Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 28 апреля

28 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

 

- Христос Воскресе! Владыка, хотелось бы начать вот с какого события: после Пасхи Православная Церковь воспоминает память святых жен-мироносиц. Евангельское повествование об этих благочестивых женщинах известно достаточно хорошо. А вот применительно к современной нашей жизни кого можно назвать мироносицами?

- Во-первых, конечно, Вы правильно сказали, что это наименование относится конкретно к женщинам, которые были со Христом в дни Его проповеди на земле. Названы они мироносицами, потому что это были самые искренние, верующие в Него, как в Сына Божия, как в Мессию, женщины, настолько преданные, настолько Его любящие и служившие Ему в земной жизни. Для них была неожиданна Его смерть, хотя Он об этом говорил, еще общаясь и с учениками, и с ними. Они слышали, что надлежит Ему быть предану в руки человеков-грешников и быть поругану, оплевану и распяту, надлежит пострадать и воскреснуть. Но как-то они не акцентировали свое внимание, как и апостолы, на этом. Жены-мироносицы, когда совершилось это страшное для всех, а тем более для них, событие, решили воздержаться в день субботний, а потом как можно раньше пойти помазать тело Господне миром. Как свидетельствует евангелист, еще не воссияло солнце, затемно они пошли ко гробу, для того чтобы помазать Его тело миром драгоценным, дозавершить тот чин, который существовал в то время в Палестине и на всём Ближнем Востоке. За свою любовь, преданность к божественному Учителю они наименованы Церковью женами-мироносицами.

Конечно, сегодня мы к нашим женщинам в прямом смысле не сможем отнести это понятие. Но все же те, кто верит в Бога, любит Церковь, не за страх и не за деньги, а за совесть и во славу Божию трудится в храмах, тоже могут быть причислены к этим женщинам-мироносицам, то есть все те, кто служат Богу, Церкви и людям бескорыстно и безвозмездно. Всякое служение в Церкви со стороны женщин в делах добра, любви, милосердия может быть как-то сопоставимо с тем трудом, подвигом, которые несли в свое время жены-мироносицы.

- Вопрос от телезрительницы Валентины из Воронежской области. У нее маленькая пенсия, и она вышивает иконы бисером. Нужно ли благословение на этот труд?

- Все, что делается в храмах, для Церкви и в Церкви, конечно, делается по благословению епископа или священнослужителей на приходах. А что касается вышивания икон бисером или другим образом (кто-то нитками вышивает иконы, существует такая практика), то, если хотите знать мое мнение, я не могу молиться перед ними, не воспринимает мой дух. Мне иногда дарят вышитые бисером или цветными нитками иконы; я их обычно раздариваю, определяю куда-то. Я так понимаю, у Валентины это дополнительное средство к существованию. Но канонически их нельзя даже назвать иконами. Седьмой Вселенский собор определил, что икона должна быть обязательно на твёрдом материале. Принято это делать на доске, на которой пишут специальными красками лики, руки, образ, одежды. Мы должны понять, что такое икона. Если хотите, икона - это окно, через которое мы можем проникать в потусторонний мир. Ей свойственна обратная перспектива. Она совершенно иначе пишется, чем какая-либо другая картина. Возьмите обычный пейзаж: он совершенно отличается от пейзажа на иконах. Обратите внимание: образы, лики не такие, как на фотографиях. Человек отображает потусторонний мир настолько, насколько он ему открыт. Мы сегодня авторство самых почитаемых, ценных икон относим подвижникам благочестия (например, иконы преподобного Андрея Рублёва, его знаменитая «Троица»). А первая икона была написана апостолом Лукой: это образ Пресвятой Богородицы. И Матерь Божия благословила его на написание икон и сказала, что с ними будет и Ее благословение и сила Божия. Обратите внимание: у нас есть история написания икон. Преподобный Андрей Рублев и его ученики готовили доски, краски, писали фон и одежду. До сих пор помню, как во время учёбы в семинарии занимался в иконописном кружке, который вела Мария Николаевна. Мы все писали внешний фон, одежды, а потом она говорила: «А вот лики мы будем писать Великим постом». Подвижники благочестия, иконописцы, уходили в аскетический затвор, молились, а после выхода из него, после усиленной молитвы, воздержания, поста они, общаясь с Богом, получали заряд магнетизма, благодатный заряд богообщения через молитву, накопив который писали лики и руки. Вот такие иконы приобретают особую ценность: на них отражается аскетический опыт восприятия потустороннего мира, этим они и бесценны. Это не произведения искусства, а как раз и есть передача аскетического, молитвенного опыта подвижников благочестия через материал. Сегодня ученые изучают, восхищаются, удивляются, а описать, осознать и понять иконы по-настоящему не могут. Позже ситуация стала меняться, и уже в конце XIX – начале XX века поставлено все было на поток, на шаблон. Эти иконы уже не несут такого заряда, не вызывают восхищения, благодатной радости. На многих иконах того времени писались только лики и руки и устраивались под оклад. Потом, когда оклад снимаешь, смотришь: какая же это икона? Полуфабрикат какой-то. Не несет он того благоговейного, благодатного дара, который есть в написанной в полноте иконе.

Вот что касается вышивания бисером или нитками, такие иконы не несут этого. Тем более, знаете, сегодня это уже бизнес. Я вообще не рекомендую даже освящать их, хотя некоторые лики пишут на досках, а потом вышивают. Но это все равно не то. Такие вещи можно воспринимать как произведения искусства, можно где-то вешать на стены, как благочестиво сделанные картины, но никак не иконы.

- Ведь бывают случаи, когда и современные иконы, даже бумажные, мироточат.

- Бывает, и литографии мироточат. Но тут уже, знаете, в божественную канцелярию не вмешаешься, Господь Сам определяет. Но даже литография или фотография иконы более приближена к ней, потому что сфотографирована с хорошего образа. Насчёт вышитых икон я высказал свои мысли, Вы же можете взять благословение своего батюшки и решить этот вопрос.

Но само рукоделие очень важно для человека. Не обязательно в виде бизнеса, ведь это хорошее, благочестивое занятие. Почему бы не вышить хорошую икону, ковер на стену? Вполне возможно, тем более люди, которые занимаются этим шитьем, размышляют об этом образе, то есть богомыслят во время рукоделия.

- Вопрос от Анатолия из города Ейска. Он считает, что Бог все слышит. Почему некоторые молитвы нужно читать до 40 раз?

- До 40 раз у нас читают «Господи помилуй». Кстати сказать, монахи по четкам читают молитву Иисусову - и сотницу, и пятисотницу. Более опытные вообще от четок не могут отойти, они все время занимаются богомыслием. Да, Бог все слышит. Сегодня я иногда слышу от людей, особенно далеких от Церкви или тех, кто на пути к ней: «Почему такие продолжительные моления у нас в храмах? Зачем так долго молиться?» Я недавно говорил своим прихожанами: «Кто задает такие вопросы: зачем так долго молиться? Зачем стоя молиться, повторять «Господи помилуй» сорок раз? Их задают люди, которые не понимают суть молитвы, её значения. Знаете, у нас ведь есть близкие люди, родные, любимые. Я когда приезжаю к родителям, мне с ними хочется пообщаться как можно больше. А какое бывает расставание любимых! Вспомните: у нас у многих это в памяти. Так не хочется расставаться, так друг с другом хорошо, уютно, комфортно, с мамой любимой, с папой родным. Точно такое же значение и бывает молитва для человека». Я иногда смотрю на наших прихожан: вроде служба закончилась, а люди из храма не уходят. Я спрашиваю: «Почему вы не расходитесь, братья и сестры?» Они говорят: «Так в храме хорошо, хочется еще побыть. Дома какая-то суета, проблемы». Молитва - образ общения человека с Богом. Есть очень интересный рассказ о том, как подвижники благочестия молились в египетской пустыне. Ученик заметил, как всю ночь молился его учитель, наставник. Вот наступает утро, восходит солнце, и вдруг ученик слышит, как учитель поворачивается и говорит: «Солнце, зачем ты восходишь? Ты нарушаешь мое общение с Богом». Он вынужден завершать свою молитву и идти заниматься другим делом. А вспомните апостолов на Фаворе. Петр говорит: «Господи, давай сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и Илии». Им настолько было хорошо находиться в то время, когда Христос Спаситель общался с пророком Моисеем и Илией, что они даже о себе не думали. Вот что делает молитва.

Недавно мы праздновали память преподобного Севастиана Карагандинскго. К нему пришел однажды инженер Александр Кривоносов, который впоследствии стал протоиереем. А до этого он прошел много сект, пытался найти правду, истинного Бога, потому что не был воспитан в Православной вере. Эта встреча произошла после войны, а то время нельзя было открыто молиться, окна закрывали ставнями. Отец Севастиан ему говорит: «Помолимся вечером?» Встали на молитву, а потом ставни открывают, и отец Севастиан его спрашивает: «Как ты думаешь, сколько мы молились?» «Минут десять». А они, оказывается, всю ночь молились! Инженер даже не почувствовал какой-то тяготы, был настолько восхищен этой молитвой, общением с Богом. Тот, кто этого не понял, тот ратует за то, чтобы сокращались у нас службы. Сокращать их не надо, ведь кто-то хочет дольше молиться, а кто-то хочет уйти пораньше. Вы обратите внимание: у нас в храмах двери не закрывают. Если ты зашел, разве тебя не выпустят, пока не закончится служба? Такого нет. Если ты торопишься – пожалуйста, иди. Если мы сократим службы, тогда мы не дадим возможности молиться тем, кто хочет дольше побыть на молитве. Действительно нас Господь слышит, но продолжительность молитвы - это стремление побыть как можно больше и дольше с Богом.

- В продолжение этого вопрос от Людмилы из города Москвы: «Что ответить человеку, который говорит, что Бог у него в душе?»

- Такое часто говорят, но это просто попытка самооправдаться: оправдать свою лень, свое недопонимание, нежелание трудиться, идти в храм молиться. Ведь хождение в храм - это подвиг, и молитва — подвиг: заставлять себя, когда можно отдохнуть, расслабиться. Неслучайно людей, понуждающих себя к молитве, называют подвижниками благочестия. А то, что Бог у него в душе, - это просто попытка самооправдаться. Я как-то с прихожанами общался: «Знаете, если встать на этот путь рассуждения, давайте дальше порассуждаем. Давайте в душе верить в Бога и все делать в душе: завтракать в душе, обедать, ужинать, к врачу ходить в душе». Мне один мужчина говорил в Рязани: «Достаточно верить в душе». А потом я его долго не видел, встречаю, а он такой загорелый, отдохнувший. «Отдыхали где-то?» «Да, ездил в Турцию отдыхать». «А зачем?» «Как зачем? Отдыхать». Я говорю: «Вы бы в душе отдохнули. Зачем ездить, тратить деньги?» Тогда до него дошло, почему недостаточно верить в душе. Человек - двусоставное существо: есть душа, а есть и тело. Верить надо в душе, но и ослика своего подкармливать, тело наше тоже надо воспитывать. Потом, конечно, вера без дел мертва есть. Для того чтобы действительно была вера, ее все время надо восполнять, укреплять, питать молитвой, хождением в храм, принимать участие в богослужебной жизни нашей Церкви, совершать добрые дела, дела милосердия. Это целый комплекс. Как мы свое тело питаем? Мы должны поесть, умыться, заняться физическим трудом, зарядкой. Есть целый комплекс упражнений для тела, чтобы оно развивалось, и для души то же самое. Воспитывать надо и тело, и душу, поэтому недостаточно верить в душе.

- Вопрос телезрительницы из города Рязани: «Можно ли ставить иконы на книжных полках?»

- Теоретически, конечно, можно, если есть место, но нужно ли это делать? Мы к иконе всегда относимся очень благоговейно. Это образ Божий, Пресвятой Богородицы, образы святых, и, конечно, ставить их с книжками, бутылками, напитками или еще какими-то предметами недопустимо: значение иконы будет для нас умаляться. У каждого славянского народа в доме был красный угол, то есть красивый, почетный, там и находились иконы, и рядом не было других предметов. Даже картины висели все поодаль. У людей было особое благоговение к иконам.

- У Татианы из города Пскова проблема. Ее сестра попала к иеговистам. Татиана спрашивает, как ее вызволить из этой секты? Как вообще вызволить человека из любой секты?

Это очень сложный вопрос. Я иногда таких людей сравниваю с теми, кто впал в страсть алкоголизма, наркомании, игромании. Попробуйте скажите, что алкоголик, игроман или наркоман - больной человек. Он этого никогда не признает. Он вам скажет, что это вы больные, а он нормальный. Еще граммов пятьдесят или очередную дозу наркотика - и будет совсем хорош. Беда в том, что как наркоман, игроман, так и сектант не понимает, что он впал в страшную зависимость и идет не по спасительному пути. Сектантство - страшное явление в жизни современного человека. Вроде неплохо: о Боге говорят, читают Священное Писание, а ведут-то в погибель души человеческие. Вот в этом самая страшная опасность сектантства. Конечно, вызволить такого человека очень сложно. Надо усиленно молиться о нём, чтобы Господь применил Свою божественную силу и волю и помог человеку образумиться и понять, что, друг, не туда ты идешь, в погибель. Сектантство не спасает души человеческие, губит. Это самое страшное. Мы понимаем, что безверие - это знак, что человек себя сам лишает возможности общения с Богом в потустороннем мире, сам себе закрывает путь в Царство Божие. А сектант вроде бы о Боге говорит, но в то же время идет в тартарары, в погибель своей души. И пока человек сам не осознает, точно так же, как сам алкоголик, наркоман или игроман, что он погибает, такого человека очень сложно переубедить. Господь людей, которые или были соблазнены или обмануты, иногда возвращает. Возвращаются люди из сектантства, но очень редко. Тут нужна очень сильная молитва Церкви.

 Дорогие друзья, желаю вам всего самого доброго! Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами. Христос Воскресе!

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать