Беседы с батюшкой. Сохранить пасхальную радость

27 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы на Моховой улице диакон Сергий Учанейшвили.

– Сегодня мы поговорим о том, как сохранить пасхальную радость.

 – Добрый вечер, дорогие телезрители! Очень приятно вновь быть в студии телеканала «Союз». В прошлый раз я был здесь в свой день рождения в начале Великого поста, мы говорили о посте и о том, как радостно его провести. Ну а сейчас, я надеюсь, вы радостно не только провели пост, но и встретили Светлое Христово Воскресение. Тоже хочу поприветствовать вас пасхальным приветствием: Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Расскажите в двух словах, где Вы сейчас трудитесь, о месте Вашего служения.

– Сейчас наша жизнь так скоротечна и так быстро  меняется, что за этот короткий срок я уже успел поменять место своего служения. Так как мы воины Христовы, чтобы было подтверждение этого, буквально 23 марта мне вручили указ о моем переводе из Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, где я был помощником наместника – епископа Кронштадтского Назария – по работе с молодежью. Многие годы я занимал эту должность и руководил лаврским объединением молодежи, лаврской молодежной общиной.

Перевели меня в храм святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, что на улице Моховой. Это напротив нашего знаменитого цирка Чинизелли, на Фонтанке. Рядышком находятся такие удивительные заведения, как наша Театральная академия, где учат будущих режиссеров и актеров. Там же находится и Дом дружбы народов; недалеко один из старейших храмов – целителя Пантелеимона; Михайловский замок; Летний сад. В общем, место очень удивительное, и вдруг я там оказался, уже месяц там служу со знаменитейшим в музыкальной среде протоиереем отцом Олегом (Скоблей), который является настоятелем нашего храма. Вместе с отцом Олегом мы сейчас служим (буквально несколько минут назад я служил в нашем храме акафист святителю Николаю Чудотворцу).

– Очень радостно, что у нас сейчас прямой эфир, что мы встретились с Вами, всё успели. Спасибо, что рассказали о месте Вашего служения, замечательное место, замечательный храм.

– Знаете, когда Вы говорите «замечательный храм», я думаю: ведь почти никто из наших телезрителей не знает, что это за храм. Я бы хотел в двух словах рассказать, куда же меня Господь привел, чтобы вы поняли, какое это чудо. Чтобы предварить свой рассказ, я скажу, что в нашей стране, в Российской империи, было всего четыре орденских храма. Отец Михаил, я сейчас Вас буду экзаменовать, Вы уж не обижайтесь на меня. Скажите, что такое орден?

– Награда.

(Показывает свой орден.) Ну, это одна из версий, а еще?

– А еще это объединение, общество людей.

– Конечно. Дело в том, что когда Петр Первый создал первый орден – Андреевский, конечно же, это не было спонтанным решением. Вспомним, где Петр Первый воспитывался. Он родился в Переславле-Залесском (Ярославская губерния, древний город; кстати, это и родина Александра Невского).

– У нас был очень интересный разговор с владыкой Феодором, который как раз окормляет эти земли. В день памяти Александра Невского  был очень интересный эфир, порекомендую телезрителям, если есть возможность, найти в Интернете этот эфир и познакомиться с владыкой Феодором, с сей замечательной землей, со святым князем благоверным Александром Невским.

– Мне, конечно, особо радостно, что речь зашла о князе Александре Невском, потому что я очень его люблю, считаю своим покровителем, старшим небесным братом, который всегда у меня за спиной и помогает мне. Но удивительно еще и то, что эти два великие мужа, преобразившие Русскую землю в разные века, родились в один и тот же день. Они родились 30 мая по старому стилю (12 июня по новому). Этот день совпадает с нынешним государственным российским праздником – Днем России, который мы празднуем в этот день уже который год. Даже, может быть, не осознавая, что празднуем-то день рождения Александра Невского и Петра Алексеевича Романова, Петра Великого.

Петр Первый родился в Переславле-Залесском. Что удивительно, он с детства воспитывался в Немецкой слободе, что в конечном итоге не могло не наложить на него своего отпечатка. Как я уже говорил в прошлой передаче, психологи и педагоги утверждают, что основы человеческой личности закладываются во внутриутробном периоде и в первые три года. Потом семь лет, потом четырнадцать – основные параметры закладывания фундамента человеческого характера. Потом идет уже либо развитие, либо исправление. И вот Немецкая слобода наложила на совсем еще юного Петра свой отпечаток.

Кто такие немцы? Это люди с бритыми лицами, без бороды, в немецких камзолах. Это трудоголики: они так устроены, что все время трудятся. Это те, кто курит трубки. Маленький Петр видит это все, и все это воплощается в нем, когда он уже становится государем всероссийским и первым императором. И все это он внедряет в наш быт. Он любит Запад, западные традиции, западные платья, бритые лица, разгульный образ жизни, который у них идет во многих кабачках, курение и прочее, представляете? Эти основы воспитания человека мы почерпнули, к сожалению, не в лучшем образце в петровские времена. И вот Петр Алексеевич, конечно же, любил и западные проявления, в частности рыцарство. Рыцарские ордена, таинственное сообщество людей, объединенных одной целью, у которых есть какие-то отличительные знаки на груди, ленты, цепи с изображениями святых и крестов (потому что это были монашеские рыцарские ордена) и прочее…

– В фильме «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна очень интересно показано это рыцарское сообщество, которое вторглось на территорию Руси. Помните, какие у них там интересные шлемы – с крыльями, рогами? И все эти знаки отличия там как раз присутствуют, это как раз один из орденов.

– Да, Вы хорошо оживили этими образами то, о чем я говорил. Так вот, Петр Первый решает учредить орден – первый орден в честь покровителя наших земель апостола Андрея Первозванного. Естественно, орден – это сообщество людей, значит, должен быть храм, в котором это сообщество людей собирается, потому что это, безусловно, христиане. У них есть свой орден в смысле знака – звезда, на которой написан девиз, изображено распятие апостола Андрея на косом кресте, есть орденская цепь с таким косым распятием и синяя муаровая лента через грудь, как мы видим у российских государей. Эти ордена вручались государям, полководцам, великим князьям и прочим выдающимся деятелям Российского государства. Это было высшее объединение людей, которые служили государству. Такой орден имел своим храмом Андреевский храм на Седьмой линии Васильевского острова. Этот храм до сих пор существует, на его фасаде над входом, обратите внимание, два ангела держат этот орден с девизом.

Второй орден по значимости, который Петр Первый хотел учредить (но он был учрежден в более позднее время), – орден Александра Невского. В храме, где я до недавнего времени числился как штатный дьякон (Троицком соборе Александро-Невской лавры) собирались кавалеры ордена Александра Невского. На входе в наш храм тоже два ангела держат орден с девизом. Кавалеры ордена также имели и звезду, и красную ленту через грудь, и так далее. Третий орден – орден святого Владимира. Его орденский храм находится на Петроградской стороне, у метро «Спортивная» – соборный храм святого Владимира. Над ним тоже ангелы держат этот девиз.

А четвертый храм (немногие угадают, а многие вообще не угадают) – храм ордена Святой Анны. Этим орденским храмом был тот самый храм святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в котором я сейчас имею честь служить. Красивейший храм времен Анны Иоанновны, построенный изначально Петром Первым в 1711 году деревянным. Потом он обветшал, были разные перипетии, но когда Анна Иоанновна воцарилась, она перестроила этот храм в честь своей небесной покровительницы в каменный. В 1734 году появился каменный храм в центре города, на углу Моховой улицы (нынешней Белинского)…

– …Набережная Фонтанки, красивейшее место.

– Да. Орденский храм ордена Святой Анны (орден вручался даже женщинам) был четвертый орденский храм. Сейчас, к сожалению, на фасаде ордена нет, я очень печалюсь по этому поводу, очень хочу, чтобы он вернулся, потому что это действительно историческая ценность, российский раритет, ведь орденские храмы – наша гордость в определенном смысле. В этих орденах состоял цвет Российского государства, нации, империи.

Сегодня это храм восстановленный, освященный буквально на это Сретение митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием; он пятипрестольный. В нижнем храме престол святителя Николая Чудотворца. В верхнем храме центральный престол посвящен богоприимцам Симеону и Анне, правый престол – Архистратигу Божиему Михаилу, левый престол – преподобному Ефрему Сирину. Еще есть престол, посвященный Божией Матери. Казалось бы, такой небольшой храм, но он такой красивый, весь мраморный, золоченый, барочный, с  любовью сделанный. Красивый иконостас, очень высокий, под куполом, светлый. Когда там поешь, даже напрягаться не нужно. В Троицком соборе я привык, что дьякон – это человек, который должен своим голосом заполнить огромное пространство собора; там же я по привычке начинаю напрягать голос и потом чувствую: что-то я перегибаю. Начинаешь немножко тише…

Конечно, великое счастье служить в этом императорском храме, одном из старейших храмов нашей епархии, нашего города, нашей земли, в орденском храме, да еще и с самим протоиереем Олегом. Рекомендую вам, дорогие телезрители, его послушать; в Интернете шесть его альбомов, над седьмым он сейчас работает. Замечательные песни есть. Иногда иду из храма или обратно и напеваю их себе – очень мелодичные, интересные, с глубоким смыслом. Так что в таком храме Господь меня сподобил теперь служить. Милости просим, приходите, полюбуйтесь, посмотрите на эту красоту, порадуйтесь нашей древности петербургской и этому возрожденному храму, который сейчас только наполняется людьми после окончания реставрации и освящения. Буквально два месяца прошло со Сретения, в храме еще не так много народу, так что всех приглашаю.

– Спасибо за приглашение. Действительно, это очень важно и ценно, что есть в России город, в котором мы можем встретить столько удивительных и замечательных примеров классической архитектуры, коим является и храм святых богоприимцев. Конечно, зайдем. Особенно в пасхальный период, поскольку мы сегодня говорим о пасхальной радости.

Интересно, наверняка каждый человек (может быть, он недостаточно воцерковлен, может быть, давно в Церкви) испытал хоть раз в жизни по-настоящему невероятную, переполняющую его радость на Пасху, когда все приветствуют друг друга, радостно возглашая: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» Конечно, потом вспоминаешь пасхальное богослужение как серьезное событие в твоей жизни, которое на год может задать тон жизни. Хотелось бы поговорить о том, как эту радость, испытанную в эту ночь, такое невероятное, особенное движение к Богу сохранить и пронести далее с собой на протяжении Светлой недели, всего пасхального периода, а лучше – всего года. Мы с Вами всегда очень интересно и здорово беседуем о таком даре, как радость. Хотелось бы  услышать Ваше мнение по этому поводу, как Вы сохраняете эту радость, приумножаете ее, как нашим телезрителям поступить.

– Радость – это такая штука… Она переполняет, по крайней мере меня, приносит определенный смысл, дает жизненные силы в современной суетной жизни XXI века, третьего тысячелетия, в котором мы находимся. Когда думаешь о Пасхе, вспоминаешь и тот сорокадневный пост, который мы прошли, и какие-то небольшие человеческие подвиги, которые каждый из нас взял на себя. Кто-то, может быть, впервые прошел пост или частично его прошел, прошел Страстную седмицу, полную глубоких служб. Они такие интересные сами по себе: суровые отчасти, но есть уже предвкушение праздника Пасхи.

Есть и прочие удивительные моменты подготовки к Воскресению Христову, хотя мы знаем, что воскресению, конечно, предшествуют и трагические события – предательство Христа Иудой; и торжественное и радостное событие учреждения Церкви как таковой, Евхаристии – того Дара, благодаря которому мы сейчас можем существовать и почерпнуть из него силы, радость каждую неделю, каждое воскресенье. Это тяжкое предательство и бегство учеников, в том числе отречение Петра, одного из самых ярких учеников, руководителя апостолов. Петр говорил: если мне надо будет умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя. И в то же время Христос ему говорит: не пропоет петух, как уже трижды отречешься от Меня. Это и случилось, Петр плачет об этом.

Все эти трагические события мы переживаем, но после всего мы-то знаем: да, будет распятие, оплевание, поношение Христа, кровавый терновый венец на голове. Все это будет, но все это ради нас с вами, ради искупления человеческих грехов, ради жизни вечной и ради той Пасхи и пасхальной радости, которая ждет нас через три дня после этих трагических событий. Тогда мы вместе с Женами Мироносицами, с Петром и Иоанном, который обнаруживает пустой гроб, с Лукой и Клеопой, которые встречают Христа на пути в Эммаус, и с другими учениками радуемся этой удивительной пасхальной радости воскресения Христова и тому, что дает нам надежду на наше общее воскресение, на жизнь вечную, на пребывание со Христом там, в вечности, куда нас Господь и готовит в этой жизни.

Это, конечно, удивительный период, он уже состоялся, свершился, мы прожили его, когда в пасхальную ночь из белых одежд переодеваемся в красные, когда  стоим после крестного хода тихонько у входа и поем, уже в ожидании, что вот-вот гроб отверзется и Воскресение наступит. После этого звучит торжественно: «Христос воскресе!» И мы отвечаем друг другу… Это, конечно, удивительная радость, она переполняет сердце, и вся пасхальная служба динамичная, радостная, завораживающая.

Эта радость не перестает нас посещать уже в Светлую седмицу. Буквально на днях мы отметили Радоницу – Пасху для почивших сродников. Грядет тяжелый для мужчин, но радостный для наших женщин, для сестриц [праздник] – в следующие выходные дни Неделя Жен Мироносиц, тех самых, кто не побоялся ночью пойти до восхода солнца ко гробу, где был привален камень, где лежало тело Христа. Они приходят с этими ароматами, боясь и не зная, каким образом они, хрупкие женщины, отвалят этот камень, но Господь все управил. Все уже отвалено, уже открыты врата. Жены заглядывают и видят там ангела, который говорит: «Что ищете Живого с мертвыми? Его нет, Он воскрес, Он предваряет, как говорил ученикам Своим, вас в Галилее». И так далее… Последующие события – как Мария Магдалина встретила Его в виде садовника, как она думала…

Удивительные события происходят с Женами Мироносицами, которые не могут удержать в себе эту радость и  рассказывают о ней всем ученикам. Им не верят: о, эти женщины, они вечно что-то говорят, – думают мужчины. А ведь на самом деле это радость, и мы в эти выходные будем отмечать этот праздник; в воскресный день, когда в наш город приедет Святейший Патриарх, будет служить у нас в Троицком соборе Александро-Невской лавры, мы будем чествовать наших жен-мироносиц, которые терпеливо несут свой человеческий крест, этот христианский труд – содержа наши семьи, смиренно перенося все тяготы и лишения нашей жизни. А переживая Восьмое марта, которое торжествует вокруг, все наши женщины смиренно думают: «Восьмое марта не наш праздник, Клара Цеткин с Розой Люксембург боролись за права женщин, но наш праздник впереди».

Хорошо бы нам, мужчинам, не забыть, что этот праздник есть, и поздравить наших сестер, жен, детей, матерей, внучек с этим замечательным праздником; подарить им цветы, свои улыбки, какие-то нехитрые наши подарки, может быть, помыть дома посуду, сделать что-то из того, что обычно делают и несут на своих плечах женщины. Этот праздник нам еще предстоит. И это продолжение праздника, который приумножает нашу пасхальную радость. Мы до самой Троицы еще будем радоваться этим удивительным дням, будем читать вместо «Царю Небесный» – «Христос воскресе», как сейчас  поем и читаем на утреннем и вечернем правиле, в начале служб.

Конечно, это удивительный период в нашей жизни. Как вы знаете, церковная жизнь идет именно от Пасхи: неделя такая-то по Пасхе в богослужебном календаре. Конечно, мирской календарь идет от светского Нового года. Есть еще Новый год церковный, индикт, который мы отмечаем в сентябре, с 14 сентября начинается новый церковный год. А вот богослужебная практика наша идет неделями, седмицами от Воскресения Христова – неделя первая, вторая, третья и так далее по Пасхе, вплоть до окончания года. Мы сейчас находимся на второй седмице, она подходит к концу. Еще несколько седмиц мы эту пасхальную радость будем чувствовать. Хотя, конечно, каждое воскресенье – это малая Пасха, постов нет в этот момент, мы радуемся, поем воскресные тропари. В этот день мы по традиции не должны работать – как в праздничный день, как и положено по заповедям Господним, о которых я, кстати говоря, сегодня хотел бы немножко рассказать.

Я как руководитель молодежного клуба иногда вынужден бываю говорить с новоначальными ребятами, девчонками. Они иногда начинают спрашивать: почему наша Пасха празднуется не тогда, когда у евреев, почему с католиками то сходится, то расходится, почему она все время движется туда-сюда в отличие от Рождества? Мне их недоумение, безусловно, понятно. Казалось бы, в чем смысл? Ведь Пасха происходила в какой-то день. Если у нас день рождения, мы празднуем его в какой-то день, он у нас никуда не движется, как и какие-то государственные праздники и прочее.

Здесь же, конечно, мы отталкиваемся от того лунно-солнечного календаря, по которому жили иудеи, по которому праздновали и празднуют пасху. Но в иудейском понимании пасха – это, конечно, не Воскресение Христово. Это тоже праздник, и мы его можем праздновать тоже, но она говорит совсем о другом событии. Пасха (песах) в переводе с еврейского на наш – «исход», выход из той земли, в которой 430 лет находились израильтяне, – из Египта. После того как Иаков со своими братьями обосновался в этой земле, его род расплодился очень сильно, получился такой огромный народ. И он настолько был плодовит, настолько трудолюбив, он так хорошо работал и трудился на фараона (целые города и прочее были построены именно израильтянами, евреями, пришедшими в эту землю), что даже фараон, который забыл про Иакова и про всю эту славную историю, связанную с его пришествием в эту землю, стал напрягаться и думать, как бы не стало их больше, чем египтян. Они расплодятся, а потом мало ли… Не было бы какого-нибудь восстания, не уйдут ли они…

Тогда фараон обратился к повивальным бабкам и сказал: всех еврейских детей мужеского пола уничтожать или топить, чтобы еврейский народ не распространялся, а детей женского пола оставлять. Некоторые повивальные бабки говорили: мы не успеваем, евреи так трудятся, они нас призывают в последний момент, мы приходим, а они уже родились. Господь, конечно, этих повивальных бабок за это не только помиловал, но они хорошо жили, Господь им дал хорошую жизнь. Тем не менее требование фараона должно было выполняться. И вот младенцев мужского пола, израильтян, приходилось топить в реке.

Родился такой младенец в одной еврейской семье. Он был очень красив, мать очень любила его, ей было так жалко его отдавать или топить! До трех месяцев она как-то таилась, вскармливала его, а потом уже таить его не было возможности. И вот она, скрепя материнское сердце, изготовила корзинку из тростника, просмолила ее, туда положила своего младенца, накрыла и отправила  в камыши реки, священной для египтян (река Нил была почти божеством). Сестра этого младенца тайком подсматривала, что же будет дальше.

Вышла принцесса, дочь фараона, мыться – со своими служанками, подругами –  и увидела в камышах корзинку. «Подите посмотрите, что там», – сказала она. Когда подошли, обнаружили там младенца. Когда его принесли, он заплакал. Сердце женское не выдержало у дочери фараона, и хоть ей сказали, что это еврейский ребенок, она пожалела его. Тогда сестра ребенка подсказала: «Я знаю еврейскую женщину, которая могла бы вскормить этого ребенка». Дочь фараона ответила: «Позови ее сюда, я заплачу ей денег, пускай она вскормит его для меня». Так была позвана мать, она вскормила своего собственного сына, и в доме фараона воспитывался будущий Моисей, ибо Моисей – «взятый из воды».

В доме фараона он получал прекрасное образование, воспитание, потом даже завоевал Эфиопию. Были и прочие подвиги. Более сорока лет он там находился. Но когда он видел, как издеваются некоторые египтяне над его народом, как его мучают и бьют, – не выдержало его сердце. Он был горячий человек, и одного из таких египтян он в сердцах убил, закопав в песке. А на следующий день ссорились два израильтянина. Он стал их усмирять, но один из них сказал: «Не хочешь ли ты убить и меня, так же как убил этого египтянина? Кто поставил тебя судить нас?» Тогда Моисей понял, что ему не утаиться. Фараон узнал, и Моисею пришлось убежать из Египта, скрываться совсем в другой земле.

В этой земле у колодца он встретил семерых дочерей местного священника Иофора. Они набирали воду из колодца (это было женское дело в те времена) и поили своих овец. Вот пришли пастухи, отогнали этих девиц. За них вступился Моисей, помог им наполнить их водоносы водой. Когда сестрицы вернулись к своему отцу, они восторженно сказали: некий египтянин помог нам, отогнал тех, кто нас притеснял, и помог набрать воды. Тогда отец сказал: так приведите его сюда, накормите. Он принял Моисея в свой дом и через некоторое время выдал за него одну из дочерей – Сепфору. У них родился сын.

Сорок лет Моисей жил уже здесь, в этой стране. Как мы знаем, в один прекрасный день, пася скот, он вдруг наткнулся на удивительное зрелище: куст горел огнем, но не сгорал. В этом кусте ангел обращался к нему: «Моисей, сними обувь твою, подойди сюда и слушай, потому что место это святое». Моисей разулся, и было ему сказано, что он должен прийти в Египет к фараону, откуда он убежал, и сказать старейшинам израильского народа, чтобы уговорили фараона на три дня отпустить весь народ помолиться.

– По сути, Моисей явился прообразом Христа, а событие Исхода – прообразом пасхального воскресения Христова, выведшего нас из уз смерти и ада, из которого мы бы сами никогда не вышли…

– Да, это такая интересная история, я так люблю ее рассказывать в подробностях! Дорогие телезрители, почитайте об этом сами, история Ветхого Завета очень интересна. Мы помним, как Моисей согласился после неких препирательств, после того как жезл его превратился в змея и прочие чудеса Господь сотворил. Упросили фараона, хотя тот всячески отказывался, потому что отпустить такой трудящийся народ он не хотел. Десять казней египетских нашло на эту землю, десятая казнь была истребление всех первенцев, как вы помните, – от человеческих до первенцев скота. В этот день было сказано всем израильтянам заколоть пасхального агнца особым образом, а косяки своих дверей помазать кровью этого жертвенного агнца. Мимо этих домов должен был пройти ангел, уничтожавший первенцев.

Так и случилось, такая случилась первая пасха. Египетский народ сам взвыл, сказал: уберите их, выгоните этот народ. Тогда фараон отпустил израильтян – шестьсот тысяч, не считая детей, из Египта ушли. Как мы помним, израильтяне шли к Красному морю, а за ними гнался фараон на шестистах колесницах. Народ возроптал, и тогда Моисей ударил жезлом по морю, море расступилось. По дну Чермного моря прошел этот народ, а фараон, ринувшийся за ними вдогонку, был утоплен.

Этот Исход и есть та самая пасха, которую празднуют евреи. После этого, конечно, еще было восхождение Моисея на гору, получение им после сорокадневного поста скрижалей Завета, где было десять заповедей. Этот удивительный период и есть та самая пасха, на которую Христос и пришел со Своими учениками, преломил хлеб. В четверг, как мы помним, перед этой пасхой Он преломил хлеб и вино: «Сие есть Тело Мое Нового Завета, за вас ломимое во оставление грехов. Сия есть Чаша, Кровь Моя Нового Завета, пийте от нее в Мое воспоминание». Мы сейчас имеем это удивительное Таинство Евхаристии, где каждый раз  причащаемся Тела и Крови Христовых, соединяемся с Ним, становимся единым целым между собой, братьями и сестрами, и то самое Царство Небесное уже здесь, внутри нас, в этот момент, когда мы соединяемся с Самим Христом. Это ли не чудо!

– Спасибо за экскурс в библейскую историю, очень важно напомнить, как это было. Я посоветую еще нашим телезрителям к чтению Священного Писания в эти дни прибавить удивительное произведение святого Мелитона Сардийского «О Пасхе» в переводе нашего митрополита Илариона (Алфеева), где удивительным образом сравнивается ветхозаветная пасха с новозаветной в стихотворной, очень красивой форме. Можно сказать, это поэма святого Мелитона.

У нас остается еще время на песню. Чтобы сохранить пасхальную радость, мы можем спеть песню, для того чтобы она жила с нами…

– Это уже становится  традицией, в прошлый раз мы пели такую песню на Рождество, Вы мне подпевали. Надеюсь, что и сейчас удастся это сделать.

Песня нехитрая, как и все мои произведения, потому что я не имею музыкального образования, они очень простые. Посвящена она удивительному периоду, это зарисовка перед Пасхой. Называется песня «Накануне Пасхи». В субботу еще Господь лежит во гробе, еще плащаница посреди храма. Мы подходим со скорбным сердцем, прикладываемся к ней, какие-то возникают покаянные чувства, но где-то внутри уже таится эта радость предчувствия Пасхи, у нас корзинки с куличами, с красивыми разноцветными яйцами, мы освящаем их во дворе, священник нас кропит и улыбается, потому что от этой святой воды мы уже не можем сдержать улыбки. Это предчувствие Пасхи я как раз попробовал зарисовать в небольшой песне.

(Поет песню.)

Христос воскресе!

Воистину воскресе!

– Христос анести!

– Алифос анести!

– (Говорит «Христос воскресе» на разных языках.)

– На всех языках и по всей земле, как вы спели, прозвучало и звучит «Христос воскресе!».

Наше время, к сожалению, подошло к концу. Попрощаемся с нашими телезрителями. Вопрос о том, как сохранить пасхальную радость… Радоваться! Мы с отцом Сергием радуемся, он сегодня спел песню. Это замечательно, она как бы запечатала наш эфир. Дай Бог, если, слушая ее в записи, мы будем сохранять и приумножать эту радость.

– Я бы хотел завершить разговор небольшим объявлением. Мне всегда очень хочется, чтобы мы были деятельными. Я сам деятельный человек. Завтра будет в Гостином дворе в 18:30 концерт «Милосердие-4», в котором выступят: Сергей Рогожин из группы «Форум»; экс-солист группы «Земляне»; Владимир Дяденистов – заслуженный артист России, который поет «Юнону и Авось» и другие замечательные рок-оперы; группы «Лунный пес», «Атриум»; отец Анатолий Першин, которого хорошо знает наш зритель. Я, грешный, там буду, а также и другие очень хорошие исполнители. Мы будем заниматься очень добрым делом – в пасхальные дни будем собирать средства на лечение онкобольных детей. Гостиный двор, во дворе, 18:30, на четвертом этаже, в центре Елены Образцовой. Приходите, давайте вместе сделаем это доброе дело. Пусть эти малыши, которым Господь, может быть, отпустил совсем короткое время, тоже познают нашу пасхальную радость и любовь. Каждый, по крупице, сделаем это доброе дело. Поэтому жду вас обязательно, будем петь с вами вместе песни и радоваться нашему единению. Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Спасибо за приглашение и за то, что пришли сегодня к нам в студию.

– Всегда с радостью.

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать