Беседы с батюшкой. Протоиерей Артемий Владимиров. 5 мая 2024

5 мая 2024 г.

Сегодня в гостях протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря (г. Москва).

– Христос воскресе! Сегодня мы отмечаем Светлое Христово Воскресение.

– Воистину воскресе! Мы не просто отмечаем Его Воскресение, мы в нем обретаемся, как золотая рыбка в струях воды, как весенний тюльпан, раскрывший лепестки навстречу солнцу. И каждый раз, когда к нам приходит Светлое Христово Воскресение, мы как будто бы переживаем, испытываем некую несказанную тайну. Действительно, победа жизни над смертью – это тайна, которая не вмещается ни в какое движение рассудка. Но, став причастниками этого сверхсобытия вне времени и пространства, мы познаем эту тайну в ее ясных качествах и гранях.

В первую очередь это внутренняя жизнь. Жизнь – это движение. И наше сердце (а лучше сказать, наш бессмертный дух) устремляется к источнику Божественного света и любви. В этом внутреннем устремлении к Богу наши души действительно подобны весенним цветам, на которые падают лучи света, струящиеся откуда-то сверху.

Воскресение Христово знаменуется обилием мира, покоя, тишины. Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира, сказано в Священном Писании. Этот мир можно познать потому, что куда-то делись еще позавчерашние тревоги, напряжение, внутренняя неуверенность, беспокойство. А здесь тишь да гладь, Божья благодать. Мало того, есть еще некая светлость, легкость, радость бытия, совершенно необычная, потому что придавленные шумом большого города, мы легко впадали в какой-то внутренний негатив, печаль, уныние, хандру – и вдруг детская радость, внутренняя полнота. И это еще не все. Мы постигаем, что такое свобода, которая встретила нас у гробового входа в пещеру, откуда Спаситель живым явился ученикам. Внутренняя свобода творить добро. Свобода как отсутствие страха перед смертью. И это еще не все. Какая-то непостижимая мудрость, которая помогает нам постигать тайну и суть всех вещей. Нынче нам все по плечу. Мы всё преодолеем. Мы чувствуем внутреннее единство друг с другом. Мы существа воистину бессмертные, и Сам Христос живет и действует в наших душах.

– Вопрос от телезрителя из Екатеринбурга: «Что такое Крестная Пасха?»

– Крестная Пасха – это то, что мы несли на своих плечах вместе со Спасителем, участвуя в Его страданиях в Великую Пятницу. Крестная Пасха – это день всемирного искупления, явленный Спасителем на Голгофе. Крестная Пасха – это день молчания, когда само солнце закрыло свои лучи, будучи не в силах взирать на Создателя, Который как человек взошел на Крест, усвоив Своему Божественному лицу вину всего человечества.

Мы все согрешили, а Христос по любви к Своим погибающим созданиям заступил наше место. Крестная Пасха, выражающаяся в словах «Сраспинахся Тебе вчера, совостаю с Тобою днесь», – сменяется Пасхой Христова Воскресения, о которой мы будем петь всю седмицу: «Пасха нова святая: Пасха таинственная: Пасха всечестная: Пасха Христос Избавитель: Пасха непорочная: Пасха великая: Пасха верных: Пасха двери райския нам отверзающая: Пасха всех освящающая верных».

– Крестная Пасха относится к Великому Пятку. В этот день батюшки служат в черном. Мы воспоминаем крестную смерть. И идет торжественное богослужение с оттенком страданий Христа. Много разных стихир поется именно по этой теме. А в субботу в какой-то момент духовенство вдруг в белом облачении. «Воскресни, Боже, суди земли». Уже праздничное настроение. Мы освящаем куличи и пасхи и так далее. Что происходит в Великую Субботу накануне Пасхи, что уже так меняются и настроение, и богослужение?

– Вспомним последние слова Спасителя на Кресте: Совершилось. Совершилась победа Подвигоположника нашего спасения над дьяволом, над смертью. Спаситель не согрешил ни в чем, поэтому смерть не имела права приблизиться к Нему. Однако Господь допустил ее до Себя, заступая наше место и таким образом опрокидывая ее власть, отменяя ее безусловность, открывая нам путь к воскресению. Отче! в руки Твои предаю дух Мой. 

Великая Суббота – это день великого покоя, когда Спасителем было снято проклятие, навлеченное Адамом и Евой на самих себя. Снято проклятие земли, которая приняла в себя останки Адама. И белый цвет, в который облекается духовенство, говорит о том, что наступает Царство Божией благодати. Христос, душою неразлучный с Божеством, входит в сердцевину земли. Он благовествует Свое всемогущество и благость тем, кто был заточен в преисподней. Он выводит Адама и Еву и всех, кто чаял Христова Воскресения, и открывает им вход в Царство Небесное, дотоле закрытое для всех потомков Адама.

Великая Суббота – день великого покоя и тишины. Это чувствуется в природе. После завершения Божественной литургии священник выходит в церковный двор, где уже ждут «захожане» (больше, чем прихожане), с нетерпением расположив свои нехитрые снеди на столики для окропления. Батюшка выходит из храма, как будто Христос из чрева земли. Искупитель в его лице является этим людям, может быть, еще не вкусившим Божественной благодати через таинство. Великое свершение. Действительно, мы с утра до вечера кропим пасхальные снеди: куличи, пасхи, яйца – все, что приносит народ, который даже не всегда разбирается, что подлежит освящению на Пасху. Тут и сало, и кагор, и колбаса. Но не в них дело.

Дело, конечно, в этих душах, которые выныривают откуда-то из своих четырех стен, из замкнутых пространств, из власти телевидения и компьютера. Некоторые дамы думают, как бы получше принарядиться на праздник, священник не жалеет святой воды, а народ кричит: «А на нас!» Это детское веселье таит под собой то, о чем Вы говорите. Христос Спаситель, как вселенский богатырь, разбив засовы ада, изводит человеческий род в объятия Небесного Отца. И до позднего вечера всеми фибрами души, каждой клеточкой тела ощущается это успокоение, царствующее в живой и неживой природе.

– Вопрос от телезрителя: «В Великую Субботу на крестный ход священники идут в белых облачениях, а во время службы несколько раз переодеваются, да еще и в разные цвета. Почему пасхальное облачение именно красного цвета? Как и на праздник мучеников. С чем это связано?»

– В русском зарубежье служат в белоснежных облачениях. В России красный пасхальный цвет облачений появился уже в послереволюционные годы.

Смена облачений в первые пасхальные дни – замечательное таинство, которое знаменует собой различные явления Воскресшего Христа. Он являлся Петру, восстановленному в апостольском достоинстве, мироносицам по выходе из гроба, Луке и Клеопе на пути в Эммаус. И каждый раз Спаситель предстоял в ином, преображенном, образе. Он Сам раскрывал глаза ученикам: они вдруг понимали, что перед ними их Воскресший Учитель.

В Новом Завете описано одиннадцать таких явлений. И на Тивериадском озере в Галилее, и близ Иерусалима. Каждое из этих явлений особенное, не походит на предыдущее. Вот эта многоликость Христова Воскресения, богатство Божьей благодати и знаменуются сменой пасхальных богослужебных одежд: они зеленые, синие, желтые. Собственно, это как солнечный свет в семи цветах радуги. Всё ликует. И это многообразие цветов сочетается с бесконечным «Христос воскресе!» Батюшки приветствуют народ на разных языках…

– Был даже такой вопрос от телезрителя. Его смутило то, что обычно у нас все строго, чинно, а на Пасху люди выходят из себя, в хорошем смысле слова, и очень громко отвечают в церкви: «Воистину воскресе».  

– А если бы наши степенные и положительные критики оказались где-нибудь в южнорусских областях, то увидели бы, как владыки кидают прямо в народ пасхальные яйца. Есть и такая народная деревенская традиция. А если бы оказались где-нибудь в арабской стране или в Африке, то увидели бы, как прихожане, повинуясь природному темпераменту, приплясывают под бубны или малые барабанчики. Мы это веселье предвкушаем в Великую Субботу, когда смотрим на схождение Благодатного огня в Иерусалимском храме, где православные арабы, чуть ли не оседлав друг друга, славят Христа под бесконечные трещотки. Можно подумать, что это собрались какие-то футбольные болельщики...

 – У меня был такой опыт с православными христианами из Сирии. Мы были с ними в одной делегации на Пасху. Дней пять они громко пели, говорили, улюлюкали. На третий день я очень устал.  

– Важно видеть за этим детские проявления. Ведь каждый воспринимает и отражает Христово Воскресение в соответствующих эмоциях в меру своего духовного возраста. Если мы приедем в тихую монастырскую обитель (например, у меня брат насельник Иоанно-Богословского монастыря), то услышим там распевы, увидим бесстрастные, постнические лица. Иноки, обходя храм, едва слышными голосами произносят: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Видимо, пост еще отзывается в их душах какой-то слабостью. Вокруг тишь да гладь, Божья благодать. Но все равно чувствуется внутреннее духовное веселье, избыток радости, хотя внешне все строго: никаких тамбуринов, никаких хлопушек. Царство монашеского благочиния.

– Вопрос от телезрителя: «Почему на Пасху читается именно первая глава Евангелия от Иоанна? Там нет описания событий Пасхи».

– Знаменитый пролог Иоанна Богослова читается на всех языках и возвещает о предвечном бытии Бога Слова, Который стал плотью. Бог явился во плоти. Слово плоть бысть. Это суть евангельского благовестия. Апостолы, уверовав на опыте в Воскресение Христово, теперь могли готовиться к вселенской проповеди, возвещать без обиняков, что их Учитель, вроде бы преданный одним из учеников, отданный на бесчеловечный суд Синедриона, пригвожденный к позорному кресту, умерший в муках, и есть Муж, предназначенный от вечности судить мир. Он – Бог во плоти. Ему дана всякая власть судить народы. Он воскресит их в последний день. 

Пролог Иоанна Богослова свидетельствует о том, что Иисус, пророк из Назарета, есть истинный Бог, Предвечный Сын Безначального Отца. И сегодня из Иерусалима весть о победе Иисуса над смертью будет распространяться с быстротой молнии по всем континентам. В этом благовестии торжество нашей веры.

Я каждый раз с волнением жду пасхальной ночи в нашей тихой Алексеевской обители. Хоть языков не так уж много, мне все время достается английский текст. In the beginning was the Word, and the Word was with God, and the Word was God. Действительно, все языки славят Господа. До сих пор еще не могу отойти от ночной службы. Вроде бы целый день прошел в трудах, а сна ни в одном глазу.

– Да, в этот день спать нельзя. Я помню, как однажды случайно уснул после ночной службы и проспал великую вечерню… и великий прокимен, и канон. Проспал праздник. Было такое сожаление... Больше себе такого не позволяю.

– Единственное, что можно сказать в утешение, что сон бывает благодатным: не успеваешь ни обидеться на кого-то, ни переесть. Светлая седмица продолжается. И дольше века длится день. Богослужение каждого дня от Светлого Понедельника вплоть до Субботы повторяет пасхальный круг. Царские врата открыты. Божья благодать струится от престола. Верные призываются причащаться Святых Христовых Таин. А мы снова будем слушать всегдашние вопросы о том, как же причащаться без поста.

– Да, и сейчас есть вопросы о том, как молиться эту неделю, как причащаться, как не поститься.

– Утренние и вечерние молитвы уступают место пасхальному компактному часу. Посмотрите в Интернете: пасхальный час, пасхальные тропари. Некоторым они мало знакомы, а у кого-то на слуху. У кого нет возможности найти эту информацию, давайте в течение всего дня и ночи петь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ».

Поста нет, но не надо перегружаться скоромной пищей, что, увы, случается на каждом шагу. Мои знакомые терапевты говорят, что дни Светлой седмицы могут посоперничать разве что с масленицей по числу пациентов, обращающихся с проблемами ЖКТ.

И дело не в посте. Святое Причастие – это тот небесный хлеб, символом которого является земная трапеза. И замечательно, что литургия завершается и поется причастный стих «Тело Христово приимите, Источника бессмертнаго вкусите». Некоторые батюшки по советской старинке отсылают прихожан причащаться либо следующим Великим постом, либо при завершении Светлой седмицы. Но сам причастный стих говорит о том, что не случайно древние каноны обуславливали никого не отстранять от Чаши. Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Поэтому главный закон: умеренность и аккуратность. Воздержись вечером, не переполняй чрево хоть и вкусными пасхальными снедями, потому что главный твой восторг, радость, полнота чаяния – это встреча со Христом в Святой Евхаристии.

– Вопрос от Антона из Рязанской области: «Христос победил смерть. Почему люди продолжают умирать?»

– «Смерть» – слово многозначное. И самый страшный контент смерти – это разлучение с Богом. Это тьма греха, которая, наполняя внутренний мир души, делает ее мертвой для лучей, исходящих из недр Божества. Христос разрушил царство смерти. Он воссоединил нас с Собою. Каждый из нас теперь подобен утробному младенцу, пуповиной связанному с организмом матери Церкви. Спаситель таинственно снисходит в наши души, пребывает в нас, а мы в Нем. Бессмертие есть живой союз с воскресшим Христом. Этот живой союз не отменяет для нас разлучение души с телом.

Сама Пречистая Богородица, исполненная Божественной жизни, вкусила земную кончину в силу непреложности определения, произнесенного еще над Адамом о том, что ему предлежит когда-то умереть. Однако кончина Пресвятой Богородицы исполнена упования. Она легка и безболезненна. Пречистая Дева воскресла телесно на третий день, именно для того, чтобы показать, что Христос сточил жало смерти. Нынче кончина не так бесповоротна, страшна и ужасна, какой она представлялась, скажем, в античном мире, в Ветхом Завете. Ныне человек, обрученный Христу, с душой оживший в Духе Святом, воспринимает кончину как избавление от земного креста с его неизбежными трудностями, болезнями, испытаниями, а переход от зримого мира в мир невидимый как возвращение из командировки в отчий дом.

Итак, «смерть» – слово многозначное. Христос не отменяет телесной кончины, однако Он Сам, восстав живым из мертвых, свидетельствует, что и наши тела весьма скоро будут воскрешены Его Божественной силой. Почему мы и причащаемся Святых Христовых Таин не только духовно, но и телесно. Мы вкушаем под образом хлеба и вина Божество, пронизываемся энергиями Святого Духа, приобщаемся к пречистому человечеству Иисуса Христа, Его Плоти и Крови. И таким образом мы веселы, в надежде, что тело будет восстановлено из праха земного, при последней трубе Архангела Михаила.

Вот почему христиане относятся к телу совсем не так, как Индира Ганди или Рабиндранат Тагор. У индусов иное восприятие тела: как начала чего-то злого или, по крайней мере, мешающего вечному духу человека. Поэтому они придерживались и придерживаются сжигания телесных останков.

К нам, увы, этот обычай проник с Востока в силу того, что народу много, а кладбищ мало и места дорогие. Но все-таки чада Церкви должны помнить слова Спасителя: яко земля еси, и в землю отидеши. Христианское погребение предполагает благоговейное отношение к телесным останкам, которые будут воскрешены. А само тело – это киот для иконы. Икона – душа, а драгоценный киот – это телесный сосуд, который Бог восстановит. Душа войдет в него как в некий прозрачный чертог. Имеется в виду христианин, живущий чисто, честно, благородно, не замаравший себя нераскаянными смертными грехами, вследствие которых тело человеческое часто разрушается куда быстрее, чем ему положено. Я имею в виду те грехи чувственности, которые сегодня завладели всей землей и лишают человека свободы духа.

– Мы это подчеркиваем и в богослужебных текстах: «храм носяй телесный весь осквернен».  

– А между тем пасхальные песнопения называют христиан светлообразными чадами Церкви и говорят о том, что тела христиан – это некая святыня. Мы существа крылатые. Где будет труп, там соберутся орлы. В этом отношении у христиан совсем иная культура тела. Это ослик, которого нужно кормить, расчесывать, беречь, чтобы он носил на себе разумную душу.

– Я очень много общаюсь с товарищами, которые сейчас выполняют свой долг на СВО. Один рассказывал о потере своих близких и написал такую фразу: «Пусть эль в Вальхалле им течет рекой». Это заставило меня окунуться в скандинавскую мифологию. Я как-то перетерпел эту историю. И именно в контексте ситуации, когда он потерял близкого человека и плакал, у меня получилось объяснить, что смерти нет. Он воодушевился этим. Наверное, нужно чаще об этом говорить, потому что многие, особенно кто там, иногда не понимают каких-то вещей и становятся заложниками различных суеверий, псевдоучений. А у нас есть большая формула жизни. Мы говорим, что смерти нет. И во многом это воодушевляет людей и помогает пережить утрату.

– И вместе с тем на войне неверующих нет. Когда ты находишься пред лицом телесной смерти, все фибры души оживают. И сколько сейчас замечательных свидетельств Христовой победы над смертью! Супруга присылает мне много таких видео. Буквально Великим постом я посмотрел ролик про некоего китайца, который участвовал в СВО и получил пулю в живот. Ему явился святитель Лука Крымский и полностью его исцелил. Он и его родственники приняли крещение. Теперь это новые адепты нашей Православной Церкви. И это же не единичное чудесное свидетельство. Воскресший Спаситель посещает воинов, полагающих жизнь за други своя.

Вы рассказали о человеке, который вне христианской традиции усвоил те или иные древние представления. Скандинавский эпос, викинги, воины… У них есть свои представления о загробном мире. Но и сюда пробивается благовестие Христова Воскресения. Потому что одно дело человеческие напластования, домысливания людей о том, что там, и другое дело – Воскресший Христос, Который слепил наши души, Который знает тайны нашей жизни. Весть о Христовой победе над смертью, умещающейся в двух словах «Христос воскресе» иногда пробивается поверх незнания и невежества, логики, сквозь эту коросту неведения, и люди мгновенно отзываются на Божественную благодать, как цветочки при первых лучах солнца раскрывают лепестки, ночью свернувшиеся от мороза.

– Об этом нужно рассказывать. Смерти нет, Христос воскрес. Это очень важно.

– Мне вспоминается отец Димитрий Смирнов, который одним из первых воссоединял Церковь с Министерством обороны. Он рассказывал, как в Министерстве обороны встретил генерала еще советской штамповки и обратился к нему со словами: «Христос воскресе!» Дело было в пасхальные дни. У того, видимо, что-то дрогнуло в душе, и он, как военный, необычно ответил: «И Вам того желаю».

– Вопрос от телезрительницы: «Причащалась каждое воскресенье, и в Чистый Четверг, и в Великую Субботу, и на Пасху. Но потом очень много выпила. Как теперь причащаться в Светлую неделю? Нужно ли исповедовать этот грех?»

– Примем это за публичную исповедь. Говорят, она имеет самое сильное воздействие. Теперь весь мир знает, что наша телезрительница чуть-чуть переоценила свои силы. Бог простит. Выходите на улицу, совершите небольшую пробежку, подышите весенним воздухом, вечером почитайте пасхальный канон, этот шедевр святого Иоанна Дамаскина. И завтра приходите к батюшке. В каноне мы читаем: «Приидите пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник из гроба одождивша Христа, в Нем же утверждаемся».  

– В вашей семье есть особые пасхальные традиции. Поделитесь, пожалуйста, ими с нами. И может быть, Вы знаете, еще о каких-то интересных пасхальных традициях.

– Мои пасхальные традиции могут прозвучать несколько пессимистично в том смысле, что скончались и моя бабушка, и моя мама. И уже никто не делает таких куличей, как делали они. Сегодня меня угощают куличами. Взвешиваешь кулич на ладони: совсем невесомый. А бабушка делала тяжелые куличи, которые пахли кардамоном и цедрой. Обворожительный запах. Но эта пасхальная традиция ушла в небытие.  

–  Спасибо Вам за то, что сегодня были с нами. Легкая усталость, но чувствуется праздник, и есть надежда, что эта Пасха действительно будет победной. Христос воскресе!

Ведущий Сергей Платонов

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать