Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба). 6 мая 2024

6 мая 2024 г.

В студии архимандрит Александр (Глоба), клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Батюшка, сейчас идут пасхальные дни, подразумевается, что все мы очень радостные, веселые, но мир нас немного затягивает в свою рутину. Как сохранить эту пасхальную радость, если вокруг очень много искушений? То авария случится, то еще что-то, то похолодало резко, дети заболели... Как в этих искушениях сохранить пасхальную радость?

– Необходимо находить зерно радости, всегда есть что-то хорошее. Я Вам рассказывал, что когда ехал в студию, то немножечко притерлись на машинах с одним человеком. Повреждений никаких не было, и мы договорились, что разъедемся с миром. И этот человек тоже в аварию попадал, так бывает в жизни. Но мы с этим человеком познакомились, я пригласил его на чай, чтобы он приехал в храм, помолился. Поговорили, что машина не самое главное в жизни. А есть в жизни что-то другое, что нам больше пользы принесет.

В пасхальные дни искушений всегда много. Тут просто оживает Священное Писание, когда Христос говорит, что мир весь против Него ополчился. И Христос против мира, и мир против Христа. Но кто хочет забрать эту пасхальную радость? Конечно, духи злобы поднебесной, они никогда не дремлют, всегда помогут нам найти искушения, такие камушки, о которые можно зацепиться, споткнуться, упасть. Они помогают создать такие неблагоприятные условия, чтобы человек получил какие-то огорчения в пасхальные дни.

Поэтому необходимо просто-напросто себе за правило взять и говорить: что бы ни произошло – это все от лукавого. А мы просим у Господа в молитве «Отче наш», чтобы Он нас избавил от лукавого. И эти духи злобы поднебесной хотят подействовать на нас, хотят что-то сделать такое, что похищало бы у нас эту пасхальную радость, но мы должны знать: если Господь нам даровал ее, если мы встретили Христа распятого, то должны уповать на Него и иметь в Нем твердость, веру, иметь надежду на воскресение, иметь надежду на спасение.

Когда идешь главным путем ко Христу, знаешь свою цель в жизни – тогда проще и жить, и не терять эту радость. Радость можно дарить. Когда человек находится в этой пасхальной радости, Сам Господь через него действует и на других людей. Человек является  проводником этой пасхальной радости и готов раздавать ее. И она распространяется в мире.

Во время пасхального крестного хода даже воздух имеет определенный аромат, благодатную атмосферу, очень приятно дышать, и дыхание глубокое. Такая радость, что Христос воскрес, что даже природа радуется, птички поют. А то, что погодные условия такие?.. Плохо, когда дождь. Тогда, конечно, не погуляешь. А так очень хорошо ходить по городу в прохладную погоду, гулять, в парки заходить, смотреть, как цветут деревья... Поэтому для нас это очень радостное настроение, и мы должны уметь его в себе поддерживать. И когда мы молимся, читаем пасхальные часы, канон, Господь дает нам определенные духовные силы, которые помогают справляться с жизненным напряжением.

– Значит, если хочешь радости – сам источай эту радость?

– Сам источай, только так. Под лежачий камень вода не течет; так и радость. Человек должен понимать, что такое пасхальная радость. Что пасхальное состояние его преображает, укрепляет, запечатывает его, если хотите, от всех проблем на целый год. Пусть будут какие-то там искушения (а они всегда будут), но когда человек цельный,  имеет богатый внутренний мир  и это все подкреплено его верой во Христа, его духовным, молитвенным состоянием, тогда такой если и попадет в шторм, то не погибнет. И различные житейские искушения тоже будут обходить его стороной. Господь хранит таких людей. Поэтому необходимо радоваться, пребывать в этом состоянии.

– Ходить в храм?

– Обязательно. Без храма невозможно.

– Особенно на Светлой седмице?

– Да. Сейчас такая тенденция возникает, очень много людей встречается, которые говорят: «У меня Бог в душе. Я дома молюсь, у меня дома иконы есть, свечи есть, я лампадку зажигаю… А в храм не хожу». – «А сколько Вы лет не причащались?» – «Лет пятнадцать… Не исповедуюсь. Я дома просто говорю: Господи, помилуй! Смотрю на икону, заряжаюсь от нее...» И таких людей очень много. Я не думал, что их так много. И приходится людям приводить такой яркий пример. Допустим, человек болеет, ему необходимо получить помощь. И вот представьте: человек будет проходить мимо больницы, заглядывать в окна, ходить вокруг нее или даже заходить в фойе, но не будет получать помощи, которая ему необходима. Он поправится или нет?

Так и вы, когда проходите мимо храма Божьего и не получаете там благодати, которую Господь посылает через таинства, каким образом получите исцеление, надежду на спасение? Вы не соприкасаетесь с этой благодатью… Так вы даже и не знаете, на что надеетесь, не знаете, Кто такой Христос, не знаете свойств Божественной благодати. Вы это узнаете, когда будете участвовать в таинствах, получите воздействие Божественной благодати. Другие начинают говорить, что они молятся, но службы им непонятны.

– Вот у меня вопрос есть сразу от слушателя: захожу в храм – и просто стою, не знаю, что сделать, что сказать.

– Да не надо ничего говорить! Пришел, помолился, пусть Господь на тебя действует, Его благодать воздействует на тебя. Это духовное явление, духовные силы, здесь надо только свое естество человеческое принести, прийти. Пусть Господь уже Сам воздействует, пронзит каждую клеточку нашего организма и окажет Свое благотворное, Божественное действие на нас, особенно на сердце, на ум.

Человек многое не понимает. И из специальной литературы многое не понимает, даже газету читает и порой не понимает, что там написано. Казалось бы, изложены факты обычным языком, обычный ход мысли – а не понимает! И когда человек приходит в храм Божий, слушает богослужение на духовном языке, он должен как бы безусловно воспринимать эту информацию. Каким образом? Когда мы дышим воздухом, мы не думаем, какой у него газовый состав. Нам комфортно. Мы дышим им. Мы насыщаем свой организм кислородом, необходимым для нашего существования. Когда мы едим, мы не взвешиваем, какое количество белков, жиров, углеводов пища содержит. Это соотношение находится в сбалансированном, скрытом для нас состоянии, и организм сам себе возьмет то, что ему нужно. Тут абсолютно не нужно специальных познаний. Если человек не проходил, допустим, фармакологию, другие медицинские предметы, то когда он ложится в больницу, он, как правило, не знает, не понимает, что там делают, но понимает, что это оказывает благотворное воздействие на его организм.

И человек, который приходит в храм Божий, тоже подвергается действующей благодати Божией, и это воздействие помогает человеку прийти к тому состоянию, которое необходимо для того, чтобы попытаться общаться с Богом. Потому что нужно себя приводить в такое состояние посредством определенных правил, действий. У нас же выбрана практика, допустим, молитвы. Мы молимся, когда приводим свои чувства в спокойное состояние, сосредотачиваемся на определенном образе. Почему иконы очень важны? Чтобы создать этот образ, чтобы мы сами не рисовали себе непонятный образ, не занимались внутренней визуализацией. Церковь нам предлагает канонический образ для того, чтобы мы понимали, к кому мы обращаемся. У образов на иконах очень часто анатомические пропорции не соблюдены, но важна эта иконография для того, чтобы правильно выстраивать духовную анатомию того святого, к которому мы обращаемся. Мы видим его образ и в этом образе видим его свойства.

Допустим, Николай Чудотворец рисуется с ушками. Художник, который писал этот образ, вкладывал в него определенный смысл: то, что Николай Чудотворец слышит очень хорошо, слушает нас. Или глаза такие большие потому, что святой видит наши потребности, смотрит на них. Изображение скорби и печали тоже вызывает у нас определенное молитвенное действие. А если бы мы смотрели на икону как на эмоциональный портрет, то у нас бы складывалась обманчивая картина. Мы были бы не духовными, но душевными, эмоциональными, как на Западе сейчас. И для них нет грани между церковными эмоциями и эмоциями, которые в миру. Они получают примерно одинаковые эмоции, когда приходят, допустим, в католический храм, костел или музей. Эти образы, эти эмоции сильно человека от духовного отвлекают.

Недавно где-то видел случайно: из какой-то псевдохристианской деноминации зашли в костел, бьют святыни, разрушают, и мужчины тамошние снимают это все на камеры. Нет подвижничества, нет желания защитить святыню… Но мы должны сохранять вот эту нашу традицию православную – не дай Бог, чтобы кто-то пришел и начал так… У нас люди защищают святыни, так как понимают, что это такое, имеют живую связь со святым, который изображен…

А когда размыта грань между духовным и душевным, эмоциональным, такое восприятие теряется: человек не понимает, что это святыня, думает, что это произведение искусства. Потому и костелы закрываются, их переделывают в храмы других деноминаций, выкупают, арендуют и показывают нам, что такое ослабление веры. Поэтому мы должны следовать церковным предписаниям, руководствоваться теми благословениями, которые имеет Церковь и дает народу Божьему.

Здесь какая бывает опасность? Когда человек увлекается этими предписаниями, он порой забывает о самом главном. Он живет по своду правил, не всегда понимая их суть. Или, наоборот, для прихожанина священник, выступающий лидером, наставником, становится самым главным в жизни. И когда этот священник по той или иной причине уходит, то для этого прихожанина перестают иметь значение и Церковь, и Бог. Человек остается один. Сути не понимает…

– Это уже какое-то сектантство, что ли. Если человек хочет жить в полном послушании, пусть идет в монастырь, дает обеты. Я понимаю, о каких явлениях Вы говорите.

Вот священника перевели в другой приход, в другой город даже. Или он уехал сам. И все. Зачем в храм ходить? Не ходит человек в храм. Ему нужен был именно этот священник.

– Такое бывает часто. И в моей практике тоже бывает.

Это же плохо.

– Это человеческие эмоции, человеческое несовершенство. Плохого ничего нет, когда люди поддерживают связь. Конечно, если человек хочет ходить исповедоваться куда-то в другое место – ради Бога. Просто бывает, люди хотят пойти и туда, и туда… Здесь уже человек должен выбирать: либо – либо. А то получается: слушаю всех, а делаю что хочу.

…Конечно, идольского поклонения не должно быть, уважение должно быть к священнику. Если священник является духовным отцом, духовным наставником, крестил человека, воспитал и, допустим, его перевели, то человек будет ходить туда, куда батюшку перевели. Это нормально. А бывает, что из других регионов, из других стран приезжают для того, чтобы встретиться с тем или иным человеком, получить, может быть, поддержку. Иоанну Кронштадтскому тоже много очень писали из разных городов, из разных губерний. Хотя и там священники были, их было очень много, и храмов было очень много. Однако выбирали светоча и пытались как бы соприкоснуться с ним.

Плохого я здесь не вижу ничего, но здесь не должно быть перегибов, мера должна быть. С другой стороны, почему люди идут за таким священником? Они пойдут, естественно, туда, где им уделят внимание. Здесь как с врачом: пойдут к тому, кто хорошо лечит. Поэтому здесь естественный человеческий фактор.

Но есть другое. Ты можешь ездить за священником хоть на Камчатку, хоть в другой конец города, хоть в другой регион. Но если священник закрывает своей персоной Христа, священноначалие не слушает, начинает учить людей, чтобы они плохо к Церкви относились, то это уже на грани, человек уже слепец и тебя поведет в яму...

Вопрос телезрителя: «Когда человек приходит в храм, что первое нужно сделать? Все-таки искать этого священника?»

У нас народ очень скромный, стеснительный… Кто-то, бывает, сразу говорит то, что ему надо, кто-то просто зайдет, постоит у входа, будто что-то его не пускает (может быть, грехи или еще что-то). А есть люди, которые заходят в храм, а им дышать там нечем.

Почему это происходит?

Переживания. Конечно, корень-то – духовные проблемы. Духи злобы поднебесной не спят, они и обстоятельства такие могут создать, чтобы человек не ходил в храм. Искушения могут быть. Если знаешь об этом хорошо, тогда ходишь, и Господь помогает тебе. А если не знаешь об этом, то мысли такие: зачем тебе это нужно? дома помолись, дома икона есть. Человек, когда в метро входит, там столько опасностей… Но ездят, платят… В метро могут даже что-то у тебя украсть… А в церкви не так посмотрели все, не буду ходить. Такой детский шантаж, который просто вызывает сожаление, улыбку.

Необходимо с этими людьми работать. Надо показывать собственным примером, что такое храм Божий. Очень часто я предлагаю людям так. Приходит застенчивая женщина, допустим. Даешь ей тряпочку и просишь помочь иконы протереть, или пол, или окна, лампадное масло в лампадки добавить, свечечки собрать. Эти незамысловатые действия помогают человеку освоиться.

И люди, бывает, приходят со своими какими-то странностями, проблемами, обстоятельствами, что-то их сковывает в новом месте, в новом пространстве, особенно в церковном. Просто надо с человеком работать, что позволяет ему привыкнуть к этому месту, в котором он находится. Надо уметь с людьми найти общий язык, а каждый человек хочет что-то сделать приятное, у него заложено это внутри, потому ему надо дать возможность сделать это. Здесь надо просто-напросто просить, чтобы Бог дал разумение, как общаться с паствой, с теми людьми, которые приходят в храм Божий. И Господь обязательно помогает.

Вопрос телезрителя: «Как утверждают священнослужители, человек на исповеди исповедуется перед Богом, а не перед священником. А священник считается как бы свидетелем. Но если это так, то он у себя дома один на один с Богом. Если он это искренне делает, то и поисповедует то, что ему нужно. Тут не надо лукать, ты один на один с Богом. А перед священником человек все равно что-то утаит. Так чтобы исповедоваться, необязательно идти на прием к священнику».

Ну, люди приходят к священнику не на прием, на прием к врачу приходят или к юристу, еще куда-нибудь, а к священнику приходят на беседу или на исповедь. Исповедь – это священнодействие, таинство церковное, которое позволяет человеку посредством благодати Духа Святого обрести определенный мир, покой, успокоение, разрешение от грехов. Потому что мы все-таки смотрим на духовные основы таинства. И знаем, что священник не только свидетель, но еще силой Божественной благодати через рукоположение рук апостольских (а епископы являются продолжателями апостольского служения) либо разрешает грех, либо оставляет его. Это по слову апостола. Это очень важное действие, потому что даже священники, даже святители, патриархи тоже прибегают к этому таинству, регулярно исповедуются своим духовникам. То есть у нас есть такая вот, если говорить на гражданском языке, супервизия. И даже у супервизора есть тоже своя супервизия.

Священники исповедуют священников, исповедуют мирян. А дома человек может поразмышлять над своими грехами, и он это делает ежедневно: утром, когда встает с постели, он исповедует Богу грехи, которые случились у него ночью, он исповедуется в своих грехах перед сном и просит у Бога прощения. Есть даже молитва, которая называется «Исповедание грехов повседневное».

Говоря современным языком, человек как бы проводит антивирусную проверку задает эту программу, и она работает: «Что я сделал? Я совершил этот, этот и этот грех. А вот этого я не делал. Господи, помоги мне, чтобы и дальше я этого не делал. И помоги мне избавиться от того, что я сделал!» Это приводит его к пониманию, что он совершил грех, и с этим пониманием он уже приступает к таинству Исповеди. Если хотите, он как бы собирает в своей душе в некий пакет греховный мусор.

А что происходит во время таинства? Таинство – это попаление грехов. Когда человек подходит к таинству Евхаристии, это таинство попаляет все грехи, которые он собрал в этот пакет. Он причащается Святых Христовых Таин, и Бог приходит к нему и все ненужное, грязное, неестественное, приносящее духовный вред, попаляет Своим присутствием, потому что рядом с Богом все это находиться не может.

Эти духовные явления очень важны. А вот у иудеев и в каких-то других религиях используют кровь животного, там до сих пор есть козел отпущения, на шее которого завязана красная ниточка. Наши люди тоже почему-то любят носить на руках красную ниточку.

Есть такое веяние, что это якобы со Святой Земли и защищает от всяких бед и несчастий.

– Да это вообще какая-то ерунда. Лучше возьмите красные пасхальные четочки и молитесь, и от этого будет большая польза. Эти четочки напомнят о Пасхе Христовой, и дурные мысли про красную ниточку отойдут сами собой.  

Если бы все было так просто… Я имею в виду с ниточками.

А деньги, которые тратятся на ниточки, лучше перевести на телеканал «Союз». Не нужно тратить деньги на сигареты, на водку, на наркотики, их тоже лучше перевести на «Союз». Это принесет пользу, будет служением для людей, и Господь поможет от всего этого избавиться.

Таинство Исповеди должно проходить в церкви в присутствии священнослужителя, потому что священнослужитель священник, епископ является носителем благодати Духа Святого. Хочешь верь, хочешь не верь, но Господь посредством благодати Духа Святого делает очень многие вещи именно через священника, избранного от народа и поставленного каноническим образом.

Конечно, человек должен дома думать о своих грехах, но сам себя разрешить от грехов он не сможет, сам себя причастить он не сможет, сам себя пособоровать он тоже не сможет. Для этого должен быть священник. В Послании апостола Иакова сказано: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. То есть должен быть видимый носитель благодати Духа Святого, и человек, имеющий веру, исцелится.

В Священном Писании не сказано: «Закройся дома, помолись, и все у тебя пройдет». Нет, обязательно должна быть эта супервизия грамотного специалиста правильно рукоположенного священника. Почему я говорю именно правильно рукоположенного? Потому, что есть и различные самосвяты, и разные обманщики, которые могут купить в магазине рясу, крест и ходить зарабатывать деньги. Поэтому обязательно должен быть именно правильно рукоположенный священник, и тогда Господь обязательно поможет.

– Вопрос от телезрителя: «Что делать, если после исповеди и Причастия не чувствуется облегчения?»

Ну, здесь нужно говорить с конкретным человеком. Возможно, здесь есть какое-то жизненное напряжение, психологическое напряжение, может быть, какой-то психиатрический статус, начинающиеся скрытые явления; либо человек уже в таком состоянии, когда он должен получить квалифицированную медицинскую или психологическую помощь. Поэтому здесь нужно отдельно разбираться.

Мы должны понимать, что духовное это не душевное и не чувственное. Конечно, хорошо, когда человек, допустим, не помолился и от этого чувствует состояние какого-то неудовлетворения, дискомфорта, а помолился и ему легко, хорошо. Но так бывает только у подвижников, у монахов. Они все время молятся, и им все время хорошо и радостно.

А если человек не помолился и лег спокойно спать, а назавтра после исповеди и Причастия не получил облегчения, то какое же облегчение он хотел получить? Он только что причастился в осуждение, если не готовился к таинствам и не понял, Кого он только что принял в себя.

От одной только мысли, что он причастился Святых Христовых Таин, он должен подпрыгивать до небес и радоваться, что Господь сподобил его Своим присутствием. А если у него такое унылое состояние даже после таинств, а он хотел получить какое-то исцеление, то он думает, что просто все это придумали попы.

Христос приходил в селения, и люди, не имевшие веры, не получали исцеления. К ним приходил Бог, а они Ему не поверили, не хотели ничего видеть, потому что они считали себя умными, чуть ли не праведниками. А кто у нас имеет нужду во Христе? Не здоровые, а больные. Если человек здоровый, зачем ему Христос, зачем ему Бог? Он живет по своим правилам, и все у него хорошо. «Я Тебе не мешаю, и Ты мне не мешай, и слава Богу». 

– В принципе, с этим сложно поспорить. Но, причащаясь, мы слышим слова: «Во исцеление души и тела». В каком же случае мы не получим этого исцеления?

– Но люди же получают исцеление, и это не излечение. Нельзя путать эти понятия. Допустим, в организме человека начинается болезнь. Сначала повреждается клетка, потом группа клеток, потом тканевое образование, а когда уже накапливается критическая масса поврежденной ткани, это уже проявляется на уровне органа или системы, и человек начинает испытывать определенный дискомфорт, болезненные ощущения неестественное для него состояние. Такой человек уже называется больным.

Так и в духовной жизни человек считается здоровым, пока раздражающие, триггерные для него явления не доходят до определенного уровня. Ученые провели такой опыт – привязали овечку рядом с волком, и у овечки развилась язва желудка. Она все время переживала, думала, что скоро погибнет, у нее вырабатывалось повышенное количество желудочного сока, гормонов стресса, и у нее развилось множество болезней: выпала шерсть, она отощала, хотя было достаточно корма. Само присутствие волка выбивало ее из колеи, создавало сильное жизненное напряжение, и это болезненное состояние было выражено в ней очень сильно.

Так и в человеке корень всех его проблем его духовное состояние. Допустим, у человека гордого есть какое-то греховное несовершенство, и когда это входит у него в привычку и уже имеет систематический характер, то постепенно повреждаются и выходят из строя и его органы и системы, и человек начинает заболевать. У злого человека в организме выделяется очень много кортизола, гормонов стресса, они действуют на его органы и системы, и у него развивается множество болезней.

Исцеление происходит, когда человек работает над тем, чтобы избавиться, например, от гордыни. Или, допустим, человек страдает обжорством, и он какое-то время от этого получает удовольствие. Но человеческий организм такой: если в одном, в другом, в третьем нарушать какие-то правила и нормы, то возникает своеобразный эффект домино. И чтобы остановить этот процесс, необходимо прийти к корню проблемы и решить ее именно духовным путем. И вот человек просит Бога, чтобы Он оказал Свое воздействие на корень проблемы.

Греховная привычка сидит внутри в сердце, в мозге, и Господь Своей благодатью в течение какого-то времени исцеляет человека. Включается обратный процесс, и он может быть довольно продолжительным. Если человек двадцать лет зарабатывал себе язву желудка, то за один день он точно не получит выздоровление. Да, он будет участвовать в таинстве Соборования, причастившись и исповедовавшись, и длительный процесс исцеления, избавления от воздействия негативного духовного фактора на его душу и тело будет идти.

А если человек избавится от своей страсти на какое-то короткое время, а потом снова даст ей волю, то все вернется на круги своя. Такой человек может сказать: «Я хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь, соборуюсь, почему же я снова болею?» Да потому, что он не занимается своим духовным оздоровлением систематически. Он как бы встает на правильный путь, а потом сходит с него, опять встает и опять сходит. То есть он не добивается той цели, которую ставит перед собой.

Его можно сравнить с человеком, который ходит в спортзал, качается там всякими железками, соблюдает дисциплину, соблюдает диету и показывает какие-то высокие показатели. А если он не будет всего этого соблюдать, то он как был больным, хромым, как имел какие-то внутренние или наружные проблемы, так с ними и останется…

Батюшка, напоследок я хочу попросить Вас обратиться к нашим телезрителям и поздравить их с праздником Светлой Пасхи.

Дорогие братья и сестры! Христос воскресе! Поздравляю всех вас с этим спасительным праздником! Я еще раз прошу вас не забывать о помощи телеканалу «Союз». В эту Светлую седмицу, если у вас есть такая возможность, оставьте свои привычки (покурить, выпить, сходить на какие-то ненужные мероприятия), а ту сумму, которую вы на этом сэкономите, перечислите на телеканал, чтобы мы имели возможность чаще с вами встречаться, проводить образовательные акции и программы и приобщаться к нашему святому православию. Спаси вас Господь!

Ведущий Сергей Платонов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать