоволение и Божие благословение по отношению ко мне». Это заблуждение, потому что с пришествием в мир Христа Спасителя нам были преподаны совершенно неведомые ветхозаветному человеку новые духовно-нравственные ценности.

Люди, жившие до нашей эры, хотели жить долго на этой земле, а еще лучше – вечно. Имея богатство, они стали вообще забывать Бога, перестали задумываться о том, что жизнь на земле – это временное явление и надо думать о переходе в загробный мир. Этому способствовало еще и то знание, что многие ветхозаветные праведники жили по многу столетий. Не так, как сегодня, – шестьдесят, семьдесят, «аще в силах, восемьдесят лет» живет человек. Поэтому идея вечной жизни была у ветхозаветного человека, и совершенно неслучайно, потому что Господь создал людей не для смерти, а для жизни. Поэтому стремление к жизни – это естественное стремление человека. Но смерть пришла к человеку с грехопадением наших прародителей Адама и Евы; мы стали смертными. И вот Христос Спаситель говорит нам о том, чтобы мы задумывались о жизни вечной, загробной, потому что жизнь на земле – это временное явление; чтобы мы не ставили во главу угла богатство. Материальное благополучие, которое есть у человека, даже на локоть не сделает его выше, не сделает его более крепким или вечно живущим. Но богатство может встать между человеком и Богом: надеясь на богатство, человек, конечно, никогда не задумается о Боге. И это грубое заблуждение.

Христос Спаситель противопоставляет богатству человека «птиц небесных: они ни сеют, ни жнут…». А если мы внимательно посмотрим на полевую траву, на полевые цветы, которые действительно сегодня есть, а завтра высохнут? Ведь они представляют собой интереснейшее творение Божие: нет ни одного повторяющегося листочка и лепесточка, все разные, имеют совершенно разные оттенки, красоту! И Господь говорит: «Неужели вы, высшие творения Божии, хуже, чем полевая трава?» Нет.

Конечно, нельзя противопоставлять себя Богу и надеяться только на богатство. Господь призывает всех, у кого есть материальный достаток, задуматься о тех, кто не имеет этого. Этими словами Иисус Христос дополняет и другие высказывания о том, чтобы мы помогали нуждающимся, заботились о нищих, странниках, тех, кто нуждается в какой-либо помощи. Ведь у каждого человека разное состояние здоровья и возможности. Господь, создавая такие условия, бедному или больному дает возможность с терпением переносить свои страдания, а богатому дает возможность оказывать снисхождение и милосердие этому человеку. Получается гармония.

А если человек, имея богатство, думает, что теперь он обеспечен, имеет благословение Божие, теперь, душа, ешь, пей, веселись, – подумай!.. В одной из Своих притч Христос Спаситель, обращаясь к людям, говорил о человеке, который считал, что теперь ему на долгие годы хватит богатства. «Безумный! – говорит Господь. – В сию ночь душу твою истяжут (т.е. насильно отнимут) у тебя, зачем ты столько приготовил для себя? Ты не получишь ничего здесь на земле, потому что сегодня ночью умрешь, а богатство твое погибнет. А если ты правильно распорядишься богатством, то оно послужит благом и тебе, и тому, кому ты его (или хотя бы часть) отдашь». То есть между людьми должны быть гармоничные отношения. Да и вообще наша жизнь на земле должна быть гармонией. Бедные, несчастные, больные люди для нашего блага пребывают на земле, чтобы у нас был объект, к которому мы могли бы проявить свое внимание, заботу, – это очень важно.

Конечно, если мы не верим в загробную жизнь, загробный мир и Бога, то тогда весь смысл существования человека – иметь богатство и жить в свое удовольствие. Но как только мы привнесем в нашу жизнь веру в Бога, Царство Небесное, то у нас появятся совершенно другие ценности; благополучие, земные блага и мирские богатства станут иметь совершенно другое значение. Поэтому надо все это употреблять во славу Божию, поскольку, приходя в мир, мы не имели ничего. Как говорит Священное Писание: «Нагими мы приходим в этот мир, и нагими уходим из этого мира». Мы ничего не привносим в этот мир, все, чем мы пользуемся, – это дар Божий, поэтому его надо использовать во славу Божию и во спасение своей души. Если мы всегда будем уповать на Бога и выстраивать свою жизнь, не забывая о Нем и о нуждающихся, тогда Господь будет подавать нам все необходимое для земной жизни, да еще и сподобит нас войти в Свое Небесное Царство.

– Вопрос телезрительницы из Рязани: «Есть ли такие люди, которые общались с Богом?»

– Конечно, есть, но, как правило, о них особо мы не говорим. Сразу можно привести в пример пророка Моисея. Ярчайший пример, потому что Моисей очень хотел увидеть Бога, не просто общаться с Ним, а еще увидеть Его. И Господь ему сказал: «Невозможно человеку видеть лицо Божие. Если только человек увидит лицо Божие, он не будет жив на земле», то есть сразу перейдет из этой жизни в жизнь загробную. Не способен человек в своем сегодняшнем состоянии увидеть Бога и общаться с Ним видимым образом. Но, зная чистоту и праведную жизнь Своего служителя, Господь дозволил ему увидеть Себя сзади, и обратите внимание, какой был результат. Когда пророк Моисей после общения с Богом в молитве на Синайской горе возвращался к своим собратьям, то все, кто его встречал, слепли, теряли зрение. Сегодня можно сказать, что он настолько зарядился Божественной энергией, что люди даже не могли на него смотреть. И чтобы как-то общаться с Моисеем, они подошли к нему, пятясь, накрыли его платом, и только поле этого с ним стало возможно общаться. Так пророк Моисей зарядился Божественной энергией, что просто удивительно!

По мере чистоты и святости человеку открывается такая возможность. Я часто вспоминаю преподобного Сергия Радонежского. Однажды он сказал своему ученику Епифанию: «Будь внимателен, сейчас к нам Пречистая грядет» (ему было откровение, что сейчас к нему в келью придет Пречистая Дева Мария). Преподобный Сергий общался с Пресвятой Богородицей. Потом братья свидетельствовали о том, что его келья была наполнена неизреченным светом. А его ученик не смог увидеть Пресвятую Богородицу: он упал ниц (лицом вниз на колени), и, пока Божия Матерь присутствовала в келье и общалась с преподобным Сергием, он не мог поднять головы. Потом святой спрашивал у Епифания: «Как твои впечатления?» Ученик отвечал: «У меня было такое ощущение, что сейчас из моего тела душа выйдет». Хотя он тоже был человеком святой жизни, но была разница в степени святости и чистоты двух людей: один был способен общаться с Пресвятой Богородицей, а другой не был способен и думал, что душа его выйдет из тела. Поэтому Господь по Своей неизреченной любви не допускает нам, людям, видеть Себя; мы не способны, мы не совершенны. А по мере духовного роста, нашего преображения, конечно, и нам откроется возможность общения с Богом таким путем.

Мне в жизни довелось общаться с одной монахиней (потом она приняла схиму, стала схимонахиней Ириной), которая рассказывала о себе много интересного. Ее убивало током, она возвращалась к жизни. Как она говорит, однажды к ней приходил ангел и в знак того, что Господь ее простил, помиловал и дал ей возможность еще жить на земле, оставил у нее небольшую райскую веточку из Царства Небесного. Это было послевоенное время, 1946 год. И она рассказывала, что, когда она эту веточку доставала, вся ее комната наполнялась неизреченным светом! После войны люди закрывали ставни, потому что была опасность бомбардировок. Однажды комендант постучал к ней в окно и крикнул: «Выключай свет». Она прятала веточку под подушку – и в комнате становилось темно. А потом, когда доставала, в комнате снова было сияние. Я ее спрашиваю: «Матушка, а где эта веточка? Посмотреть бы на нее…» Она говорит: «Знаешь, она со временем стала усыхать, усыхать, и через какое-то время совсем усохла». Вот такой рассказ. Это был святой жизни человек.

Так что по мере нашего духовного возрастания, нашего преображения Господь действительно будет давать нам возможность общения с Ним. Очень многие подвижники благочестия испытывали радость общения с Богом. Почитайте житие преподобного Серафима Саровского: ему многократно являлась Пресвятая Богородица. Читайте жития святых, поучайтесь, получайте хорошие наставления, стремитесь жить свято и праведно, тогда Господь, в меру нашего духовного преображения, даст возможность и нам общаться с Ним.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «В каком состоянии пребывает душа после смерти до Страшного Суда?»

– Это таинство сокрыто от нас. Апостол Павел рассказывал (хотя экзегеты говорят, что апостол Павел говорил это о себе, но по своей скромности не называл себя): «Знаю одного человека (не знаю – в теле он или вне тела), что он был восхищен до третьего неба и видел райские селения». Апостол продолжает: «Око не видело, ухо не слышало и на ум человеку не придет то, что уготовал Господь любящим Его».

Есть некоторые подвижники, которые тоже были удостоены возможности видеть Царство Божие, и рассказывали о том, что они видели райские селения, видели даже своих родственников, близких, знакомых. Нам это не открыто. Другого пути познания нет, только Божественное Откровение. Господь открывает нам столько, сколько мы способны воспринимать. Некоторые люди, которые после смерти вновь возвращались к жизни, говорили, что там все совершенно по-другому. И действительно, там все иначе, потому что это другой мир, другое время. Мы с вами сегодня живем в мире, где существует земное притяжение, земное время: у нас свое летоисчисление, время суток.

Обратите внимание, мы с вами живем или в прошедшем времени, или в будущем. Например, я сейчас хочу вам что-то сказать – это будущее, а то, что я уже сказал, – это прошедшее. А вот настоящее время (хотя в русском языке есть понятие «настоящее время») мы не можем ощутить: это такой миг, который человеческое сознание не может воспринять. А Господь живет в настоящем времени, Он – Сущий, всегда существующий. Псалмопевец Давид говорил, что у Бога тысяча лет как один день и один день как тысяча лет. Человеческое сознание просто не способно осознать и понять, что это такое. Конечно, мы поймем это, когда перейдем в загробный мир.

А сегодня сказать, где пребывают души усопших... «У Бога селений много», – говорил Христос Спаситель. Это мы знаем. И как Он определит – это Божий Суд и Божий Промысел. Единственное, что для нас очень важно: мы верим, понимаем и знаем из опыта Церкви, что есть загробный мир, есть Царство Божие. А каким оно может представиться, нам это не открыто; открыто, но частично.

– У телезрительницы из Санкт-Петербурга больна дочь: ее мучают навязчивые мысли, и лечение не помогает. Как быть?

– Что можно сказать? В этом случае мы желаем друг другу терпения и помощи Божией. Господь попускает болезнь. Это следствие греха наших прародителей и наших грехов. Мы можем ссылаться на Адама и Еву: «Вот они такие-сякие – согрешили, а мы страдаем». Но мы точно такие же, как Адам и Ева, и если бы мы оказались на их месте, то, думаю, что поступили бы также, если не хуже. Поэтому мы своими грехами сами наносим рану своим душе и телу.

Это можно понять на наглядном примере. Врачи, как и мудрость человеческая, нам говорят: «Ешь, но не объедайся; пей, но не упивайся». По слову апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все на пользу». Надо выбрать середину. А мы так едим, что потом печень и другие внутренние органы болят, мы полнеем, и у нас появляется то одна болячка, то другая. Отчего? От невоздержания во всем. Поэтому мы сами являемся источником наших недугов. Хотя, как я уже сказал, болезнь – это следствие грехопадения наших прародителей.

Господь так промыслительно устраивает нашу жизнь, что больные – это источник добрых дел для каждого из нас. У кого есть здоровье, материальные возможности, помогайте тем, кто нуждается, кто болен. Это то, о чем когда-то говорил Христос Спаситель ученикам: «Приобретайте богатство путем неправедным», то есть богатство духовное. Я не болею, но ухаживаю за больным, и меня Господь вознаградит в Царстве Небесном точно так же, как и того, кто болеет и за кем я ухаживаю. Сострадая людям, я тоже буду вознагражден как тот, кто страдает. Если я помогаю нищему, голодному, нуждающемуся или бездомному, то Господь воздаст мне так же, как и тому, кто страдает и не имеет нормальных бытовых и жизненных условий. То есть больной человек для здорового – это прекрасный объект для духовного совершенствования.

Сам больной должен переносить свою болезнь со смирением, терпением и говорить: «Господи, слава Тебе за все!» Сказать это, конечно, очень трудно. Когда человек в хорошем, здоровом состоянии, конечно, хочется сказать: «Господи, слава Тебе за все!» А когда заболеешь – попробуй, скажи! Это серьезный подвиг, и он заслуживает серьезного вознаграждения. Господь воздаст и вознаградит каждого за свои труды: и больного за его терпение и смирение, и здорового за то, что он сострадает, проявляет милосердие, ухаживая за больным. Поэтому в таком случае мы желаем друг другу только терпения и помощи Божией. И Вам мне хочется пожелать терпения. Пусть Господь укрепляет нас, чтобы мы никогда не роптали на Бога: больной не роптал за то, что с ним это происходит, и здоровый не роптал, а понимал, что ухаживая за больным, Господь его непременно вознаградит.

– Вопрос телезрительницы из Пензы: «Известны ли случаи, когда отмаливали самоубийц?»

– Почему-то у нас всегда есть попытка и стремление найти этому оправдание. Почему самоубийц до революции даже не хоронили на общих кладбищах? Это было еще и педагогическое воздействие на людей. Самоубийство всегда считалось и считается тяжким грехом, это неверие в Бога, неверие в загробный мир, это состояние полного безверия. Хотя бывает, говорят: «Он был верующий, ходил в храм и вдруг наложил на себя руки». Может быть, он и ходил в храм, но, видимо, искренней веры в нем не было, потому что, если бы человек верил в Бога, в Страшный Суд и в то, что ожидает человека за порогом смерти, наверное, он бы такого не совершил, по крайней мере просил бы: «Господи, не допусти меня до этого».

Если человек совершает самоубийство, значит, у него было состояние полного отчаяния и безверия. И вот таким педагогическим действием – не хоронить самоубийц на общем кладбище – Церковь как бы говорит: «Не совершайте этого тяжкого греха, вас даже на кладбище со всеми православными христианами не похоронят». Это знак того, что человек, совершивший самоубийство, отвержен не только Богом, но и людьми. Это страшный грех, страшное преступление против самого себя.

Я помню, читал в старом душеполезном дореволюционном издании о таком случае. Четыре близкие подруги долгое время общались друг с другом, совместно жили, трудились. И одна из них на почве того, что ее бросил возлюбленный, совершила этот тяжкий грех – покончила с собой. Три подруги приняли решение читать о ней круглосуточно по очереди Псалтирь, искренне за нее молились. В этом рассказе говорится, что на сороковой день после смерти их подруги, когда они зимней ночью все вместе молились о ней, вдруг раздвинулась стена в доме, и с бурей, вихрем, снегом какая-то конница залетела к ним в дом, всадники бросили на пол покойницу и сказали: «Заберите ее назад». Вот такой потрясающий рассказ. Я помню, когда читал, мурашки по коже бегали. Это было свидетельство, что они вымолили свою подругу. Они ее увидели, у нее даже цвет лица изменился, лицо стало светлым. Потом это видение исчезло.

У Бога много милости, Господь – это Всесовершеннейшая Любовь. Но Церковь предупреждает: молиться можно и за самоубийц, но это очень сложно, потому что враг рода человеческого, который эту душу захватил, будет вымещать свою злобу на том, кто будет молиться. Мы всегда предупреждаем, чтобы без благословения люди этого не делали. Даже не каждый священник может благословить людей молиться за самоубийц. Поэтому мы в этих случаях всегда говорим: приходите в храм Божий. Церковь по своей любви к людям даже совершает такой акт – дает возможность молиться о самоубийцах в утешение живущих, в утешение родственников.

Бытуют разговоры, что за самоубийц в храме нельзя молиться, а дома (или в келье) – можно. Я всегда говорю, что это грубое заблуждение. У человека близкий родственник совершил это деяние – самоубийство, и вместо того, чтобы его поддержать, сказать: «Приходи в храм, молись в храме», говорят: «В храме нельзя о нем молиться, дома молись». Человек и так находится в стрессовом состоянии, а тут еще и остается дома один на один со своим тяжким горем.

Преподобный Севастиан Карагандинский людей приглашал и призывал: «Если у вас какая-то беда, не оставайтесь дома, приходите в храм, потому что в храме действует особая благодать Божия». Да, вы, может быть, не подадите записку с именем самоубийцы на общую молитву, но, стоя рядом с верующими людьми в храме, вы получите утешение от Господа. В храме много разных людей – и скорбящих, и обремененных, и труждающихся, но там с особой силой действует Божественная благодать, поэтому вы найдете утешение для своей души. Так что не оставайтесь один на один с этой печалью, горем у себя в доме, идите в церковь. В храме не подаются записки за самоубийц, их не поминают прилюдно, потому что это будет соблазном. Молитесь, поминайте своих родственников, чаще пребывайте в храме – и пол у чите утешение.

 

Ведущая Александра Гудкова
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​