Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

25 апреля 2024 г.

Владыка, завтра, 26 апреля, в нашей стране в очередной раз будет вспоминаться трагедия на Чернобыльской АЭС, поэтому давайте сегодня поговорим о так называемой радиационной угрозе. Вы наверняка помните то время, когда все это случилось. Как Вы узнали об этой трагедии?

Мы узнали об этом не сразу, а на второй или на третий день, и узнали из средств массовой информации. Тогда Интернета не было, и вся информация выдавалась по частям, дозированно, когда это уже стало общеизвестно, общедоступно, насколько можно говорить о полноте той информации, которую мы получали.

Я бы не сказал, что люди были шокированы этим известием, но все очень переживали, потому что это действительно была трагедия, которой мир до этого не знал, если не брать в расчет какие-то ядерные взрывы, совершенные в контексте войны, в частности нанесение ядерного удара по японским городам Хиросима и Нагасаки на завершающем этапе Второй мировой войны. Взрыв на Чернобыльской АЭС по своей мощности был сопоставим с теми взрывами.

Конечно, эта трагедия заставила многих задуматься, безопасен ли тот прогресс или его достижения, которыми мы пользуемся как благами. Я помню, что в то время везде на домах, на площадях были лозунги: «Атом в мирных целях», «Поставим атом на службу человеку» и так далее. Но после аварии на Чернобыльской АЭС люди задумались, действительно ли все это безопасно.

С другой стороны, как было всегда в истории нашего государства и нашего народа, эта общая беда, общая трагедия сблизила, сплотила всех. Отправляясь в Чернобыль, люди в едином порыве готовы были подставить плечо, чтобы помочь преодолеть эту трагедию последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС, свести их к минимуму ценой своего здоровья, а некоторые даже и ценой своей жизни.

Кто-то делал это, не понимая до конца масштаба угрозы, которой они себя подвергали. Некоторые понимали или догадывались об этом, но, будучи людьми государственными или военными, ответив на призыв Родины, они сознательно делали этот шаг, понимая, что он может им грозить какими-то тяжкими заболеваниями, а может быть, и смертью.

Но были и люди, которые сами проявили инициативу и оказались среди ликвидаторов последствий аварии. Да, люди были самые разные, но эта сплоченность и коллективная готовность к жертве остались в памяти до сих пор, хоть с того времени прошло уже не одно десятилетие.  

– Я с огромным уважением отношусь к тем людям, которые ликвидировали последствия этой аварии. У нас в Томске есть сквер, который так и называется – Чернобыльский, в нем есть часовенка, и каждый год у этой часовенки собираются ликвидаторы, которых, к сожалению, с каждым годом становится все меньше, особенно тех, которые участвовали в сооружении так называемого бетонного саркофага над четвертым аварийным энергоблоком Чернобыльской АЭС.

Скажите, пожалуйста, можно ли таких людей называть мучениками? Ведь болезни, страдания, а зачастую и муки, которые они перенесли, страшно себе представить.

– Я думаю, этот подвиг людей связан не с мученичеством, потому что в церковном понимании мученик – это тот, кто принял страдания за свою веру, за готовность до конца, в том числе и ценой своей жизни, остаться христианином. Что же касается этой добродетели, которая была явлена в ходе ликвидации последствий этой аварии, здесь скорее стоит говорить о жертвенной любви, нежели о мученичестве.

Я уже как бы обрисовал разные категории людей, которые принимали участие в ликвидации последствий этой аварии. Все они по разным мотивам, по разным причинам оказались среди ликвидаторов, тем не менее они проявили и гражданскую позицию с точки зрения светского общества, и подлинную христианскую добродетель, когда, жертвуя собой, спасали других.

Во многих программах мы многократно вспоминали и вспоминаем заповедь Христа Спасителя о любви, когда Он говорит: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. А ведь заповедь о любви возводит человека к Самому Богу, потому что Священное Писание говорит: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Господь возлюбил человека и отдал жизнь Свою за его спасение на Кресте, на Голгофе.

Мы не просто любим человека на расстоянии, ведь любовь – это не какое-то внутреннее благорасположение или добродушное отношение к кому-то, это готовность жертвовать за него. И те люди, которые сознательно рисковали своим здоровьем, своей жизнью, выполнили заповедь Христа о любви во всей ее полноте, а значит, они приблизились к Богу.

В то время многие артисты приезжали туда с концертами, чтобы поддержать дух ликвидаторов этой страшной аварии. Потом многие из них признавались, что они не осознавали той опасности, которая им грозила. Тогда Советский Союз еще не распался, а следовательно, к религии отношение было, скажем так, не очень хорошее. Скажите, есть ли у Вас информация о том, приезжали ли туда священники, чтобы поддержать ликвидаторов?

У меня такой информации нет, но мне кажется, что отношение к религии у народа в те советские времена было даже более благоговейным, чем в настоящее время, потому что сейчас все, что касается религиозной области, стало слишком доступным. Можно, не выходя из дома, посмотреть любую службу, услышать любую проповедь. Если, скажем, время какой-то телепередачи человека не устраивает, он может достать свой гаджет и найти в Интернете ее запись.

Можно зайти на сайт какого-то храма или монастыря и сделать пожертвование, и за тебя поставят свечку, помянут о здравии или упокоении твоих родственников. То есть можно заполучить вообще все, не утруждая себя, и духовная жизнь становится для человека чем-то не очень важным.

Раньше было тяжело приобрести даже молитвослов, не говоря о Евангелии или Библии, это было доступно не каждому священнику, и в основном люди пользовались к тому времени уже малодоступной литературой, изданной еще в царские времена. Сейчас же можно приобрести книги религиозного содержания не только в церковной лавке любого сельского прихода, но, не выходя из своего дома, найти в Интернете любую книгу на любом языке и ознакомиться с ней.

В этом отношении, конечно, все стало более доступно, а значит, и менее ценно. Раньше же, хоть официальная пропаганда и говорила, что нам не по пути с Церковью, что Церковь это уже вчерашний день, некое мракобесие, признак человеческого невежества, но на самом деле большинство людей все равно внутренне относились к Церкви с большим благоговением.

Помню, когда я был еще подростком и ехал, например, в электричке, я доставал из своего портфельчика какой-нибудь журнал Московской Патриархии, богато иллюстрированный фотографиями, и многие люди вокруг меня сразу обращали на него внимание. Они начинали задавать мне вопросы, и чувствовалось, что эта тема их очень интересует.

Что же касается официальной государственной позиции, то, конечно, Церковь была как бы загнана в некое гетто, она не имела возможности в полной мере осуществлять ту миссию, которая ей предоставлена Господом. Деятельность Церкви была ограничена рамками храмового пространства, и духовенство было вынуждено осуществлять свое служение под строгим надзором так называемых уполномоченных по делам религий. В каждом регионе были такие представители государственной власти, и священник иногда даже не мог сказать лишнюю проповедь, все это нужно было согласовывать с ними.

Чернобыльская АЭС даже до аварии была закрытым объектом, поэтому я не думаю, что после аварии туда допустили священников. Хотя наверняка в тех приходах, которые были в том регионе, священники совершали окормление и духовное попечение и о ликвидаторах последствий аварии. И по всей Русской Православной Церкви возносились тогда молитвы о тех, кто погиб во время этой трагедии.

По иронии судьбы в апреле 1993 года произошла радиационная авария на Сибирском химическом комбинате. Но в первую очередь именно на примере Чернобыльской АЭС мы видим, насколько эта энергия разрушительна. А если ее использовать в военных целях, то это вообще уму непостижимо. Скажите, когда в Священном Писании мы читаем о мерзости запустения, может ли здесь идти речь о последствиях какой-то ядерной катастрофы?

– Как правило, мы всегда пытаемся истолковать то или иное место Священного Писания исходя из нашего понимания сегодняшней действительности. Но со временем нам приходится корректировать какие-то подобного рода взгляды. Когда все это наступит, мы поймем, что это то самое и есть, а пока, я думаю, не стоит гадать.

Что же касается опасности ядерного потенциала, то главная здесь опасность не сам ядерный потенциал, а нравственное человеческое устроение. Именно это является главным разрушительным потенциалом. Если нравственность человека в порядке, то все остальное приходит в должное и благообразное состояние.

Что бы мы ни взяли, не только атомную энергию, но и, например, знание, является ли оно благом для человека? Конечно, это благо, если знание досталось хорошему, доброму, порядочному человеку. А если этим знанием обладает мерзавец, то он его использует для того, чтобы лучше, безболезненнее для себя совершать какие-то гнусности, к которым он склонен. Это же можно сказать и об атомной энергии. Здесь тоже все во многом сводится к духовной жизни человека.

Книжники и фарисеи видели причину каких-то нестроений, несчастий, дискомфорта в вещах внешнего порядка, и когда Господь сказал: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека, многие, даже ученики Иисуса Христа, апостолы, удивились.

И Господь объяснил, почему это так: оскверняет человека то, что исходит из него, потому что это исходит из его сердца, и рождается это от того, что человек делает, как мыслит, что совершает. Если сердце человека не совсем чисто, греховно, то оно рождает греховные поступки, и это является источником разрушения не только его внутренней духовной жизни, но и той среды, в которой он живет.

И даже такие аварии, как авария на Чернобыльской АЭС, возникают не на пустом месте; помимо каких-то физических, чисто естественных причин у них есть и причины глубинные. Поэтому самая главная проблема это не опасность тех или иных открытий, которые дает нам современная наука, а духовно-нравственное устроение человечества, на что, как мне кажется, мы должны в первую очередь обращать наше внимание.

На мой взгляд, церковная тема во второй части нашей программы будет отчасти продолжением разговора о нравственности. В ближайшее воскресенье Русская Православная Церковь и весь православный мир будут отмечать великий праздник Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим.

Но лично у меня этот праздник вызывает отчасти противоречивые чувства. С одной стороны, он радостный, ведь приближается Пасха, с другой стороны, те же люди, которые кричали Господу: осанна в вышних, – вскоре начнут кричать: распни, распни Его! И когда я задумываюсь об этом, мне становится немного страшно, ведь я такой же человек, как и они, и, наверное, я мог бы поступить точно так же. А каково Ваше отношение к этому празднику?

У меня такого противоречия нет, и страшно мне не становится, и вот почему. Не так давно ко мне пришел человек и рассказал о своей жизненной ситуации. Он сказал, что разочаровался в некоторых людях, о которых раньше был высокого мнения, на что я ему ответил, что не нужно никем очаровываться, тогда не придется разочаровываться.

В Священном Писании сказано: всяк человек ложь. Человек немощен, он склонен поддаваться какой-то сиюминутной ситуации, подвергаться воздействию толпы, средств массовой информации. В нынешнюю эпоху информационные войны сопоставимы с кровавыми войнами, которые идут на полях сражений, и понятно, что человеческий фактор здесь присутствует.

В этом же празднике человек занимает далеко не первенствующее место. Здесь Господь сознательно восходит на Голгофу, но не для того, чтобы быть там раздавленным, а чтобы выйти оттуда Победителем. И победу эту Он одерживает не для Себя, а для того, чтобы сделать причастниками Своей победы над смертью, над вечным осуждением и тлением всех уверовавших в Него. Он идет на Голгофу для того, чтобы спасти человека.

Когда Христос входит в Иерусалим, люди приветствуют Его, они встречают Его с пальмовыми ветвями в руках. Так когда-то встречали победителей, возвращавшихся с полей сражений. Им вручались эти пальмовые ветви как своего рода награда, как кубок победителям в спортивных соревнованиях. У нас на Руси вместо пальмовых ветвей всегда использовалась верба первое дерево, пробуждающееся после зимы к жизни, проявляющее первые признаки жизни. Этот праздник, по сути, предвестник нашего общего воскресения, духовного возрождения.

Мы сейчас вспоминали чернобыльскую трагедию, которая в этом году приходится на субботу, а это как раз так называемая Лазарева суббота день воскрешения праведного Лазаря, и это воскрешение стало своего рода предвестником Входа Господня в Иерусалим.

Почему же люди так встречали Христа Спасителя? Потому, что накануне, приближаясь к Вифании, где жил друг Господа Лазарь, близкий Спасителю по духу, и две его сестры Марфа и Мария, Господь узнал, что Лазарь тяжело болен. Он пошел туда, но Лазарь уже умер. Христос специально медлил, а Лазарь уже четыре дня лежал в погребальной пещере.

Мы знаем, что на Востоке очень жарко, и за это время тело Лазаря начало разлагаться. Когда Господь пришел к пещере, в которой был погребен Лазарь, Ему сказали об этом. Но Он сказал: верующий в Меня, если и умрет, оживет. Все поняли эти слова Господа лишь в духовном плане, что когда-то произойдет всеобщее воскресение, и решили, что Господь идет ко гробу Лазаря, чтобы оплакать его на месте погребения.

Но Господь повелел отвалить камень, которым был закрыт вход в пещеру, и сказал, обращаясь внутрь пещеры: Лазарь! иди вон. И вдруг жизнь вернулась к Лазарю, и он, четыре дня пробыв мертвецом, покинул свое обиталище, предзнаменуя тем самым всеобщее воскресение, которое ожидает каждого человека.

Но такое всеобщее воскресение возможно благодаря в том числе и Крестной Жертве Христа Спасителя, Его славному воскресению, которое произойдет в Иерусалиме, куда и идет Господь в этот день. Поэтому этот праздник праздник духовного обновления, спасения, всеобщего воскресения.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«В Евангелии мы читаем, что когда Господь крестился в водах Иордана, на Него сошел Святой Дух в виде голубя. А разве до этого Спаситель не имел в Себе благодати Святого Духа?»

– Тайна Святой Троицы такова, что Отец всегда пребывает в Сыне и в Духе Святом, и это нераздельное и неслитное Божество неотделимо одно от другого. И когда говорится, что Дух Святой нисходит на Христа в виде голубя, это совсем не означает, что Его не было со Христом. Скорее всего, это был знак для Иоанна Крестителя, которому было сказано, что на Кого видимым образом снизойдет Дух Святой, Тот и есть Божественный Посланец, Мессия, Спаситель, предсказанный пророками.

Дух Святой сходит на Спасителя именно в виде голубя не потому, что Он имеет некие физические очертания, подобные птице. В Священном Писании многократно говорится о Духе Святом, и особенно поразительные, глубокие слова сказаны о Нем Христом в беседе с Никодимом: Дух дышит, где хочет, и поэтому Дух Святой не ограничен ни пространством, ни временем, ни какими-то телесными формами.

Конечно, схождение на Спасителя Духа Святого в виде голубя, как и глас Бога Отца, было явлено Иоанну Крестителю и другим присутствовавшим на Иордане для того, чтобы открыть явление в мир Самого Христа Спасителя.

Если проанализировать этот момент, то что такое звук человеческого голоса? Чтобы возник звук голоса человека, необходим некий голосовой аппарат, которым снабжен каждый человек. Но Бог есть Дух, и может ли от Духа исходить такой голос? Но для Бога нет ничего невозможного, и людям дано было услышать глас Божий. Тот же, кто был недостоин слышать глас Божий, узнавал волю Божию через глас ослицы.

Из Ветхого Завета мы знаем, что был некий пророк с очень сомнительной репутацией по имени Валаам, решивший нарушить волю Божию. Он сел на свою ослицу и поехал на ней, чтобы совершить не благословленное Богом деяние проклясть ветхозаветный израильский народ в его противостоянии с мовитянами. Господь поставил ангела с мечом на его пути, но Валаам был неспособен его увидеть.

Ослица же увидела ангела и встала как вкопанная. Не понимая, почему ослица не хочет идти дальше, Валаам ударил ее, и она чудесным образом заговорила. У осла, естественно, тоже нет аппарата, который мог бы воспроизводить человеческую речь, но это произошло по снисхождению к человеку.

«Бывают ли подворья у приходских храмов? Или они есть только у монастырей? Может ли монастырь иметь подворье в другой епархии? Если да, то за какого правящего архиерея молятся во время литургии: за того, кто окормляет паству подворья, или за того, который отвечает за главную обитель?»

Ситуации бывают разные. Вообще подворья традиционно размещались у монастырей, но если подворья находятся на территории не той епархии, на которой расположен монастырь, значит, там уже есть церковь и она находится под омофором другого архиерея. Такое подворье может быть открыто только с согласия и благословения епархиального архиерея.

Как посольства в разных странах являются частью того государства, чьи интересы они представляют, так и подворье, по сути, является частью того монастыря, к которому оно относится. Поэтому на этом подворье молитвенно поминаются прежде всего игумен или игуменья монастыря и правящий архиерей. В некоторых монастырях иногда из почтения и уважения возносится молитва и о том архиерее, на территории которого оказалось подворье, хотя канонически оно ему не подчиняется.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 07 мая: 03:00
  • Четверг, 09 мая: 12:30
  • Воскресенье, 12 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать