Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 16 июня

16 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Святейший Патриарх Кирилл предложил полностью исключить операции по прерыванию беременности из бесплатных медицинских услуг. Снова Церковь выступает как инициатор решения глобальных проблем. Найдет ли это предложение поддержку в обществе и государстве?

– Когда в этом году проходили Рождественские чтения и Святейший Патриарх выступал в Государственной думе, он действительно об этом сказал, но мне сегодня трудно предугадать, найдет ли это поддержку. Я и до выступления понимал, что это большой бизнес, огромные деньги, многие люди заинтересованы в этом, в первую очередь – недруги нашего Отечества. Демографическая ситуация в России очень сложная, хотя в последние годы и начали говорить, что она улучшается, но на самом деле, на мой взгляд, она критическая. Да, сегодня много рождается детей, но вымирает славянское население, прирост происходит за счет южных республик, за счет тех, кто исповедует ислам. Они боятся совершать тяжкий грех детоубийства, и благословение Божие будет с этим народом, потому что они не убивают детей в утробе матери. Если вымирание славянского населения будет продолжаться и дальше, Россию ждет страшное будущее. Не случайно Святейший Патриарх озвучил эту проблему в стенах Государственной думы.

Святейший Патриарх выразил обеспокоенность всей Русской Православной Церкви. Мы понимаем, сколько сегодня невинно убиенных младенцев! Если взрослый человек может сопротивляться, видя убийцу, который хочет ему нанести вред, может принять меры предосторожности, что может сделать младенец?! Он не может сам себя защитить. Я полностью поддерживаю тех людей, которые говорят: «Тот, кто убивает младенца во чреве матери, совершает преступление с отягчающими обстоятельствами». Выступление Патриарха – это вопль, боль всей Церкви за миллионы убитых нерожденных. Те люди, от которых зависит государственное устройство, должны прислушаться к слову Святейшего Патриарха и сделать все возможное. Конечно, есть те, которые говорят: «Если мы это прекратим на официальном уровне, то люди «уйдут в подполье», станут нелегально совершать эти операции». И Святейший Патриарх не случайно замечает: «А разве подпольно не платят? Тоже платят. Почему они сейчас не хотят платить в официальных медицинских учреждениях?»

Множество людей, живущих честно, добросовестно, праведно, волнуются, их совесть смущена тем, что их налоги идут на оплату убийств – на прерывание беременности. Вполне оправданная озабоченность. Законодатели должны прислушаться к слову Патриарха, иначе не очень радужное будущее ожидает Российское государство. Мы прекрасно понимаем: простыми запретами этот вопрос не решить. Должна быть церковно-государственная программа решения проблемы. Надо не просто запрещать, а создавать условия, чтобы мамы, которые рожают детей, были социально обеспечены, имели субсидии. Должен развиваться институт социальной помощи для детей и матерей-одиночек. К мужчинам, которые бросают беременных женщин, нужно применять самые суровые санкции, не только взыскивать алименты, а доносить до их понимания то, что они сделали.

Будем надеяться, что голос Патриарха будет услышан, и Государственная дума примет соответствующие законы, которые сократят совершение этих тяжких преступлений.

– Вопрос телезрителя из Украины: «Дочь в разводе. Можно ли молиться, чтобы Бог дал ей хорошего мужа?»

– Молиться можно. Но это не значит, что она помолится – и тут же Господь пошлет ей хорошего мужа. Если развелась, значит были какие-то причины, какое-то основание. Может быть, это неправильное воспитание. Сейчас очень часто молодые люди вступают в брак, создают семьи и даже не понимают, что это значит. Вступающий в брак должен понимать, что наступает период не вольготного времяпрепровождения, не услаждения своих плотских потребностей. Брак, семейная жизнь – это подвиг. Это еще более сложный подвиг, чем подвиг монаха. У монаха особые условия жизни, у него есть духовник, братия, большая семья, которая собралась, чтобы подвижническим, аскетическим путем идти в Царство Божие. Каждая семья – это особый подвиг. Каждый должен понимать, что в семье и семейной жизни главный принцип – не обогащаться и брать, а учиться отдавать. Любовь подразумевает не брать себе, не получать самому удовольствия, а отдавать все любимому, отдавать самого себя. Если такого чувства нет, если не готов отдать всего себя, тогда и не нужно вступать в брак. Это будет игра в одни ворота: я буду жить ради себя, если же моя вторая половина не будет этому соответствовать, то надо «разбегаться». Молодые люди не осознают, что супружеская жизнь – это очень сложный подвиг, поэтому часто случаются разводы. Остается только молиться.

С другой стороны, может быть, хорошего мужа мы и найдем, но будет ли жена ему соответствовать? Родители, воспитывая своих детей, должны готовить их с самого раннего возраста к будущей взрослой жизни. Не случайно же многие родители учат не только мыть посуду, но и уметь готовить, шить, вести домашнее хозяйство; мальчишек приучают к физическому труду, к тому, что он должен быть добытчиком, должен обеспечивать семью. Все эти качества воспитываются в детях. Если эти качества не привили родители, то потом будет очень сложно. Даже если Господь пошлет идеального мужа, ангела, то он все равно капризную жену не удовлетворит. В семье должно быть встречное движение, тогда сложится жизнь.

– Вопрос из города Рязани: «Я тяжело больна. Апостол Павел призывает всегда радоваться. Как в таком состоянии радоваться?»

– Больной человек вправе задать такой вопрос. Как радоваться, когда все болит? Конечно, радоваться надо всегда, но когда уж что-то очень болит – душа или тело, по крайней мере не надо отчаиваться, не следует гневаться на Бога. При посещении больных приходится слышать, как они раздражаются и гневаются: «Почему все здоровы, а я болею?!» Нужно бороться с ропотом на Бога и просить: «Господи, дай мне терпения!» Я знаю многих людей преклонного возраста, находящихся в тяжелом состоянии, и иногда удивляюсь, как они выносят эту болезнь и просят у Бога только терпения: «Я понимаю, Господи, что временно живу здесь, меня ждет за гробом другая жизнь. Господи, помоги мне не возроптать! Дай мне терпения!» Такому человеку, который терпит, не хулит Бога, не ругает Его, не ропщет, Господь подает радость как Божественный дар.

Можно вспомнить подвижников благочестия. Недавно мы праздновали память блаженной Валентины Минской. Я вспоминаю нашу Матрону Анемнясевскую, которая совсем девочкой осталась парализованной, она ведь не роптала. Господь ей за ее терпение, за ее молитвы такую дал радость, что она не только сама радовалась, а еще и людей других одаривала этой радостью, верой и надеждой на Бога. Скольких людей Господь исцелил через Матронушку! А она ведь не просила для себя исцеления, она поняла глубочайший смысл этого Божественного Промысла по отношению к ней. Конечно, все это начиналось не с радости, а с терпения, с перенесения этих трудностей, болезней, с молитвы: «Господи, помоги! Господи, дай мне терпения!» А потом Господь пошлет этот Божественный дар радости. Конечно, здоровому легко говорить так. Когда у самого что-то заболит, не так-то просто радоваться, поэтому в этом случае радость – особый дар Божий, который подается за многие труды, болезни, скорби и терпение. Хочется пожелать всем нам терпения и надежды на Бога.

– Вопрос телезрителя из города Минеральные Воды: «Сын – православный, а женился на католичке, живут в Белоруссии. Могут ли они венчаться?»

– Им необходимо прийти в любой храм и поговорить об этом со священником. Существует практика венчания людей разного вероисповедания, хотя она не совсем традиционная. Пока люди молодые, они говорят, что любят друг друга, вера где-то на втором месте, а потом возникают вопросы духовного плана, и с возрастом появляются разногласия на почве разного вероисповедания. Семья должна быть едина духом, едина верой, мысли должны быть у мужа и жены одинаковые или хотя бы в одном направлении, тогда эта семья будет крепкая. Если вы хотите создать крепкую семью, вы должны быть одного вероисповедания. Надо, конечно, постараться привести избранника в православие. Во многих европейских странах, где живет много и православных, и католиков, очень часто такое происходит. Только священник может подсказать, как правильно поступить в данном случае.

– Вопрос телезрителя из города Липецка: «Жена изменяет. Как быть?»

– Это опять-таки происходит из-за того, что молодые люди, вступая в брак, создавая семью, так и не поняли, зачем они это делают. Если только для того, чтобы удовлетворить свои плотские страсти, то этот брак недолговечен. Каждый будет стремиться удовлетворить свои страсти, а их невозможно удовлетворить до конца – завтра опять чего-то захочется. Если человек будет проводить свою жизнь только в удовлетворении своих страстей, то не хватит ни времени, ни средств. Конечно, надо было заранее все продумать. Еще раз хочу подчеркнуть, что семью создавать нужно в том случае, когда молодые люди поймут, что они друг без друга жить не могут, хотят быть вместе. Но это еще не все. «Я готов ради тебя отдать все, что имею», – произнесет жених. А невеста скажет: «А я готова отдать ради тебя все, даже жизнь». Это та грань, после которой уже может совершаться бракосочетание. Если этого нет, а есть желание удовлетворить свои потребности, некрепкой будет семья.

В данном случае нужно с супругой поговорить, выяснить, в чем причина. Если вы действительно друг другу не подходите, необходимо уже что-то делать, принимать серьезное решение, а жить в таком состоянии – Вы будете ее подозревать, а она Вам изменять – неправильно. Терпеть это – тоже неправильно. Терпеть можно болезнь близкого человека. Когда человек уходит на сторону, с кем-то сожительствует, это не повод для терпения. Это повод для серьезного разговора и принятия решения. Если вы не хотите жить друг с другом, если супруга нашла кого-то другого, зачем терпеть?

– Вопрос телезрителя из города Рязани: «Обязательно ли исповедоваться перед священником? Может быть, просто перед распятием, если не доверяешь священнику?»

– Если сегодня не доверяете священнику, завтра не будете доверять распятию. Просить у Бога прощения можно всегда и везде. Сделал что-то не так: «Господи, прости!» Господь слышит наше покаяние, может простить нас. Почему же существует такая практика? Это все очень серьезно. Когда священник совершает Таинство, то, обращаясь к кающимся, он произносит: «Я только свидетель есмь». То есть он свидетельствовать будет на Страшном суде перед Богом о том, что вы исповедовались. Это очень важно – быть свидетелем того, что человек испросил у Бога прощения. Обратите внимание: в Таинстве Венчания тоже должен быть свидетель. Со стороны невесты девушка-свидетель заверяет: «Она честная, добрая, порядочная, у нее нет семьи на стороне, я свидетельствую». Со стороны жениха тоже свидетель, который уверит в том, что у него нет семьи, он никому не обещал, он честный, добрый, хороший человек. После этого они сочетаются. В исповеди тоже есть свидетель вашего покаяния – священник. Священник, как врач, наложит вам пластырь на рану, даст добрый совет, как можно избавиться от того или иного проступка, страсти, порока. Он духовный врач. Кроме того, священнику дана власть от Бога. Конечно, только Господь прощает грехи человеку, который кается. Бог устроил Церковь и сказал: «Я создам Церковь, и врата адовы не одолеют ее». Если вы придете в другую религиозную организацию, там могут быть другие уставы, но христианская Церковь только одна, и именно такой ее создал Христос. Он дал власть апостолам, епископам и священникам вязать и решить, прощать и разрешать, помогать человеку исправляться. Когда священник читает молитву разрешительную, он говорит: «Властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих». И благословляет главу кающегося человека. Это очень важные составляющие – внутренняя и внешняя, это самое настоящее Таинство. Когда священник совершает эту молитву, совершается прощение от Бога.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Пустила в дом женщину, а она оказалась мусульманкой. В свете сегодняшних событий я боюсь, как быть?»

– Здесь не нужно делать акцент на вероисповедании. Рассуждая на эту тему, я часто привожу в пример притчу, которую рассказал Христос о человеке, шедшем в Иерихон и попавшем в руки разбойников. Они его ограбили, поранили и бросили окровавленного умирать. Левит прошел мимо, священник не обратил внимания. Самарянин же увидел, полил раны вином, посадил на своего осла, привез в гостиницу, сказав хозяину: «Прими его, ухаживай за ним, помоги ему поправиться, если потратишь больше денег, чем я тебе дал, я тебе все возмещу». Обратите внимание – не домой привез. У нас подразумевается, что если надо принять странника, то обязательно домой. Вспомните, сколько в предыдущие годы было громких убийств. Священник приютил человека, а он оказался вором, пьяницей, да еще и убийцей. Ограбил священника, убил и скрылся. Христос привел притчу для того, чтобы нам правильно ориентироваться в жизни: не надо к себе домой приводить человека, вы же его не знаете. Если вы хотите оказать гостеприимство, принять странника, то не подвергайте опасности жизнь своих близких.

Христос, посылая апостолов на служение, говорил им: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Будьте мудрыми. Неважно, кого вы впустили в дом, кем она оказалась – христианкой или мусульманкой. Не должно получиться так, что вы ее изгоните по вероисповеданию или национальности. Если человек добрый и порядочный, просто не говорите на богословские темы, не ведите диспутов, дискуссий. Спокойно живите или работайте вместе.

 

Расшифровка: Ярослава Трунцева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать