Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 23 июня

23 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– В последнее время в разных местах церковные люди выступали против появления на сцене, в кино и литературе произведений, которые, по их мнению, оскорбляют чувства верующих, хотя их оппоненты говорят о том, что творчество подразумевает свободу. Значит ли это, что церковное сообщество хочет ввести некую жесткую цензуру в этом отношении? И можно ли в диалоге с творческой интеллигенцией найти какой-нибудь компромисс?

– Поскольку мы живем в обществе людей самых разных убеждений и вся наша жизнь так устроена, то существует такое понятие, как уважение чувств, мыслей и мнений других. И если у нас не будет такого отношения друг к другу, то какой бы мы ни придумали лозунг, какое бы мы ни употребили слово, это все равно будет приносить одному человеку свободу, а другому причинять обиду, вред.

Вот, казалось бы, как здорово звучит слово «свобода»: свободный человек — живи свободно, действуй свободно, говори свободно и т.д. Но не стоит забывать, что у меня тоже есть свобода, как и у вас, и если ваша свобода задевает мою, то это уже нарушение моей свободы. И как быть в этом случае? Вот именно поэтому и существует в каждом государстве законодательство, которое регулирует отношения людей в этом обществе, в этой стране. И моя свобода никак не должна нарушать вашей, иначе по отношению к вам это будет произволом, потому и есть нормы взаимоотношений между людьми. Значит, где-то я себя должен в чем-то ограничивать и выражать свою свободу настолько, насколько она не будет ущемлять свободу другой личности.

Мы всегда стремились к тому, чтобы приучить людей уважать мысли, чувства, убеждения других членов общества, в том числе и религиозные. Ведь есть моральные нормы в жизни каждого человека: не разрушать культуру, добрые традиции... И надо сказать, что чем дальше человек уходит от Бога, тем больше ему хочется проявить себя, какие-то свои качества. К сожалению, сегодня очень многие люди (среди них есть и политики), пользуются слабостями человеческой природы, страстями, которые бушуют в каждом из нас. Мы призываем к тому, чтобы в жизни были мир и согласие. А это, как Вы понимаете, начинается в семье каждого человека. С самого раннего детства нужно учить ребенка, чтобы у него было уважение к другим, потому что любое нарушение свободы приводит к противостоянию, а в обществе это выливается затем в открытое противоборство, вплоть до кровопролития. Войны — это ведь лишь результат того противостояния, которое начинается в сердце человека, а заканчивается на поле брани.

Мы выступаем не за то, чтобы вводилась жесткая цензура, но если вы ставите спектакль, пытаетесь реализовать произведение какого-то автора, то используйте те символы, те средства, которые не нарушали бы мою свободу, не вызывали бы у меня чувства недоумения, раздражения и даже гнева. В последнее время многие стали часто использовать религиозные символы в своих произведениях, в спектаклях, но для меня религиозный символ, тот же крест, к примеру, — это святыня; точно так же, как и для мусульман Коран или пророк Мухаммед... Для огромного количества верующих религиозные символы, святые персонажи, люди являются авторитетом, святыней. И для коммунистов Ленин — основатель марксистско-ленинской теории — является святыней, поскольку они жили теми убеждениями, представлениями. Потому мы призываем верующих людей не гнушаться и не глумиться над символами советской эпохи — над памятниками, бюстами Ленина. Точно так же, как не надо глумиться над Кораном, пророком Мухаммедом, не стоит этого делать над крестом, над святыми, над иконами. Ищите для себя такие символы и предметы, которые не нарушали бы наши убеждения и не вызывали бы гнев и раздражение у многих людей, а иначе все это приводит к противостоянию в обществе, к пролитию крови, в конечном итоге чему мы и являемся сейчас свидетелями.

К сожалению, некоторые люди используют религиозные символы для самоутверждения, но мы всегда в таких случаях говорим, что Бог поругаем не бывает: что бы вы ни делали, как бы вы ни глумились над нашей святыней, над Богом вы никогда не надругаетесь: Он недоступен ни для вас, ни для кого из людей, и потому, как говорится, Ему не жарко и не холодно от того, что вы глумитесь над Ним. Прежде всего подумайте о своей душе: мало того, что вы настраиваете людей против себя и друг друга, вы еще наносите вред самим себе, и после смерти на Страшном Суде обязательно будет расплата и воздаяние каждому за свои деяния.

Чтобы наше общество жило в мире и согласии, мы говорим: «Друзья, давайте находить такие способы общения, которые не разрушали бы свободу, не глумились бы над религиозными чувствами». Вот мы все были свидетелями так называемого «пан-молебна», когда происходило глумление над нашими православными святынями: иконы рубили, сжигали, глумились над ними, портили... Точно такое же глумление было и с Кораном, над пророком Мухаммедом, когда на него рисовали карикатуры... Вопрос зачем? Если вы хотите самоутвердиться, так утверждайтесь не на этом, а на своем достоинстве — изобретите серьезную машину, агрегат; напишите какое-нибудь произведение, которое бы вдохновляло бы людей на добро... А то, что вы делаете сейчас, вызывает у людей отрицательные чувства – недоумения, гнева, раздражения, мнительности, и это никак не приводит к мирному сожительству, сосуществованию людей. Поэтому мы не за введение жесткой цензуры, мы призываем: «Друзья, имейте какое-то внутреннее моральное ограничение сами!»

– То есть нужна самоцензура?

– Конечно, в первую очередь! А это просто дешевая попытка добиться популярности, которая быстро пройдет, и о ней все забудут. Много ведь было до этого хулителей и глумящихся над именем Божиим, да где они все сегодня? Конечно, в обществе это вызывает нестроение, поэтому мы выступаем за то, чтобы ваша свобода не нарушала нашу и соответственно наша не препятствовала вашей. Должны быть, точнее, они есть, выработанные нормы жизни: уважай другого человека, не глумись над ним, не смейся над тем, что для него свято. И в этом случае будет мирная жизнь.

– Получается, что все просто?

– Конечно, все просто.

– Благодарю Вас, владыка! Теперь перейдем к вопросам наших зрителей.

У телезрительницы из Рязани два вопроса. Первый вопрос звучит так: «Как поминать усопших родственников в двунадесятые праздники?»

– Существует такая практика: на двунадесятые праздники мы публично не совершаем заупокойных служб. Но если у Вас действительно какая-то памятная дата Вашим ближним усопшим выпадает на этот день, то надо просто подойти к священнику и попросить его. Нет категоричного запрета на совершение заупокойной литии или панихиды. У нас есть ограничение, но оно касается праздника Пасхи Христовой. Начиная с Великой Пятницы и до Радоницы мы не совершаем заупокойных служб и не совершаем заупокойных молитв, панихид, потому что воскрес Христос из мертвых, и вот это торжество победы жизни над смертью покрывает собою абсолютно все. А в других случаях просто подойдите к батюшке и попросите его помянуть Ваших родственников, и священник, совершая проскомидию (в первой части Божественной литургии), при поминании о здравии и упокоении помянет и Ваших близких. Так что тут никаких проблем нет, но Вы должны понимать, что для того чтобы не умалять великий двунадесятый праздник, у нас существует практика: в такие дни мы опускаем публичное поминовение усопших.

– И второй вопрос от телезрительницы: «Нужны ли пожертвования за исповедь?»

– Мы очень часто, особенно в последнее время, говорим о том, что у нас цен, расценок в церкви нет и не может быть, но все прекрасно понимаем, что если бы наш храм состоял только из духа...

– Он материален.

– Да, если бы он был нематериален, то, конечно, все было бы гораздо проще. Но ведь надо включить свет, чтобы людям было светло, и отопление, чтобы было тепло, а чтобы было чисто, надо просить кого-то, кто бы этот порядок в храме навел. Вот для того чтобы содержать храм, клир, певчих, нужны какие-то средства, которые нужно откуда-то брать. Поэтому мы говорим: «Друзья! Мы приглашаем принять участие и пожертвовать какую-то сумму, возможную для вас, на содержание храма!»

– То есть это получается для себя?

– Конечно. Хотя иногда порой происходит и такой разговор с прихожанами:

– А что, добровольно люди не могут вот так прийти и полы помыть? — спрашивают у меня.

– Могут. Приходите!

– А Вы знаете, я работаю, у меня семья, дети. Я не могу.

– Ну вот, Вы не можете. Тогда, может быть, Вы придете?

– У меня тоже работа, не могу.

– А я плохо себя чувствую.

– А я болею.

– Вот видите — Вы не можете, Вы на работе, а Вы болеете. А кто же тогда остается?

Но даже тот, кто вроде бы и здоров, и готов помочь, говорит: «Вы знаете, я не могу работать бесплатно: у меня семья, дети. Мне их надо кормить, одевать...» И как тут быть? Тогда настоятелю приходится применять общепринятые нормы: нанимать людей и платить им за работу деньги. Мы живем в таких условиях, когда за все надо платить.

Что касается конкретно платы за исповедь, то такого нет: у нас все, что должно быть и есть, безвозмездно. Если Вы хотите сами помолиться, или за кого-то заказать какой-нибудь молебен, панихиду, или чтобы священник совершил какую-то требу, то подойдите к нему и скажите: «Батюшка, я хочу, чтобы Вы покрестили мне сына (дочь), обвенчали их и т.д., но вот денег у меня нет». И священник обязан и покрестить, и обвенчать, погребение совершить и любое другое молитвословие безвозмездно. Если только он откажется, то сразу же пишите жалобу в епархиальное управление на имя епархиального архиерея, и тот священник, который Вам отказал, должен быть лишен за это своего сана. Вот какие у нас суровые условия! Что же касается и исповеди, и причастия, то все это совершается бесплатно. Господь сказал: «Даром получили, даром отдавайте!» Такое наставление дал Спаситель апостолам, а через них каждому из нас — от епископов к священникам.

Но содержать храм все-таки надо.

– Вопрос от телезрительницы из Могилева: «Проповедовать православие могут только священники или миряне тоже? Апостол Петр в Послании говорил, что "надо быть готовым дать ответ любому вопрошающему"».

– Да и Сам Спаситель Христос — Основатель нашей Церкви, обращаясь к тем, кто Его окружал, и к своим ученикам, сказал: «Идите и научите все языки, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Конечно, каждый христианин может проповедовать Евангелие, но сразу встает вопрос: «А смогу ли я его проповедовать или нет?» И вы обратите внимание (особенно те, кто часто пребывает в храмах), что у нас существует три степени священства: дьякон, священник и епископ. Дьякона рукополагают после Евхаристического канона, когда он уже закончился и осталось лишь рукоположение во дьякона. Священника рукополагают после Херувимской песни, и он уже принимает участие во время Евхаристии, находясь в своем сане. А во епископа рукополагают после Малого входа, перед Евангелием. И это очень содержательная символика по своему значению: тем самым епископу дается власть проповедовать Евангелие. Он уже в своем сане стоит на литургии, он обязан проповедовать Евангелие. Хиротония священника, как совершителя таинств, происходит после Херувимской песни, и он принимает участие в священнодействии таинств Церкви. А дьякон, поскольку помогает священнику и епископу в совершении таинств, то потому его рукоположение происходит в конце литургии. Такая глубокая символика говорит о том, что каждому человеку дается определенная степень участия в жизни Церкви и Евхаристии.

Что касается проповеди Евангелия, то, конечно, если Вы готовы идти проповедовать, то, пожалуйста, идите. Но обратите внимание на следующее. Когда мы друг друга приветствуем, то все мы желаем здоровья. «Здравствуйте!» — говорю я Вам при встрече и желаю здоровья. А если я Вам желаю здоровья, то, значит, я принимаю участие в том, чтобы Вы были здоровы. Так давайте тогда я Вам буду делать и операцию: хотите — аппендицит вырежу, хотите — грыжу... Вы пойдете ко мне лечиться, если я, извините, конюх или тракторист по специальности? Думаю, что нет. Вы мне не доверите свое тело, чтобы я, не дай Бог, провел какую-то операцию. И мы все понимаем почему. Потому что я не получил необходимых знаний о человеческом организме, не имею навыков, опыта для того, чтобы сделать правильно операцию. Точно так же и проповедник Евангелия: как он может его проповедовать, если прочитал его всего один или два раза в жизни?

У меня был такой случай, когда ко мне подошел один из прихожан и сказал: «Владыка, мне уже 74 года, я на склоне лет хотел бы проповедовать Евангелие». «Хорошо, давайте! — говорю ему, — А как Вы хотите проповедовать? Вы имеете какое-то представление о нем?» «Да, я уже прочитал Евангелие. Пометил все то, о чем буду говорить и где». Спрашиваю его: «А что Вы еще, кроме Евангелия, прочитали?» Он мне показал в ответ одну книжку дьякона Андрея Кураева и несколько газет периодики из церковной жизни. И он уже готов идти проповедовать Евангелие! Я ему говорю: «Вы знаете, у нас священники получают систематическое богословское образование, заканчивают или духовное училище, или семинарию, академию, и то они трепещут перед тем, как выйти на проповедь Евангелия. Священники с образованием сомневаются в том, а смогут ли они донести все, что необходимо, до каждого человека. А Вы так легко беретесь!» Но он меня так убеждал, в нем такая была самоуверенность, что я сказал: «Давайте спросим у самих прихожан: захотят ли они к Вам прийти или нет». Он мне говорит: «Нет, это Вы им, владыка, скажите, чтобы они приходили!» Через несколько дней было общее собрание на приходе, и я говорю: «Братья и сестры! Вот у нас есть прихожанин, который хочет проповедовать Евангелие. Поднимите руки те, кто хочет прийти к нему на курсы изучения Священного Писания?» Там в зале было человек 50 и ни один из них не поднял руку. Вот видите, как получилось! Они все знали этого человека и понимали, что он не знает Евангелия и ничему не сможет их научить, а то, что он говорит, они все знают и им это неинтересно.

Конечно, надо дать ответ вопрошающему, но тут возникает вопрос: «А смогу ли я правильно дать ответ?» Поэтому мы всегда говорим, особенно когда речь идет о сектантах, которые заранее готовятся к проповеди, к дискуссии — они особенно быстро улавливают тех, кто плохо или мало знает Священное Писание — нужно быть осторожными. Таким людям вообще не надо отвечать, даже если задают вопросы. С сектантами не имеет вообще смысла дискутировать, это опасно особенно для начинающих.
Можно проповедовать и нужно, но Церковь, оглядываясь на свой многовековой опыт, говорит нам: «Лучшей проповедью Евангелия будет наша праведная благочестивая святая жизнь». Поэтому живите свято, живите праведно, и тогда вся Ваша жизнь будет проповедью Евангелия.

Обратите внимание, когда апостолы пошли на проповедь Евангелия. После сошествия Святого Духа, в 50-й день после Воскресения Христова. А до этого апостолы, хотя они все время общались со Христом, в течение трех лет с Ним ходили и слышали, даже они не рискнули выйти на проповедь Евангелия до сошествия Святого Духа. И только тогда, когда Дух Святой укрепил, вразумил, наставил их на всякую правду, вот тогда только они пошли проповедовать. Вот такой рубеж выхода на проповедь Евангелия.

У нас в современной жизни — это выпускной, акт, когда Вам вручают диплом об окончании высшего учебного заведения, семинарии или академии и говорят: «Вот теперь Вы можете идти и проповедовать!» А священник и епископ, которые принимают сан, обязаны проповедовать, и уже к ним применяются слова апостола Павла: «Горе мне, если я не благовествую!» Это уже становится моей обязанностью — благовествовать людям Евангелие.

А что касается мирян, то, конечно, можно выходить на проповедь, дерзать, но будьте осторожны, потому что если научите неправильно, то Вам будет очень сложно отвечать потом перед Богом.

– Вопрос телезрителя из Саратова: «Существуют ли грехи родителей, за которые отвечают дети? Какие это грехи?»

– Не существует таких грехов родителей, за которые отвечали бы их дети. Точно так же, как и мы не отвечаем за прародительский грех Адама и Евы — это их личный грех. Но вот что касается последствий совершенного ими греха, то они отразились на всех людях, поскольку Адам и Ева — это родоначальники человеческого рода. И следствием греха прародителей стала болезнь и смерть. Мы не отвечаем за грех прародителей, не несем за него ответственности, но на каждом из нас проявляется следствие этого грехопадения. Точно так же, как и в отношении грехов, совершенных нашими родителями: мы не отвечаем перед Богом за их грех, но очень часто на детях проявляется следствие их прегрешений — это распутная, развратная жизнь, алкоголизм, наркомания, пристрастия к каким-то другим порокам, страстям. Вот подобное следствие очень часто проявляется на детях: они или больны, или склонны к таким же слабостям, грехам, которые совершали их родители.

– Можно ли их сравнить с наследственными болезнями?

– Да, это так и есть. Следствие — наследственное проявление в детях того, что бывает в родителях. Но ответственность за грех, совершенный их родителями, дети, конечно, не несут.

– Вопрос телезрительницы из Брянска: «Верно ли, что, когда выносят Плащаницу, к ней нужно прикладываться натощак или это неважно?»

– Поскольку вынос Плащаницы у нас совершается в Великую Пятницу, а это считается самый строгий во всех отношениях день (это и воздержание в пище, и особое настроение души у каждого человека), то существует такая практика — прикладываться к Плащанице натощак. Но что касается пищи, то мы делаем поправку на здоровье человека, потому что не каждый в состоянии длительное время оставаться без еды. Однако практика такая есть, и потому те, кто в силе, кто имеет такую возможность, берут на себя такой подвиг и до выноса Плащаницы ничего не вкушают. Если Вам позволяет здоровье, если есть такая возможность, то попробуйте. Не получилось в прошлом году, попробуйте в этом, если и в этом не смогли, пробуйте в следующем... Это еще одно проявление, как, впрочем, и во весь период не только Великого поста, но и в каждый пост — смогу ли я научиться управлять собой или нет. Хотел, но не получилось... Вот видите, опять я слаб и немощен, снова взываю: «Господи! Помоги, поддержи!» Я начинаю понимать, насколько я немощный и слабый человек, что даже свои страсти, слабости человеческой природы не могу победить! Такое осознание чрезвычайно важно для нас, ведь если мы поймем свою слабость, да еще если при этом осознаем свои какие-то грехи, то в этом уже будет заложено начало спасения человека, начало спасительного пути.

Так что, думаю, переживать здесь не надо, но практика такая есть, и, как я уже сказал, те, кто имеет возможность, кто бодр, кто силен здоровьем и духом, тот пусть воздерживается от вкушения пищи до выноса Плащаницы.

– Вопрос телезрительницы из Рязани: «Мой сосед общается с колдунами, угрожает нам всем. Как вот жить с таким рядом?»

– Не связывайтесь с таким человеком, тем более если это Ваш сосед. Одно дело, если кто-то в семье занимается этим нечистым делом, это, конечно, беда и трагедия и для самого человека, который подобным занимается, и для всех его близких людей. И другое дело, если речь идет о Вашем соседе.

В таких случаях я всегда вспоминаю слова апостола Павла: «Идол в мире есть ничто». То есть и идол, и враг рода человеческого, и все колдуны могут действовать только на тех, кто им верит, а на тех, кто им не верит, они никак не могут влиять. Тем более если мы православные христиане, верующие люди; тем более если мы носим на себе нательный крестик; тем более если мы совершаем утренние и вечерние молитвы, в которых просим у Бога, чтобы Он нас хранил в течение дня и ночи от всех врагов, видимых и невидимых; тем более если мы принимаем участие в жизни Церкви в наших Святых таинствах и причащаемся Тела и Крови Христовой... И даже враг рода человеческого не может воздействовать на людей, на тех, кто обращается к Богу и верит в Него. Но он может действовать через наши слабости и грехи, через наши страсти или получив наше согласие в участии в каких-то страстях, грехах, неподобных делах. Мне всегда вспоминается (и Вы вспоминайте!) то, когда Господь изгнал из гадаринских бесноватых бесов и те обратились ко Христу со словами: «Мы знаем, кто Ты Сын Божий! Только не посылай нас туда, где нам подобает быть: в преисподнюю, а позволь нам войти в свиней». Если даже в нечистое животное бесы не смогли войти без дозволения, без разрешения Иисуса Христа, то уж в человека тем более они не смогут войти. Но, конечно, если сам человек в них не поверит и не согласится на то, чтобы они в нем орудовали. А орудовать они могут через наше нарушение заповедей, через наши грехи. И наши грехи для бесов – это и есть хороший доступ для того, чтобы они могли действовать в нас. А если мы не верим в их действие или даже в возможность воздействовать на нас, если мы еще и просим, чтобы Господь нас сохранял от всех врагов, видимых и невидимых, то тогда мы становимся недоступными ни для колдунов, ни для врага рода человеческого.

– Благодарю Вас, владыка, за беседу!

– Спасибо и Вам! И, как всегда, друзья мои, желаю вам всего доброго! Пусть Божие благословение пребывает со всеми вами!

 

Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать