Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 12 апреля

12 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Очень тревожит, что в последнее время поступает много вопросов, связанных с проблемой самоубийства (суицида). Так ли доброволен этот самовольный уход из жизни,почему возникает подобная ситуация?

– Мы уже говорили на эту тему, но вопросы продолжают задавать, и это совершенно не случайно. Все, кто верит в Бога, стремится уподобиться Ему, старается жить так, как учит наша Церковь, конечно, такого не совершат – они понимают, что это тяжкое преступление в первую очередь против самого себя. Человек, который совершает суицид, уже здесь должен понимать: он, что называется, обрубает себе все концы – лишает себя будущей вечной жизни в Царствии Божием. Для него тоже будет загробный мир.Один человек говорил: «Хочется все бросить, покончить со всем, и пусть меня закопают, как собаку».Простите за такое выражение, но именно так он сказал. Этот человек думает, что на этом все завершится и не будет никаких проблем. Сейчас у него какие-то долги, неприятности, и он думает, что, совершив суицид, все закончится. Нет, проблемы на этом не закончатся, самые страшные и настоящие трудности только начнутся, но уже ничего нельзя будет исправить – наступит полный крах и полная тьма. Для самоубийц никакой надежды на будущую вечную загробную жизнь в Царствии Божием не будет, это должно быть в сознании каждого человека. Не совершайте этого – проблемы не решатся, они только начнутся, но исправить после смерти вы ничего не сможете.

Самоубийство – это не добровольный исход. Как правило, это происходит с теми людьми, которые не верят в Бога. Чаще всего это происходит с теми, кто оказался в каком-то трудном положении. Хотя были очень редкие случаи, когда люди ходили в храм и потом вдруг впадали в такое состояние. Мы признаем, что эти люди умалишенные, то есть они лишены здравого смысла и здравого рассудка,другого какого-то оправдания мы не находим. Разумный человек, который думает и обладает здравым смыслом, не может и не должен совершать такое преступление. Есть те, кто говорит, что когда-то они ходили в храм и причащались. Может быть, но вероятнее всего, они были только в ограде церковной, а членами Церкви никогда не являлись. Не исключено, что внутри у них настоящей веры не было, поэтому они совершают это.

Сегодня суицид очень часто совершают молодые люди. Ко мне приходили родители, у которых дети совершили суицид. Помню, пришла женщина и жаловалась, что ее дочь уже в течение двух-трех лет даже из квартиры не выходит: настолько увлеклась социальными сетями, что проводит там время днем и ночью. Женщина говорила: «Она знает только три места: компьютер, кухня и туалет». Она даже забыла, где можно купить хлеб, продукты. Это была обуза для родителей. И женщина пришла ко мне за советом, как ей быть в такой ситуации. Я ей ответил, что думать надо было раньше, а сейчас нужно молиться и пытаться как-то ее расшевелить, пригласить подружку, например. Потом женщина рассказывала, что подружка приходила, кое-как уговорили ее выйти на улицу, но не прошло и пятнадцати минут, как дочь прибежала обратно, крикнула: «Ты мне все испортила» и опять села за компьютер. У нее, молодой девчонки, которая окончила 9 классов, за три года вырос горб! Потом через какое-то время мать пришла в скорби и печали и сообщила, что дочь покончила с собой – выбросилась с 14-го этажа. Я спросил, в чем причина. Оказалось, что ее бросил жених, парень. Я спрашиваю: «Как бросил, если Вы говорили, что она вообще из квартиры три года не выходит?» Мать отвечает: «Она с ним встречалась в социальных сетях, это был ее друг. Потом он сообщил ей, что она ему больше не нравится, он полюбил другую девушку. Она из-за этого выбросилась с 14-го этажа». Безумие какое-то! Никогда не видела этого человека! А вдруг это вообще не человек, а программа с ней разговаривала? Заблудившиеся люди…

Вот что может сделать техника: люди теряют человеческий облик, утрачивают образ Божий. Какой храм, какая молитва? Молодые люди сидят в социальных сетях, они живут в виртуальном мире, у них нет настоящих человеческих интересов. Для человека не составляет никакого труда подняться наверх и выброситься из окна. Это несчастье, трагедия! Я думаю, что это результат отступления человека от Бога. Как правило, самоубийство – это явление, которое свидетельствует о том, что человек не жил с Богом и в Боге, поэтому с легкостью может совершить такое преступление против самого себя.

– У телезрительницы из Подмосковья рано умер младший брат, он был верующим. Она спрашивает: «Почему умирают в молодом возрасте?»

– Я никак не могу ответить на сто процентов, почему это происходит. Как я иногда говорю – только небесная канцелярия может ответить на этот вопрос. Опыт Церкви свидетельствует о том, что Господь призывает каждого в свое время. Никто не может проникнуть в Промысл Божий, Господь Сам знает, кого и когда призвать,поэтому будьте бдительны. Никто не знает, что будет с каждым из нас даже через какую-то секунду. Господь призывает нас в свое время. Совершенно неслучайно Христос Спаситель, общаясь с учениками, говорил: «Бдите, потому что не знаете, когда Господь придет. Как человек не знает, в какое время к нему придет вор и подкопает его дом». Надо быть бдительным и всегда быть готовым. Именно поэтому человек, ложась спать, осеняет себя крестным знамением и понимает, что он засыпает, как бы замирает, умирает на какое-то время, с тем чтобы наутро вновь проснуться и начать новую жизнь. И не исключено, что Господь может его призвать, поэтому перед сном человек читает последнюю молитву: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь». Таким образом, человек готов перейти в мир иной. Но готов ли он на самом деле? Трудно сказать. Ложась спать, человек должен думать, что завтра он может не проснуться, поэтому перед сном говорите: «Господи, прости меня, если я что-то сделал не так». Такой настрой должен быть всегда, и он совсем не мешает человеку нормально жить. Но человек, по крайней мере, внутренне готовится к тому, что,не ровён час,Господь его призовет.

Трудно сказать, почему Господь призывает молодых. Я вспоминаю одну подвижницу благочестия.К ней приходили и говорили: «Матушка, да что ж такое! Такой был хороший человек, помогал людям, добрый, порядочный – умер. А этот пьяница, который все пропивает, жену и детей обижает – живет, и ему хоть бы что!» А матушка отвечает: «А вам ведь, наверное, нужен был хороший человек?» – «Конечно. Плохой-то нам без надобности». Матушка говорит: «Вот и Богу нужны хорошие люди, поэтому Он хороших забирает, а плохих пока оставляет, чтобы они исправлялись, становились лучше. Когда они будут хорошими, тогда Он и заберет их к Себе». Вот логика. Очень интересная богословская мысль.

Господь забирает людей, когда Он видит, что человек уже достиг высшей ступени своего совершенства и выше не поднимется, или тех, кто находится на глубине своего падения. Но все равно это замысел Божий, Промысл Божий, и от людей эта тайна сокрыта.

– Вопрос телезрителя из Краснодара: «Как готовиться ко Второму Пришествию Христа?»

– Как я только что сказал, готовиться нужно каждый день. Нужно жить так, чтобы ни одного дня не проходило без совершения доброго дела. Не надо ждать конца истории человечества. Смерть каждого человека – это и есть для него Второе Пришествие. Не ждите, что Господь придет завтра, через сто лет или через десять тысяч лет. С последним ударом сердца для каждого наступает Второе Пришествие.

– Вопрос телезрительницы из Твери: «Можно ли Иисусову молитву произносить так: «…помилуй нас, грешных»?»

– Тогда это будет уже не Иисусова молитва. Иисусова молитва именно так и произносится: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)». Вроде бы неплохо сказано: «…нас грешных», а с другой стороны, этим человек говорит: «Не только я грешный, Господи,еще и они тоже грешат», то есть он совершает суд. Обратите внимание, маленькая, но тонкость: я уже совершаю суд над другими людьми: «Они тоже грешные, Ты нас всех помилуй». А вот когда мы правильно читаем Иисусову молитву, здесь сокровенное смирение и осознание себя: «Я грешный. Я не готов говорить о других». А может быть, другие не грешные, почему я буду молиться за них, что они грешные? Я лично вижу в этом совершение, может быть, малого, но все же суда над своими ближними, поэтому молитесь Иисусовой молитвой, не изменяя ее.

– Телезритель из Подмосковья интересуется: почему если Бог один, то религий много?

– Рассуждая на эту тему, мы, может быть, не всегда всё правильно понимаем. Действительно, Бог один. Но представьте, что на большой улице, где много людей, происходит автомобильная авария. Все, кто был на улице, будут говорить: «Произошла автомобильная авария». Но если следователи будут расспрашивать свидетелей, то каждый будет рассказывать по-своему, как он видел эту аварию.У каждого будет своя версия, свои впечатления. Но все будут говорить: «Да, авария произошла».

Примерно то же самое происходит и в религии. Бог один, но понимают Его люди по-разному. Мы, православные и другие христиане, говорим о том, что нашу Церковь создал Бог, что Господь нас сотворил, что Он наш Творец, Промыслитель, Спаситель, и все то сокровенное, что есть сегодня в Православной Церкви, основано на учении Христа Спасителя, Сына Божия, Бога, Который сошел на землю. Конечно, мы имеем много ссылок на ветхозаветное учение, на Священное Писание Ветхого Завета, то есть все ветхозаветное духовно-нравственное богословское наследие, которое было в те древние времена, и сегодня является частью нашего богословия. Но мы сегодня являемся членами Православной Церкви, которую основал Христос Спаситель.

А то, что существуют другие вероисповедания, это уже трактовка других людей, которые не согласны были с тем, чему учил Христос Спаситель, и трактовали по-своему познание Бога и свойства Божии, поэтому возникли разные направления.

– Вопрос телезрительницы из Ростова-на-Дону. Она кремировала родственницу и спрашивает, не грех ли это?

– Когда вопрос касается захоронения покойников, то мы часто говорим, что сам процесс захоронения, посещения кладбищ больше всего нужны не покойнику, а нам, живущим. Надо учитывать обстоятельства жизни людей. Допустим, Россия – большая страна, земли много, можно жить, пахать, сеять, хоронить – земли всем хватит. А возьмите Японию или европейские страны, где территории стран очень маленькие, жителей надо как-то хоронить, поэтому существует практика кремирования.

У Русской Православной Церкви есть документ, где сказано, что если есть возможность погребать тем способом, которым пользовались в течение многих тысячелетий, то лучше сохранять эту практику и традицию, чтобы потом живые могли прийти на кладбище и получить хорошее назидание для себя: и мы скоро будем погребены так же. Все это наводит на очень серьезные размышления.

Кремирование –вынужденная мера в каких-то определенных странах. Знаю, что даже в России есть такие люди, которые говорят: «Как это так?Я буду положен в гроб, потом тело будет тлеть…» Появляется какая-то брезгливость, и они просят их кремировать. Волеизъявление живого о своем будущем – это его право. Практика такая существует, это не грех. Другое дело, если человек не верит в Бога и просит, чтобы его кремировали, то само неверие – это грех. В данном случае, скорее всего, это вынужденная мера.

– Вопрос телезрительницы: «Что такое молитва по соглашению?»

– Молитвы по соглашению появились не так давно. Раньше люди молились в храме совместной соборной молитвой и келейной (частной) молитвой. Теперь появилась молитва по соглашению, когда люди договариваются вместе молиться о каком-то конкретном деле, обращаются к Богу с конкретным прошением: «Друзья, давайте каждый у себя в комнате (келье) в определенное время будет совершать молитву и просить Бога о том-то и о том-то». И в назначенное время, о котором они договорились, каждый у себя дома молится.

Это что-то новое, это не традиционная соборная молитва. Соборная молитва приносит больше пользы, потому что она основана на заповеди Христа Спасителя, Который говорил: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», то есть когда люди не рассеяны по всему городу, а собраны «во имя Мое», там «Я посреди вас».Поэтому мы призываем совершать молитву соборную: там присутствует Христос. Но любая молитва приносит пользу, поэтому так тоже можно молиться. Но если хотите, чтобы это было с большей пользой, то лучше соберитесь вместе, тогда будет толк и от вашей молитвы, и от вашего присутствия в храме.

– Вопросы телезрительницы из Камышина: «Почему нет поста после Крещения, ведь Господь постился после крещения? И можно ли молиться за святых?»

– Тот, кто хочет, может поститься круглый ход. Что касается воздержания в пище (скорее всего,речь идет об этом), то после Крещения, как правило, идут обычные седмицы (недели), если не ранняя Пасха и не рано наступает Великий пост. У нас есть Устав, традиция Церкви, поэтому, наверное, не надо что-то придумывать еще. В Церкви все гармонично сложилось за эти столетия: у нас правильно выстроены богослужения,в Уставе все определено в части постных дней, однодневных постов. Придумывать ничего не надо.

Что касается поста, то мы должны поститься каждый день: стоять на страже своей души утром и вечером. Мы не должны допускать в свою душу ничего скверного, мерзкого, нечистого, и из нас это не должно исходить. Таким образом, поститься надо не только после Крещения, но и в сам праздник Крещения, и до него. Что касается диеты и воздержания в пище: у нас больше 250 постных дней в году, когда люди не употребляют скоромное. Я думаю, что не следует накладывать более тяжелые бремена, которые для многих будут неудобоносимыми.

Давайте выполним то, что нам рекомендует Церковь, а если кто-то что-то хочет еще больше усилить, возьмите благословение у своего духовника, который вам помогает в духовной жизни. Я думаю, что духовник вам не откажет, но только в том случае, если это будет способствовать вашему духовному росту, если это будет вселять в вас еще большее усердие, а не станет причиной для появления у вас гордыни по отношению к другим людям, чтобы вы потом не стали подобны фарисею: «О! Я пощусь не только в среду, пятницу и в дни постов, а еще и после Крещения соблюдаю пост, я не такой, как этот мытарь…» Такого быть не должно. Церковь воспитывает в своих чадах послушание: исполните то, что предписывает Церковь, и этого будет предостаточно.

Что касается молитвы за святых.У нас нет такой практики, потому что сам акт канонизации святых – это уже общецерковное признание человека, достигшего святости. За святых мы уже не молимся, к ним мы обращаемся за помощью, потому что они достигли такого духовного состояния и дерзновения пред Богом, что ходатайствуют пред Господом о нас, живущих на земле. Мы просим их, чтобы они молились за нас пред Богом в Царствии Небесном.

– Телезрительница из Тюмени просит рассказать о святой праведной Софии Слуцкой и спрашивает, где находятся ее мощи.

– Мощи святой праведной Софии, княгини Слуцкой, находятся в Минске, в Свято-Духовом кафедральном соборе. Кто желает, может приехать в Минск и посетить собор.

София родилась 1 мая 1585 года. Происходила из рода Ольгердовичей. Жила она не так долго. Вышла замуж, хотя не хотела этого. Но политическая ситуация складывалась так, что если бы она не дала согласие на замужество, то могла бы разразиться война. Своим согласием она предотвратила войну и сохранила мир.Несмотря на то, что ее супруг был католиком по вероисповеданию, она нашла в себе силы выполнить свой долг, поскольку была воспитана в православном духе, в православной вере. Это было время разногласий – период подписания Брестской унии. Трагические события происходили на этой благословенной земле из-за насилия со стороны униатов,процветали вражда и ненависть. Это, конечно, отразилось и на самой Софии. Несмотря на то, что ее супруг был католиком, она исходатайствовала у князя особую грамоту в защиту православных. До сегодняшнего дня ее вспоминают как поборницу, защитницу православия. В Слуцком районе, в Слуцке, Солигорскедо сегодняшнего дня семя православия очень крепко, там не так много католиков – чувствуется покровительство святой Софии.У нее родилось двое детей, которые, к сожалению,скончались в раннем возрасте. 1 апреля 1612 года и она закончила свою жизнь.

На последнем Архиерейском Соборе святая праведная София, княгиня Слуцкая, была прославлена для общецерковного почитания. До этого года она была местночтимой святой.

 

Ведущая: Александра Гудкова
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​