Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 24 марта

24 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

 

- В дни Великого поста есть особый день почитания Матери Божией - день Похвалы Пресвятой Богородицы. Что лежит в основе события этого дня, который еще называется Субботой Акафиста?

- Да, правильно, этот день называется Субботой Акафиста. То богослужение, которое мы имеем сейчас, было другим во времена апостолов и отличается даже от богослужения XIX столетия. Ни в одной Церкви нет такого количества акафистов, сколько есть в Русской Православной Церкви. В Греческой Церкви, например, много столетий до сегодняшнего дня существовал только один - «Похвала Пресвятой Богородице», припев которого звучит: «Радуйся, Невесто Неневестная».

Этот праздник связан с событиями IX века. Константинополь тогда неоднократно осаждался различными племенами, которые пытались захватить и разграбить город. Во время подобных военных набегов обязательно были жертвы. Когда сарацины в очередной раз окружили Константинополь, чтобы его разграбить, люди обратились к Господу: собрались во Влахернском храме и стали усердно просить Царицу Небесную, чтобы Она защитила город и избавила от страшной смерти. Матерь Божия заступилась за всех молящихся: страшный вихрь поднялся в море и потопил корабли врага, погибло огромное количество захватчиков. Вот таким образом Матерь Божия заступилась за христиан, которые молились во Влахернском храме. Это стало началом прославления этого необычного чуда - защиты Пресвятой Богородицей верующих во Христа людей.

Акафист Похвалы Пресвятой Богородице стал любимым песнопением, обращенным к Божией Матери, и каждый год в субботу пятой седмицы Великого поста, точнее, накануне поскольку богослужебный день начинается с вечера, в память о чудесном избавлении Константинополя от захватчиков совершается это молебное пение. Поскольку этот Акафист стал любимым песнопением, восхваляющим Пресвятую Богородицу и Спасителя мира, даровавшего Великую Заступницу, люди стали чаще совершать это песнопение.

В русской Церкви вторая половина XX столетия стала периодом написания огромного количества акафистов: Матери Божией, Спасителю, Святой Живоначальной Троице, святым угодникам Божиим. Сложилась такая практика, что при написании богослужебных текстов вновь прославленным святым сразу составляют и акафистные пения, в которых восхваляется Господь наш, Творец, Спаситель, даровавший нам, жителям земли, такого-то угодника Божия, восхваляются особые заслуги, подвиги этого угодника Божия. У нас такое богатейшее наследие богослужебных текстов, но люди почему-то больше любят акафисты. Многие богослужебные тексты были переведены на церковнославянский язык в XIX столетии, и для многих людей они не всегда понятны. Акафисты же написаны более современным письмом, более понятны поэтому люди к ним чаще обращаются. Считаю это важным сигналом для богослужебной комиссии к тому, чтобы тексты богослужебные приводились в понятную форму для верующих людей.

- Вопрос телезрительницы: «Разные авторитетные люди в Церкви иногда противоречат друг другу: один говорит, что свечи не нужны Богу, а нужно наше покаяние, а другой говорит, что свечи зажигать нужно. Как это понимать?».

- Наверное, автор вопроса просто скомпилировала эти противопоставления. Видимо, эти мысли были сказаны в разное время и разных местах. Когда мы говорим о том, что свечи не нужны Богу, я могу сказать и больше: не только свечи не нужны Богу, но и жертвы не нужны, даже молитвы наши не нужны Богу. Все это нужно нам. Бог – это Всесовершеннейший Дух, Он ни в чем человеческом не нуждается: ни в свечах, ни в жертвах, ни в жертвоприношениях. Даже мы Ему не нужны. Но Господь настолько благ, любвеобилен, что по Своей благости Он захотел, чтобы еще кто-то эту радость ощутил, а из этого доброго побуждения сотворил человека. Человеку нужно только прославлять Творца и пользоваться благом от Него. Даже покаяние наше Богу не нужно. Все, что Господь делает для нас, это нужно, в первую очередь, нам.
Что означают свечи, фимиам, жертвоприношения? Все эти деяния, которые происходят в наших храмах или дома во время келейной молитвы (возжигание свечи, воскурение фимиама) - это символы, которые дают нам возможность обратить свое внимание к молитве. Как фимиам поднимается вверх, так и мы должны сосредоточенно возносить Богу свои молитвы. Это символы, которые нас призывают, побуждают к молитве.
Как мы совершаем молитвы? Иногда прочитаем, или, как говорят в народе, «вычитаем» молитвы и даже не помним, о чем молились. Мы должны не вычитывать молитвы, а молиться Богу. Молитвослов похож на букварь для ребенка, который начинает учиться читать, - это букварь нашей духовной жизни. Как свеча горит всегда, так и молитва должна всегда быть бдительной, трезвенной, сосредоточенной. Действительно, Богу ничего от нас не нужно. Все это нужно только нам и нашего ради спасения.

- Вопрос телезрительницы из г Пскова: «Киевская Апостольская Православная Церковь – это что такое? Разве это не часть Русской Православной Церкви?».

- Нет, это не часть Русской Православной Церкви. Это очередное раскольническое движение, сектантство. Наименования «Киевская Апостольская Православная Церковь» не существует среди автокефальных православных церквей. Знайте, что это раскольники, сектанты, самозванцы, но никак не православные.

- Вопрос телезрительницы: «У меня несчастье - ушел муж. Как его вернуть? И нужно ли возвращать?».

- Ирина, с одной стороны, это несчастье, с другой стороны, может быть, наоборот, счастье. Приведу небольшой рассказ.

Сосед пришел к соседу и жалуется:

 - На твою жену в зоопарке напал лев.
- Лев на нее напал или она на льва?
- Лев на нее напал.
- Тогда сам пусть за это и отвечает, так ему и надо.

Трудно сказать, что лучше. Любой распад семьи - это трагедия как для самих супругов, так и для детей. Мы, к сожалению, начинаем задумываться, когда уже поздно. В наших семьях родители недостаточно воспитывают своих детей, не дают им достаточного знания о том, что такое семейная жизнь. Супружеская жизнь – это подвиг. Однажды человек среднего возраста сказал мне: «Надоело самому стирать носки, готовить, убирать… Наверное, жениться пора!». Какая семья может родиться с таким настроем? Ведь жена не только для того, чтобы стирать носки и ухаживать за тобой. Это не тот случай, когда ваша супружеская половина будет исполнять ваши прихоти и желания. Нет! В семейной жизни самой главной составляющей должна быть любовь. Мы не говорим, что должна быть дружба, которая всегда подразумевает взаимность: я – тебе, ты – мне. В любви такого нет. Любовь – это жертвенность, это состояние души человека, когда он готов отдать всего себя ради человека, которого встретил и без которого жить уже не может. Он говорит: «Я ради тебя, милая, готов отдать все, даже самого себя, свою жизнь». А она в ответ говорит: «А я готова отдать всю себя и свою жизнь ради тебя». Любовь - это состояние, которое свидетельствует о готовности жертвовать ради другого человека.

А когда он говорит: «Мне надоело стирать носки, теперь жена должна стирать мне и готовить», а она говорит: «Зарабатывай деньги, одевай меня, вози меня по курортам», то это означает одно - потребительское отношение друг к другу. Пока существуют такие отношения, нормальной прочной семьи не получится. Семья – это подвиг. Нужно уметь носить тяготы друг друга, и делать все возможное, чтобы супругу было хорошо. Когда в семье появляются дети, супругам надо вместе сделать все возможное, чтобы воспитать ребенка порядочным гражданином, хорошим человеком, чтобы на старости лет нас, стариков, не бросил.

Ушел муж или жена, распалась семья – мы поздно об этом начинаем думать. Если бы перед походом в ЗАГС, перед венчанием, в период подготовки к брачному союзу вы обсудили значимость и значение семейной жизни, трудности и тяготы, которые встретятся на жизненном пути, если бы понимали, что семья – это подвиг, умение носить тяготы друг друга, умение прощать, то, наверное, распада семьи не произошло. Сейчас нужно молиться. Ходить к гадалкам, ворожеям ни в коем случае нельзя. Когда семья только начинает распадаться, нужно думать, что необходимо сделать, чтобы самого распада не произошло.

Супругам (или жениху и невесте) нужно научиться одному важному деянию - прощать друг другу. Ежедневно перед сном нужно просить прощения друг у друга, чтобы утром вы могли начать следующий день с чистого листа. Если не будет прощения, то обиды накапливаются как снежный ком, и происходит распад семьи.

- Вопрос телезрительницы из г. Ставрополя: «Где и как можно заказать вечное поминовение о себе самой на случай смерти заранее?».

- Есть единственный правильный путь – это жизнь святая, добрая, правильная, порядочная, наполненная огромным количеством добрых дел. Эти добрые дела и будут вечным поминовением – и в Царствии Небесном, и здесь, на земле.

В некоторых храмах и монастырях существует так называемое «вечное поминовение», но лично я категорически против такого явления, когда вы пишете записочку и отдаете больше денег для того, что бы вас поминали. Простите меня, но это фикция чистой воды. Вы можете себе такое представить, чтобы человек, живя в IX, X или XII веке, написал записочку, а мы его поминаем сегодня? Такого нет. Раньше в Псково-Печерском монастыре была такая практика, но ее отменили, потому что это неправильно. Не может быть такого. Мы на богослужении в блаженном успении произносим слова: «Подаждь, Господи, вечный покой всем усопшим от века православным христианам» - это и есть вечное поминовение. Это значит, что в наших православных храмах мы всегда молимся обо всех православных, кто скончался. Ходите в храмы, молитесь. Сегодня мы молимся за тех, кто скончался, а придет время – нас будут поминать, поскольку все мы являемся членами нашей Православной Церкви. Если мы будем православными людьми, то за нас Церковь будет молиться. Церковь обладает полнотой молитвенного обращения к Богу.

Что касается записок о вечном поминовении, то, к сожалению, это фикция. Принимать такие записки о вечном поминовении нельзя. Знаю, что в монастырях есть хорошая добрая практика, когда подают записки о поминовении на 5, 10, даже 15 лет, но это очень сложно. Знаю, что в Троице-Сергиевой Лавре, в Псково-Печерском монастыре послушники ходят с чемоданами книжечек (помянников) 10-15-летней давности.

- Вопрос телезрительницы из Владимирской области: «В реанимациях снимают нательный крестик. Можно ли так делать: когда человек находится в тяжелом состоянии, снимать с него символ защиты?».

- В советский период времени вообще не терпели крест - его приходилось прятать даже в школах. Сегодня на Западе запрещают ношение религиозных символов, в частности, крестиков, то есть идет дискриминация, несмотря на провозглашенную свободу. В Советском Союзе ношение крестиков запрещалось по политическим, идеологическим убеждениям. Мы верим в то, что крест является хранителем всей Вселенной и нашим хранителем. Во время освящения крестика произносится молитва, в которой мы просим, чтобы Господь хранил в добром здравии от всех врагов видимых и невидимых тех, кто будет носить крестик на своих персях, то есть на груди. Искренне верующие люди стараются крест никогда не снимать, даже на операционном столе. В случаях, когда врачи предупреждают людей, что металлические цепочка и крестик будут сбивать показания медицинских приборов, можно надеть деревянный крестик на веревочку или надеть крестик на руку.

- Вопрос телезрительницы из Владимирской области: «Считается ли человек, умерший от передозировки наркотиков, самоубийцей?».

- Я бы не стал так категорично говорить, что тот, кто не рассчитал дозу наркотиков, самоубийца. Можно ли всех, кто допустил передозировку или злоупотребил спиртным, называть самоубийцами? Человек не для этого употреблял наркотики или алкоголь. Если подводить такую резкую черту, то можно пойти дальше и сказать, что те, кто ест много сала, что вредит печени, тоже являются самоубийцами. Разве для этого человек ест вкусную пищу? А тот, кто ездит на машине, превышая скорость, разве тоже самоубийца? Каждый находит оправдание своим действиям: тот, кто превышает скорость, - опаздывает и стремится попасть куда-то быстрее; тот, кто любит поесть, - кушает не для того, чтобы умереть. Любого человека можно назвать самоубийцей - мы все губим свое здоровье. Оправдание найти можно всему.

Наркоман, алкоголик или человек, который увлекается какими-то страстями, делают это не для того, чтобы убить себя, а для того, чтобы получить наслаждение, какое-то благо. Разве это плохо? Нет. Каждый человек стремится к благу. Мы созданы Богом, с самого рождения стремимся к благу. Младенец тянется к маминой груди, потому что понимает, что там жизнь. Он тянется к этому источнику жизни - матери, которая его и согреет, и накормит, и сохранит. Но не каждый человек знает путь, который ведет к подлинному благу. Господь – это благо, Он дает жизнь каждому человеку и все необходимое для этой жизни, но не каждый человек знает этот путь к Богу. Одни люди получили такую информацию: выпьете сейчас рюмочку, и вам будет хорошо. Другие говорят, что надо уколоться или выкурить сигарету, тогда будет благо. Но благо ли это? Нет. Это допинг, который уводит человека от подлинного блага. Не каждый знает, что настоящее благо может быть обретено только в общении с Богом. Не зная этого пути, люди идут по другому пути, который, к сожалению, приводит их к погибели.

Я бы не говорил, что тот, кто больше выпил или употребил большее количество наркотических веществ, является самоубийцей. Если человек сделал это преднамеренно, тогда, конечно, он самоубийца.

 

Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать