Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 14 апреля

14 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

 

- Всегда хорошо, когда в Церкви появляется новый человек, но часто в этих случаях говорят о синдроме неофитства. Что это за явление, насколько оно отрицательно и как его избежать?

- Я бы в данном случае не употреблял слово «неофитство». Со стороны тех людей, которые уже определенное время пребывают в храмах, в ограде церковной, проявляется фарисейство: мы считаем себя уже на высоте, не такими, как тот мытарь, который только вчера пришел к нам в храм. Термин «неофитство» чаще всего применяется к тем людям, которые только приняли христианство и сразу начинают учить, что-то делать, да еще и неправильно делают. Таких людей мы называем неофитами.

Если мы называем вновь пришедших в храм неофитами, то мы, наверное, настоящие фарисеи, лицемеры. К глубокому сожалению, в наших православных храмах это проявляется очень часто. Покойный Святейший Патриарх Алексий II многократно говорил на эту тему, и ныне здравствующий Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл многократно обращается к епископам, к священнослужителям и особенно к настоятелям с тем, чтобы обратить особое внимание на тех людей, которые трудятся в наших храмах: за свечным ящиком, у подсвечников. Сколько раз я сам замечал, что, будучи хорошими, добропорядочными, благочестивыми людьми, стоит их поставить на это служение, они становятся «пограничниками»: к свечному ящику не подойти, свечу не поставить, учат людей, что записку не так написал, задают столько ненужных, провокационных и глупых вопросов, которые отгоняют людей от Церкви. Наверное, таких надо называть неофитами, потому что сами они ничего не знают, да еще и людей смущают или поучают.

Те люди, которые приходят в храм, действительно хотят познать Бога, хотят прикоснуться к Церкви, приобщиться к церковной жизни. А мы, фарисеи, очень часто их отгоняем от Церкви. Все это происходит из-за нашей гордости: я сам ничего не знаю, но мню о себе, что я велик и все знаю, потому что прочитал один раз несколько глав из Евангелия, несколько газет прочитал, послушал, кто что говорит, и уже все знаю и могу поучать людей. Это очень опасное явление в жизни нашей Церкви.

Часто к нам возвращаются люди из сектантства, которые на вопрос о том, что их прельстило в сектантстве, отвечают: «Любовь, обходительность, окружение  теплом, вниманием, заботой. А приходишь в православный храм и слышишь: «Не так встал, не так сел, не так крестишься, не туда повернулся, сплошные одергивания и упреки». Многих людей это смущает. Я в таких случаях советую на это не обращать внимания. Уходят из храма те люди, которые не поняли, куда они пришли. Те, кто приходит в храм, должны понять, что храм – это не место пребывания ангелов, не Царство Небесное,  а духовная лечебница. Когда мы приходим в больницу и видим там людей, которые ходят на костылях, с перевязанными руками или головой, как мы к ним относимся? Мы же не говорим им: «Ты чего здесь с перебинтованной головой делаешь или с костылями, иди отсюда». Мы так не говорим, потому что госпиталь предназначен для больных людей, которые пришли лечиться от своих болезней и недугов. Церковь – это духовная лечебница. В храм Божий приходят больные, искалеченные душой люди, потому у них бывает и гнев, и ярость, и не совсем адекватные поступки. Если мы поймем, что храм - место, где пребывают не Ангелы в виде людей, а грешные люди с искалеченными душами, тогда мы не будем обижаться, если вдруг кто-то нас обидит, ведь обидевший меня такой же больной душою человек, как и я. Тогда пребывание в наших православных храмах будет другим. Больному, наверное, не подобает учить другого больного. В данном случае, мы все больны. Мы должны прислушиваться к докторам и врачам в виде священнослужителей, которые будут нам давать наставления, назидания. В храмах люди не должны учить друг друга. Священник учит и наставляет, ему дана такая власть, ему дано такое послушание – учить и самому учиться. Тогда всем будет польза: и тем, кто приходит в храм, и тем, кто вновь пожелает войти.

- Вопрос телезрительницы из г. Воронежа: «Как часто можно заказывать сорокоуст? Говорят, что очень часто нельзя».

- Само понятие «заказывать сорокоуст», связано с тем, что Церковь говорит и учит о том, что над душой человека, который перешел в загробный мир, в 40-й день свершается малый страшный суд. На 40-й день определяется место пребывания души в загробном мире до Страшного Суда. Именно поэтому первые сорок дней важно проводить в особой молитве по усопшему. Именно поэтому заказывается сорокоуст до 40-го дня, до этого определения малого страшного суда. Вся Церковь молится об этом человеке каждый день во время Божественной литургии; совершается поминовение об усопшем, заказываются панихиды, подают особые поминальные жертвы, людям что-то дают с просьбой помянуть. До 40-го дня очень важно всегда возносить сугубые молитвы об усопшем человеке. Вот такая была практика. А потом это стало распространяться и на другие случаи. В некоторых храмах, особенно в сельских, где Божественная литургия в будние дни не совершается, какой может быть сорокоуст? Говорят, что они служат сорок Литургий, на которых поминается усопший, но важный период молитвы – от дня кончины и до 40-го дня, именно поэтому он называется сорокоустом.

Если заказывать поминовение часто, тогда зачем заказывать сорокоуст? Можно заказать поминовение на полгода, на год и так дальше. Сорокоуст заказывается именно от дня смерти и до 40-го дня. Это правильный сорокоуст: не за усопших, не о здравии, а об упокоении.

- Вопрос телезрительницы из г. Тольятти: «Если младенец еще некрещеный, можно ли его осенять крестным знамением со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»?».

- Конечно, можно. С ним нужно и молиться. Мы очень часто говорим о том, что мама, которая носит в своей утробе младенца, должна с ним общаться: он уже живой человечек. Как только у него начало биться сердечко, мама должна говорить: «Сейчас мы с тобой помолимся, сейчас почитаем Священное Писание». На уровне души идет общение мамы со своим младенцем. Когда младенец родится, можно и крестить, добрые мамы еще и святой водой кропят. Ничего страшного в этом нет. Да, он еще не вошел в ограду церковную, еще не принял крещение, но он живой человечек.

- Вопрос телезрительницы из г. Элисты: «Чем отличается дух от души?».

- Это одно из самых сокровенных для нас понятий, поэтому очень трудно и сложно ответить на этот вопрос в полноте. Из того, что нам открыто Церковью, из откровений Божиих, ссылаясь на Священное Писание, можно сказать о том, что «сотворил Бог человека по образу Своему, и по подобию Своему». Господь вложил в человека душу живую – что-то особое, вечное, сотворенное Им. У животных тоже есть душа, но Священное Писание нам говорит о том, что душа животного в крови его пребывает. В человеке душа живая – это особая сущность, вечная, свободная и разумная. Есть подвижники благочестия, святые отцы, которые говорят о том, что человек двусоставный: состоит из души и тела. Есть мнения православных богословов и подвижников о том, что в человеке есть душа, дух и тело. Серьезных расхождений в этом нет.

Душа – это особая живая сущность. Каждая душа неповторима, единственная в своем существе сущность, которая сотворена Богом, она вечна и будет иметь непреходящее пребывание. Сочетается и пребывает душа в теле. Пытаясь сделать различия духа и души в человеке, подвижники говорят о том, что свойства души более склонны к человеческому организму, к человеческому телу.

Когда мы говорим о духе, мы знаем: «Господь вдохнул в человека дух» - это особое божественное творение, особый акт творения. Господь сотворил человека по образу Своему и подобию: этот образ Божий в человеке и есть дух, который стремится к своему Творцу Господу. Наша человеческая задача состоит в том, чтобы найти в себе образ Божий. Все наши чувства, мысли, дела мы должны направлять на то, чтобы думать о своем Творце и жизнь свою проводить соответственно. Очень мало открыто нам о сущности и существе души и духа. Из того, что Господь открыл нам, можно сделать определенный вывод о том, что душа наша - вечное, особое, свободное божественное творение и неповторимая сущность. Поэтому мы призываем человека подумать о душе – о вечном, непреходящем состоянии своего существа.

- Вопрос телезрительницы из г. Элисты: «Почему «любящий душу свою, погубит ее?».

 - Христос Спаситель таким образом говорил о том, что душа все-таки склонна направлять человека к свойствам человеческого тела и ко всему, что связано с жизнью тела. Именно поэтому Он говорил: «Кто стремится спасти свою душу, тот погубит ее». Тот, кто заботится только о своем теле и о всем, что с ним связано: о питании, питии, тепле, удовлетворении своих плотских удовольствий, кто думает только о душевном, телесном, земном и всю свою жизнь посвящает удовлетворению своих человеческих потребностей, тот погубит душу.

А тот, кто губит душу свою ради Христа, ради Евангелия, отказывается от всех своих земных чувств, обуздывает свои страсти и плотские стремления, тот спасает свою душу. Пример - преподобные подвижники, аскеты, которые укрощают страсти и не заботятся о себе. Серафим Саровский носил камни в рюкзаке, казалось бы, зачем? Трудился с утра до ночи без отдыха, обуздывал себя поклонами, молитвами, голодом, наготой. Некоторые подвижники благочестия оголяли свой торс, садились на болото, выставляя тело на съедение комарам. Комары их кусали, преподобные таким образом укрощали страсти, которые в них бушевали, чтобы не думать о плотском, а думать только о Боге. Иногда они применяли такие методы аскетического подвига, что просто удивляешься. На самом деле, все подвижники таким образом укрощали в себе плотские и душевные стремления и помыслы ради того, чтобы сохранить в себе образ Божий. Тот, кто стремится делать все ради вольготной спокойной жизни, тот в итоге губит свою душу.

- Вопрос телезрительницы из г. Элисты: «Православного человека отпевал мусульманский священник за неимением православного. Можно ли так поступать?».

- Сказать, что он его отпевал, будет не совсем правильно. Он совершил над усопшим свои молитвы. Мимо покойного могут проходить и мусульманин, и иудей, и христианин, и каждый произносит то, чему его научили родители или отцы, которые были основателями этого учения. Нельзя запретить это людям. Когда мы проходим мимо покойника, мы не вдаемся в подробности, кого хоронят, но произносим:  «Царство ему Небесное». Мы вправе попросить, чтобы Господь определил ему Свое Небесное Царство, и желаем ему вечного упокоения. Правильным будет, если православного умершего будет отпевать православный священник. Если отпевание будет происходить в храме, будет больше пользы как для усопшего, так и для близких родственников. Если православный священник не совершал отпевания, родственникам нужно обратиться в храм, чтобы совершили чин погребения заочно.

- Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Нужно ли во время причастия снимать зубной протез?».

- Есть такая практика у людей. Сегодня медицина шагнула так далеко вперед, что не все снимают свои зубные протезы, но очень многих людей волнует этот вопрос. Есть такое благоговение у людей, они боятся, что крошечка куда-то попадет, например, в определенную жидкость, в которой потом хранят протез в течение дня. Если Вам совесть подсказывает, то лучше снять протез, причаститься, запить теплотой, потом снова одеть протез. Такая практика есть, и ничего предосудительного в этом нет. Если протезы (коронки) несъемные, то не надо снимать. Если Вы их ежедневно снимаете, то перед причастием лучше снять.

- Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Как часто нужно ходить на кладбище?».

- В советский период времени, когда запрещалось ходить в храм, люди пытались проявить свое религиозное чувство, удовлетворить зов души. В храм было ходить нельзя: боялись репрессий, насмешек, давления со стороны школьного руководства или на производстве, а на кладбище пошли – и все вроде нормально, хотя нет полноты Богообщения, нет полноты молитвы, которая происходит в храме, нет участия в Таинствах. С тех пор так и сложилось: люди стали ходить на кладбища, на Пасху обязательно. Но на Пасху нет необходимости ходить на кладбище. Обычно люди ходят на кладбище в поминальные дни, в родительские субботы, в день кончины или на памятные даты усопшего. Мы должны помнить, что для усопшего больше пользы принесет не наше посещение кладбища просто так, да еще и с выпивкой, закуской, пасхальными яичками,  а молитва и поминовение усопшего в храме. После службы можно пройти и на кладбище.

Посещение кладбища приносит больше пользы нам, живым, чем усопшему: он уже умер, его душа пребывает в определенных обителях, которые Господь определил для усопшего. Нам же важно посетить кладбище, чтобы еще и еще раз напомнить  себе о том, что наша жизнь – временное явление на земле, и не ровен час, Господь и нас скоро призовет. Наше посещение кладбища приносит пользу нам. Православные люди посещают кладбище в памятные дни усопшего человека или в поминальные дни, но правильнее это делать после посещения храма.

 

Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать