Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

9 мая 2024 г.

Владыка, Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Очень приятно наконец приветствовать друг друга этим жизнеутверждающим пасхальным приветствием, потому что оно несет в себе заряд духовной бодрости, оптимизма и является источником силы, нас преображающей.

Практически каждый год я ловлю себя на мысли, что победа в Великой Отечественной войне пришлась на пасхальное время не случайно. Скажите, а не померкла ли та наша борьба с фашизмом, нацизмом в современных реалиях?

– Ценность любой вещи, любого явления всегда относительна, поэтому можно говорить о ценности чего-либо в каком-то малом, локальном, что ли, измерении, а можно и в глобальном масштабе.

В годы Великой Отечественной войны наш народ не просто встал на защиту нашего Отечества перед внешним врагом фашистской Германией, но он бросил вызов фашизму как идеологии, которая, как раковая опухоль, стала распространяться по земле. Правильно ли это было? Конечно. Нашу русскую цивилизацию, русскую культуру, в том числе культуру духовную, да и весь мир нужно было защищать от этой страшной чумы, поэтому многонациональный народ Советского Союза и наши союзники бросили вызов этому страшному врагу.

Победа, одержанная в 1945 году, действительно пришлась на дни, когда весь христианский мир праздновал Христову победу над грехом и смертью Светлое Христово Воскресение, тем более что тогда праздник Пасхи совпал с днем памяти святого великомученика Георгия Победоносца, а такое совпадение бывает очень редко.

В том, что такое совпадение произошло именно в победном году, верующие люди увидели глубокое действие Промысла Божия, поэтому в День Победы наш народ усердно молился и великомученику Георгию, которому он молился о даровании победы на протяжении всей войны, и Тому, Кто является источником всякой победы, Господу нашему Иисусу Христу.

Казалось бы, мы должны радоваться этому, это должно быть для нас источником оптимизма, но я уже говорил, что есть какие-то победы относительные, а есть победы фундаментальные, что ли. Что я имею в виду? Я часто вспоминаю, и мы об этом говорили в одной из наших предыдущих передач, об одном случае, который запал мне в душу, когда я еще был студентом, и воспоминания о нем я пронес через всю свою жизнь.

Как-то я ехал на электричке в Москву из Сергиева Посада, тогда называвшегося Загорском, где я учился в духовной семинарии. Напротив меня сидели две женщины, возвращавшиеся с дачи. Одна женщина была дачницей с многолетним опытом, а другая была начинающей дачницей, которой только в прошлом году предоставили целинный земельный участок, и она подняла эту целину и пыталась что-то выращивать на грядках.

У этих женщин были совершенно разные взгляды на дачу. Начинающая дачница сказала: «Как же я устала! Каждое воскресенье езжу на эту дачу и вижу, что все мои грядки заросли бурьяном, сорняками. Начинаю все тщательно пропалывать... Через неделю все мои грядки снова оказываются заросшими тем же бурьяном. Я в очередной раз их пропалываю, но через неделю все повторяется. Почему же так происходит? Какой в этом смысл?»

Другая дачница ей говорит: «А у меня на даче идеальный порядок, и все, что я посажу, вырастает. Иногда появляется какой-то сорнячок, и я его сразу удаляю». Начинающая дачница в недоумении попросила ее поделиться своими секретами, и та ответила: «У меня дача уже более 20 лет. Вначале я не поднималась с колен, пропалывая эти свои грядки. Только начинал пробиваться какой-то сорняк, я не только срывала его верхушку, но старалась вырвать с корнем. Но иногда корешок все же обрывался и потом давал побег, и я снова пыталась его выкорчевать. Год от года мой участок становился все более и более чистым, свободным от сорняков. Теперь мне остается только поддерживать его в таком добром состоянии».

Тогда я подумал, что женщины описали ситуацию, очень похожую на нашу исповедь. Вот приходит верующий человек на исповедь, кается в своих грехах и думает, что он покаялся, что в его духовной жизни как бы можно поставить точку, придать ей некое завершение.

На самом деле он снял только первый слой, под которым открывается слой более глубокий, на который он раньше не обращал внимания и даже не подозревал, что в его духовной жизни присутствуют такие изъяны. Человек уже обращает внимание на эти изъяны и очищает душу от этого глубоко затаившегося греха и страстей, и постепенно на последующих исповедях душа его очищается.

Все это можно отнести к теме, о которой мы сегодня говорим. Фашизм это несомненное зло. Наш народ, да и не только наш, восстал против фашизма, и фашистская Германия была побеждена как государство, как некая структура, которая взяла  фашизм в качестве знамени.

Но неправильно считать, что фашизм был изобретен Гитлером благодаря каким-то его чисто интеллектуальным исканиям. Это псевдодуховное греховное явление со знаком «минус» появилось как проявление греховности человека, каких-то темных греховных сторон его жизни. С разгромом фашистской Германии фашизм как таковой не был полностью изжит.

В истории было много попыток реформировать человеческое общество путем каких-то  революционных переустройств. Западноевропейские просветители считали, что источником бедствий для общества является незнание людьми многих вещей и что если всех людей просветить, научить, если все люди станут грамотными, то на нашей до того грешной земле настанет Царство Божие.

Теперь люди образованные, но стало ли меньше проблем? Отнюдь. Их стало даже больше. Кто-то прибег к более радикальным приемам и решил: «Вся причина в царской власти или во власти Временного правительства. Свергнем это правительство, и у нас будет коммунистическое царство правды, добра и мира».

Старый мир сломали, разрушили до основания, а счастливого мира не построили, и проблемы как были, так и остались. То есть с изменением государственного строя, какого-то внешнего устройства общества, с принятием или отменой тех или иных законов можно достигнуть только каких-то временных целей, но на глобальном уровне эти цели не достигаются до тех пор, пока человек не поймет, что источником как великого блага, так и великого зла является он сам.

Господь создал человека свободным, богоподобным, и человек является источником и благ, и нестроений. Если человек вписывается в Богом зданный прекрасный мир, то все хорошо. Если он выпадает из этого мира, то все становится плохо. Достижение блага возможно только через обожение человека, когда он преисполняется благодатью Духа Святого и уподобляется Богу через причастие этой Божественной благодати.

Если каждый отдельный человек и все человечество в целом придет в это состояние обожения, то мир станет совершенно иным. Это понимал наш русский философ, славянофил начала ХХ века Евгений Трубецкой. Когда в 1914 году началась Первая мировая война, он правильно сформулировал духовную проблему, с которой столкнулось человечество.

Он увидел, что виновником всего является не кайзеровская Германия, не какие-то политические силы, которые оказались в такой конфигурации, что им было выгодно развязать эту войну. На самом деле причины лежат более глубоко, а значит, и справиться с этим негативом можно только на более глубоком уровне.

Евгений Трубецкой говорил, что тогда, в 1914 году, мир стоял на распутье, он был перед выбором, каким ему быть завтра храмом Божиим или зверинцем, будут в этом мире господствовать законы правды Божией или законы, как он выразился, зоологизма, то есть законы джунглей, звериного мира, страстей и пороков. И сейчас, когда мы говорим о каком-то оздоровлении нашего общества, это пока маленький участочек пройденного пути, и чем он завершится неизвестно.

На примере одного из томских храмов я наблюдаю картину, как в храм, к великому сожалению, нередко привозят на отпевание погибших воинов, а людей в храме больше не становится. О каком же оздоровлении общества может идти речь?

– Но дело ведь не в количестве, а в качестве. Скажем, в Греции, в стране, в которой православие является государственной религией, уже в этом году парламентом рассматривался закон об однополых браках, при этом в дни праздников храмы переполнены православным народом. Да, были выступления против этого закона, но они очень незначительные.

Когда же среди населения проводили опрос о том, как люди относятся к этому закону, оказалось, что большинству на него наплевать, он им безразличен, и это показывает степень глубины их веры. Так что дело тут совсем не в количестве. Количество может быть большое, а качество веры совсем низкое. И, наоборот, количество может быть небольшим, а вот качество может быть высоким. Христос сказал: не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.

А что касается оздоровления нашего общества, то я с Вами отчасти согласен, но я вижу ситуацию, о которой Вы сказали, чуть менее радикальной. Сейчас различные статистические организации проводят опросы населения, и оказывается, что более 80% населения нашей страны называют себя религиозными, верующими, причем львиная доля этих верующих называют себя православными.

А если мы внимательно посмотрим, многие ли из этих людей регулярно посещают храм Божий и живут церковной жизнью, то получается совсем ничтожное число. На первой неделе Великого поста в храмах читался Канон преподобного Андрея Критского, но людей было совсем немного, причем далеко не все из тех, кто регулярно ходит на воскресные службы, были в храме, и не потому, что это были рабочие дни, люди работали или учились, а потому, что их духовная жизнь еще не настолько зрелая, чтобы они понимали всю важность этой службы.

Некоторые люди посещают храм только по большим праздникам, кто-то бывает в храме только два раза в году на Рождество и на Пасху, и есть люди, которые удосуживаются зайти в храм не на каждую Пасху. Все-таки я бы не так радикально судил об этом, потому что само посещение храма не является единственным показателем. Здесь есть и много других показателей.

Сейчас на уровне закона и государственной политики принимаются акты, направленные на защиту традиционных ценностей, по сути, ценностей христианских, в то время как в Западной Европе многие подобные христианские ценности ниспровергаются и вместо них в качестве обманки сообществу навязывается совершенно другое, просто дьявольское устроение мира.

Если опросить абсолютное большинство людей в нашей стране, задать им вопрос: «Вы за традиционные ценности или против них?» – то почти все скажут: «Конечно, мы за них». Но если сформулировать этот вопрос более глубоко, то большинство людей безразличны ко всему этому.

Человека намного больше интересует, есть ли у него комфортабельное жилье со всеми удобствами, хорошая у него машина или ее приходится каждый день ремонтировать, потому что она разваливается на части, есть ли у него сегодня в холодильнике кусок мяса. Именно это важно для человека, а мы понимаем, что все это вторично.

Когда мы преодолеваем какую-то проблему, мы неизбежно ждем ее снова, потому что она не связана с полным преображением общества. Несмотря на то что духовная проблема нашего общества была сформулирована князем Евгением Трубецким еще в 1914 году, человечество окончательно свой выбор еще не сделало, оно еще мечется, не зная, к какому лагерю примкнуть, как те бедные греки или болгары, которые вступили в этот Европейский союз и оказались как бы в лодке, которая сама идет к адскому дну и тянет за собой других.

Где-то этот выбор сделан однозначно в пользу не храма, а джунглей, несмотря на то что Боррель сказал, что Западная Европа – это цветущий сад, а на самом деле там именно джунгли, и сегодня там насаждаются дьявольские законы и, по сути, строится Вавилонская башня...

Кто-то вроде бы сделал выбор в пользу добра, но пока это очень слабенький, очень локальный выбор, и мы еще далеки от того, чтобы превратить наш мир в храм Божий. Пока еще даже не задан вектор нашего движения к тому, чтобы мир стал храмом.

Да, мы пытаемся решать какие-то проблемы, мы видим, что у нас сложная демографическая ситуация, одна из причин которой разрушение семейных ценностей, поэтому мы говорим, что традиционные ценности помогают улучшить эту демографическую ситуацию, но это всего лишь некие подпорочки к падающему забору.

Нужно фундаментально решать этот вопрос, и всему нашему обществу необходимо взять курс на то, чтобы общество стало храмом Божиим. Этот вектор выбрали наши предки, которые строили государство не просто как какое-то политическое образование, а как Русь Святую.

Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. После еще продолжающейся Светлой седмицы грядет второе воскресение по Пасхе, и в этот день Церковь отмечает так называемое Фомино воскресенье, или Антипасху. Расскажите, пожалуйста, об этом дне, об этом празднике более подробно.

– Почему это воскресенье называют Антипасхой? Казалось бы, в сознании современного человека Антипасха должна восприниматься как нечто диаметрально противоположное Пасхе, а на самом деле это некое обновление Пасхи. Светлое Христово Воскресение – это праздник, который имеет животворящую, преображающую силу, и в этой преображающей силе Воскресения Христова нуждается каждый человек.

Если отдельные праздники мы переживаем один раз в году и этого оказывается достаточно, то опыт Церкви подсказывает, что переживать радость Воскресения Христова и приобщаться к его животворящей силе нужно чаще, поэтому каждый седьмой день недели мы снова и снова обновляем в себе эту пасхальную радость и снова обращаемся к Воскресению Христову.

Это второе воскресенье после Пасхи имеет еще одно название Фомино воскресенье, потому что во всех храмах читается Евангелие, повествующее об одном из явлений Воскресшего Христа Спасителя Своим ученикам. Явлений Господа Воскресшего было очень много. Он являлся и Пресвятой Богородице, и женам-мироносицам, и Марии Магдалине, и Петру, и Он являлся не только каким-то отдельным людям или группе людей, но и достаточно большому количеству людей, в том числе и всем Своим ученикам.

Одно из таких явлений было в первый пасхальный вечер. Когда жены-мироносицы пришли ко гробу, Господь уже воскрес, Он уже являлся кому-то в тот день, и среди апостолов было недоумение. Кто-то говорил, что гроб пуст, кто-то говорил, что они видели Христа живым. И вот апостолы собрались все вместе за плотно закрытыми дверями. Не было только одного апостола Фомы.

И Господь явился апостолам, и, пообщавшись с Ним, они преисполнились особой духовной силы, духовной радости. Когда же пришел и Фома, апостолы стали наперебой говорить ему, что Учитель жив, что Он воскрес, и Фома произнес дерзновенную фразу: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

Прошло еще семь дней, и как раз в воскресенье, следующее за пасхальным, апостолы снова собрались вместе, на этот раз с ними был и Фома, и Господь снова явился им. И, конечно же, первое слово Господа было обращено к Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои и не будь неверующим, но верующим.

И Фома, осязав раны Христа Спасителя, воскликнул, преисполнившись не только глубокой веры, но и чувства соприкосновения с преображающей силой Воскресения Христова: Господь мой и Бог мой! В память об этом событии Церковь назвала это воскресенье Фоминым.

Причем, несмотря на то что Фома проявил какое-то неверие, недоверие, сомнение, Церковь не только не порицает такое его отношение, но в одном из своих песнопений она называет его неверие добрым: «О, доброе неверие Фомино!» Ведь Фома не просто воспринял на веру какие-то истины, он пытался созреть для этого и, выносив в себе истину Воскресения Христова, приобщиться к ней.

Каждому верующему человеку Церковь рекомендует не просто веровать своим умом, но выстраивать жизнь свою по вере, и тогда происходит соприкосновение человека с Господом, прикосновение его к миру духовному, и человек уже имеет не какую-то отвлеченную теоретическую веру, а опыт богопознания. Именно к такому опыту богопознания Церковь и возводит каждого человека.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Почему Бог в библейские времена избрал Своим народом именно евреев? Наверняка изначально ни Адам, ни Ева не имели национальности. Или все-таки считается, что они были евреями?»

Господь избирает евреев не потому, что они евреи, и делает Свой выбор не потому, что какой-то народ имеет свои национальные особенности. В каждую определенную эпоху Господь усматривает тех людей, которые могут быть вестниками Его воли, глашатаями Его заповедей, носителями Его богооткровенной истины.

Господь избирает Своих пророков, святых. Иногда эти люди разных национальностей, разных культур, традиций. Когда нужно было призвать на служение целый народ, целый этнос, Господь смотрел, кто в тот момент был к этому более способным, и давал комментарии, почему Он избрал именно этот народ.

К сожалению, кому-то эти комментарии могли показаться не особо лестными, но Господь, обращаясь к этим людям, говорил: «Я избрал вас не потому, что вы самые лучшие, самые идеальные, самые преданные, самые благочестивые. Я хотел явить людям земли Свою силу, Свою славу и для этого избрал самых немощных, ничтожных, униженных».

Когда Господь избирает евреев? Еще раньше Он усмотрел праведника Авраама из-за особой его ревности к Богу. Потом этот народ, произошедший от Авраама, оказался в египетском рабстве. Рабов, бесправных, униженных, изможденных, вывел из Египта Моисей. Сорок лет водил Моисей еврейский народ по пустыне, и именно там, на Синайской горе, этот самый немощный народ получил закон от Бога, и через смиренных и немощных Господь явил Свою силу.

И когда Господь доверяет кому-то какое-то служение, это не только и даже не столько повод задирать нос, сколько повод задуматься о той ответственности, которая на нем лежит. Часто русский народ называли, а иногда он и сам себя называл народом-богоносцем.

Сейчас мы иногда гордимся тем, что мы впереди планеты всей, что мы отстаиваем традиционные духовно-нравственные ценности и что Православная Церковь, которая сохранила православное христианское учение во всей его чистоте, самая большая у нас, в России.

Но повод ли это гордиться тем, что мы русские, что мы за традиционные ценности и весь мир, который недоволен либеральными тенденциями, набирающими обороты на Западе, с упованием смотрит на нас? Нет. Это большая ответственность, которую мы несем перед Богом. В наше время мы оказались на передовой в противостоянии со злом, но и это не повод задирать нос.

– «В Пасхальном каноне есть выражение ‟пиво пием новоеˮ. Скажите, здесь речь идет действительно о пенном напитке или имеется в виду что-то другое? Просто если вино Церковью регламентируется, то про пиво я больше не встречал упоминаний».

– Если мы откроем церковнославянский словарь, то увидим, что словом «пиво» можно называть любой напиток. То есть «пиво» – это питие. Если посмотреть греческий текст этого канона (а ведь он был составлен на греческом языке), то там повторяется слово «пома», которое означает «напиток», «питие». То есть выражение «пиво пием новое» означает «мы пьем новое питие».

Вот был Ветхий Завет, когда духовное питие, то есть откровения, истины, которые давал нам Господь, были ветхими, а теперь мы пьем новое питие, новые струи благодати Духа Святого.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 21 мая: 03:00
  • Четверг, 23 мая: 12:30
  • Воскресенье, 26 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать