Беседы с батюшкой. Региональный этап XXVI Международных Рождественских образовательных чтений

25 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает председатель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, настоятель храма в честь святого праведного Симеона Верхотурского иерей Андрей Щукин.

– Отец Андрей, подходит к концу октябрь, мы потихонечку приближаемся к завершению календарного года, будем праздновать светлый праздник Рождества Христова, после которого по традиции в Москве пройдут XXVI Международные Рождественские образовательные чтения. В этом году они озаглавлены так: «Нравственные ценности и будущее человечества». Сейчас по всей стране проходят муниципальные, региональные этапы этого масштабного общественно-церковного форума, и я предлагаю сегодня об этом поговорить. И чтобы мы понимали, что такое образовательные Рождественские чтения, давайте поговорим о самом форуме, его целях, задачах, что он из себя представляет.

– Действительно, это очень крупный общественно-государственный церковный педагогический образовательный форум. Он включает в себя много направлений работы, связанных с церковной жизнью в России, в епархиях Русской Православной Церкви, в том числе с той миссией, которую Церковь несет в обществе, взаимодействуя с органами государственной власти, с общественными организациями, со всеми теми людьми, кто готов созидать в нашей стране духовно-нравственное благо наших граждан.

В этом году это уже XXVI образовательные чтения, форум за 26 лет действительно вырос, он стал международным: в нем участвуют люди, приезжающие из-за рубежа, несущие свое служение за пределами нашего Отечества. Это люди, привносящие в жизнь российского общества хорошие, добрые идеи, которые можно осуществить, опираясь на традиционные христианские ценности.

Каждое чтение имеет определенную тему, и это всегда очень глубокие темы. Их невозможно разобрать даже за год. Это темы не только исторические. Предыдущие XXV образовательные Рождественские чтения как раз были связаны с уроками истории: мы вспоминали события столетней давности. И, собственно говоря, тема предыдущих Рождественских чтений до сих пор актуальна: 2017 год еще не закончен, и во многом эта тема «Уроки истории» по-прежнему является актуальной и для образовательного сообщества, и для людей, которые несут свое служение на каких-то общественных началах. Эти темы актуальны и для государственной власти.

Поэтому нельзя сказать, что возможно как-то исчерпать ту тему, которая предлагается даже в этом году. Более того, к нравственным ценностям мы возвращаемся, так или иначе, и разговор о нравственности, о морали в нашем обществе – это разговор, который, наверно, измеряет наше сегодняшнее духовное состояние. Нам необходимо возвращаться к разговору о духовных и нравственных ценностях, потому что мы сверяем их с тем историческим традиционным духовным наследием, которое передается из поколения в поколение и которое для народа по большей части является определяющим в отношении его будущего.

Нельзя сказать, что то, чем жили наши предки, то, что они созидали вокруг себя, опираясь на те нравственные ценности, которые носили в своем сердце, в своей душе, – неактуально сейчас для нас. Люди отказывались от тех нравственных и духовных ценностей сто лет назад, и это в том числе разговор о том, к чему это привело, как нам преодолеть ошибки наших предков, чтобы наши дети не попали в ту же самую ситуацию, не разрушили то, что будет созидать и созидает их благо, их счастье, их жизнь.

Можно сказать, Рождественские чтения, так как они затрагивают не только образовательную сферу, включают в себя и людей, несущих социальное служение, и людей, являющихся военными, и людей, занимающихся культурой и искусством. Рождественские чтения также имеют определенное направление работы, которое связано со средствами массовой информации, с медиа- и масскультурой. Рождественские чтения показывают, что Русская Православная Церковь открыта к диалогу и к созидательному творчеству. Это очень важно, потому что когда сердца людей открыты друг к другу, когда люди готовы слушать друг друга, готовы что-то делать вместе, тогда мы можем надеяться на исполнение заповеди Божией, лежащей в основе счастья человека.

Мне кажется, что эта работа сейчас, спустя двадцать шесть лет, действительно поставлена очень серьезно, профессионально. Для нашей епархии, и вообще для нашей области, очень важно, что в этом году региональный этап Рождественских чтений предваряется муниципальным этапом. Проходят встречи педагогов, людей, которые занимают начальственные должности в образовании, людей, которые возглавляют муниципалитеты, представителей государственной власти. Встречаемся именно в муниципалитете, обсуждаем те темы, которые будут актуальны на финальном этапе Международных Рождественских чтений. И мы находим людей, которые уже сейчас совершают какое-то доброе дело, какой-то педагогический подвиг, социальный подвиг. Действительно, необходимо этот подвиг обобщить, и если он уникален, если его возможно перенести в другое место, предложить другим людям, которые также могут загореться каким-то проектом (образовательным, социальным, миссионерским проектом, проектом милосердия), связанным с глубокой исторической миссией Церкви в обществе, способным преобразить нашу жизнь, то, мне кажется, этот опыт обязательно должен быть замечен, обязательно должен быть предложен для всеобщего обозрения.

То есть этап муниципальных Рождественских чтений – это этап встречи разных людей, когда мы друг друга уважаем и предлагаем свое творчество, свои труды принести во благо всего Отечества. Я думаю, этот муниципальный этап будет традиционным в Рождественских чтениях, и люди, принимающие участие в муниципальном этапе, будут услышаны теми, кто приходит на региональный этап, на финальный этап, который проходит в Москве, и это принесет пользу и образованию, и Церкви.

– Действительно, темы и итогов столетия, и духовно-нравственного просвещения – это темы, наверное, вечные. В общем-то, можно каждый год подводить определенные итоги года, и, наверное, это будет очень полезная и нужная вещь. Еще интересно, что, как правило, различные позитивные проекты идут от меньшей единицы к большей: сначала какой-то небольшой приходской этап, потом может быть епархиальный или муниципальный, региональный – и уже федеральный уровень. А здесь как-то немножко наоборот: региональный этап долгое время проходил в Екатеринбургской епархии, а в этом году еще и муниципальный этап. В чем была его принципиальная необходимость? Есть такая жажда этих встреч на муниципальном уровне?

– Дело в том, что сейчас идут проекты духовно-нравственные, образовательные, воспитательные; то есть уже есть проекты, которые действуют. Например, прекрасный проект, связанный с предметной областью «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовных культур народов России»). Этот образовательный проект идет в общеобразовательных учреждениях. Русская Православная Церковь выступает таким партнером, который поддерживает этот проект и всячески способствует его развитию. Сегодня есть определенный опыт у учителей, которые преподают «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях. Этот опыт, этот результат работы действительно необходимо измерить. Измерить в каком смысле? Мы действительно доходим до каких-то целей, выполняем ли мы задачу, которую имеет этот курс в общеобразовательном учреждении, и есть ли какие-то проблемы? Может быть, их надо озвучить.

Когда педагоги собираются вместе, когда собираются люди, от которых зависит благополучие жизни граждан, тогда идет разговор, вырабатывается путь решения тех проблем, которые есть, возникают. Думаю, этот диалог позволяет услышать друг друга. То есть люди обычно выполняют свое дело, посвящают ему время, силы, душой прикипают к нему и иногда просто не видят какой-то помощи, других людей, которые могут им что-то подсказать или буквально скорректировать их работу для еще более лучшего результата.

На сегодняшний момент, если взять, допустим, это направление работы, оно часто обсуждается на Рождественских чтениях, здесь есть определенные проблемы, есть то, чего нам не удается. Нам не всегда удается осуществить правовой выбор тех модулей, которые есть в «Основах религиозных культур и светской этики», родители не всегда могут действительно выбрать то, что хотят. Есть множество разных причин, но все-таки мы движемся вперед, и сейчас очень много сделано для того, чтобы каждый раз, когда наступает новый учебный год, общеобразовательное учреждение могло осуществить выбор (вернее, предложить выбор родителям) модулей курса «Основ религиозных культур и светской этики»...

– А не настоятельно рекомендовать?

– Предложить его именно в той форме, в которой оно было задумано. И более того, мы приезжаем в школу, встречаемся с людьми и видим, что люди готовы идти на этот шаг, сделать все именно для того, чтобы те задачи, которые были поставлены перед этим курсом (а это именно педагогические задачи, именно образовательные), действительно имели свое воплощение. И чтобы то, что задумывалось людьми, которые создавали этот курс в Министерстве образования Российской Федерации, специалистами, которые привлекались для создания этого курса, удалось, требуется соблюсти несколько моментов: выстраивать работу в рамках законодательства, которое буквально проработано для того, чтобы человек действительно получил правильную, точную, выверенную профессиональную информацию. Чтобы развитие этого курса шло во благо не только детям, но в том числе и педагогам.

Потому что авторитет педагога всегда вырастает тогда, когда мы видим, что учитель разбирается во многих вещах. XXI век требует от учителя (педагога) сегодняшнего дня очень многого, нынешнему учителю (педагогу) приходится сталкиваться с теми проблемами, которых не было в XX веке, которых не было ни в 80-е, ни даже в 90-е годы. Рождественские чтения не зря называются образовательными: мы понимаем, что область образования на сегодняшний момент в России – это точка, где могут сходиться спокойно, без какой-то ненависти, жестокости или нетерпимости интересы и государства, и семьи, и общественных организаций, и религиозных организаций. Образование – это та область, которая созидается всегда здоровыми, сильными, профессиональными общественными деятелями.

– В каком-то смысле такое объединяющее начало.

– Думаю, да. Потому что проходит время, школьная жизнь заканчивается, а дальше появляется институт. А институт – это уже выбор профессии. И тогда человек уже сформирован. Может произойти какая-то коррекция его поведения, нравственные ценности могут измениться, но по большей части все, что заложено еще в детском саду, сопровождает человека до конца его дней. Поэтому очень важно не пропустить этот период в жизни и действительно всем взрослым потрудиться для того, чтобы нашим детям было действительно легче жить. Потому что сейчас мы живем в век головокружительных технологий, иногда не справляемся с таким техническим бегом, но наши дети будут жить в еще более сложных условиях, в другом мире. И будущее человечества, будущее России, будущее тех людей, которые будут жить в том или другом муниципалитете, в том или другом регионе, мы должны понимать, связано с тем, что мы делаем сейчас. Это значит, что мы вкладываем в то, что может сработать, что может спасти, что может послужить развитием, каким-то подспорьем в будущем для наших детей.

Поэтому эту работу надо делать всегда, но сейчас, в XXI веке, мы действительно переосмысливаем очень многое. Спустя сто лет после тех двух русских революций, которые буквально перевернули историю нашего государства, мы сейчас их видим уже по-другому, по-другому видим людей, которые творили эту революцию.

– Вопрос телезрительницы из города Арзамас: «Я – воспитатель оздоровительного детского центра. Мне просто хочется пожелать всем педагогам в образовании не бояться вести пропаганду нашей веры, пропаганду именно духовных законов, но не духовных традиций. Да, мне очень нравится слово «традиции», но пора бы уже говорить о законах, которые незыблемы для любой религии. У нас по Конституции свобода слова, свобода вероисповедания. Сколько бы ни запрещали говорить о духовных законах из-за того, что Церковь отделена от государства, но свободу слова никто не запретит.

Многие педагоги боятся говорить о духовных законах. Но не надо бояться, нужно приводить примеры из жизни, нужно действительно воспитывать детей. Например, гендерное воспитание: нельзя назначать девочек командирами отряда (например, в лагерях), потому что это мужская должность. И вот на таких примерах именно говорить о законах духовных. Или, например: «не рой другому яму – сам в нее попадешь»; «кто обзывается, тот сам так называется». Хочу пожелать педагогам: пожалуйста, не бойтесь, никто вас не тронет, и Господь нас, педагогов, кто с любовью работает с детьми, а не с бумажками, защитит. Наши завучи, директора наших детских учреждений думают только о своем, как говорится, тепленьком месте. А мы, педагоги, действительно думаем о нашем будущем. Батюшка, спасибо большое. Всего вам доброго!»

Дай Бог, чтобы у преподавателей, воспитателей находились силы для того, чтобы детям об этом говорить.

– Это действительно очень правильно: не бояться. Не бояться делать то, что работает во благо наших детей. Ребенку действительно надо объяснить, откуда появляются эти нравственные ценности, как они живут в человеке, как совершают свою работу. Это действительно связано с определенными духовными, нравственными законами, которые в очень важном смысле не отменяют усилий людей в отношении творчества, но есть такие ситуации, где ни в коем случае нельзя перейти определенную черту. Если человек совершает какой-то поступок, попирая нравственные, духовные ценности, то итогом будет еще одно страдание. И, может быть, страдание не одного человека, а многих людей.

Нам действительно очень важно понять, насколько мы уже устали за XX век совершать какие-то фантастические трюки со своей культурой, со своей духовной культурой. Мы не просто ее пытаемся попирать... Допустим, сейчас люди совсем по-другому относятся к людям верующим, чем в XX веке. Но здесь необходимо хорошо разбираться в том, что касается вопросов и духовной, и нравственной культуры, и духовно-нравственного образования. Век XXI – это век головокружительных технологий, но мы не должны забывать о том, что все эти технологии будут идти во вред, если у человека не будет доброго сердца и светлых, чистых намерений совершать какое-то благо ради своих ближних. Есть люди, которым, может быть, что-то непонятно, неизвестно; мы должны иметь в виду, что сейчас множество возможностей получить духовное образование, получить какую-то информацию, по-другому заставляющую нас смотреть на ту ситуацию, которая была в нашей жизни или в жизни людей, живших до нас.

Мы сейчас имеем возможность исследовать весь накопленный опыт достаточно свободно, без всякого страха; опыт, накопленный за много-много поколений людей, которые были верными в своей любви, своем деле, милосердии, оставались верными своим идеалам, духовным ценностям. Мы не должны забывать, что прошли очень длинный путь, и не должны отказываться от всего того духовного наследия, которое смогли все-таки сохранить к нашему сегодняшнему времени, потому что без этого не будет нашего будущего. Без того опыта, который накоплен нашими предками (в конце концов, нашими святыми), нам просто не построить будущее нашего Отечества.

– Часто психологи говорят, что дети в большинстве своем вольно или невольно перенимают поведение родителей: что они говорят, как действуют, как себя ведут, как смотрят на мир и окружающие вещи. И, наверное, у каждого из нас есть те люди, чье поведение мы вольно или невольно копируем. Иногда, бывает, это святые люди, подражать подвигу которых мы стараемся. Екатеринбург – это город, где была убита святая царская семья, и в Екатеринбурге совершенно особо, с трепетом относятся к царской чете, к святым царственным страстотерпцам. В середине октября, на Покров, обществу был представлен новый проект, рассказывающий о святой царской семье, сайт http://царская-семья.рф/ Расскажите об этом проекте и его значении.

– Это действительно информационный проект, из которого убрали какие-то интерпретации, мнения; остались только исторические личности, для нас святые, – царская семья: император Николай II, его супруга Александра Федоровна, дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, цесаревич Алексий. О них рассказывается в их дневниках, в воспоминаниях конкретных людей. Мы можем пройтись по страницам этого интернет-портала и посмотреть, какими они были людьми. Причем посмотреть, действительно обратив свое внимание именно на конкретные документы.

Для нас очень важно сейчас по-новому взглянуть на тех людей, которые явились знаковыми людьми не только истории, но и эпохи. Это всегда очень полезно и важно. Потому что если Господь Бог Своим Промыслом, Своей властью, Своей любовью выделяет какого-то человека или каких-то людей в нашей среде и указует на них Своею благодатью, то для нас знание о их жизни, то, чем они жили, какие духовные ценности носили в своем сердце, очень важно. Потому что если мы не поймем их, если нам не будет понятна их жизнь, то та трагедия, которая произошла при их жизни (имеется в виду трагедия, когда разрушалась империя), может повториться; может быть, в каком-то другом варианте, но повторится при нашей жизни, при жизни наших детей. Если мы не узнаем себя в тех исторических событиях, если  не сопоставим нашу жизнь с теми уроками, которые мы имеем сейчас по этому периоду жизни этих святых людей, то, возможно, у нас может не получиться построить для себя или для своих потомков что-то действительно хорошее, доброе, вечное.

Мне кажется, несмотря на то что сейчас мы имеем возможность смотреть в архивы, обращать внимание на исторические документы, наш XXI век – это век в том числе и фальсификации. То есть когда на самом деле людей не интересует истинная жизнь человека, а интересует, что можно сделать с этой жизнью, как можно ее представить, как можно ее интерпретировать. Такое своеобразное лукавство: вроде бы мы стремимся к правде, справедливости, но почему-то выбираем совсем другую дорогу. Берем исторические факты и ими жонглируем как в цирке. Берем какого-то человека, буквально перефразировав его жизнь, и для нас уже этот человек не является историческим героем, а какой-то вымышленной личностью.

Нам надо очень осторожно относиться к историческим фактам, к людям, которые жили до нас и претерпевали различные скорби в своей жизни. Нельзя небрежно относиться к своей истории и к истории своего народа.

Тоже интересный момент. Совсем недавно, когда мы обсуждали тему царской семьи на муниципальном этапе Рождественских чтений в одном из муниципалитетов нашей области, обратили внимание, что в Европе, несмотря на плюрализм мнений, который там существует, свободу, нельзя так просто оскорблять людей, связанных с историей того или иного европейского государства. Есть своеобразное как бы умение молчать, не говорить о тех темах, которые вызывают некоторый негатив в дискуссии или в полемике между людьми. Люди, живущие во Франции или Англии, как бы они ни относились к своей истории (а в их истории были разные исторические деятели, действительно и нравственные, и безнравственные), считают, что это историческое прошлое и что лучше к нему относиться с огромным уважением. Потому что и ты когда-нибудь тоже войдешь в число этого исторического ряда. И неизвестно еще, кому легче будет оправдаться перед потомками: тем людям, которые жили в средневековье, людям XX века с его страшными войнами или людям XXI века с головокружительными технологиями, но с беспрецедентными случаями безнравственных поступков.

– Я предлагаю посмотреть презентационный ролик проекта/царская-семья.рф/. Лучше не только рассказывать о нем, но и посмотреть, чему он посвящен, о чем ведает посетителям.

(Показ видеоролика.)

– Стоит отметить, что сайт царская-семья.рф – это целый информационно-просветительский проект. Так, на улицах Екатеринбурга размещены плакаты с цитатами царственной четы. И есть ролики на городских телевизионных экранах.

Отец Андрей, как Вы считаете, рассказ о том, какой была святая царская семья и какие были у нее ценности, – эта цель просвещения достигается ли таким способом? И вообще достигаема ли она?

– Знаете, размышляя об этом проекте, я пришел к мысли: если бы каждый урок образовательного проекта «Основы православной культуры», который идет в общеобразовательных школах, можно было снабдить цитатами членов царской семьи о жизни (как они воспринимали жизнь, как видели милосердие, как видели любовь к Родине, что под этим понимали), то одного этого источника было бы достаточно, чтобы получился очень интересный и глубокий сопроводительный модуль. Когда наследием одной семьи можно было бы снабдить разговор обо всей христианской православной культуре.

Это очень удивительная семья. Если начать читать их дневники или, допустим, то, что Александра Федоровна для себя лично выписывала из различных книг, которые читала, как она воспринимала жизнь, что считала важным, что неважным в этой жизни, – уже можно сказать, что это люди, которые жили настоящей духовной и нравственной жизнью. И они делали это абсолютно не для того, чтобы потом потомки это все прочитали.

Это сейчас, допустим, пишут люди какие-то сообщения в Интернете, ведут блог и думают о том, чтобы это прочитало как можно больше людей. Вот у царской семьи этого не было – они писали  для себя. И это означало только одно: их внутренняя жизнь была очень глубокой, очень полной. Они уделяли внимание тому, что есть в их душе, понимая и осознавая, кем они являются, какую миссию совершают в жизни людей, всеми силами старались как можно больше помогать тем, кто был рядом с ними. Вне зависимости от того, в какой период мы берем историю их жизни: когда император Николай II был самодержцем Всероссийским или в последний год его жизни, когда он находился в заключении.

Этот проект, думаю, достигнет сердец тех людей, которые эту тему действительно не будут бояться открывать для себя. Потому что в бешеном потоке информации, который буквально поглощает нас, не так много того, что нас может созидать и что может быть полезным не только для нашего ума, но и для сердца. Царская семья – это действительно очень важные люди для XXI века. Если мы не побоимся открыть их для себя, то получим огромную пользу.

– Нашим зрителям еще раз напомним, что сайт называется царская-семья.рф; заходите и приобщитесь к жизни святых царственных страстотерпцев, к их житию.

Небольшое объявление под конец программы: в пятницу, 27 октября, в Екатеринбурге в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской епархии состоится встреча с архимандритом Ефремом, игуменом Ватопедской обители. Начало встречи в 19 часов. Духовно-просветительский центр Екатеринбургской епархии находится по адресу: ул.Репина, 6 а.

Отец Ефрем не в первый раз уже приезжает в Екатеринбург, прошлые его встречи были интересными, полезными, собирали большое число зрителей. Поэтому для тех, кто посетить ее не сможет (все-таки канал «Союз» вещает не только в Екатеринбурге, но во многих городах России), отмечу, что мы планируем вести прямую трансляцию этой встречи, начало которой по московскому времени соответственно в 17 часов. По местному, екатеринбургскому времени встреча начнется в 19 часов.

Отец Андрей, благодарю Вас за эту беседу. Спасибо за то, что пришли в студию, что в плотном графике нашли время для общения и с нами, и со зрителями.

– Спасибо большое. Бог в помощь! Господь да сохранит нас от всякого зла.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать