Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 12 мая

12 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

 

- Христос Воскресе! Владыка, 9 мая, День Победы, по статистике самый почитаемый праздник в нашей стране. 9 мая 1945 года все дальше и дальше отходит в истории, тем не менее, мы празднуем этот день. Как Вы думаете, почему так случилось, что этот день сохраняется, и будет ли сохраняться?

- Конечно, в истории 9 мая останется как День Победы над фашистской чумой, которая пронеслась по Европе в те далекие годы. Что касается памяти, он из нее уходит и будет уходить. В истории России существует очень много важных исторических дат, которые до сих пор имеют непреходящее значение. Взять хотя бы победу на Чудском озере, которую одержал Александр Невский, победы на Куликовом поле, в Смутное время, в войне 1812 года, Первой мировой войне, и конечно, в Великой Отечественной. Она была самая кровопролитная, самая тяжелая и это одно из последних страшных событий в жизни нашего народа, и, конечно, оно пока еще остается в памяти, но постепенно лишается особого почитания.

После войны было очень много ее участников; она затронула практически каждую семью: кто-то был на фронте, кто-то ковал победу в тылу, кто-то принимал участие в изготовлении вооружения, а кто-то сеял пшеницу. Практически вся страна участвовала в этой победе. Масштабы были несопоставимы с предыдущими войнами. Хотя Чудское побоище, например, было нисколько не менее второстепенным для жизни Святой Руси. Наверное, по сравнению с ним я бы даже Куликовскую битву поставил на второй план. Потому что татаро-монголы имели к Руси чисто материальный интерес, но в души русских людей проникнуть не пытались. А шведы принесли новую веру и хотели ее внедрить. Точно так же, как и Смутное время, 1611-1612 годов. Это тоже была страшная битва, которая могла изменить весь ход жизни русского народа. В 1812 году тоже были миссионеры, которые пытались поработить не только землю, но и души человеческие. Точно так же идеология фашизма - это страшное явление. Слава Богу, что люди, обратившись к Богу, принесли покаяние, это было потрясающим событием, которое встряхнуло каждого человека, вставшего на защиту Отечества.

Рассуждая на эту тему, я часто прошу обратить внимание на то, как Церковь отнеслась к началу войны 1941 года. Ведь еще совсем недавно коммунисты уничтожали Церковь, ссылали священнослужителей, издевались над ними, расстреливали, мучили их - и вот пришел фашизм. Казалось бы, настало время, когда можно было всех этих коммунистов поставить на место и отомстить. Нет. Обратите внимание, что произошло: митрополит Сергий обратился к людям с воззванием встать на защиту Отечества, в храмах устраивались сборы пожертвований: люди снимали с себя серьги, кольца, драгоценности - всё жертвовали на победу. Почему? Потому, что с этими поработителями могло произойти изменение кода нашего народа, они принесли новое учение, пытались навязать совершенно другую идеологию, еще более страшную и поработительную, чем коммунизм. Так что и люди верующие, и далекие от Церкви, и те, кто считали себя неверующими - все встали на защиту Отечества, потому что с порабощением земель могло произойти и порабощение душ человеческих. Так что это действительно великая Победа. И совершенно неслучайно ее сегодня так торжественно отмечают, несмотря на то, что уже прошло 70 лет с того памятного дня. Слава Богу, еще есть живые ветераны, хотя, конечно, осталось их сегодня совсем немного. Но даже когда последний ветеран уйдет в потусторонний мир, память об этой победе все равно должна сохраняться в сознании людей. Я думаю, долг каждого из живущих на нашей земле - не допустить подобного в жизни нашего народа.

- Татьяна из Курской области спрашивает, можно ли причащаться на Святки?

- Конечно, можно, у нас и на Святки, и в Пасхальные дни как-то сложилось, что раз люди разговелись, вроде бы и причащаться не надо. Совсем недавно в Москве проходило Архиерейское Совещание, на котором был принят очень серьезный документ о Таинстве Евхаристии: как и когда можно причащаться, и как к этому готовиться. Почитайте его, он распространялся и в нашем соборе, и в наших храмах, его обсуждали на приходах. Там говорится и о послаблениях для людей, которые в эти дни хотят принять в себя Самого Христа Спасителя через вкушение под видом хлеба и вина Его Тела и Крови. Надо причащаться, это очень здорово - теснейшим образом соединиться со Христом.

- Валентина из Пермской области спрашивает, как исправить положение: колдунья «испортила» сына.

- Это еще один очень сложный вопрос, на который однозначно ответить нельзя. Вспоминаю апостола Павла, который говорил, что идол в мире есть ничто. Но на тех, кто верит в колдовство, оно будет действовать. А на тех, кто не верит, колдуны действовать не могут. Очень часто, к сожалению, сами люди виноваты, что темные силы действуют на них. Не действует колдовство и на тех, кто исповедуется и причащается. Мы знаем, что хотя оно и существует, не может действовать на человека, который живет со Христом. К сожалению, иногда бывает так, что и семья не очень развращенная, и вдруг в ней происходит страшное событие, когда дети подвергаются воздействию темной силы. В этом случае всегда вспоминайте чудо исцеления двух бесноватых Христом Спасителем. Он проходил возле Генисаретского озера, бесы увидели Его и сказали: «Знаем Тебя, кто Ты. Ты раньше времени пришел нас мучить». Они знали, что их ожидает в будущем, но попросили Его: «Не отправляй нас в преисподнюю, дозволь войти в свиней». Свиньи в Ветхом Завете считались самыми нечистыми животными, иудеи не употребляли их даже в пищу. Но даже в нечистое животное сами бесы не могли войти, а попросили дозволения у Иисуса, и только Он дозволил, вошли и потопили всё стадо. Вот действие врага рода человеческого.

Поэтому, рассуждая на эту тему, я часто прошу родителей обратить внимание на свои слова и поведение по отношению к детям. Да, иногда дети допекают родителей, но как часто вы, родители, сами их посылаете к темной силе: «Да чтоб ты...», «да пошел ты...» Вот вам дозволение! По государственному законодательству до совершеннолетия за любые поступки детей отвечают родители. В духовной жизни то же самое. Вы же сами дозволяете темной силе входить и действовать над вашим ребенком, а потом возмущаетесь: «Такой был хороший, пока был маленький, а вырос - стал страшным человеком. Сглазили». Не сглазили, но вы сами дозволили темной силе действовать над вашими детьми. Не бросайтесь словами, тем более такими, не проклинайте своих детей, потому что проклятие родителей действует на детей. И такие бранные слова, и отправление к темной силе – все это действует. Не делайте этого.

Поэтому колдунья не может никого испортить, если даже читает какие-то заклинания. Они могут действовать только на тех, кто открыты и готовы это воспринять. На тех, кто не верит в колдовство, но верит в Бога и живет по заповедям, не действуют заклинания. Если Вы действительно видите в своем сыне такое страшное проявление, надо идти на исповедь и постараться сделать так, чтобы и он пришел в храм, чтобы сила и благодать Святого Духа через молитву священника осуществила изгнание темной силы. Она выходит через молитву, через покаяние, через причащение тела и крови Христовых.

- Вопрос телезрительницы из Калининграда: «Прощаются ли после крещения старые грехи?»

- Мы верим, что прощаются, но когда приходят люди, которые крестятся в зрелом возрасте, священник рекомендует принести покаяние, иначе совесть всё равно будет потом обличать. Если же совесть по-прежнему обличает, надо еще раз принести покаяние. То, что я крестился, не означает, что всё автоматически забылось. Все равно вы будете осознавать свою прожитую жизнь? и совесть будет подсказывать, от чего вы еще не освободились. Будет только польза, если Вы вспомните что-то из прошлого, в чем не каялись, и принесете покаяние.

- Вопрос телезрительницы из Орла: «В храме не все понимаю, но хочется вникнуть во все и понять. Как быть?»

- Сегодня издано очень много хороших книг, которые рассказывают о богослужении, о смысле богослужебных текстов. Приобретите их или спросите в церковных лавках. Пожелание вникнуть и понять – это хорошо. Потом вы совершенно по-другому будете воспринимать богослужения и их смысл, служба станет живой, ведь у нас практически все молитвы имеют символы: внешнее, обрядовое является отблеском сокровенного.

- Вопрос телезрительницы из Белоруссии: «Во Втором послании апостола Павла к Тимофею сказано: “Епископ должен быть непорочен, одной жены муж”. Почему тогда у нас епископы не женаты?»

- Дело в том, что в первые века христианства даже апостолы были женаты, имели семьи. Нельзя сразу всё обрубить. Обратите внимание, в Церкви всё гармонично и развивается эволюционно: и богослужения, и практика, и традиция. Апостолы сразу сказали, что они призваны к проповеди, и определили дьяконами благочестивых людей. Появилась структура, а потом во время своей проповеди апостолы, созидая церковные общины, сразу возлагали руки на самых благочестивых, искренне верующих людей и поставляли их во пресвитеры и епископы. И среди этих епископов, действительно, были женатые. Поэтому апостол и говорил, чтобы епископ был непорочен, одной жены муж. А потом, со временем стали понимать, что проповедь Евангелия и служение Богу в Церкви - настолько сложный процесс, что семья отвлекает епископа от его основной миссии, проповеди. Поэтому со временем стала возникать такая мысль: а не определить ли нам так, чтобы полагать во епископы одиноких людей. В Русской Церкви сложилась совершенно определенная традиция - рукополагать во епископы из монашествующих. Хотя сегодня и в Константинополе, и в Иерусалиме, в Греческой Церкви епископы не обязательно должны быть монахи, там существует целибат. У нас так сложилось потому, что, как правило, на епископское служение избирали самых лучших. А где взять самых лучших? В монастырях, где аскетическая жизнь. Поэтому в епископы поставляли аскетов - тех, кто умеет молиться и имеет навык к послушанию. В конечном итоге у нас сложилось совершенно определенное правило. Буквально последняя редакция Устава закрепила, что епископ обязательно должен быть монашествующим. Так изменялась практика рукоположения.

- Телезрительница из Белоруссии волнуется, что и в Церковь ходит, и причащается, а ее болезнь не проходит. Как же говорят, что при здоровом духе здоровое тело?

- С одной стороны, это, конечно, правильно, но имейте в виду, что часто мы хотим, чтобы все сразу было по-моему и в полном объеме. Господи, дай мне сразу всё и сегодня. Грешили же мы? А что такое грех? Это рана на нашей душе, точно так же, как если мы наносим рану своему телу. Ведь тело заживает очень долго, а мы хотим, чтобы пришел, помолился - и сразу исцелился. А душевные травмы? Есть такие грехи, которые не забываются всю жизнь: люди помнят свой тяжкий грех до самой смерти, значит, рана еще не зажила. Так, что сходил в храм, помолился и сразу исцелился, конечно, бывает, но очень сильной должна быть вера.

Те, кто пропагандируют спорт, говорят: в здоровом теле здоровый дух, а Церковь считает иначе: если будет здоровый дух, то будет и здоровое тело, потому что грех является источником болезни. Недавно мы вспоминали исцеление расслабленного, которому Господь сказал: «Иди и больше не греши, чтобы с тобой не было ничего худшего». Конечно, надо ходить в Церковь, но теперь надо теперь возложить упование на Бога: «Господи, если Тебе угодно, чтобы я была здорова. Господи, да будет Твоя воля во всем».

- Телезрительница из Рязани рассказала целую историю и спрашивает, какие качества должен иметь человек, чтобы его назвали колдуном? Дело в том, что к ней все так относятся и называют ее колдуньей.

- Бытует мнение, что те, кто занимаются чернокнижием, читают так называемые книги по черной и «белой» магии, называются колдунами. Кто-то говорит, что «белая магия» хорошая - на самом деле, это та же самая бесовщина. Люди призывают темную силу в каких-то делах, они больше верят темной силе. Если кто-то этим занимается, то стремится служить не Богу, а темной силе. Если Вы не занимаетесь такими вещами, значит это просто наговор на Вас.
Даже Христа однажды пытались обвинить в том, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского. Ведь это не значит, что Иисус Христос действовал силой темной, однако враг настолько коварен, что готов применить все средства, чтобы оговорить любого человека, даже Богочеловека. Поэтому если Вы этим не занимаетесь, весь этот наговор сойдет как пена.

- Татьяну из Мурманской области волнуют два вопроса. Во-первых, почему не хоронят Ленина?

- Я не знаю, этот вопрос не ко мне. Были случаи, когда кто-то даже говорил, что пора похоронить Ленина по христианскому обычаю. На самом деле, похоронить его по-христиански никак нельзя: это антихрист, который всю свою сознательную жизнь боролся с Богом, Церковью, священнослужителями, о христианском захоронении и речи быть не может. Почему не хоронят? Думаю потому, что еще есть его сторонники и почитатели, члены коммунистической партии.

Вспоминаю некоторые очень хорошие мысли наших современников. Мы все прекрасно знаем, как Господь сотворил небо и землю, как сотворил и человека, о чем говорится в книге Бытия. Господь при сотворении человека взял землю и сказал, что земля ты есть и в землю отыдеши - вот божественный закон. Человек взят из земли, и тело человеческое должно отойти в землю. А тут вдруг тело Ленина не предают земле. Некоторые говорят, что он столько сделал людям зла, столько погубил человеческих душ, и ведь до сих пор гибнут души человеческие, которые подвержены этой идее марксизма-ленинизма, отрицания Бога и жизни по своим страстям, что даже земля его не принимает. Сейчас даже если все члены коммунистической партии захотят его захоронить, они не захоронят: над ним уже совершился суд Божий - земля его не принимает. И вот он выставлен всем напоказ - поэтому не делайте зла людям, не губите души человеческие.

- Знакомая ходит в храм, молится, но крест не носит...

- Видимо, недопонимает, человек еще не созрел для ношения креста. Крест - это знамя того, что мы верим в Иисуса Христа, распятого и воскресшего из мертвых. Следует также учитывать, что когда мы обращаемся к священнику с просьбой освятить крестик, он читает важную молитву, испрашивая Божественную благодать на этот крест, просит, чтобы Господь хранил того, кто носит его на своей груди, хранил этого человека на всех путях жизни, от всех врагов, видимых и невидимых, от всяких зол. То есть крест не только знамя победы жизни над смертью, но и символ нашей защиты, мы верим в это. Тот, кто действительно хочет, чтобы Господь его хранил, будет носить этот крестик. А кто недопонимает, сам себя лишает такой возможности. Но крест не охранная сигнализация и не оберег, это слово, которое распространяют оккультисты. В христианстве это не оберег, а Крест, на котором был распят наш Спаситель, и нас хранит сила Честнаго и Животворящего Креста. Когда Ваша знакомая осознает это, тогда и оденет этот крестик.

 
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать