Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 7 июля

7 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

Владыка, начать хотелось бы с события, о котором никак нельзя не рассказать, – визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Беларусь. Это, несомненно, веха в истории Православной Церкви Белоруссии. Расскажите об этом.

– Действительно, очень важное, знаковое событие. Я думаю, мы еще долго будем об этом вспоминать, как вспоминаем и его предыдущий первосвятительский визит. Конечно, для каждого из нас визит Патриарха – это особое событие. Мы воспринимаем его не только как администратора, как архипастыря. Его не случайно называют – Святейший Патриарх, это, символически говоря, ангел нашей Церкви, поскольку он действительно приходит и приносит добро, какую-то живительную силу, вдохновляет, дает возможность вдохнуть этот глоток кислорода вечности. И, конечно, он совершает особые, знаковые мероприятия в нашей Церкви – в частности, в этом году вся полнота Русской Церкви празднует тысячелетие со дня кончины святого князя Владимира. Мы это действительно празднуем, потому что смерть праведника – это радость для всей Церкви, он от жизни временной перешел в жизнь вечную. И, конечно, память святого равноапостольного князя Владимира для каждого из нас имеет чрезвычайно важное значение, поскольку он призвал людей принять православие и все развитие нашей страны направил по особому пути – евангельскому пути духовного совершенствования и святости. С принятием православия Русь Святая пошла по благословенному пути, и это дало для нашего народа особый стимул развития как в духовной жизни, так и в культуре, языке, классике, то есть способствовало многогранному развитию. Мы празднуем это событие и говорим о том, что у Бога нет мертвых, у Него все живы. Надо сказать, что Патриарх прибыл в тот год, когда мы празднуем еще и 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, это тоже очень важно. А для Белоруссии это особый праздник, потому что нет ни одной семьи, которая не пострадала бы в этот период. Каждый третий белорус погиб. Практически все принимали участие в военных действиях: кто-то защищал страну на фронте, кто-то был в партизанских отрядах. А кто-то сеял хлеб. Все участвовали в этой войне, защищая свое Отечество.

Святейший Патриарх Кирилл в этот раз принял участие в траурном митинге, который проходил в Брестской крепости. В этом году мы отмечали 74-ю годовщину со дня начала войны. Жители Бреста и те, кто нес военное служение в Брестской крепости, первые остановили врага, так что это знаменательное событие. И как сказал Патриарх в своем слове, его ближайший родственник был здесь, в Брестской крепости, и здесь погиб. А для нас его визит знаменателен еще и тем, что он освятил храм в честь святителя Кирилла, епископа Туровского. Это наш академический храм, и Патриарх освятил весь комплекс – и духовно-образовательный, и административный центр. Долго строился этот комплекс, поскольку в нем много зданий, его полезная площадь 7 тысяч квадратных метров, и это было строительство церковно-государственного масштаба, поскольку президент Республики Беларусь А. Лукашенко лично и правительство принимали в этом самое активное участие. Конечно, финансовая составляющая была чрезвычайно важна, были большие затраты, связанные с созданием этого комплекса. Но в этом году мы уже начнем занятия в аспирантуре, академии, в этих корпусах, так что это чрезвычайно важное для нас событие. И это не случайно, потому что Патриарх принимает в этом самое активное участие и призывает всех священнослужителей и епископов трудиться как можно усердней в деле просвещения людей. Состоялась еще одна очень важная встреча Патриарха с инициативной группой, и одна из выступающих рассказывала о том, что они выиграли конкурс, получили грант от «Православной инициативы». И сегодня Белоруссия занимается вопросами работы с женщинами, которые готовятся рожать детей. Сегодня очень остро стоит вопрос – и в Белоруссии, и в России – ограничения абортов. Вспоминая выступление Патриарха в Государственной думе, скажу, что эта инициатива (не преувеличиваю) очень схожа с инициативой святого князя Владимира принять православие. Его послушали, и наша Русь пошла по новому пути – православные люди воспитывались на духовно-нравственных ценностях, на евангельских ценностях, в духе любви и взаимопонимания. Так вот, эти слова Патриарха Кирилла, обращенные к депутатам, в чем-то уподобляются призыву князя Владимира. Если только депутаты прислушаются к этому и выведут систему абортов из обязательного медицинского страхования, то в России в корне изменится демографическая ситуация. Хотя мы слышим некоторые доклады статистов о том, что демографическая ситуация выравнивается, но забываем о другом. Да, у нас есть прирост населения, но за счет кого? За счет жителей юга, которые исповедуют ислам, а они очень ревностно относятся к вероучению и не совершают детоубийства в утробе матери. А славянское население вымирает. Так что Святейший Патриарх выслушал тех людей, которые занимаются этой инициативой, и будем надеяться, что будет поддержка со стороны Патриарха.

Само общение Патриарха с епископами, священниками, с людьми очень вдохновило всех, поэтому, конечно, для нас, кто готовил этот визит, было много волнений, дискуссий, споров, поездок, но в этом проявилась консолидация Церкви и власти. После того как президент страны утвердил организационный комитет во главе с вице-премьером Н.И. Кочановой, участники сказали, что теперь все пойдет как по маслу, хотя были и напряженные дни, но в целом все прошло неплохо. Хотя не мне надо давать этому оценку, будем ждать отзывы от других людей, чтобы они были объективными. Но, на мой взгляд, прошло неплохо, поэтому, пользуясь возможностью, хотел бы поблагодарить всех – и президента страны, и правительство в лице А.В. Кобякова, и всех остальных. Будем ждать следующего визита, поскольку такие визиты вселяют в людей надежду, радость, уверенность, придают творческий импульс, поэтому будем надеяться на скорую встречу на нашей белорусской земле.

– Вопрос телезрительницы: «Можно ли приносить на кладбище искусственные цветы?»

– Каких-то ограничений, запрещений у нас на этот счет нет, кто как может, тот так и украшает. Но мы очень часто говорим о том, что посещение кладбища нужно больше всего не покойнику, который лежит на кладбище, а нам, живым. Потому что мы, каждый раз посещая кладбище, должны задуматься о том, что и наша жизнь временное явление и, не ровен час, Господь и нас призовет. Надо задуматься о том, как мы живем, и если не так, как призывает Церковь, – нужно исправиться. А что касается украшения могил, здесь каждый должен соизмеряться со своими материальными возможностями. Есть хорошая, добрая традиция: на кладбище, как и в храмы, приносить живые цветы, кто-то сажает там кустарнички, кто-то многолетние цветы, которые начинают цвести ранней весной и украшать могилку. Но если кто-то ставит искусственные цветы, ничего зазорного в этом нет, потому что мистического значения это совершенно не имеет ни для покойника, ни для его близких.

– Это все внешнее.

– Да, верно. И потом, есть на этот счет некоторая практика: я знаю такие страны, где не приносят цветы, просто сажают траву и потом косят. У каждого народа есть свои традиции.

Вопрос телезрителя из Кемеровской области: «В некоторых храмах звучат электронные колокола. Это отступление от церковного вероучения?»

– На этот счет тоже нет четких, жестких указаний. Самое важное – это звон колоколов, потому что он имеет символическое значение. На сегодняшний день есть устав колокольного звона, это надо знать звонарям. И многие люди знают устав, поэтому, например, реагируют: «А почему такой звон?» Когда я нес послушание в Рязани, наше епархиальное управление находилось рядом с соборной колокольней – и иногда слышишь звон, смотришь на часы и не поймешь, почему сейчас звон. А иногда раздаются телефонные звонки, и люди спрашивают: «Владыка, а почему звонят, с чем это связано?» То есть люди знают, что в это время звона быть не должно, а он есть, да еще какой-то особый. И хотят узнать, в чем дело. Звон же по разным случаям бывает: какое-то событие, кто-то приехал, служба началась, что-то случилось… Так что у нас есть устав, и те, кто знает этот устав, естественно, реагируют на звук колоколов.

– Вопрос из Белоруссии: «Нужно ли убеждать человека, если он не верит в Бога?»

– Заставить верить в Бога никого нельзя. Любить насильно не только Бога, но и человека нельзя. Господь ожидает от нас доброго, чистого, открытого сердца, нашего стремления к Нему, а если этого нет, то заставить человека нельзя. Хотя Господь настолько любвеобилен, так заботится о каждом человеке, что делает все возможное, чтобы каждого человека призвать к Себе. И Он призывает различными путями – кого-то через пророков, кого-то через апостолов, кого-то через священнослужителей, кого-то через болезни, страдания, какие-то трудности – разными путями. Но надо сказать, что на Земле не было, нет и не будет ни одного человека, к которому не было бы обращения со стороны Бога. Господь каждого призывает, но кто-то прислушивается, а кто-то нет. Кто-то, прислушавшись, начинает оценивать и осмысливать происходящее и делать правильные выводы, а кто-то остается равнодушным и продолжает жить так, как считает нужным.

– А есть такие люди, которые просто не слышат этого призыва?

– Не услышать нельзя, потому что Господь всех призывает. И только Богу известен характер этого призыва. И ни у кого из живущих на Земле людей не будет возможности ни на йоту упрекнуть Бога, что Он кого-то призвал, а его нет. Каждого призывает. Но кто-то игнорирует, а кто-то нет. Есть много и анекдотичных случаев на этот счет, и исторических фактов, как Господь призывает разными путями, а кто-то самонадеянно считает, что Господь должен чуть ли не Сам «прийти и сказать, чтобы он шел за Ним». Так что Господь может и через соседей, и через близких, и через священников позвать – разными путями. Но насильно нельзя этого сделать. Очень часто приходится узнавать от людей, что кто-то в семье из близких родственников не слышит этого, и они очень переживают. В этом случае близким родственникам надо набраться терпения и так проявлять себя, чтобы люди, видя наши добрые дела, поняли: вот это настоящий человек и он как исповедует, так и живет. Наши миссионеры, которые приходили с евангельской проповедью, не заставляли людей верить в Бога. Они поселялись в какой-то местности, жили свято, праведно, и их жизнь обращала на себя внимание местных жителей, люди начинали приходить к ним. Обратите внимание, все миссионеры имели именно такой подход к людям – говорили о том, что пришли проповедовать Евангелие, а потом поселялись, и люди начинали обращать на них внимание. Можно привести самые разные примеры – например, о Псково-Печерском монастыре. Жители говорили, что они слышат какое-то пение в лесу, стали приходить туда, потом, увидев подвижников, рассказывали друг другу, а потом приходили и просили их молитв. Такое было везде – и на Аляске, и в Сибири, и на Дальнем Востоке. А апостолы? Ведь Господь, направляя святых апостолов, говорил: «проповедуйте всей твари», «крестите их во имя Отца и Сына и Святаго Духа», «даром получили, даром давайте». Апостолы и миссионеры употребляли всё это в проповеди. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы люди видели святую жизнь и потом бы говорили, что рядом с ними живет хороший, честный, праведный человек.

– Вопрос телезрительницы из Владимирской области: «Мне снится умерший отец, просит подарить ему крестик. Что это значит?»

– Сложный вопрос. Даже не знаю, что сказать. Есть такое: кто-то просит крестик, кто-то хлеб или одежку. Как правило, наши богословы и подвижники говорят, что чаще всего, если кто-то является таким образом, то это просьба о молитвах – они просят молитв или призывают своих родственников и близких самих ходить в храм.

– Вопрос телезрительницы из г. Красноярска: «Как правильно исповедоваться? Нужно ли сразу называть все грехи или делать это постепенно, от исповеди к исповеди?»

– Я иногда сравниваю исповедь с посещением врача. Когда у меня ничего не болит, я к докторам не хожу. Иногда что-то болит, но я могу немного потерпеть, но когда уже нет сил, я иду к врачу. И уж если я к нему прихожу, то рассказываю ему, что у меня болит. И рассказываю все симптомы, переживания, с чего это началось. И только после этого врач начинает понимать мою болезнь и процессы ее развития и начинает лечить, пытается добраться до источника этой болезни. То же происходит и в нашей духовной жизни. Духовник – это духовный врач, я ему должен рассказать о своей болезни. И рассказывать – это не просто перечислять грехи. Исповедь – это стремление исповедать развитие греха. Тогда и священник будет правильно оценивать и давать рекомендации, и Господь увидит наши искренние помыслы и стремление исправить образ жизни, поэтому наша совесть – самый лучший оценщик и советчик. Если я прихожу на исповедь, получаю прощение грехов, а уходя, вспоминаю, что что-то еще не сказал, то я же не буду исправлять это в своей жизни, если я об этом не говорил. Поэтому совесть – лучший советчик. Четко рассказать, искренне поисповедоваться и принять решение не возвращаться к этому – в этом и заключается смысл исповеди.

– Вопрос от Галины из г. Самары: «В молитве преподобного Силуана Афонского есть такие слова: «Вразуми раба Своего». Но в народе говорят, что нельзя молиться Богу о вразумлении».

– Почему же нельзя? Как раз в этом заключается глубочайший смысл. Что значит – иметь разум, истинный, правильный разум? Без разумения мы ничего не можем сделать, без понимания того, что происходит в нас и вокруг нас, не сможем правильно жить. Поэтому и надо просить, чтобы Господь вразумил. Другое дело, что у нас к этому слову предвзятое отношение, для нас вразумить – это значит применить какую-то власть, силу, проявить насилие. Но здесь имеется в виду совсем не это. Просто мы просим Господа: «Помоги нам вести правильную жизнь, вразуми меня», то есть «сделай мой разум чистым, чтобы я правильно оценивал все, что происходит во мне и вокруг меня». Разве это плохо? Мы таких людей называем умными, разумными людьми. Потому что Господь, придя на землю, принес свет разума, Божественного разума. И я хочу быть разумным, думаю, каждый человек хочет быть разумным, понимать, что он есть. Поэтому мы просим, чтобы Господь очистил наш ум, вразумил нас – это очень важно. Это один из ярких даров Божественной благодати человеку. Совершенно не случайно людей, которые поступают безрассудно, называют неразумными. Люди, которые не имеют чистого разума, совершают такие ошибки, которые нормальный человек не совершит. Мы говорим, что человек, совершающий тяжкие проступки или преступления, лишен разума. Поэтому очень неплохо не только молиться об этом, а еще и получить от Бога этот божественный разум.

Желаю вам всего самого доброго! Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами!

 

Расшифровка: Светлана Козловская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать