Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 31 марта

31 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

 

- 5 апреля православные христиане празднуют Вход Господень в Иерусалим. Чему учит Церковь, напоминая нам об этом событии?

- В первую очередь хочу поздравить всех с окончанием Великого поста. После Лазаревой субботы наступает Страстная седмица - самая важная часть Великого поста. Она начинается праздником торжественного Входа Господня во Иерусалим. Мы его иногда называем Вербное воскресенье. В богослужебных текстах это воскресенье называется «Цветная неделя». Связано это с тем, что, когда Христос Спаситель совершил великое чудо - воскрешение праведного Лазаря, это потрясло всех жителей Иерусалима и всех, кто слышал об этом. Иисус из Назарета уже совершил немало великих чудес: хромых делал ходячими, слепых - зрячими и даже воскрешал мертвых. Но тут такое чудо — воскресил четверодневного Лазаря, тело которого уже было погребено и подверглось тлению. И до этого были случаи, когда Он воскрешал тех, кто недавно умер, но их смерть еще не была подтверждена окончательно. А тут человек был погребен, все чувствовали запах тления его тела - и вдруг он вокрес из мертвых. Это потрясло всех.

После этого Господь призвал Своих учеников и попросил, чтобы они привели Ему молодого осленка. Обратите внимание: Христос Спаситель торжественно вошел в Иерусалим не на коне, а на осленке. Торжественно встречали триумфаторов, победителей, которые возвращались с военных походов: предводитель, по обычаю восседая на коне, входил в Иерусалим, все ему аплодировали, воздавали должные знаки благодарности за победу над врагом. А Христос Спаситель воссел на молодого осленка, тем самым даже здесь проявил невероятное смирение, хотя Он истинный победитель смерти.

Люди, которые видели Его, входящим в Иерусалим, восклицали: «Осанна в вышних!», постилали молодые побеги деревьев, срезали пальмовые ветви, кто-то снимал с себя головные уборы, платки и одежду. У нас на севере пальмы не растут, поэтому срезают побеги верб в память об этом событии. Христос Спаситель торжественно входил в Иерусалим, но почему-то не радовался этому вхождению и восклицаниям людей. Он знал, что те, кто сегодня восхваляют Его, завтра будут кричать: «Распни Его!» Он входил в Иерусалим для того, чтобы принести Себя в жертву за все человечество.

Страстная седмица - особый период времени, кульминация всего, что происходило от сотворения мира и до этих событий - предательства, осуждения на смерть, распятия, смерти Христа и Его преславного Воскресения. Это кульминация всей духовной и светской жизни, все сошлось здесь - в Иерусалиме. Мы это событие называем «домостроительство спасения человеческого рода». Здесь, в Иерусалиме совершилось величайшее событие, которое больше никогда нигде не будет совершаться: Христос восстановил утраченный союз человека с Богом, победил смерть и проложил путь в Царство Небесное всем, кто поверит в Него, как в Мессию и Господа.

Для нас Вход Господень в Иерусалим - яркое событие в жизни Церкви. Надо сказать, что Христос Спаситель говорил об этом Своим ученикам, когда они восходили в Иерусалим, еще до воскрешения Лазаря. Он рассказывал, что Его предадут в руки язычников, осудят на смерть, и Он будет распят. Апостол Петр тогда начал возражать: «Давай тогда не пойдем туда, Господи». Христос его резко остановил: «Отойди от Мене, сатана. Мне надлежит это сделать. Я ради этого и пришел, чтобы совершить спасение человеческого рода».

Конечно, это событие нас многому учит, наставляет и предупреждает, чтобы мы не были легкомысленными, как жители Иерусалима, не поддавались возгласам толпы и подстрекателей. Часто бывает, что собираются люди на площадях, чтобы отстоять правду - приходят подстрекатели, и народ очень быстро меняет свое мнение. Мы непостоянны: страсти в нас бушуют, как они бушевали в израильском народе тех времен. И, конечно, это еще один повод задуматься о самих себе, о своем внутреннем мире, о смысле жизни человека и, в частности, о смысле моей жизни на земле. Зачем я живу, ради чего? Распятие Христа и Его победа над смертью - это замечательный, неповторимый урок для назидания каждого человека.

В отличие от апостолов, мы уже знаем, что за этими страданиями последует смерть и воскресение из мертвых. Апостолам было гораздо сложнее пережить то, что произошло в Иерусалиме, но Господь их предупреждает, тем самым показывая и нам, что неслучайно Его взяли - ради этого Он и пришел на землю для спасения людей.

- Вопрос от телезрительницы из г. Рязань: «Я стараюсь читать Псалтырь каждый день, но по немощи иногда пропускаю. Что делать?».

- Не давайте никогда обетов, например, таких: «С завтрашнего дня буду читать Псалтырь каждый день». Не обещайте зря Богу. Есть возможность - читайте, нет - что же делать. Но всегда очень важно помнить и знать, что мы должны проводить дни своей жизни так, чтобы не забывать о Боге, потому что не в многословии заключается спасение, как говорил Сам Христос Спаситель. Господь нас всех и так слышит. Но если есть возможность, почему бы не почитать Псалтырь или акафисты. Мы таким образом восхваляем Бога, помним о Нем, прославляем Его. Очень важно, вставая с постели, всегда помнить о Боге, просить, чтобы Господь благословил наступающий день, и, ложась, благодарить Бога за прошедший день, просить благословения на наступающую ночь. С Богом нужно вставать с постели и ложиться спать.

- Вопрос от телезрительницы из Подмосковья: «У меня часто бывают видения мертвых людей, о смерти которых я не знала до того, как происходят видения. Как к этому относиться?».

- Чтобы не впасть в гордость и самомнение, церковный опыт рекомендует нам не верить снам. Однажды я неожиданно увидел в своей квартире двоюродного брата. Оказалось, что в этот момент он погиб, узнал я об этом спустя какое-то время. В тот момент у меня пошли мурашки по телу. Позже я рассказал сестре, в какой одежде я его видел, и она сказала: «Да, в этой одежде он уехал и в тот день погиб». Сказать, что это моя бредовая мысль? Не думаю. Опыт Церкви свидетельствует о том, что враг рода человеческого пытается любым способом сбить людей с правильного пути. Искушая, он сначала дает правильную мысль, открывает видения, а потом губит людей. Чтобы не погубить свою душу, а проявить смирение, лучше сказать: «Я недостойна, чтобы Ты, Господи открывал мне что-то». Если будет явное видение, тут уже ничего не поделаешь, но относитесь к этому просто.

- Вопрос от телезрительницы из г. Тамбова: «Как молиться за младенцев, убитых при абортах? И что читать во время Великого поста?».

- У нас в храмах поминают крещеных людей, поэтому я думаю, надо соблюдать церковную дисциплину: не делать то, что не предусмотрено в Церкви. В ней есть полнота всего необходимого для каждого человека и нашего спасения. В Церкви не предусмотрено молитв о тех, кто убит при абортах. Господь определит души этих младенцев, там, где посчитает нужным. Давайте доверимся Богу, у Него больше любви к людям, чем у нас всех, вместе взятых. Мы не сможем превзойти Бога своей любовью: Он - всесовершеннейшая любовь. Надо больше молиться о тех, кто допустил этот аборт и кто их делал. Вот о ком надо молиться: о тех, кто совершил это преступление или кто явился его источником. Они должны приносить покаяние.

Время поста - самое благоприятное для размышления о душе, смысле жизни, о том, что надо сделать, чтобы стать лучше, чище, добрее. Господь призывает нас всех в Свое Царство. Наша задача - создать Царство Божие в своем сердце, то есть, в самом себе. Пост - благоприятное время, когда мы должны положить основание этому Царству Божию. Мы всегда должны помнить слова Священного Писания: «В худую душу не войдет ничего доброго и чистого». Надо создать в своей душе простые условия: чистота, святость и праведность. Конечно, первый шаг на пути созидания Царства Божия - примирение друг с другом. Именно поэтому мы в начале Великого поста просили друг у друга прощения. Мы получим от Бога прощение, если сами простим своим обидчикам. Оценивая прожитую жизнь, нужно приносить покаяние: «Я в своей жизни сделал столько недоброго и нехорошего. Господи, прости меня и помоги принести плоды, достойны покаяния». Нужно не просто сказать: «Я грешный, я виноват», надо еще принести плоды, сделать что-то хорошее, доброе, что могло бы свидетельствовать о покаянии, изменении внутреннего содержания.

Как мы встречаем дорогих гостей? Мы приводим квартиру в порядок, чистим, моем, убираем, готовим какие-то вкусные яства, чтобы встретить дорогих гостей. Точно так же мы должны делать и в дни поста: чистить свою душу, готовить место, куда мог бы прийти Спаситель мира и вселиться, приготовить и «добрые яства» - добрые дела. Доброе настроение складывается из целого комплекса наших деяний: чистота сердечная, покаяние, исправление. Я должен почитать тех людей, которые уже встретились со Христом: это наши святые. Церковь рекомендует каждый день в течение всей жизни читать жития святых, наследие святых отцов - подвижников благочестия, тех, которые жили на земле и стяжали благодать Святого Духа. Они нам подскажут, как жить. Книга «Священное Писание Ветхого и Нового Завета» должна стать настольной.

- Вопрос от телезрительницы из Чернобыльской области: «Россия ведет войну с Украиной, даже священников втягивает в политику. Почему?».

- Насколько я знаю, Россия не воюет с Украиной, точно так же, как не воюет с Украиной ЕС и США. К сожалению, сегодня во многих войнах принимают участие люди самых разных стран, разных религиозных убеждений и даже идеологических убеждений. Кто-то сейчас на стороне ополченцев, но это не значит, что государство втянуто в войну. Может быть, где-то косвенно кто-то поставляет оружие. К сожалению, Вы правильно говорите, мы иногда даже на экранах телевизоров видим, что на трибунах и баррикадах стоят священники, призванные учить людей миру и согласию. Но мы видим, как лжепатриарх Филарет ездил добиваться оружия, чтобы воевать. Обратите внимание, призывают к войне раскольники, те, кто уже откололся от подлинной Церкви, их раздирают страсти, гнев и ненависть. Страсти будоражат и их самих, и окружающих людей. Вспомните Великую Отечественную войну: многие священники благословляли защитников Отечества, они призывали людей не столько убивать, сколько защищать свое Отечество, свой народ, не жалеть даже своей жизни. Вот какой призыв был от священников. А здесь мы видим ненависть, стремление к убийству. Это очень печально. Все, что происходит сегодня на Украине, раскрывает глубину падения человеческих нравов, противостояния, вражды, ненависти. Мы всегда с чувством глубокого сожаления молимся на каждой Божественной Литургии о братском украинском народе, переживаем вместе с ним, просим, чтобы Господь умиротворил сердца враждующих людей. Так хочется, чтобы мир восторжествовал, и чтобы этот мир царил не с помощью оружия, а с помощью примирения. Примите наши чувства сожаления. Молимся и надеемся, что священники не будут принимать участия в этой враждебной акции.

- Вопрос от телезрительницы из г. Воронеж: «Моему ребенку очень трудно дается учеба в ВУЗе, даже доходит до отчаяния. Как быть? Кому молиться?».

- Мы в таких случаях вспоминаем преподобного Сергия Радонежского: ему тоже, когда он был отроком, тяжело давалась учеба. Но обратите внимание: не родители за него молились, (хотя не исключено, что и они молились), но сам он сугубо молился, хотел научиться читать, писать, стремился к этому, уединялся. После его искренней молитвы преподобный и встретил старца, который сказал, что ему будет дан дар Божий: он будет познавать науку, научится читать. Должно быть желание у самого ребенка. Конечно, когда мы будем все за него молиться, Господь услышит нашу молитву, может ему дать этот дар успешной учебы. Но сможет ли он потом оценить этот дар? А когда он сам будет молиться: «Господи, помоги, я немощный, слабый», тогда он и приобретет духовное богатство, и научится молиться.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать