Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 10 марта

10 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

— Святейший Патриарх Кирилл предложил полностью исключить операцию по прерыванию беременности из бесплатных медицинских услуг. В общем, как всегда, Церковь выступает инициатором в решении глобальных проблем. Найдет ли это поддержку в обществе, государстве?

— Когда в этом году проходили Рождественские чтения Святейший Патриарх, выступая в Федеральной Государственной думе, действительно об этом сказал. Трудно ответить, найдет ли это поддержку. Я и до этого выступления понимал, что это большой бизнес, большие деньги. Многие заинтересованы в этом, и, в первую очередь, недруги нашего Отечества.

Демографическая ситуация в России очень сложная, хотя в последние годы стали говорить, что она улучшается, но, на мой взгляд, она критическая. Да, сегодня рождается много детей, но вымирает славянское население. Прирост населения происходит за счет южных республик: со стороны тех, кто исповедуют ислам и боятся совершать этот тяжкий грех детоубийства, и благословение Божие будет с этим народом, потому что они не убивают детей во утробе матери, но рожают их. А славянское население вымирает и остается в критическом положении; если это будет продолжаться дальше, то у России страшное будущее. Поэтому Святейший озвучил данную проблему в стенах аудитории Государственной Думы, выразив чувства обеспокоенности нашей Русской Православной Церкви.

Сколько невинно убиенных младенцев, ведь это же уже младенцы. Если взрослый человек может хоть как-то сопротивляться, увидев убийцу, применяя разные меры предосторожности, то что может сделать младенец? Он еще не может защитить себя! Поэтому я полностью поддерживаю людей, которые говорят: «Тот, кто совершает прерывание беременности — убивает младенцев во чреве матери, совершая преступление, которое можно квалифицировать как „с отягчающими обстоятельствами“, поскольку это убийство ни в чем неповинного младенца, который никак не может себя защитить».

В выступлении Патриарха отозвалась боль всей Церкви. Что сейчас происходит? Миллионы младенцев убиваются во чреве матери и, конечно, это боль. Те люди, от которых зависит государственное устройство России, должны прислушаться к слову Святейшего Патриарха и сделать все возможное. Хотя есть и те, кто говорят: «А вот знаете, если мы сейчас это прекратим на официальном уровне, люди уйдут в подполье и будут нелегально совершать эти операции». И Святейший отвечает: «А разве подпольно не платят? Тоже платят! А почему они сейчас не хотят платить в официальных медицинских учреждениях? Пусть платят в официальных».

Сегодня очень много людей, которые живут честно, добросовестно и праведно, платят налоги, и их совесть смущает, что их налоги идут на убийство детей во чреве матери, так называемое прерывание беременности. Вполне оправдана озабоченность этих людей, ведь они сами живут честно, платят налоги, а оказывается что они идут на убийство детей. Законодатели должны прислушаться к слову Патриарха, и если этого не произойдет, то не очень радужная жизнь ожидает Российское государство в будущем: население действительно сокращается.

Мы прекрасно понимаем, что одними запретами этот вопрос не решить — должен быть церковно-государственный уровень решения проблемы, церковно-государственная программа. Надо не только запрещать, но и создавать условия, чтобы мамы, которые рожают детей, были социально обеспечены, им была дана какая-то субсидия, материальное обеспечение, также должны развиваться социальные услуги, особенно для мам-одиночек. К папам, которые бросают беременных женщин, надо применять самые суровые санкции, при этом не только взыскивать алименты, но и принудительно как-то заставлять, чтобы они поняли, что натворили.

Будем надеяться, что голос Святейшего Патриарха будет услышан, и Законодательная Государственная Дума примет соответствующие законы, которые будут сокращать совершение этих тяжких преступлений, ведь это не просто прерывание беременности, а преступление.

— Вопрос телезрительницы Нины (55 лет) с Украины: «Дочь в разводе, можно ли молиться, чтобы Бог дал ей хорошего мужа?».

— Молиться можно, но это не значит, что вот я сейчас помолился — и Господь сразу пришлет хорошего мужа. Тут тоже должен быть какой-то комплекс. Почему она развелась? Значит, были какие-то причины, основания, может быть, неправильное воспитание. Часто молодые люди, вступая в брак и создавая семьи, не понимают, что это значит. Вступающие в брак должны осознавать, что наступает время не вольготного времяпрепровождения, это не услаждение в человеческих плотских наслаждениях. Нет! Брак, семейная жизнь — это подвиг, даже более сложный, чем у монаха. Потому что у монаха — особые условия для жизни, у него есть духовник, братия — большая семья, в которую все собрались, чтобы аскетическим путем идти вместе в Царствие Божие. А семейная жизнь — это особый подвиг. И важно понимать, что в семье главное не обогащаться и брать, а научиться отдавать. Любовь — это такое чувство, на которое должен быть способен человек: отдавать все любимому, даже самого себя. Если такого чувства нет, не надо вступать в брак, иначе это будет игра в одни ворота.

Супружеская жизнь — это очень сложный подвиг, поэтому очень часто происходят разводы. Хорошего мужа, может быть, и найдем, но будет ли жена соответствовать ему? Родители, воспитывая своих детей, должны с самого раннего возраста готовить их для будущей семейной жизни. Многие родители учат детей не только мыть посуду, но и уметь готовить, гладить, шить, чинить, вести домашнее хозяйство. Мальчишек приучают к физическому труду, ведь он должен быть добытчиком, обеспечивать семью. Если родители не привили этих качеств, то потом детям очень сложно, и даже если Господь пошлет хорошего мужа, то капризную жену он все равно не удовлетворит. Тут должно быть обоюдное, двухстороннее движение: жена должна самое лучшее отдавать мужу, а муж жене. Если будет такое встречное взаимодействие — тогда сложится жизнь.

— Вопрос от телезрительницы Александры (62 года, тяжело больна) из Рязани: «Апостол Павел призывает всему радоваться, но как в таком состоянии больному человеку радоваться?».

— Александра, конечно, мы можем пожелать этого и вспомнить апостола Павла, который говорил: «Всегда радуйтесь». Больной человек вправе сказать: «Но как радоваться? Встанешь — голова болит, какие-то внутренние органы болят, как радоваться?».

Конечно, радоваться надо всегда, но когда уж очень что-то болит, или, как говорят, душа болит или тело, то конечная цель — «всегда радоваться» — должна быть, но чтобы дойти до нее, не надо отчаиваться в состоянии болезни. Не следует гневаться на Бога, роптать, а иногда, посещая больных, приходится слышать, как они раздражаются, гневаются: «Вот почему все здоровые, а я болею?», не роптать на Него, а просить: «Господи, дай мне терпения».

Я знаю многих людей в преклонном возрасте, которые находятся в тяжелом состоянии, и иногда удивляешься, как они терпят болезнь, а они все переносят и говорят: «Господи, дай мне только терпения, я понимаю, что меня ждет за гробом другая жизнь. Господи, помоги мне не возроптать, дай мне терпения». И потом человеку, который терпит, а не ругает Бога, Он подает эту радость как божественный дар.

Недавно мы вспоминали память Валентины Минской, а я вспоминаю нашу Матрону Анимнясевскую. Матронушка, так же как и Валентина, пролежала почти тридцать лет: совсем девочка осталась, как куколка парализованная, ведь она не роптала. И Господь за ее терпение, за ее молитвы такую дал радость, что не только она сама радовалась, но и одаривала этой радостью людей. С верой и надеждой на Бога приходили к ней люди. Скольких Господь исцелил через Матронушку! Она же не просила себе исцеления, хотя могла бы! Матронушка поняла, в чем глубочайший смысл этого Божественного Промысла по отношению к ней. Но, конечно, все это начиналось не радости, а по крайне мере с терпения, перенесения трудностей и болезней с молитвой: «Господи помоги, дай мне терпения, дай, Господи, не возроптать, дай перенести это все» — и потом Господь как радость пошлет Свой особый Божественный дар.

Нам, здоровым, просто говорить: " Да радуйтесь всегда!», а когда у самого что-нибудь заболит, тогда не так-то просто порадоваться. Так что в этом случае, радость является особым даром Божиим, который подается за многие труды: болезни, скорби и терпение болящего человека. И хочется пожелать терпения и терпения, и надежды на Бога, чтобы мы не возроптали в таком положении.

— Вопрос телезрительницы Ларисы (57 лет) из г. Минеральные Воды: «Сын — православный, женился на католичке, живут в Белоруссии. Могут ли они венчаться?».

— Лариса, посоветуйте им сходить в любой храм, который расположен ближе и посоветоваться со священником, и он ответит на этот вопрос.

Существует такая практика, хотя она тоже ненормальная, когда люди разного вероисповедания вступают в брак. Пока молодые, они говорят «мы любим друг друга — религия на втором плане». Потом, со временем возникает вопрос и на духовную тему, и тогда с возрастом возникают разногласия на почве разного вероисповедания. Конечно, должна быть не просто одна семья, а семья с единым духом, единой верой, должны быть едины мысли у мужа и жены, они должны двигаться в одном направлении. Если вы хотите создать прочную семью, то должны быть одного вероисповедания.

Священники и я, как православный епископ, рекомендуют стать православным. Жена должна привести в Православие мужа, муж должен воспитать в Православии жену. Во многих европейских странах, где живет большое количество и православных и католиков, такое происходит очень часто. Поэтому подойдите к священнику, и он подскажет, как правильно поступить.

— Вопрос телезрителя Олега (36 лет): «Мне изменяет жена, как быть?».

— Это происходит от того, что молодые люди, вступая в брак, создают семью только для того, чтобы удовлетворить свои плотские страсти. Каждый будет стремиться удовлетворить свои страсти, а они никогда не будут удовлетворены. Вчера удовлетворил — сегодня снова хочется, сегодня удовлетворил — завтра хочется. Если человек будет проводить свою жизнь в удовлетворении своих страстей, то не хватит ни времени, ни средств, ни объектов, чтобы удовлетворить все страсти — и этот брак не долговечен.

Надо заранее думать об этом: семью нужно создавать только в том случае, когда молодые люди — жених и невеста или парень и девушка — поймут, что они друг без друга жить не могут и хотят идти по жизни вместе. Но и это еще не все. Вот когда он почувствует, что «я готов ради тебя отдать все, что имею, и даже свою жизнь, а она скажет «а я готова ради тебя отдать все, и даже свою жизнь», тогда это будет та грань, после которой должно состояться бракосочетание.

Олег, Вы, как мужчина, должны со своей супругой поговорить, выяснить, в чем причина, и если вы друг другу не подходите, надо предпринимать серьезные решения. Жить в таком состоянии, что вы ее будете подозревать, а она вам будет изменять, это, наверное, неправильно. Терпеть можно болезнь близкого человека (мужа или жены), когда он/она заболел(а) — это нужно терпеть, а когда человек уходит на сторону, с кем-то сожительствует, это не повод для терпения, но повод для серьезного обоюдного разговора. Если вы не хотите жить друг с другом, если она нашла кого-то другого и не хочет с Вами жить, то зачем терпеть? Надо расставить все точки над «i» и принять какое-то окончательное решение.

— Вопрос Нины (59 лет) из г. Рязани: «Обязательно ли исповедоваться перед священником? Может быть просто перед распятием?».

— Можно, но сегодня Вы не будете доверять священнику, а завтра и распятию. Просить у Бога прощения можно всегда и везде, что-то сделал не так — «Господи, прости». Господь слышит наше покаяние и, конечно, может простить нам. Но почему существует такая практика? Когда священник совершает Таинство Покаяния, обращаясь к людям, он говорит: «Я — только свидетель есмь», то есть он будет свидетельствовать на Страшном Суде пред Богом о том, что Вы исповедовались. Очень важная составляющая в Таинстве Покаяния — быть свидетелем того, что человек, действительно испросил у Бога прощение.

В Таинстве Венчания должен быть свидетель, который свидетельствует: со стороны невесты девушка-свидетель говорит: «Я знаю, она честная, добрая, порядочная, и у нее нет семьи на стороне», и то же подтверждает свидетель о женихе. Сегодня жизнь у нас такая, что надо свидетельствовать, что у него нет семьи, он никому не обещал, что он честный, добрый человек. После этого люди сочетаются. И в Таинстве Исповеди тоже есть свидетель — это священник, который как врач, наложит пластырь на вашу рану: даст добрый духовный совет, как можно избавиться от какого-то проступка или греха, страсти, порока. Он, как духовный врач, может помочь исправиться.

Кроме того, священнику дана власть от Бога. Конечно, Господь прощает грехи человеку, который кается, но Он именно так устроил Церковь и сказал: «Я создам Церковь, и врата Адовы ее не одолеют». Господь дал власть апостолам, а через них епископам и священникам, вязать и решить: прощать и разрешать и помогать человеку исправляться. И поэтому священник, когда читает разрешительную молитву, произносит «и аз недостойный иерей властью мне данной, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих» и благословляет главу кающегося человека. Это самое настоящее Таинство. Когда священник читает эту молитву, совершается прощение от Бога прегрешений этому кающемуся человеку.

— Вопрос телезрительницы Елены (72 года) из Подмосковья: «Пустила в дом женщину, которая оказалась мусульманкой, но теперь из-за последних событий волнуется, как быть?».

— Елена, не надо делать акцент на вероисповедание: мусульманка ли она, протестантка ли. Рассуждая на эту тему, часто привожу в пример притчу Христа Спасителя, как один человек из Иерусалима шел в Иерихон и попал в руки разбойников, которые его ограбили, поранили и бросили окровавленного умирать в пустыне. Проходил и левит, и священник, но лишь самарянин обезвредил рану, полив елеем, посадил пострадавшего на осла привез в гостиницу, сказав гостиничному: «Прими его! Вот тебе копеечка, ухаживай за ним, а если что больше сделаешь, я на обратном пути тебе все возмещу». Не домой его привез! А у нас если надо принять странника, то обязательно домой.

Вспомните сколько было в прошлом году (да и в предыдущие годы) громких убийств. Священник приютил (то в Краснодаре, то в Пскове), а человек оказался вором, пьяницей и еще убийцей. Священника ограбил, убил и скрылся. А Христос Спаситель привел притчу, чтобы правильно ориентироваться в жизни — не надо к себе домой приводить, Вы же не знаете этого человека. Если Вы хотите оказать гостеприимство, принять странника, то окажите его, но не подставляйте жизнь свою и близких — будьте мудрыми!

Христос Спаситель не просто так говорил, посылая апостолов: «Будьте мудры, как змеи и просты, как голуби», потому что змея никогда свою жизнь не подставляет: она никогда не нападает первой, а, видя опасность, уходит от нее. Но уже когда ее загоняют в угол или в безвыходное положение, тогда она бросается и кусает.

Неважно, кем оказалась женщина, которую Вы приютили: мусульманкой, протестанткой или другого вероисповедания. Будьте мудрыми, Елена, если она нормальный, добропорядочный, хороший человек, то смотрите, какие у Вас условия, чтобы не получилось так, что Вы изгоните ее по национальности или по вероисповеданию. В таких случаях я говорю, что, если вы общаетесь с человеком другого вероисповедания, не говорите на богословские темы. Если Вы работаете с людьми другого вероисповедания, не ведите диспутов — просто работайте.

Расшифровка: Татьяна Чичина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать