Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 19 мая

19 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

 

- В Неделю 6-ую по Пасхе Церковь напоминает нам притчу о слепом. Какое назидание преподносит этот день?

- Это не притча о слепом, а исторический факт, который совершил Христос Спаситель. Это совершенно определенное событие. Каждый раз, когда я об этом читаю, думаю: как интересно складывалась жизнь у тех людей, которые жили во времена земной жизни Христа. Казалось бы, все знали, что человек этот от рождения слепой, и вдруг Спаситель его исцеляет. Ученики спрашивали: «Господи, почему он родился слепым? Кто согрешил: он или его родители?» Это же интересно, важно. Христос говорит: «Нет, ни он, ни родители не согрешили, но он родился слепым, чтобы на нем проявилась слава Божия».

Обратите внимание: Христос Спаситель совершил это чудо в субботу, а суббота у ветхозаветных людей, особенно у фарисеев, книжников, законников, была святым днем. Господь часто говорил, обличая книжников и фарисеев: «Не человек для субботы, а суббота для человека». Он преднамеренно совершал чудеса в субботу, чтобы людям показать: добрые дела можно делать всегда, даже в праздники. Фарисеи же исказили эту мысль, извратили её.

Когда узнали, что слепой прозрел, то все стали говорить: «Неужели это тот слепой, который сидел и просил милостыню? Да нет, это не он». Слух об этом чуде дошел до первосвященников в Синедрионе.

Они пригласили бывшего слепого и спросили:

- Расскажи, это правда, что тебя исцелили?

 Прозревший ответил:

- Человек, Который исцелил меня, сделал брение из песка, смешал со слюной, положил это на мои глаза и сказал, чтобы я пошел к источнику Силоамскому и умылся. Я умылся и прозрел.

Фарисеи спросили у него:

- Так ты правда был рожден слепым?

- Да.

Они не поверили ему, призвали его родителей. Родители очень интересно ответили священникам:

- Мы знаем, что это наш сын, он родился слепым. А как он исцелился, мы не знаем. Он сам взрослый, спросите у него.

Почему родители не ответили? Потому что, как говорит евангелист, они боялись. Первосвященники объявили, что те, кто признает Иисуса Христа Мессией, того отлучат от синагоги. Сегодня нам, наверное, это непонятно, а родители слепорожденного понимали, что все члены синагоги пользовались определенными благами, льготами, даже материальной помощью. Если бы они признали Иисуса Христом, то могли бы быть отлучены от синагоги, а значит, от льгот, благ, материальной помощи. Они были бы обречены на тяжелую материальную жизнь, может быть, даже на смерть, поэтому они так отвечали.

Фарисеи снова пригласили слепорожденного, потребовав, чтобы он заново рассказал о своем исцелении. «Я же вам уже говорил. Или вы тоже хотите стать учениками Иисуса?» Тут уже бывший слепой стал проповедовать. Первосвященники возмутились: «Мы знаем, Кто это такой, мы знаем, что Бог не нарушает субботы, а если Он нарушил субботу, то Он не от Бога». Бывший слепой им ответил: «Я не знаю, от Бога Он или нет. Я знаю, что Он наложил брение на мои глаза, я умылся в Силоаме и стал зрячим». Они опять пригласили его, расспрашивали, а он стал их упрекать говоря: «Неужели вы хотите стать Его учениками? Он меня исцелил, значит, Он и есть Мессия». Со словами: «Ты весь во грехах родился и еще нас учишь», - фарисеи выгнали его из Синедриона.

Христос Спаситель совершал много чудес в субботу, чтобы людям объяснить, что «не человек для субботы, а суббота для человека». Для всех нас это очень серьезное назидание: не всегда мы понимаем, что с нами происходит. И даже если мы не можем объяснить происходящего, как в случае с этим слепым, оказывается, не он согрешил, не его родители, но многое в нашей жизни происходит по Промыслу Божию, поэтому надо все в своей жизни воспринимать как Его волю.

Мы обращаемся к Богу, просим в молитве «Отче наш»: «Да будет воля Твоя как на Небе, так и на земле». Мы, Господи, вручаем себя в Твои руки, мы верим, Господи, да будет воля Твоя, как на Небе, так и на земле. И мы все, кто вручил себя в руки Божии, должны воспринимать происходящее с нами, как волю Божию, нести свой крест и переносить все испытания, выпавшие нам, со смирением, терпением, возлагая свое упование на Бога. Тогда Господь будет нас благословлять.

- Вопрос телезрительницы: «Молитва перед иконой Богородицы «Всецарица» помогает при онкологических заболеваниях. Молитвы перед разными иконами приводят к разным результатам. А можно ли перед этим образом молиться за здорового человека?»

- Мы, к сожалению, начинаем искажать правильное отношение к иконам, недопонимая их смысл и значение. У нас очень много намоленных чудотворных икон, посвященных Божией Матери, но это же не значит, что у нас много Матерей Божиих. Матерь Божия одна, мы должны это помнить. Но Богородица, по Промыслу Божиему, печется о каждом человеке, живущем на земле, особенно о верующих в Ее Божественного Сына – христиан. Она готова всем помогать, поэтому по вере, по молитвам людей проявляла много раз такие знамения, которые мы именуем чудесами.

Очень часто эти иконы посвящены тому или иному событию, связанному с тем, что Матерь Божия проявляла к людям Свое Материнское небесное заступничество. Когда мы говорим о том, что «Всецарица» помогает при онкологических заболеваниях – это же не Матерь Божия сказала, люди сами об этом говорят: «Я молился Матери Божией перед этой иконой и исцелился». Это не значит, что эта икона будет помогать только онкологическим больным, а тем, кто другими болезнями страдает, не будет.

Здесь мы переходим грань, отходим от христианского вероучения об иконе и о Матери Божией, переходя в язычество, шаманизм: «От сих до сих молись этой иконе, а от сих до сих уже надо другой иконе молиться». Разве у нас другая Матерь Божия? У нас Она одна, но эта икона когда-то проявила себя именно в таком чудесном исцелении, поэтому люди так говорят. У всех икон, которые посвящены и Господу Спасителю, и Богородице, и святым угодникам, можно молиться в любой нужде.

- Вопрос телезрительницы: «Как создать православную семью? Какие должны быть в ней отношения?»

- Недавно я беседовал с молодыми людьми. Конечно, этот вопрос особенно волнует тех, кто готовится войти во взрослую жизнь. Молодежь интересует: как быть? У нас есть такое понятие – дружба. В чем она заключается? Человек понимает: кто-то мне симпатичен внешне, кто-то ко мне более расположен, кто-то ко мне более близок по своим каким-то внутренним или внешним качествам, проявлениям, кому-то я могу доверить свои мысли, разговоры, с кем-то я общаюсь по каким-то делам.

В чем заключается дружба? Она всегда основана на взаимности: я – вам, вы – мне. Я вам что-то сделал, значит, вы мне должны что-то сделать. Это дружба. Плохого в этом ничего нет. Как говорят: из одной чашки борщ хлебали или в одном окопе делили сухари. На нашу долю выпадали какие-то испытания, мы проявили преданность друг другу, защищали, поддерживали друг друга. Это дружба.

А любовь имеет одну характерную особенность: она никогда не ждет взаимности, это жертвенное состояние души человеческой, когда я без каких-либо условий готов ради вас сделать очень многое, отдать этому человеку все, что у меня есть, и даже самое дорогое: свою жизнь.

Допустим, девушке понравился молодой человек или парню понравилась девушка. Это нормальный ход жизни, когда парень знакомится с девушкой, и они намерены до конца своей жизни быть вместе. Они хотят быть вместе потому, что подходят по интеллектуальным качествам, у них общие мысли, идеи, внешний фактор. Но это еще не все. Когда можно создавать семью? Когда вы начнете понимать, что друг без друга уже не сможете даже одного дня прожить, настолько вы привязались друг к другу. И это еще не все. Но когда ради любимой девушки готовы отдать все, даже свою жизнь и самого себя, а девушка будет говорить: «Я ради тебя готова всю свою жизнь отдать и даже саму себя», - вот это, наверно, то состояние, когда можно сказать, что два молодых человека, два любящих сердца готовы создать такой союз, который мы называем семья. Они действительно будут нести тяготы друг друга.

Не тогда надо создавать семью, когда парень думает: «Ладно, надоело мне уже стирать свои носки, пусть жена стирает. Пора жениться. Что я буду все время по каким-то общепитам бегать, пусть жена мне готовит», - а у девушки такие мысли : «До каких пор я буду работать, пусть муж зарабатывает деньги, пусть он на меня работает». Это такое наемническое, эгоистическое отношение друг к другу, но не настоящая семья. Семья, построенная на таком потребительстве, как правило, будет неблагонадёжна. Заключается брачный контракт: вы мне предоставляете такую-то сферу услуг, я от вас получаю такие-то удовольствия, взамен вам предоставляю такие-то удовольствия. Такая семья прочной никогда не будет. Если будет подлинная, жертвенная любовь, которая не будет ожидать какой-то взаимности, такая семья будет крепкой, потому что она основана на любви.

- Часто встречаются вопросы, связанные с толкованием Евангелия. Телезрительница просит разъяснить строки из Второго Послания Петра, где говорится о рассудительности.

- Конечно, надо сказать, что апостол говорит о необходимости нашего духовного роста, совершенствования. В этих стихах говорится о процессе, происходящем в душе каждого человека, который стремится к совершенству.

Апостол говорит: «Покажите в вере вашей добродетель, а в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь». Все то, что перечислил апостол, имеет степень духовного совершенства. Наша вера должна нас подвигнуть к тому, чтобы мы стремились приобретать добродетели, совершенствоваться в этом.

Надо иметь рассудительность: это чрезвычайно важно. Для монашествующих самая важная и главная добродетель – рассудительность, хотя обычно говорят о другом – безбрачии, целомудрии, нестяжании. Рассудительность – это самое важное качество любого человека. Если я буду рассудительным, то буду стремиться к воздержанию, находить пути еще более высокого духовного роста. Для чего мне нужно воздержание? Оно во мне будет воспитывать еще одно более высокое качество – терпение. Терпение же будет переходить в благочестие, благочестие - в братолюбие, а братолюбие, по слову апостола, - в любовь. Вот так все выше и выше поднимаемся по духовной лестнице.

Конечно, мы все прекрасно понимаем, что Бог – это Любовь. Апостол говорит о тех ступенях духовного совершенствования, через которые может и должен проходить каждый человек, который стремится уподобиться Богу.

- Вопрос телезрительницы: «Разошлась с мужем, и он умер. Он снится. Как быть?»

- Мы не можем знать, что точно происходит в этом случае. Но есть такое мнение, которое бытует в народе: если действительно является во сне усопший, то самое лучшее для них – это Ваша молитва. Поэтому так и говорят: если приснился, значит, просит помолиться. Поминайте, всегда молитесь за него, несмотря на то что Вы с ним разошлись. Это душа живая, нуждающаяся в молитвенной помощи.

- Вопрос телезрителя: «Хорошая власть над народом дается от Бога. А если власть плохая, она от дьявола?»

- Священное Писание говорит о том, что общество достойно своих правителей. Любая власть дана от Бога – хорошая или плохая. Если народ действительно благочестив, то Господь дает мудрых правителей. История знает очень много благочестивых правителей, при которых людям жилось хорошо, в достатке, мирно, благополучно. Но были правители, при которых проливалась кровь, совершалось насилие. Вспомнить хотя бы XX век – сколько было пролито крови нашего народа! Поэтому мы говорим, что Господь или благословляет за благочестивую жизнь народа благочестивыми руководителями, или попускает приходить нечестивым правителям.

Если люди не обращаются к Богу, не живут так, как учит Церковь, Евангелие, возложили упование на свои силы, знания, не призывают Бога, Господь говорит: «Живите, как хотите». Как родители к своим детям относятся? Когда ребенок просит: «Мама, помоги!» - мать же все равно будет делать то, что сын или дочь просят. А если ребенок говорит: «Не надо, я сам буду делать». Мама видит, что у него не получается, но он все равно упорствует: «Нет, я сам». Мама говорит: «Делай, как хочешь». Ребенок мучается, пока не сломает этот предмет или игрушку, а потом говорит: «Помоги». А мама говорит: «Уже поздно, ты уже сломал эту игрушку».

Примерно то же происходит в духовной жизни нашего общества. Если люди просят Бога, молятся, Господь за их благочестивую жизнь благословляет хороших руководителей. А если люди живут аморально, по своим страстям, не обращаются к Богу, Господь говорит им: «Живите, как хотите. Избирайте себе тех, кого хотите». А люди кого избирают? Угодных себе, и тогда приходят к власти те, кто потом будет угнетать этих людей. Дьявол тут однозначно ни при чем, не он назначает правителей и утверждает руководство или власть. Бог или благословляет, или попускает, а враг может просто наущать этих людей, кого избрать. Если Господь отступил, то враг только каверзы строит, у него нет власти над народом. Только Бог Творец имеет власть над народом.

- Вопрос телезрительницы: «Дедушка погиб в ГУЛАГе. Можно ли его отпеть заочно?»

- Отпеть можно, но мы должны знать о том, что над всеми, кто страдал в ГУЛАГе, умер в лагерях смерти, совершались общие заупокойные молитвы. Точно так же, как и о воинах, погибших во время Второй мировой войны, Отечественной войны. Патриарх Алексий I благословлял, и совершалось общее поминовение усопших, без вести пропавших. Если потом обретают останки воинов, мы совершаем еще раз поминовение, но общая молитва уже совершалась. Однако если вы хотите отпеть, то греха в этом не будет.

- Вопрос телезрителя: «Во время чтения Псалтири льются слезы и захлестывают эмоции. Что делать, продолжать ли чтение?»

- Могут быть разные проявления чувств. Протрите слезы и продолжайте молиться. Совершенно не случайно даже царь Саул, который приходил иногда в страшное уныние, просил, чтобы ему играли на гуслях и пели псалмы, находя в этом утешение. Псалтирь – это книга, которая в течение многих столетий была настольной у многих православных верующих людей. Рекомендуем читать Псалтирь вслух, тогда мысли совершенно по-другому воспринимают слова молитвы, уста произносят молитвословия, тело тоже участвует в молитве.

- Вопрос телезрительницы: «Можно ли читать Псалтирь о здравии родных?»

- Конечно, можно. Сама Псалтирь делится на двадцать кафизм, каждая кафизма делится на три «Славы». У нас есть хорошая традиция: на первой «Славе» поминать о здравии, на второй - об упокоении, на третьей - опять о здравии. Можно только о здравии или только об упокоении молиться.

 - Вопрос телезрительницы: «Не могу простить человека, по вине которого погиб внук. Грех ли это? Как быть?»

- Конечно, мы понимаем горе – погиб внук, но надо помнить слова Христа Спасителя, который дал нам молитву Господню, в которой мы просим: «Господи, прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим». То есть прости нам, Господи, наши грехи, как мы прощаем нашим обидчикам. Мы должны помнить, что если мы не прощаем нашим обидчикам, то и Господь нас не простит, и в какой мере мы прощаем нашим обидчикам, в той же степени и нам Господь простит. Вы думаете, что мы меньше грешим и что этот человек, по вине которого погиб внук, хуже нас? Ведь мог оказаться любой на его месте. Вы думаете, что наши слова иногда меньше ранят других людей? Мы иногда словом можем ох как ранить человека, даже убить его! Мы не знаем тяжести своих грехов.

Иногда, когда смотришь на того, кто совершает публичные злодеяния, так хочется сказать: «Господи, суди Ты его по правде, накажи». В порошок бы его стереть за такое! А когда подумаешь о себе, начинаешь просить: «Господи, не суди меня по правде, суди по милости Своей». В Священном Писании говорится: «Если Господь будет судить по правде, то ни один человек, ни одна душа человеческая не оправдается перед Богом».

Мы все надеемся на милость Божию, поэтому, конечно, надо найти в себе силы простить, тем более что внука Вы уже не вернете. А то, что Вы в себе держите обиду, наносит вред только Вам, поэтому надо искренне сказать: «Господи, зачем я это делаю! Ты же Сам его будешь судить за то, что он совершил. А я еще сама себе наношу такую язву, рану своей душе». Найдите в себе силы сказать: «Господи, прости его». И сами простите и скажите: «Так случилось. Теперь все равно ничего не изменишь, поэтому, Господи, да будет во всем святая воля Твоя. А я прощаю его». И Вы почувствуете, как на сердце станет легко.

 

Расшифровка: Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать