Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 2 июня

2 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

 

- В первую очередь мне хотелось бы обратиться к событию, которое сейчас на устах у всех в Православной Церкви, - празднование Святой Троицы, или Пятидесятницы. Учение о Святой Троице - одно из самых основополагающих и таинственных в христианстве. Можно ли познать и осознать, что такое троичность, Триединство Бога?

- Сегодня мы готовимся к великому празднику, который имеет несколько наименований. Во-первых, он называется Пятидесятницей. О его праздновании (что было несколько иначе) говорится еще в Ветхом Завете. А у нас Пятидесятница - это пятидесятый день после Воскресения Христа Спасителя. В народе этот праздник именуется Троицей. Но догматически он знаменует сошествие Святого Духа на апостолов. Перед вознесением Господь говорил Своим ученикам, что Он должен пойти к Отцу Своему и прислать Духа Утешителя, который наставит апостолов на всякую правду. Это обещание Христа Спасителя исполнилось в пятидесятый день после Его преславного воскресения из мертвых. Так что главное празднование в пятидесятый день - в честь сошествия Святого Духа на апостолов.

Человек знает о Боге из Божественного откровения. А Господь открывает Свою сущность людям настолько, насколько это полезно и спасительно в нашем состоянии. Это не значит, что Господь закрыт от людей. Нет! Он готов открыть Себя еще больше. Но как говорит Церковь в праздник Преображения Господня, Христос Спаситель открыл ученикам Свое Божественное достоинство настолько, насколько апостолы могли вместить: «Якоже можаху ученицы Его славу Его могли увидеть». Здесь речь идет о славе Бога и Сына Божьего. Так Господь открывает и людям Свое Божественное достоинство лишь в меру нашего духовного совершенства.

Познать Бога вполне реально. Более того, богопознание и богоуподобление - главная цель жизни человека на земле. Конечно, мы никогда не станем богами в том смысле, в котором является Сам Господь. Для нас это вечный и постоянный процесс, но начинается он здесь, на земле. По мере того как человек будет преображать себя, как он будет совершенствоваться, упражняться в заповедях Господних, проводить благочестивую и праведную жизнь, он будет познавать Бога.

Надо сказать, что Господь настолько Милосердный и так любит людей, что Он в период жизни человека на земле открыл Себя как Бог-Отец, Творец, Промыслитель и Судия. А с пришествием в мир Сына Божиего человечеству открылось второе Лицо Божественной сущности - Сын Божий. Сошествием Святого Духа на апостолов человечеству было дано еще одно откровение - Господь ниспослал Духа Святого, что было завершающим аккордом Божественного откровения.

Из евангельской истории мы знаем о том, что троичность Божества открывалась несколько раз. Например, во время Крещения Господня, когда Сын Божий входил в воды Иордана, Бог-Отец сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Иоанн Креститель видел Духа Святого, сходящего на Иисуса Христа в виде голубя, а также при преображении Господнем на горе Фаворской. Это были откровения Бога как Триединого Существа.

Поэтому в пятидесятый день символическим завершающим аккордом домостроительства человеческого рода является проявление Святого Духа, который, сойдя на землю, освятил святых апостолов. И так говорил Христос Спаситель: «Дух Святой наставит вас на всякую правду». Надо сказать, что Дух Святой пребывает и до сегодняшнего дня и будет пребывать во веки веков. Поэтому это для нас действительно великий праздник, и мы с радостью его переживаем. Хочется поздравить всех с праздником Святой Живоначальной Троицы, праздником сошествия Святого Духа на апостолов.

- В этот день также говорят о рождении Церкви.

- Действительно, можно сказать, что в этот день утвердилась Святая Церковь. Христос Спаситель основал Свою Церковь, но после ниспослания Святого Духа на апостолов начался отсчет пребывания Церкви Христовой на земле.

- Вопрос телезрительницы из Могилева: «В Евангелии от Иоанна есть такие слова: «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». Почему нельзя было прикасаться к Нему в тот момент?»

- Апостол и евангелист Иоанн Богослов повествует о том, что жены-мироносицы, «еще не воссиявши солнце», пошли ко гробу для того, чтобы завершить традиционную практику помазания миром усопших людей. Кончина Христа Спасителя на кресте для них стала неожиданной, внезапной и страшной. Они были очень встревожены и не готовились к погребению, и совесть их упрекала в том, что они не всё сделали для своего Божественного Учителя. Поэтому они приобрели миро и после субботы, то есть дня покоя, пошли ко гробу и благодаря своему благочестию, своей преданности Христу Спасителю сподобились увидеть Его воскресшим из мертвых.

Сам евангелист Иоанн Богослов, передавая слова Христа Спасителя, объясняет, почему Он не позволил Марии прикоснуться к Нему, обнять Его ноги, как это бывало в дни проповеди Христа Спасителя. Она испытывала такое чувство уважения и беззаветной любви к своему Учителю и Спасителю Господу, что тут же хотела броситься Ему в ноги, выказать чувство любви, которое пребывало в ее сердце, но Он ей сказал: «Не прикасайся ко Мне, потому что Я восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему».

Действительно, Он воскрес из мертвых. Но тело Его еще не было прославлено Богом, и Он желал это преображенное воскресшее тело в первую очередь показать Своему Отцу - не людям, а сначала Отцу. В первую очередь Он должен был прийти к Отцу и показать Ему, что Он исполнил Свое послушание. И Бог-Отец прославил Его за величайший подвиг - спасение человека. А уже потом Христос Спаситель во плоти в течение сорока дней пребывал на земле и многократно общался с апостолами, которые теперь имели возможность прикасаться к Нему.

- Вопрос телезрительницы из Пензенской области: «На месте разрушенного храма поставили железный крест. Но говорят, что железный крест ставить нельзя, потому что Христа распяли на деревянном кресте. Нужен деревянный крест?»

- Да нет. Христа Спасителя распяли действительно на деревянном кресте, и это неоспоримый факт. А сам Крест стал символом победы жизни над смертью. Поэтому ничего страшного в том, что поставили металлический крест, нет. Он может быть сделан из других материалов, но самое главное: Крест как символ остается символом победы Христа Спасителя над смертью.

- Вопрос телезрительницы из Саратова: «По телевидению показывают богослужения. Как себя вести в это время? Потому что вроде находишься и не в храме, а дома у телевизора. Это смущает многих людей».

- Я сам иногда включаю телеканал «Союз» и смотрю передачи, если у меня нет в это время богослужений. Глаза волей-неволей все равно смотрят на экран. Первое время я тоже немного смущался и не понимал, как быть. Нужно ли креститься и молиться на телевизор? Но я думаю, что в этом случае человек исполняет слова Христа Спасителя о том, что кланяющийся Богу в духе кланяется и в истине. Ведь даже если мы смотрим на изображение, когда кланяемся, мы ведь не телевизору поклоняемся. Поэтому ничего страшного в этом нет. Мы - не идолопоклонники. Глядя на экран телевизора и видя изображение Спасителя и Матери Божией, святых, мы умом восходим к Богу, к Матери Божией, святым. Но если телевизор смущает и дома есть иконы, можно смотреть в этот момент на них. Необходимо найти грань, за которую не следует переходить. Для сильных духом, я думаю, в этом ничего страшного нет. Некоторые говорят, что смотрят на икону и просто слушают, что говорят по телевизору. Можно и так. Но еще раз скажу: мы кланяемся тому образу, который показывают. Ведь когда мы смотрим на икону, мы поклоняемся не доске и не краскам, которыми изображен лик Спасителя или Божией Матери. Поэтому смущаться не надо! Телевизор - это как окно.

- Еще один вопрос о смущении телезрительницы из Белоруссии: «Во время поста я не боюсь воздержания в пище, но меня пугают испытания и искушения, которые случаются в такое время. Как их преодолеть?»

- Мы все прекрасно понимаем, что нас может ожидать и ожидает не только в дни поста, но и каждый день. Но убегать или уходить от искушений не следует. Нужно помнить, Господь никогда никого не искушает. Людей искушает только дьявол, а Господь может испытывать. Это существенная разница между испытанием и искушением, о которой необходимо помнить. Враг рода человеческого искушает для того, чтобы погубить человека, а Господь испытывает его.

Когда мы просим у Господа смирения или терпения, это значит, что мы просим у Господа какое-то испытание, которое позволит нам эти качества проявить. А бывает, что я прошу у Господа смирения и терпения, и вдруг сосед звонит или стучит в дверь, а я, вместо того чтобы выйти и спросить, что ему нужно, ворчу недовольно. Это и есть признак того, что я не сумел перенести это испытание или принять его должным образом. А ты вот пойди и прояви любовь к тому, кто тебя, может быть, даже отрывает от молитвы. Так что Господь может по-разному испытывать человека, и мы прекрасно все об этом знаем.

Все мы, кто во Христа крестился, должны облечься во Христа. Мы знаем, как жил Христос Спаситель на земле, какие Он перенес испытания и искушения от врага рода человеческого. Но Он все это претерпел и через скорбь и страдания стал совершенным как Человек. Мы тоже, проходя через различные испытания и скорби, становимся более совершенными. Поэтому не бойтесь этих испытаний и даже вражеских искушений. Если мы будем со смирением, терпением и кротостью переносить даже вражеские искушения, то Господь это нам вменит в праведность, и мы станем более совершенными как христиане.

Какого воина можно назвать героем? Не того ведь, который был писарем во время боевых действий, а того, кто сражался на передовой, кто, как говорят в народе, порох нюхал, врага видел. Вот кто герой! Тот, кто мог противостоять неприятелю. Так же и христианином не тот является, кто никогда не испытывал никаких искушений или испытаний, а тот, кто перенес их со смирением и терпением. Так что подвиг любого поста, и в частности Великого поста, - это период нашего испытания, проверки нашего духовного совершенства. Поэтому надо не только воздерживаться в пище, но и бороться со своими чувствами и страстями и уметь преодолевать различные неприятности и испытания, которые нам посылает Господь, или искушения, которые посылает враг рода человеческого.

- Вопрос телезрительницы из Ханты-Мансийского округа: «Можно ли целовать иконы после целования креста в Крестопоклонную неделю? Нужно ли после целования икон прикладываться к ним лбом?»

- У нас есть хорошая традиция: прикладываться к кресту, и не только в Крестопоклонную неделю, но и после праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. А после этого почему бы не приложиться и к иконе? В данном случае нет никаких запретов и ограничений.

Другое дело, что вопросы иногда звучат примерно так: «Я причастился Тела и Крови Христовых, после этого можно ли прикладываться к иконам и кресту?» Обратите внимание, что причащение Тела и Крови Христовых происходит в завершающей части литургии. Тот, кто причастился, отходит, вкушает просфору, запивает теплотой, а потом стоит на завершающей части литургии. После этого читаются благодарственные молитвы и священник дает крест для целования. Конечно, надо подходить! Можно приложиться и к иконам.

А что касается вопроса о прикладывании лбом после целования иконы или креста, такая практика есть, но она существует не везде. Это рассматривается как более усердное почитание, благоговение перед крестом и иконами. Но если вы находитесь там, где такой практики нет, этого можно не делать, и это не вменится ни в праведность, ни в осуждение. Если вы тем самым будете кого-то соблазнять и искушать, достаточно будет просто приложиться. Дома к иконе можно приложиться и губами, и лбом - это внутреннее, личное отношение к святыне и благоговение перед ней. А принародно в храме этого делать, может, и не следует, потому что для некоторых это будет нормальным явлением, а для некоторых может быть соблазном. А то вас могут назвать фарисеем, который любит принародно креститься и кланяться. Делайте в храме так, как делает основная масса людей, как это принято в том храме.

- Вопрос телезрительницы из Альметьевска: «Как быть с супружеской близостью в пост, если муж неверующий и пост не соблюдает?»

- Не только в пост, но и вообще в течение всего года следует помнить слова апостола Павла из 7-й главы Первого послания к Коринфянам, в которой он говорит о том, какие должны быть отношения между мужем и женой. В частности, он говорит, что не муж является главой своего тела, но жена, точно так же и жена не является главой своего тела, но муж. В супружестве, в Таинстве Брака, при венчании муж и жена становятся одной плотью, а под плотью имеются в виду все чувства, которые должны быть у мужа и жены едиными. Да и не только чувства, но и свойства человеческой природы должны быть всегда гармоничны.

Чтобы не было разногласий, апостол Павел как раз и говорит о том, что муж и жена не должны разлучаться, а только разве для молитвы или поста, и - обратите внимание! - по обоюдному согласию. Если обоюдное согласие есть, тогда воздерживайтесь настолько, насколько вы сможете. В молодости, может, это не получилось, со временем это станет возможным, и вы будете говорить: «Наступает пост, попробуем воздержаться друг от друга, сможем укротить и победить наши страсти или нет?» Попробовали - не получается, значит - в следующий раз. Это тоже процесс духовного совершенствования, который проходит годами.

Но если вдруг жена скажет мужу или муж жене, что у него или у нее пост и не должно быть никакой близости, а обоюдного согласия нет, то это будет поводом для другого супруга глядеть по сторонам, недалеко до грехопадения на стороне и ухода от семейного единства и семейной жизни. Чтобы этого не произошло, чтобы не дать повода для мужа или жены иметь плотскую связь на стороне, апостол Павел и предупреждает о воздержании друг от друга только ради поста и молитвы и только по обоюдному согласию. Если не будет обоюдного согласия, то, наверное, более благоразумно нарушить пост, чем дать повод супругу для измены.

- Вопрос телезрительницы из Рязани: «Как избавиться от депрессии?»

- К сожалению, депрессия сегодня становится массовым явлением, массовой болезнью. Надо сказать, что, в первую очередь, это духовное расслабление. Хотя, конечно, здесь могут быть и психические расстройства. Но с православной, аскетической точки зрения депрессия - это угашение духа, духовное расслабление, когда человек теряет смысл жизни, не видит цели, на работе проблемы, не устроилась личная жизнь.

Без Бога, без Церкви, без исполнения заповедей Божиих, без делания добрых дел человек может очень быстро утратить смысл жизни на земле. Последствия могут быть самыми тяжкими - и психическое расстройство в прямом смысле слова, и духовное расслабление, и попытка как-то компенсировать все это за счет различных суррогатов: алкоголя или наркотиков. Это все - попытка найти себя. Если человек не знает, как найти себя, он может впасть в самые страшные состояния и погубить не только тело, но и душу.

Поэтому мы обязательно рекомендуем, если есть необходимость, прийти к священнику, поисповедоваться, рассказать о своем духовном состоянии, о тех чувствах, которые вы переживаете. Даже если это не психическое расстройство, а вражеское искушение, то надо помнить, что враг боится огласки, поэтому если будете исповедоваться и просить у Бога помощи, то Господь будет вам подавать силы, энергию и духовную крепость.

Мы все знаем, что в храме Божием во время совершения служб и Таинств - особенно Таинства Исповеди, а в данном случае полезно и причащение Тела и Крови Христовых - в человека вселяется благодать Святого Духа, и он начинает осознавать смысл жизни. А если он будет еще под руководством священника стремиться сделать и что-то хорошее, доброе для нуждающихся людей, то Господь в этом случае будет подавать и силы, и крепость духа. Сразу же рекомендуем идти в храм молиться и просить Бога, чтобы Господь вам помог.

- Вопрос телезрителя из Белоруссии: «Как сделать свою душу чище?»

- Это наша общая цель! Есть целый ряд упражнений. Первое и самое необходимое - осознание своего падения. Есть очень хорошая евангельская притча о блудном сыне: младший сын все имел, получил наследство, пошел на сторону далече и все, что мог, расточил в разгульной, развратной жизни и оказался в таком состоянии, что был голоден, терпел холод и не находил возможности поесть, потому что не было средств к существованию. Он умудрялся, охраняя стадо свиней, вместе со свиньями хлебать ту пищу, которую им давали, и даже этого ему не позволяли. Находясь в таком тяжелейшем духовно-нравственном падении, он вспомнил своего отца и сказал себе: «Да у моего отца наемники лучше живут, чем я. Встану я и пойду к отцу своему и скажу ему: «Господи, согрешил я перед небом и перед Тобою. Прости меня! Прими как последнего наемника, как последнего раба Твоего».

Стремление очистить свою душу - задача каждого человека, и поэтому мы должны понимать, что чистота душевная - это залог и нашей нормальной человеческой жизни, и спасения нашего тела и нашей души. Осознав свои проступки, надо просто понять, что же ты сделал. У нас и заповеди Господни есть, и Церковь неоднократно говорит о том, как человек может жить, какие у нас есть добрые дела, а какие есть прегрешения. Если я найду в своей жизни какое-то несоответствие тем заповедям, которые Господь дал людям, значит, это и есть свойство падшей природы человека. Поэтому надо осознать, что ты сделал плохого, и идти на исповедь, идти к Отцу Небесному через Церковь, через священника, через покаяние и исповедовать свои грехи, обещать этого больше не делать и стремиться не возвращаться к прежней порочной жизни. Это будет началом. А со временем вы все больше и больше будете обращать внимание на свой внутренний мир и следить за собой, своей жизнью, своими словами и мыслями. Это целый процесс очищения души и духовного совершенства.

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Что такое парастас?»

- Парастас - это чин богослужения. Само слово «парастас» в переводе с греческого означает «ходатайство». Мы во время вечернего заупокойного богослужения ходатайствуем перед Богом об усопших наших близких, родственниках и обо всех православных христианах, кто скончался в вере. Это вечернее заупокойное богослужение, во время которого совершается поминовение усопших.

- Вопрос телезрительницы: «Как лучше читать Псалтирь - в одиночку или в группе»?

- В этом случае необходимо вспомнить слова Христа Спасителя: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди вас». Конечно, читать можно и одному, и вполголоса, и про себя, и вслух. Но обычно священники рекомендуют читать Псалтирь вслух, так как в этом случае ум более сосредоточен, сознание более свежее и больше пользы для души и ума. А если вы еще соберетесь вдвоем или втроем, то среди вас будет пребывать Господь. Поэтому, конечно, лучше читать вместе.

 

Расшифровка: Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать