Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 14 июля

14 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Мы с вами, как всегда, имеем прекрасную возможность получить ответы на волнующие нас вопросы. У нас в гостях наш постоянный собеседник Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Заславский Павел. Начать разговор хотелось бы вот с какого события: недавно состоялся V съезд лидеров традиционных религий, который прошел в Астане, в Казахстане. Вы возглавляли делегацию Русской Православной Церкви. Какие основные вопросы затрагивались на этом форуме?

– Прежде всего хочется сказать слова благодарности организаторам и президенту Республики Нурсултану Абишевичу Назарбаеву за проведение таких форумов. Это был уже V съезд, и надо сказать, что такие съезды приобретают все большую популярность, значимость для нашего общества. В этом году на одном из пленарных заседаний участвовал руководитель ООН Пан Ги Мун, а во второй день принимали участие король Иордании и президент Финляндии. Надо сказать, что были практически все лидеры мировых религий. У нас были пленарные заседания, велась работа в секциях, во время которых рассматривались чрезвычайно важные темы: ответственность перед человечеством религиозных и политических лидеров; поддержка принципов взаимного понимания и уважения в обществе; взаимодействие религиозных и политических деятелей в целях противодействия идеям насильственного экстремизма и религиозной нетерпимости; роль религии в жизни молодежи, поскольку мы обсуждали влияние религии на молодежь, а также образование, науку, культуру и СМИ. Ведь сегодня жизнь многообразна, и нам было интересно услышать мнение и политиков, и церковных людей о том, как они видят это взаимодействие. Ну и конечно же, очень важно знать роль образования, науки и культуры в вопросе религиозного просвещения молодежи в преодолении различных духовных и этнических разногласий, а также значение религии в СМИ в защите молодежи от экстремистских идей. На форуме были рассмотрены тенденции современной эпохи религии как инструмент углубления и диалога между культурами и цивилизациями, основные аспекты перспективы взаимодействия религиозных и политических лидеров. Обсуждались темы, посвященные диалогу между лидерами мировых традиционных религий, как ключ к безопасности и гармонии, перспективы дальнейшего развития межрелигиозного диалога. Мы договорились о многом: было обозначено более двенадцати пунктов программы, и они прозвучали как призыв к мировым лидерам всех стран прислушаться к голосу этого форума.

Я не знаю, какая будет реакция, может быть, и не все прислушаются к этому голосу, но чрезвычайно важно, что огромное количество религиозных, политических лидеров пытаются сделать все возможное, чтобы в их странах люди жили в мире и согласии. Я думаю, что любой президент своей страны, любой глава своего государства, как и любой лидер религии, стремится к миру и согласию. Ведь правда? Но не везде это получается, потому мы и обсуждали, что нужно сделать для того, чтобы локализовать конфликты, чтобы предотвратить какие-то разногласия между политиками и религиозными деятелями. Ведь одно дело – разногласие между соседями в быту или политиками из-за сфер влияния и рынков сбыта, но совсем другое – когда эти конфликты связаны с верой, религией. Потому что за какой-то рынок сбыта люди не будут собою жертвовать, а вот если вопрос касается жизни, да еще жизни вечной, и речь идет о душе, то в этом случае люди готовы пойти на все, даже на костер взойти, чтобы только постоять за свою душу и обрести вечную жизнь. И это, безусловно, все очень важно. Мы говорим, что религиозные войны или те вооруженные конфликты, где использовались религиозные учения, были самыми страшными, самыми кровопролитными, самыми жестокими. И поэтому, конечно, главной темой была тема примирения, призыв к согласию, призыв жить дружно и мирно. Вот именно это проходило красной нитью через весь наш форум. Думаю, что совершенно не случайно Святейший Патриарх Кирилл, посещая Брестскую крепость, сказал в своем слове о том, что невозможно прекратить войну, если не будет в душе человека пребывать любовь, и утрата любви всегда завершалась страшными последствиями, поэтому построить без нее мир на земле невозможно. Так что будем надеяться, что голос этого форума, мнение политических деятелей и лидеров мировых религий будут услышаны руководителями всех государств.

– Благодарю Вас, владыка! Теперь перейдем к вопросам наших зрителей. Вопрос жительницы Белоруссии: «Что делать, если большинство современных парней смеются над тем, что девушка до двадцати трех лет все еще девственница?»

– Хотел бы обратить внимание этой девушки на слова Христа Спасителя: «Не мечите бисер перед свиньями». Наверное, к этому случаю они тоже относятся: не всем можно рассказывать о своем внутреннем состоянии, переживаниях, о том, что чувствуешь и как живешь. А то, что у нас сегодня есть все-таки девушки, которые в зрелом возрасте остаются девственницами, так надо только радоваться и благодарить Бога за то, что у нас есть такие люди, которые не растратили свое девство. И надо сказать, это относится не только к девушкам, но и к ребятам. Я знаю многих ребят, которые живут чистой жизнью. И слава Богу, что есть такие.

Надо сказать, опыт предыдущих поколений очень четко и ярко показывает, что если парень с девушкой создают семью и до этого у них никого не было, то, как правило, эти семьи бывают крепкими, потому что им не с кем, не с чем сравнивать. Для них это первая любовь, и дай Бог, чтобы она была одна-единственная на всю жизнь.

А рассказывать всем, я так думаю, не надо. И то, что смеются, так мало ли... В народе ведь не случайно говорят: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним». Сам Господь говорил о том, что наступят времена (да и во времена Христа это было), когда будут над добродетелями смеяться, поносить их, а зло будет высвечиваться, представляться как что-то доброе. Но на деле это самое настоящее извращение глубинного Божественного замысла и творения Божьего. Так что, слава Богу, есть еще те, кто живет чисто, честно, сохраняя девство – не только телесное, но и душевное, духовное.

– Вопрос, который очень часто задают. На этот раз спрашивает телезрительница из Рязанской области: «Муж часто пьет, дерется, дети его боятся. Как поступить?»

– Сегодня, к сожалению, на этот счет есть разные мнения. Знаю, что некоторые священники советуют потерпеть, тем более если брак венчанный. Они говорят в таких случаях: «Терпите, несите свой крест!» Я принципиально с такой позицией не согласен. Иногда я говорю и по телевидению: «Я не могу Вам посоветовать что-то конкретное. Но если бы это касалось моих сестренок, я бы сказал, чтобы сестра обязательно поговорила с мужем, что так жить нельзя, и чтобы супругу своему сказала: "Жить с тобой больше так не будем. Или исправляйся, или мы с тобой разойдемся"».

Когда мужчина употребляет силу, распускает руки, бьет жену, это вопиющее безобразие, и терпеть этого нельзя. Я говорю: «В одни ворота играть нельзя!» Почему жена должна терпеть, когда муж дерется, бьет, пьет? Он живет как хочет, а она – терпи? Нет, друзья мои! Когда вы вступали в брак, а если еще и венчались, то вспомните, что перед престолом Божиим, перед алтарем вы обещали сносить тяготы друг друга, любить друг друга, вы из одной Чаши пили вино – это символ того, что будете и скорбь, и радость делить пополам. И тут вдруг один начинает хулиганить, а другой должен терпеть! Нет, терпеть нельзя! Терпеть можно только то, что относится к области здоровья. Вот болен человек, у него болит нога, рука или еще что-то серьезное со здоровьем – парализован, к примеру, то тут – да: кто-то из супругов должен терпеть, помогать другому. А когда кто-то пьет, развратничает, дерется, то этого, друзья, не надо терпеть, категорически нельзя. Нужно просто сказать: «Знаешь, дорогой, если ты хочешь жить нормально, воспитывать детей, то давай будем жить и воспитывать их. А так жить нельзя!» Почему? Потому что это все отрицательно сказывается на детях. Ведь дети видят, как живут родители. Вы знаете, я о своих родителях могу сказать одно: «Слава Богу, что у меня были такие родители!» Потому что я никогда не слышал, чтобы мама и папа ругались, никогда не видел, чтобы папа поднял руку на маму или чтобы они ссорились. Может быть, у них что-то и было. Да, потом, в старости, они рассказывали, что у них тоже была трудная жизнь, но при нас, детях, они никогда даже голоса не повышали! И для меня они – образец семейной жизни. И я благодарен своим родителям.

А в этом случае я могу посоветовать одно: пообщаться (но только на трезвую голову!) и предупредить: «Или ты прекращаешь все это, или мы с тобой должны развестись». Терпеть такого нельзя, потому что это наносит колоссальный вред одному из супругов, отрицательно сказывается на детях. Дети будут духовными калеками: они получают этот дурной опыт, который затем станут использовать в своей жизни, что отразится и на последующих поколениях. Это как в медицине: когда врач видит, что появилась злокачественная опухоль или началась гангрена на какой-нибудь части тела, то он ампутирует ее. Для чего? Чтобы организм человека и сам он не погиб. И руки, и ноги ампутируют для того, чтобы жил человек. Так и в семейной жизни – надо ампутировать эту пораженную часть. Здесь, конечно, надо поступить по-доброму, постараться помочь супругу, может быть, попытаться выяснить, в чем причина, почему он пьет. Но если ничего не помогает, то надо расставаться. Однозначно! Спасите Ваших детей. Ради спасения детей следует такого мужа изолировать, иначе говоря – разойтись с ним.

– Часто еще звучит такое: изменяет... Здесь то же самое отношение?

– Да, то же самое. Муж и жена должны быть единым духом. Не только телом, но и духом. А если кто-то из супругов изменяет, это предательство. Как жить с предателем? Как идти в бой с предателем, он же Вас в любой момент может предать! Если кто-то из супругов предает другого, то с ним нужно расставаться. И надо сказать, что как бы ни были суровы ветхозаветные законы, но даже в Ветхом Завете прелюбодеяние, измена были совершенно официальным легитимным моментом, когда можно было развестись. Даже Христос Спаситель говорил: «Что Бог сочетал, человек да не разлучает». Так что даже в те времена прелюбодеяние, измена, предательство были поводом для прекращения супружеской жизни.

– Вопрос очень серьезный, и задают его часто. Я хотел бы, чтобы наши телезрители внимательно слушали сейчас ответ владыки, потому что это очень важно. Многие женщины говорят, в частности, такое: «Муж зарабатывает хорошо, как же с ним расстаться?»

– Здесь, видимо, изначально вступая в брак, начиная семейную жизнь, Вы не были готовы к подобным ситуациям. К сожалению, такое очень часто встречается. И когда ко мне кто-то из молодых людей обращается за советом (даже из нашей священнической среды), как поступить, когда супруг говорит: «Ты не должна больше работать, не должна учиться! Я буду тебя обеспечивать!», я всегда в таких случаях советую жене: «Учись; если есть возможность работать – работай! Ты не знаешь, что с тобой будет дальше». И были такие случаи, когда люди разводились или супруг умирал, а супруга, не получив образования, понадеявшись, что ее муж будет кормить всю жизнь, одевать, обувать, оставалась одна, иногда и с детьми, а жить не на что. Поэтому надо, опираясь на опыт предыдущих поколений, поступать разумно, правильно. Я всегда в таких случаях говорю, что, несмотря на то что муж кормит, это же не повод для того, чтобы упрекать супругу: «Я тебя обуваю, одеваю, поэтому ты у меня должна быть в подметках». Нет! Муж должен любить свою жену, как самого себя, даже еще больше. Сам Христос Спаситель говорил: «Жена – это слабый, немощный сосуд». Муж должен любить свою супругу и уважать ее даже больше, чем самого себя. В этом-то и проявляется любовь. Ни в коем случае не должно быть унижения и оскорбления достоинства своей супруги. В том, что муж ее попрекает чем-то, проявляется не достоинство мужчины, а его слабость.

– Вопрос телезрительниц из Подмосковья и Москвы: «Как правильно ставить крест на могиле?»

– Я уже говорил о том, что в разных странах и у разных народов существуют свои традиции. В России и Белоруссии есть общая славянская традиция: мы хороним покойника ногами к востоку, а в его ногах ставим крест. В других странах крест ставят у головы. Как принято в этом населенном пункте, области, так и следует поступать. Но у нас существует такая практика. С чем она связана? Есть народное поверье, что когда будет всеобщее воскресение и человек воскреснет, то перед ним будет стоять крест, поэтому его и ставят в ногах, а не у головы. Конечно, никто не знает, как будет происходить всеобщее воскресение, у Бога Свои планы на этот счет, но такая традиция, практика есть, и ее следует придерживаться.

– Телезрительница из Мордовии говорит о такой ситуации: «Вдруг неизвестно по какой причине пустили слух, что я колдунья. Что делать и как жить?»

– Если Вы действительно не занимаетесь ничем подобным, то особо не переживайте. Хотя сегодня у нас очень часто можно встретить таких людей, а в книжных магазинах купить пособия по белой и черной магии. Ради коммерции люди издают эти книги. И хотя кто-то говорит: «Пособия по черной магии я не читаю, только по белой», на самом деле что белая, что черная магия – дьявольское измышление. И поэтому мы никому не рекомендуем читать эти злые книги, созданные не на благо, не во спасение, а только во зло и погибель тем, кто их читает и издает. Да, человек получает от их издания какую-то временную материальную выгоду, но на самом деле все это идет во зло и погибель души.

А то, что называют колдуньей... Если это просто пустой звук, наговор, то он пройдет. Может, Вы дали какой-нибудь повод для этого. Я думаю, что многие из нас читали книги Н. В. Гоголя, где говорится о том, какие могут быть колдуньи. Многие произведения классиков рассказывают нам о том, какими они могут быть, даже их внешний вид говорит о том, что они не такие, как все: и одеваются, и покрывают платок не так, и ведут себя не так, и смотрят не так – в общем, все делают не так, как обычные люди. Поэтому если Вы не занимаетесь магией, то ведите себя так, как и вели до этого, как все люди. Любите людей, никому не желайте ничего плохого, и если это наговор, то он пройдет. Не обращайте на него внимания.

Есть у нас еще одна очень хорошая практика, которая основана на высказывании Христа Спасителя и говорит о том, чтобы мы молились за своих врагов, благословляли проклинающих нас. Конечно, это очень сложно, но если мы будем прощать нашим обидчикам, будем молиться за наших врагов, то в этом случае Господь нам будет подавать Свою Божественную силу для преодоления этого искушения или испытания. Так что не занимайтесь магией, не читайте книг по ней, ведите обычный, нормальный образ жизни, и все пройдет.

– Еще один вопрос телезрительницы из Пензы: «Считаю, что телевидение – это дьявольское изобретение. А как Вы думаете?»

– Ну какое же дьявольское, если это человеческое изобретение. Думаю, что идея, может быть, да. Идею можно поставить под сомнение, но вот опыт человеческой жизни подсказывает и свидетельствует о том, что все изобретения, которые у нас сегодня есть (телевидение, телефон, телеграф или нынешний Интернет), все средства связи – не что иное, как попытка человека вернуть то, что утратили первые люди. Ведь Адам и Ева общались с Богом в раю непосредственно, самым тесным образом, а вот после грехопадения, после их изгнания оттуда они лишились этого дара – дара провидения, дара вот такого общения с Богом. Люди пытались вернуться к тому, что было раньше, но грех всегда был на этом пути. Только по мере того как человек преображался, совершенствовался, он вновь приобретал эти божественные дары, которые были утрачены первыми людьми, Адамом и Евой. И очень наглядный пример для каждого из нас, о котором я уже как-то говорил, – это то, как видел Куликовскую битву преподобный Сергий Радонежский. Конечно, есть и другие примеры, но я скажу про Куликовскую битву. Преподобный Сергий был настолько совершенным человеком, настолько святым, что Господь давал ему те же божественные дары, что были присущи Адаму и Еве. Когда он стоял у жертвенника во время совершения божественной службы, одновременно с этим на Куликовом поле шло сражение. И, вынимая частицу из просфоры, преподобный Сергий говорил братии: «Сейчас погиб Иван, а сейчас – Сидор, а теперь – Николай». То есть он духом видел то, что происходило на Куликовом поле. Удивительное явление!

Или еще такой пример из жизни преподобного Сергия. Эта традиция до сих пор продолжается в Троице-Сергиевой лавре: во время трапезы, когда братии подают третье блюдо (компот или кисель), то настоятель или игумен монастыря, наместник Лавры звонит в колокольчик, все встают, и он говорит: «Молитвами святителя Стефана, епископа Пермского, и преподобного игумена Сергия Радонежского, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!» После этих слов все опять садятся. Очень интересно! Спрашивается, а с чем это связано? Оказывается, это совершенно четкий исторический факт, который произошел во время жизни преподобного Сергия. Он очень дружил с епископом Стефаном, и оба они были высокой духовной жизни. И часто святитель Стефан, приезжая в Москву по каким-то церковным делам, заезжал в Лавру преподобного Сергия. Но однажды он так торопился к святителю Алексию, митрополиту Московскому, что у него не было возможности заехать в Лавру. И тогда, проезжая мимо нее на самом близком расстоянии, на повороте он вышел из кареты и произнес: «Преподобный отче! Не могу сейчас к тебе заехать, так тороплюсь к святителю, в Москву он меня вызывает, и поэтому я призываю Божье благословение на тебя и твою братию!» А в это время братия сидела за трапезой, обедала, готовилась к третьему блюду, и тут преподобный Сергий говорит: «Братия, встаньте все! Сейчас святитель Пермский Стефан проезжал мимо, он не может к нам заехать, но, находясь на повороте, шлет нам свое благословение. Встаньте и поклонитесь!» Все встали и поклонились. Два монаха не поверили в это, вышли, сели на коней, поскакали и догнали карету святителя Стефана, остановили ее и стали расспрашивать о том, что произошло. И он рассказал им: «Да, я проезжал мимо, не мог заехать в Лавру, поэтому остановился рядом с ней, обратился к преподобному и призвал на него и братию Божье благословение».

Понимаете, преподобный Сергий и святитель Стефан духом общались друг с другом! Но этот дар утратили люди по причине своего грехопадения и грешной жизни. Вот поэтому человек стремится вернуться к той жизни, а уже не получается, и тогда он начинает придумывать разные средства коммуникации, какую-то электронику, какие-то технические приборы. Поэтому телевидение – это не дьявольская выдумка, а человеческое стремление к общению. Но оно идет не тем путем, по которому было бы правильно пойти. И нам, если бы мы все имели святую жизнь, не надо было бы ни телефонов, ни телевизоров – мы бы всё знали и без них. А поскольку мы не ведем святой жизни, то нам нужна техника. Так что это человеческое изобретение.

– Благодарю Вас, владыка, за беседу!

– Как всегда, друзья, желаю вам всего самого доброго! Пусть благословение Божье пребывает со всеми вами!

 

Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать