Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 7 апреля

7 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

 

- Великий пост подходит к концу, приближается Пасха. Это самая суть нашего спасения. Если задуматься: Господь создал человека без его участия, а вот спасение без участия самого человека произойти не может. Как можно объяснить этот парадокс?

- Поздравляю всех с наступающей Пасхой. Надо сказать, что в переводе на русский язык слово «Пасха» означает «избавление от смерти». Ветхозаветная Пасха символизировала избавление человека от смерти. В Новом Завете мы тоже празднуем избавление человека от смерти, но уже от смерти вечной. Это стало возможным только благодаря пришествию на землю, страданиям, смерти на Кресте и воскресению Спасителя Мира.

Смысле пришествия Спасителя на землю становится понятным, если мы вспомним, что с грехопадением прародителей в нашу природу вошел вирус болезни и смерти. Вырвать его из природы человека мог лишь Тот, Кто знает «программу», которая называется жизнь. Знает ее только Творец. Именно поэтому на землю нужно было прийти Богу, принять на Себя человеческое естество, чтобы преобразить его изнутри и поднять на вершину духовного совершенства. Это стало возможным только на Голгофе. Именно через страдания и смерть Господь преобразил человеческое естество. Он сошел во ад, чтобы разрушитьего как таковой, ведь после Воскресения Христова ада больше не существует, как не существует и рая после изгнания Адама и Евы. Но Христос Спаситель проложил в него путь для всех верующих, идя по нему, человек может быть избавлен от вечной смерти и способен войти в Небесное Царство.

Конечно, Господь создал человека без его воли, потому что человека тогда не было. Господь сотворил его по Своей неизреченной любви, из потребности проявить эту любовь на ком-то. Он создал человека по образу и подобию Своему, вдохнул в него Свой Божественный дух и дал возможность этот образ преображать, доводить до совершенства, уподобляясь Богу. Этот процесс исполнен глубочайшего смысла и вечен: он шел и после грехопадения человека, и продолжается после акта спасения человеческого рода на Кресте. Господь дает людям возможность идти по этому пути. Конечно, спасти человека без него самого невозможно: должна быть его свободная воля, свобода выбора пойти по этому пути. Господь мог бы спасти человека без его участия, но будет ли это спасение? Скорее всего, это было бы больше похоже на акт насилия. Богу не нужны рабы, Ему нужны люди, которые добровольно захотят работать и служить Своему Господу. Только волеизъявление человека важно Богу: «Господи, спаси меня! Господи, я хочу быть с Тобой!» Так что никаких парадоксов тут нет: Господь может спасти человека без человека, но это не будет спасение. Это как если бы Вы заставляли человека жить с Вами, когда он не хочет, или если Вас заставляют жить с кем-то против Вашей воли. Разве в радость Вам будет такая жизнь?

- Владыка, как быть, если человек не согласен с этим? Он не хочет спасения, зная, что погибнет. Разве Господу не жалко будет этого человека?

- Господь будет проявлять Свою жалость, и Он будет делать все возможное по отношению к каждому человеку. Если вспомнить Христа Спасителя, насколько же сильно в Нем проявлялась Божественная любовь и сострадание к людям! Когда Он входил в Иерусалим, видел этих людей, зная, что завтра они будут кричать «Распни!», Он же плакал, плакал об этих людях. Когда Его вели на распятие, и кто-то рыдал, Господь говорил: «Не плачьте обо Мне, а плачьте о себе и ваших детях».

А как Он совершал Тайную Вечерю? Ведь Господь знал, что Иуда – предатель, и нисколько его не упрекнул, не допустил никакого намека насилия. Спаситель только сказал, что обмакнувший со Ним в солило, тот предаст. Он Иуду пытался наставлять. Он и его, как и каждого из нас, пытался призвать к спасению: «Не лобзанием ли ты предаешь Меня, Иуда?» Но нельзя Богу нарушить свободу человека, нельзя проявить даже малейшего насилия.

Пусть у каждого человека, живущего на земле, не будет ни на йоту возможности в чем-то упрекнуть Бога. Господь всех и всегда призывал и призывает ко спасению. Тот, кто прислушается к этому зову, может исправить свою жизнь. Обратите внимание, насколько тонко Господь, не нарушая нашу личную свободу, призывает нас.

- Вопрос от телезрительницы Людмилы 29 лет из Рязани. Ее мать начала читать молитву за самоубийцу и вдруг изменилась, стала сама жестокой. Как Вы думаете, от чего это могло быть?

- Надо сказать, что в Церкви существует очень жесткая дисциплина, не просто так она запрещает молиться о самоубийцах. Как правило, самоубийцы – люди, которые не верили в Бога. Хотя некоторые о них и говорят: «Вы знаете, да он и в храм ходил, и исполнял что-то, даже постился, причащался». Но он стал самоубийцей, и мы не можем в полноте знать человека, который совершил такое тяжкое преступление, грех самоубийства. Есть люди, которые не на виду, а внутри себя не верили в Бога, хулили Его. Нам не дано ведать сокровенное человека, мы не знаем, почему такое могло произойти с ним.

Тем не менее, общепринятое мнение Церкви таково, что самоубийца – человек, добровольно ушедший из жизни по безрассудству или в состоянии аффекта, своим действием выражает протест Богу, неверие в Него. Если за такого человека молиться, он сам будет недоволен: он боролся с Богом, боролся с Церковью, а мы вдруг за него молимся. Существует мнение, что совершив такой грех, человек тем самым навсегда убивает свою душу и будет пребывать в царстве тьмы, погибели, где никогда не будет рядом с Богом. Отец тьмы будет за своего слугу стоять до последнего.

Церковь не рекомендует молиться о таких людях, но за них все равно молятся, думая, что так проявляют к ним свою любовь. Тем самым обнаруживается также непослушание Церкви, которая просит все это оставить на Суд Божий. Получается, что человека мы любим больше Церкви, здесь проявляются чувства противления, даже гордости: «А я вымолю!» И, конечно, враг рода человеческого вступает с таким человеком в открытую борьбу, он его расстраивает, вводит в заблуждение, приводит к состоянию жестокости. Происходит большой перекос в духовной жизни. Поэтому нужно стараться жить в тех рамках, которых нам рекомендует придерживаться Церковь, именно они будут для нас полезны и спасительны.

- Вопрос телезрителя из Краснодарского края: «Господь всеведущ. Зачем тогда повторять молитвы по несколько раз? Например, 40 раз произносить “Господи, помилуй”. И как вообще читать Иисусову молитву?»

- Действительно, в чинопоследовании есть употребление молитв по много раз. Конечно, Господь все слышит, даже знает все наши мысли и намерения. Это повторение необходимо нам, людям, которые обращаются к Нему в молитве.

Вспомните, как мы молимся, как произносим наши молитвы? Совершенно не случайно существует такое выражение: «Читай не так, как пономарь, а с толком, с чувством, с расстановкой». Мы же сами не можем настроиться на молитву! Даже если 40 раз повторим «Господи, помилуй», то и из них ни одного раза сами не услышим, о чем просим. Я иногда сравниваю подобную молитву с нашей обыденной жизнью. Представьте себе: мы сидим на пляже, отдыхает огромное количество людей, и вдруг кто-то тонет. Как он кричит: «Помогите»? Он же не кричит 40 раз «Спасите». Уж если он тонет, то так будет кричать, что все на пляже повскакивают и побегут спасать.

То, как мы читаем молитвы, не только Господь не слышит, нас и рядом никто не услышит. Молитвословы и чинопоследования составлены таким образом, чтобы настроить всех нас на общий молитвенный лад, чтобы мы одним сердцем и одними устами обращались ко Господу в молитве. А как у нас совершается богослужение? Кто-то пришел к началу, кто-то попозже, кто-то в середине, а кто-то и в конце. Наше богослужение составлено так, что должно всех объединять; но даже если мы произносим 40 раз «Господи, помилуй», то сами не всегда себя слышим, а хотим, чтобы нас услышал Господь. Поэтому и существуют повторения. Та же самая молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Монашествующие повторяют неоднократно ее в течение дня. Молитвы должны совершаться точно так же, как если бы мы их произносили один раз. Когда ребенок что-то просит у мамы, он повторяет это много раз, чтобы донести свою просьбу до нее. Даже в обыденной жизни приходится прибегать к повторениям слов. Вспомните преподобного Серафима Саровского, как он тысячу дней и ночей стоял на камне! Какие же молитвы он читал? Какая у него должна была быть библиотека, чтобы он находил, что читать тысячу дней и ночей? А читал преподобный Серафим: «Боже, милостив буди мне, грешному». Его молитвы были проявлением глубочайшего смирения, глубочайшего осознания своей гибели, немощи, понимания, что жизни на земле недостаточно, чтобы спасти свою душу. Он тысячу дней и ночей говорил: «Боже, милостив буди мне грешному! Боже, очисти мя, грешнаго»! Это особый подвиг, и в нем проявлялось искреннее смирение преподобного, стремление ко спасению, его желание быть с Богом. Он понимал высоту Божественную, пытался к ней приблизиться и понимал, что это возможно только при осознании своей немощности, слабости, недостоинства, греховности. И эти самые простые молитвы вводили его в состояние глубочайшего осмысленного единения с Богом. Если хотите, в этом и есть смысл жизни человека. Поэтому ничего страшного в том, что мы повторяем много раз одни и те же молитвы. Встает вопрос: а мы приблизились к Богу? Думаю, что нам надо еще, ох как много раз повторить их, чтобы хоть на шаг стать ближе к Богу. Нисколько не смущайтесь, молитесь: любая молитва способствует нашему Богообщению.

- Телезрительница из Ростова-на-Дону, спрашивает, как ей поступить: когда-то давно она была у пятидесятников, потом вернулась в Русскую Православную Церковь, но не помнит, каялась ли в грехе отступничества.

- Если не помните, то лучше придите на исповедь и еще раз расскажите. То, что Вы это вообще вспомнили, уже сигнал: совесть Вас мучает. Греха не будет - придите, исповедуйтесь, покайтесь, это будет только благо для Вас.

- Одинаковый вопрос от двух телезрительниц, которые венчались, но разошлись с мужьями. Они спрашивают, как им теперь поступить?
- Говоря с людьми на эту тему, мы объясняем им, что все, что Бог сочетал, человек да не разлучает. Хотя сегодня уже существует такое мнение, что надо развенчаться. Однако нет такого понятия как «развенчаться». Все очень просто: те люди, которые венчались и спросили у Бога благословения на супружескую жизнь, своим разводом этот союз расторгли, нет и не существует такого церковного акта, который бы расторг венчание. Существует лишь понятие о признании распада семьи, признание распада церковного союза. В таких случаях я только выражаю сочувствие, сожаление, и мы признаем, что церковный брак считается расторгнутым, хотя вы сами его расторгли.

- Вопрос телезрительницы и г. Ростов-на-Дону: «Сказано: “Работайте Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом”. Как это понимать?»

- Только сейчас я говорил о преподобном Серафиме, какая у него была молитва. Это наглядный пример для подражания. Он действительно работал Богу, трудился ради славы Божией. И, конечно, не боялся Бога, но чувствовал трепет от величия Божества, благоговение перед Ним. Поэтому псалмопевец и говорит нам: «Работайте Богу со страхом». Должно быть трепетное чувство перед Богом, но ни в коем случае не рабский страх того, что Он нас сейчас уничтожит, сотрет в порошок. И радоваться надо с трепетом тому, что Господь дает нам возможность к Нему обращаться, испытывая при этом благоговейный трепет радости и уважения. Такие чувства испытывал псалмопевец Давид, и его обращения к Богу, его труды после покаяния были именно такими, и он призывает и нас таким же образом работать Господу.

- Вопрос телезрительницы Светланы (38 лет) из Брянска: «Разговаривала с батюшкой, и он ей сказал, что надо причащаться каждое воскресенье. Так ли это?»

- Совсем недавно в Москве проходило архиерейское совещание, на котором был впервые принят очень важный документ об участии верных в Евхаристии. Церковный опыт говорит о том, что следует стремиться к тому, чтобы чаще общаться с Богом. Но в то же время причащение должно быть таким, чтобы оно не становилось формальностью. Не так, что хочешь или не хочешь – приходи. Должно быть чувство трепета, благоговения перед Богом. Есть и сторонники частого причащения, и его противники, которые ссылаются на преподобную Марию Египетскую, которая в своей жизни причастилась только два раза. Первый раз, когда пришла в Иерусалим вместе с паломниками, не могла войти в храм и только после покаяния смогла попасть в него и причаститься. После этого она ушла в пустыню и лишь через 17 лет еще раз приняла Страшные Христовы Тайны, когда ее причастил старец Зосима. Мария и на воздухе молилась, и по воде ходила как бестелесная. Она всего два раза в жизни причастилась и достигла святости и стала для нас примером для подражания в покаянии и в аскетической жизни.

Наша задача – не просто причаститься или даже причащаться каждое воскресенье, а суметь сохранить это достояние, состояние от принятия в себя Самого Господа Иисуса Христа под видом хлеба и вина. Мы не должны переводить это в какой-то автоматизм.

Знаю людей, которые говорят, что если не посетили храм в один воскресный день, то к концу второй недели испытывают дискомфорт, даже не от того, что не причащались, а от того, что не были в храме. Все очень просто: даже если аккумулятор в телефоне не подзаряжать, он перестает работать. Точно так же и душа человеческая должна постоянно подзаряжаться той Божественной энергией, которая подается в молитвах и таинствах нашей Церкви. Надо обязательно питать ей свою душу. Причащение – это огромный заряд силы и энергии; когда человек долго не причащается, он чувствует дискомфорт. Это очень хороший сигнал: ощущение духовного голода. Тогда обязательно нужно идти в храм и причащаться, но в то же время не доводить все до автоматизма.

Конечно, мудрый священнослужитель должен соотносить частоту причащения с жизнью человека: учитывать его работу, семейное положение, духовное и нравственное состояние. Добрый пастырь, конечно, подскажет, как часто нужно причащаться, чтобы было благоговейное, трепетное общение с Богом, живое стремление к Нему.

Как всегда, дорогие друзья, желаю вам всего доброго, пусть благословение Божие пребывает со всеми вами.

 

Расшифровка: Юлия Кириллова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать