Беседы с батюшкой. Светлое Христово Воскресение

16 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, известный проповедник и миссионер протоиерей Артемий Владимиров.

– Здравствуйте, батюшка! Христос воскресе!

– Воистину воскрес Христос!

– Благословите наших  телезрителей.

– Да благословит Господь наш пасхальный эфир.

– Удивительно, конечно, что мы с Вами сегодня встретились, это очень приятно для нас. От лица телезрителей хочу поблагодарить, что Вы в Вашем достаточно тяжелом графике нашли время для нас сегодня.

– История разберется, кто от этого больше получил благодать, а для меня это действительно большая радость, потому что иметь возможность обратиться не к десяти, и не к ста, и не к одной тысяче прихожан, а ко всем нашим родным и близким соотечественникам – это действительно пасхальная благодать.

– Я думаю, что с темой все понятно, мы говорим о сегодняшнем празднике Воскресения Христа, о Пасхе. Вопросы в основном будут от наших телезрителей. И первый вопрос – почему праздник называется Пасхой?

– Пасха – такое ласковое, теплое, мягкое слово, но, конечно, иноязычное. Оно соотносится и с древнегреческим, и с древнееврейским языком. На одном означает страдание, на другом – исход, переход Древнего Израиля из Древнего Египта в землю обетованную. И для нас, конечно, праздник наполнен новым непреходящим содержанием: Христос Спаситель Своими крестными страданиями открыл (отверз) нам вход в Божий рай. Господь Сам прошел этим путем, новым и живым, от земли и на небо, с тем чтобы каждый из нас носил в своем сердце благодать Воскресшего из мертвых Спасителя.

– Телезрители спрашивают, в чем отличие еврейской пасхи от нашей? Какова история еврейской пасхи?

– Как Вы помните из курса семинарии (я в свое время преподавал, Вы учились), переход Израиля через Аравийские пустыни к земле обетованной был сопряжен со многими трудностями, опасностями, прежде всего с погоней со стороны фараона и его конницы. И в память об этих тяжелых временах они по уставу, данному Моисеем, вкушали закланного ягненка (пасху) с горькими травами, причем стоя. Это был не шведский стол, это было воспоминание странничества, того скорбного и трудного пути, который для многих окончился там же, в пустыне.

Наша Пасха – Христос. Кстати, дорогие наши телеприхожане, вы знаете, что есть Крестная Пасха – это Великая Пятница, Спаситель страждет на Кресте; и есть Пасха Торжествующая – это восстание Христа из гроба, Светлое Христово Воскресение, день, в который мы с вами сегодня встречаемся.

– Почему Пасха каждый год выпадает на разный день?

– Я думаю, что большинство из наших просвещенных собеседников знают, что праздник Пасхи зависит от луны и солнца, от лунно-солнечного юлианского календаря, и, соответственно, само время нахождения Пасхи, его определения обязательно должно соответствовать трем условиям: первое – это праздник, который всегда попадает на воскресный день; второе – праздник должен иметь место после весеннего равноденствия (полнолуния); и третье – обязательно после иудейской пасхи. К сожалению, католики, давно отпавшие от православного Предания и традиции, иногда празднуют Пасху с иудеями, что ни в коем случае не дозволяется Соборами Вселенской Православной Церкви.

– Да, действительно, так получается. Многие из нас вчера, в Великую Субботу, приходили в храмы и освящали куличи, яйца, которые красили заранее, и это называется «освящать пасхи». Откуда эта традиция возникла? Как сложилось, что появился даже некий церковный обряд и чин в нашей церковной жизни?

– Интересно, что на братской Украине (она всегда останется для нас братской) называют ровно наоборот: композицию из молочной смеси называют куличом, а пасхой называют выпеченные куличи. Но не суть важно. Что касается крашеных яиц, Предание возводит эту традицию к первому столетию, есть две разные версии. Один иудей уверовал, когда, увидев христианина и услышав: «Христос воскресе!», выразил свой скепсис: «А почему я должен этому верить? А вот если яйца в лукошке будут красными, тогда я поверю в Кровь Христову». И стало так. Другая версия: Мария Магдалина преподнесла кесарю Тиверию пасхальное яичко как символ воскресения, и оно было окрашено в красный цвет, цвет Крови Христовой. А что касается русской традиции куличей и пасок, это богатая традиция, и вполне возможно, она уходит корнями куда-то очень далеко. Не будем здесь видеть рудименты язычества...

– Некоторые, кстати, спрашивают: «Не элементы ли это язычества?»

– Думаю, что славяне всегда знали, как печь хлеб, и было много рецептов, но важно, что настоящий кулич являет собой модель Вселенной, космоса. Не путать его с фабричным кексом: ткнешь пальцем, а там торричеллиева пустота. «Природа не терпит пустоты». Моя бабушка (еще дворянского происхождения) пекла тяжелые, увесистые куличи, сдобренные огромным количеством специй (это кардамон, миндаль, лимонная цедра), это было что-то такое весомое, удивительно вкусное, сладкое. Когда посмотришь, как хозяйки покрывают кулич сверху и глазурью, и какими-то цветными мармеладинками, понимаешь, что это обновленная Вселенная. Христос, воскресший из мертвых, обновляет небо и землю. Мы живем в новом историческом ионе, который ознаменован главным событием, вечным по непреходящей силе: смерть попрана, жизнь жительствует, Господь сокрушил власть дьявола, взойдя на Крест и силой Своего Божества загнав падшего духа в тартарары, то есть в самую глубину Тартара.  Наша природа обновлена, мы чаем благодати Святого Духа, которая еще прежде исхода души из тела усердным христианам дарует воскресение души, то есть хождение в силе Духа Божьего.

– Незадолго до эфира я спросил Вас о том, какой была Ваша первая Пасха. Ведь, как известно, Вы пришли к вере в юношестве. Я, например, с детства в Церкви.

– Вам можно только позавидовать.

– А все-таки какой была для Вас первая Пасха? Что Вы почувствовали?

– Наша бабушка в тайне всегда хранила в себе искру Божию. И нужно сказать, что и отроками (я и мой брат-близнец, ставший известным музыкантом; и мой старший брат, который был физиком, аспирантом, а теперь метафизик – духовник Иоанно-Богословского монастыря) бабушка пыталась нас провести в храм иконы «Всех скорбящих Радость»; там был знаменитый регент Матвеев, который помогал нам пройти сквозь кордоны. Не всегда пускали, между прочим, в те брежневские годы. Но помню, что я стоял рядом с клиросом, откуда-то сверху лилось: «Христос воскресе из мертвых... Христос воскресе!» Я размышлял, почему все время нужно повторять это словосочетание, которое тогда мне, пионеру, не говорило ничего ни уму, ни сердцу.

Но вот уже студентом Московского университета филологического факультета я пришел как-то в храм пророка Илии, что в Обыденском переулке, известном благодаря чудотворному образу «Нечаянная Радость», стоял и прислушивался за полчаса до начала пасхальной заутрени к веселому говору и шепоту людей. Люди были одеты в красные, белые и розовые одеяния. И вдруг ко мне подошел алтарник (такой массивный, пожилой, помню даже его имя – Василий): «Хочешь, на крестный ход пойдешь? Хоругвь понесешь?» Я не знал, что такое хоругвь, но как можно не хотеть? Мне тотчас откуда-то передали белый длиннополый стихарь. И когда я облекся в эту удивительную одежду и ждал, как отворятся царские врата и священнослужители запоют «Воскресение Твое, Христе Спасе...», смотря на себя как бы со стороны, как бы с высоты, вдруг почувствовал, что человек не произошел от обезьяны, он не от гиббона, не от шимпанзе (мы предоставляем желающим строить эти версии о своем появлении на свет Божий). Но тогда меня ошеломила мысль, что мы действительно Божьи создания, мы совсем мало чем отличаемся от ангелов. Когда мы завершили этот ночной крестный ход (я нес довольно тяжелую хоругвь, напрягаясь изо всех сил), я уже вошел в храм верующим. И со словами «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», думаю, вера вошла в меня именно в ту пасхальную ночь.

– Если не секрет, какой это был год?

– Скажу Вам достаточно точно: в 1978 году я поступил в университет, а в 1979 году вот так переживал свою первую Пасху, ибо ощущал, что моя душа во мне воскресла.

– А как праздновали этот праздник в те годы советской власти? Достаточно многие, кто жил в то время, рассказывают, что были оцепления, кордоны, могли не пускать в церковь, записывали в специальные списки, чтобы на работе выговор объявить.

– Я думаю, что в Вашей семье (насколько я помню, Ваш отец – батюшка) и в те годы праздновали Пасху во всей полноте, приобщаясь ночью Святых Христовых Таин. Ведь ради чего мы Великим постом держали такой подвиг? Чтобы соединиться со Христом, чтобы сила Воскресшего Христа освятила наш ум, умирила сердце, сделала невесомым тело. Я, конечно, в отроческие годы был далек от этой полноты, для нас уже великим событием было постоять со свечкой где-то вдали от храма, тем паче помню эти руки милиционеров и комсомольцев, помню такие грозные хороводы: не приближайся, остановись, убьет. Как трансформаторная будка, люди тогда были заряжены отрицательным отношением к Церкви.

Для меня Пасха всегда была связана с посещением  ближайших родственников. Моя тетушка была замужем за внуком художника Валентина Серова, и вот на Арбате, на Большой Молчановке была большая квартира, я всегда приходил туда после крестного хода, входил в гостиную залу, где уже ломился стол от пасхальных яств. Эти куличи по старинному рецепту... до сих пор не могу найти таких куличей; может быть, кто-то из телезрителей мне принесет такой бабушкин кулич, я буду просто счастлив, да и сам могу поделиться тем, что Бог послал. И вот я помню картину «Похищение Европы», знаменитый подлинник, их было три версии у Серова. Я смотрел на Европу, Европа смотрела на меня, потом я облизывался, переводил взгляд на кулич, и так мы «общались» с этим великим шедевром русской живописи.

– Очень интересно. Когда я был маленьким,  помню, что  все время спал, никуда от этого не мог деться, а когда уже пошел в первый класс, более-менее помнил, как это было. Я тоже попал за кордон, но только милиционеров, которые, наоборот, охраняли порядок на крестном ходе в 1998 году. Патриарх Алексий II служил в Елоховском соборе, Храм Христа Спасителя был недостроен. Я плакал, мне было так обидно, что в этот момент я не с духовенством, хотя начинал идти вместе со всеми. Я пытался прорваться, но меня останавливали и не пускали.

– Батюшкин сынок? Но поверьте, когда ангел-хранитель каждую Вашу слезку, как драгоценную жемчужинку, принимал на руки,  Боженька уже знал, что через двадцать лет мы будем с Вами вести пасхальный эфир. И это великое утешение за те скорби, которые Вы перенесли нежным отроком.

– Очень многие люди жалуются, что на некоторые большие праздники у нас в больших городах даже металлоискатели стоят при входе в храм. Как правильно к этому относиться?

– Я думаю, относиться нужно с пониманием, особенно в свете недавней трагедии, которую мы все переносим с великим трудом: в Санкт-Петербурге пострадали невинные люди от этих ядовитых «насекомых», сатанистов по существу. И поэтому сегодня, дорогие друзья, во всех местах скопления людей, будь то храм на пасхальной службе или, может быть, какой-то крестный ход общегородского уровня, обязательно должны присутствовать службы безопасности. И мы должны еще сердечно молиться за наших силовиков, потому что, судя по несчастной Европе, совершенно безоружной перед этими всплесками, как огнедышащая лава инфернальной злобы, Россия очень надежно защищена. Хотя вот видите, свершилась эта трагедия, и мы не можем себе простить, что не сумели обезвредить тех, кто по действу вражьей злобы хотел осквернить дни  Великого поста.

– Да, трагедия, мы скорбим и молимся. Самому младшему, насколько я помню по опубликованным спискам, было семнадцать лет.

– Конечно же, Россия особая страна, она живет под знаком вечности. Вспомним ли мы гибель наших артистов Краснознаменного ансамбля или доброго Доктора Лизы – глубоко верится, что все они сегодня с нами празднуют Пасху Христову уже там, где нет ни страданий, ни скорби, ни болезни, ни печали, ни воздыхания, и, конечно, молятся о том, чтобы наша Родина (наверное, единственная, помимо Греции, Сербии, всем миром празднующая Светлое Христово Воскресение), стала оплотом мира и безопасности во всей вселенной.

– Многие говорят, что на Пасху нельзя ходить на кладбище.

– Нет такого дня, когда нельзя было бы ходить на кладбище. Другое дело, что церковный устав выделяет особое время. Это время хорошо знал Сергей Есенин, у него есть цикл замечательных пасхальных лирических стихотворений «Радуница». Радоница – это день, когда мы христосуемся с усопшими, то есть, посещая кладбище, поем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...» И вторник второй седмицы по Пасхе – особый день, когда наши кладбища по традиции заполняются тысячами людей, ведь мы верим в живую связь здравствующих и отошедших в мир иной, верим в то, что они нас видят и слышат и отзываются на наши молитвы, участвуют в нашей жизни. Но сказать, чтобы вход на кладбище был возбранен на Страстной седмице или на саму Пасху, нельзя, потому что смиренные кладбища, которые Русь нам оставила, – это места, где особо глубоко мыслится. Какой-то русский философ сказал, что истинное любомудрие и философия начинаются с могильного камня. На кладбищах отходит все суетное, бренное,  поэтому будем помнить о Радонице. Но, может быть, кому-нибудь захочется подготовиться к этому дню и прибрать милый холмик чуть пораньше, и я не брошу камень в этих людей.

– Есть вопрос от одного из телезрителей: «Должен ли праздник Пасхи быть государственным днем?» Понятно, что Пасха у нас всегда в воскресенье, но все же как Вы считаете?

– Де-факто он является государственным днем, это совершенно очевидно. Сергей Лавров совсем недавно сказал: «Россию в Европе троллят (то есть делают как бы притчей во языцех) не потому, что Крым отошел к ней в 2014 году, а потому, что мы зиждем наше бытие на библейской основе, имеем христианское самосознание». Соответственно, и Сергей Шойгу не так просто осенил себя крестом в прошлом году на военном параде. Мы все (и гимназисты, и педагоги, и пастыри, и пасомые, и люди, входящие в костяк государственного управления, и скромные пенсионеры) празднуем Пасху, и доказательство ее  – «Бессмертный полк», который победно шагает по планете, свидетельствуя о том, что у Бога все живы, никто не забыт и ничто не забыто, и это пасхальное шествие нашей многоликой и монолитной нации, нашего народа являет торжество христианской веры во всем мире.

– Мы знаем, что Серафим Саровский каждый раз встречал людей пасхальным приветствием: «Христос воскресе!», не только в пасхальные дни.

– Безусловно, и таинственное значение Пасхи в том и состоит, что Спаситель, победив тление нетлением, восставив Свою плоть в третий день после распятия, восходит к Отцу Своему и Отцу нашему, чтобы ниспослать нам весеннее дыхание, животворящую благодать Духа Святого. И все мы, крещенные во имя Святой Троицы, носим в сердце эту искру, благодать Божьего Духа. А значит, мир и радость, ясность ума, чистота и мудрость, целеустремленность, воздержание и мужество – все эти сокровенные Христовы добродетели являются отражением, искорками, которые исходят от этого небесного огня Божьей благодати. Все мы одним миром мазаны,  поэтому праздник Пасхи длится не один день и даже не неделю, а целых сорок дней. А уж если смотреть в суть вопроса, малая Пасха – каждый воскресный день. И днем, и ночью, и осенью, и зимой, и жарким летом, и дождливой весной дух Воскресшего Христа веселит сердца христиан, которые стараются жить по заповедям и питаются Божьей благодатью через таинства Церкви.

– Более того, на чине отпевания, когда он заканчивается, мы всегда по традиции поем либо пасхальные стихиры, либо пасхальный канон и обязательно «Христос воскресе», намекая на то, что, конечно же, все мы воскреснем, как Христос Спаситель в этот день.

– И последние слова, которые говорит батюшка, провожая людей на кладбище и осенив тело усопшего крестом: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Богородицы и всех святых да упокоит усопшего раба Своего в недрах Авраамлех, а нас помилует и спасет, яко Благ и Человеколюбец». Но поживем еще, дорогие друзья, потому что нужно нашу Россию возрождать, укреплять, возвращать медицине основательность, образованию – системность и глубину аналитической мысли, не все заводы еще заработали… Будем с оптимизмом смотреть в завтрашний день, ибо Христос воскрес.

– Есть такая шутка, многие люди так говорят: как ни зайду в храм, все время поют «Христос воскресе», то есть каждый год приходят только на праздник Пасхи или, может, на Рождество. А в остальное время...

– Уже нужно этому радоваться. Поверьте, гром грянет, гимназистка и перекрестится. Мы живем в России, а ведь и китайцы, сами того не ведая, чтут Воскресение Христово, ибо именно в этот день эта гиперработоспособная нация, составленная из миллиарда трудоголиков, не работает, то есть чтит заповедь «день седьмый Господу Богу твоему».

– После того как Христос воскрес и сошел во ад, Он возвращается на землю. И по возвращении на землю кем был Христос? Он оставался Человеком или Богом? Как правильно? Ведь есть такое богословское мнение, что Христос Воскресший – это Новый Адам, Который воплотился, Он как раз и был тем самым человеком, который был до грехопадения; может, даже через стены проходил, мог передвигаться на большие расстояния.

– Уточним для наших собеседников, что Господь страдал на Кресте добровольно, Он не был жертвой интриг иудейского синедриона, хотя те сделали все, чтобы своего истинного Мессию пригвоздить ко древу. Однако Господь из снисхождения и любви к погибающему человеческому роду, скрыв силу Своего Божества, взошел на Крест как Человек, благоволил заступить наше место. И в тот самый час, когда Спаситель испустил дух со словами: «В руце Твои, Отче, предаю дух Мой», приступил к Нему дьявол, главный режиссер-драматург этого страшнейшего беззакония, когда-либо совершенного на земле, именуемого богоубийством, совершенного по наущению иудеев, руками римлян, так что все богоборное человечество оказалось  замешано в этом преступлении. И когда дьявол хотел поживиться, он торжествовал, что победил Иисуса Назарянина, думая найти в Нем хоть что-то из греха, объявшего раковой опухолью все человечество. Вот тут-то за что боролся, на то и напоролся, потому что душа Христа, неразлучная с Божеством, молнией низринула дьявола в глубину Тартара, где он скован на тысячу лет, то есть на все историческое бытие земной Церкви.

А Господь сошел в сиянии Божества в преисподнюю, там протянули к Нему руки Адам и Ева, которые веровали, что некогда свершится их спасение. Он вывел из шеола (мест, лишенных света) библейских пророков, праведников и всех, кто был готов сказать: «Прости, Господи». И таким образом, восставив здесь Свою плоть, навеки соединил душу с плотью,  поэтому по Своем воскресении есть Богочеловек, каким Он был тотчас после нетленного зачатия во чреве Девы Марии. Христос и Бог, и Человек, плоть Его не призрачна, но реальна.

Другое дело, что после воскресения Господь уже освободил Свою плоть от неукоризненных немощей, от способности страдать, утомляться, ведь Господь усвоил Себе немощи падшего Адама, будучи абсолютно безгрешным, для того чтобы заступить, как мы выясняем, наше место, снять с нас проклятие и стать ради нас клятвою, дабы возвратить нам благословение. По воскресении Спаситель являет те же вышеестественные способности, которые Он являл и до воскресения. Вы помните, что Господь свободно уклонялся от людей, желавших бросить в Него камни, Он не позволил Себя низринуть неистовым от злобы иудеям со скалы, когда они почли Его богохульником. Но по воскресении Спаситель уже во всей силе являет Свое Божественное всемогущество: Он проходит через запертые двери, показывая апостолам Свои прободенные руки и стопы. Господь остается не узнанным до поры до времени Лукой и Клеопой в городе Эммаус, и вдруг при преломлении хлеба Его лицо засияло Божественным светом – и ученики поняли, что незнакомец, беседовавший с ними о Страданиях Христа, есть Он Сам, Воскресший Учитель.

И это впоследствии в церковной истории явлено было в жизни и подвигах великих святых. Только-только мы вспоминали Марию Египетскую , которая буквально из грязи была воззвана в князи благодаря своему исключительному боголюбию  и глубине покаяния. Она во время молитвы поднимается даже на вершок от земли, Дух Божий носил ее, как некогда апостолов, поспевших к Успению Богородицы. Она вкушает мизерные рисовые зернышки, но при этом питается манной Духа Святого. При ней ручнеет хищный лев и своими лапами роет ей могилу, повинуясь Божьему повелению. Ей открыты помыслы иноков в далеком монастыре, откуда пришел старец Зосима. И преподобный Серафим среди зимы взращивал малиновый куст ради приехавшего архимандрита. И на Соловках росли дыни и арбузы, природа благоденствовала, потому что иноки в себе возгревали благодать Воскресшего. Так что история Церкви свидетельствует нам о том, что Господь Воскресший таинственно сопребывает с нами, как Он сопребывает с нами и сегодня, и с полутора миллионом телезрителей, ибо наши сердца сегодня чувствуют это необыкновенное осенение, вдохновение и радость.

– Вопрос от телезрителя: «Когда апостолы уже пережили момент смерти Христа и Его погребения, что они вообще чувствовали? Они осознавали, что действительно был распят Богочеловек? И в последующие события, когда они Его не узнавали, что в этот момент чувствовали? Они верили в то, что это действительно Бог или где-то сомневались?»

– Мы с вами из ткани евангельского текста можем понять, что они были людьми. Человеку свойственно ошибаться, и ничто человеческое было им не чуждо, пока они не восприняли благодать Святого Духа, которая освятила их сердца и сделала их глашатаями евангельской вести. Они горевали о Спасителе как о самом прекрасном, самом любимом Учителе, но мысли о Его воскресении не вмещались в сердца, подавленные скорбью. Вот почему, когда Петр и Иоанн по зову Марии Магдалины поспешили в опустевший гроб и увидели вдруг вместо тела Учителя отдельно лежавшие плащаницу и головной плат, они удивились и поверили. Чему поверили? Что тело Христа кто-то унес, ибо еще не ведали Писания. И нужно было Господу преподать им мир Свой, нужно было показать Свои руки и ноги, в которых виднелись язвы (это уже было воскресшее тело), нужно было вкусить меда и рыбы, чтобы мысли о призрачности Явившегося уступили место радостной вере в воскресение Христово.

Все наши сегодняшние друзья, приобщаясь Тела и Крови Христовых в Святой Евхаристии (а ведь на Светлой неделе устав дозволяет частое приобщение без какого бы то ни было поста, просто при воздержании, чтобы не отягощать свое чрево избытками пасхальных яств), чаще приступают с покаянием, любовью, упованием к Святой Чаше (Святейший Патриарх часто об этом говорит, что священники уже должны отрешаться от каких-то представлений советского времени, когда почему-то не рекомендовалось людям на Светлой седмице приобщаться). И мы, соединяясь со Христом, ощутив во всей силе по мере нашей веры дух Воскресшего, уже не будем задавать наивных вопросов: кто Он – только Бог или только Человек? Богочеловек, Который нас видит, слышит, любит и Своей благодатью таинственно сопребывает с нами.

– Верно ли я Вас понял, что на Светлой седмице мы смело можем приступать к Причастию?

– Мы смело в бой пойдем. «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке...» Но для этого все-таки нужно немного подготовиться, быть на вечерней службе. Пасхальные вечерние службы – это радость со слезами на глазах. Помните, как священники появляются в разных облачениях: красном, изумрудном, белоснежном. Для чего? Просто потешить наш взор? Нет, это глубокий символ. Это напоминание о том, что Христос являлся ученикам совершенно по-разному. Мария Магдалина принимает Его за садовника, Лука и Клеопа, о которых мы вспомнили, – за странника. Пред большой группой апостолов на горе, именуемой Малая Галилея, Спаситель является в Своем величественном виде. И прочитав или прослушав Пасхальный канон, бессмертное творение Иоанна Дамаскина, почитав еще, приличия ради, канон с молитвами ко Причащению, утром пораньше, натощак мы приходим. Приглашаю всех в наш Алексеевский монастырь, у нас кратенько можно исповедоваться утром, батюшки это понимают и не отгоняют: «Что пришли? Не постились? Надо было постом причащаться!» Это уже издержки двадцатого столетия, сегодня в московских храмах мысль о причащении Святых Таин является доминирующей для священников, любящих свою паству, тем паче литургия заканчивается причастным стихом: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». Уж куда яснее! Сама ткань богослужения зовет ревностных христиан к соединению со Христом Воскресшим.

– Вы упомянули Марию Магдалину, когда она приняла Господа вначале за садовника, но потом все-таки она узнала Христа и хотела к Нему прикоснуться, и Христос ответил: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им, что восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему». Это Евангелие от Иоанна, 20-я глава,  стихи 16–18. Почему Он не разрешает Марии прикасаться к Себе?

– Я бы рекомендовал тем, кто интересуется такими таинственными вопросами, в Интернете найти замечательное произведение XIX века святителя Иннокентия Херсонского. Его пространная статья называется «Воскресение Христово». Этот чудесный писатель, один из создателей русского литературного языка, настолько глубоко исследовал ткань евангельских повествований, что своими ценными мыслями делится в простой и доступной форме. В частности, он отвечает и на этот вопрос: почему Спаситель удержал Марию Магдалину, не позволив ей припасть к Своим стопам?

Кстати, в Академии живописи (в Санкт-Петербурге, например, в XIX веке) заканчивающие ее студенты всегда должны были написать полотно на религиозную тему (библейскую). И многие из наших образованных зрителей, конечно, без труда могут в памяти воскресить эту картину: Воскресший Спаситель в белом одеянии удерживает Марию, а она, коленопреклоненная, хочет припасть к Его стопам. Она пришла ко Гробу Господню, чтобы поплакать об усопшем Учителе, пламенно любя Христа, она все-таки еще не вмещала тогда в себя в полной мере мысль о Его Божестве. И Спаситель, как совершеннейший педагог, не допускает Марию до Своих стоп, чтобы ее мысли приподнять от земли к небу, чтобы она поняла: Христос не раздавлен иудейской злобой, Он не жертва римской жестокости, Он Всемогущий и Всеблагой Бог, победоносно свершивший дело нашего спасения. А вот Пречистой Своей Матери Спаситель дозволил прикоснуться к Своим стопам, и внимательные знатоки Евангелия найдут там соответствующее свидетельство.

– Апостол Петр, как мы знаем, отрекся от Христа трижды, и затем Иуда-предатель вышел из числа апостолов. Потом это число восстановилось: апостол Матфей появился. Телезрители интересуются, как был восстановлен в ряды апостолов Петр? Какой была его дальнейшая судьба?

– Вы помните из текста евангелиста Иоанна Богослова, что всякий раз Спаситель вопрошал: «Любишь ли Меня?» В греческом подлиннике каждый раз это был глагол иного корня, то есть иного значения. Господь возводит апостола к полноте жертвенности в любви. Да, Петр любил Христа, но не готов был в ту страшную ночь пожертвовать собой ради Любимого. Здесь, на Тивериадском озере, Спаситель подымает апостола Петра до состояния готовности положить жизнь свою за Христа Искупителя и предлагает ему следовать за Ним, Господом. Священное Предание дополняет Писание. Петр всегда плакал по утрам, когда слышал пение петуха, у него даже на щеках были борозды от этого потока слез. Себя психологически он не простил, но Бог его простил и Симона вновь сделал Петром, да еще и Первоверховным, то есть имевшим первенство авторитета. Он был первый среди равных, разумеется. А не так, как на Западе католики искажают представление об апостоле Петре.

И Предание свидетельствует, что в 63 году, когда Петр и Павел в различных местах Рима были усечены мечом, Петр увидел Христа, влекущего Свой Крест. «Куда идешь?» – вопросил Петр. «Иду второй раз пострадать за человечество». Спаситель таким образом дал понять Петру, что наступило время его (апостола) мученического подвига. Сегодня знаменитый храм апостола Петра в Риме, одно из величественных сооружений древнего зодчества, сокрывает под собой драгоценные мощи апостола Петра. И слава Богу, православные из России, приезжая в вечный город Рим (в отличие от туристов, которые сидят на поручнях прямо на гробнице (она, разумеется, под спудом) и жуют какие-то хот-доги) благоговейно и благочестно поклоняются этой святыне, чувствуя дух Воскресшего Спасителя, Который, не зная преград, оттуда подымается и наполняет наши сердца миром и радостью.

– А как вообще праздновали Пасху во времена апостолов? Сейчас понятно, есть целый чин, а как тогда вспоминали эти события?

– Именно так, как в Пасхальном каноне мы слышим, он же повторяется каждый вечер в течение всей Светлой седмицы: «Приидите, пиво пием новое». Не «Клинское», простите, и не какое-нибудь «Фламандское», а речь идет о нетленном брашне и нетленной влаге Святой Чаши. Для апостолов Пасха была в том, чтобы воплощенное слово принимать в глубь своего сердца. Да и сегодня мы по-апостольски празднуем эту Пасху. Только что мы выяснили, дорогие друзья, что проведенные под сводами православного храма часы утром или вечером, вхождение в пространство пасхальной службы, участие в ней умом и сердцем, готовность приобщаться Святых Христовых Таин при сознании своей неготовности дадут нам такое глубинное, сущностное постижение Христовой Пасхи, что все обрядовые вещи отойдут на второй план.

Для чего мы собираемся, как и апостолы собирались на трапезы земные? Они являются продолжением обедни, то есть литургии после литургии. И мы призваны делиться сокровищами веры с нашими ближними и дальними родственниками, мы призваны будни превращать в праздник. Давайте вспомним, что в царской России на Светлую седмицу останавливались фабрики и заводы, люди в праздничных одеждах участвовали в гуляниях, выезжали на природу. И я могу только посоветовать вам, дорогие друзья, помимо храмовых служб, больше общаться с весенней пробуждающейся природой, потому что таинство Воскресения отражено и в набухающей почке, и в появившемся подснежнике, и в каком-то легком облачке, которое плывет по горизонту («тучки весенние, легкие странники» – если перефразировать Лермонтова). Вся природа таинственно участвует в этом вечном торжестве: победе, одержанной Христом над смертью.

– А в вашем монастыре есть ли какие-то особые традиции празднования Святой Пасхи?

– Еще как! У нас много людей приобщается за каждой литургией (пятьдесят-шестьдесят, иногда сто человек, учитывая наших школьников) – это очень приятно. Люди носят Христа за пазухой – прекрасное выражение. Во-вторых, традиция в самих одеждах.  Только зайдешь на службу (я не хвалю свою обитель, есть и Сретенский монастырь, и Новоспасский), расплываешься в улыбке: белые и красные одежды. Женщины в розовых, белых платочках, беретиках, шляпах с полями, мужчины в красных свитерах – это уже не большевистское «воровство» и плагиат, но действительно как будто розарий расцвел; тут уж за спиной крылья раскрываются.

В наш сегодняшний пасхальный вечер произошло обыкновенное чудо. Мы сейчас  онлайн общаемся с нашими телезрителями, празднуем Пасху. А если кто из любопытствующих прибежит тотчас после эфира к нам в Красное село, в Алексеевский монастырь, увидит, что протоиерей Артемий Владимиров, скромный член Союза писателей России, на трапезе в нашей общей трапезной поет «Христос воскресе» с прихожанами. Что это? Да просто вертолет меня сейчас ждет, и я буквально за десять минут должен от Москвы-реки перелететь туда, в Сокольники. Верующему все возможно.

– Благодарим Вас за эту встречу. Обратитесь к нашим телеприхожанам в этот святой праздник.

– Дорогие друзья, мне хотелось бы, чтобы всю Пасху (как вы помните, она длится сорок дней) вы светились улыбками, чтобы, приходя из храма домой, щедро делились искорками радости, милости и любви с вашими домочадцами. Дай Бог, чтобы Дух Воскресшего Спасителя осенял вас светлым облаком так, чтобы все ваши дела восполнялись содействием Божиим. И, конечно, хочется чаще с вами встречаться, как очно, так и заочно, потому что «я, ты, он, она – вместе целая страна» сегодня в потоках Божественной благодати, исходящих от Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Спасибо Вам, что этим святым вечером Вы были с нами.

– Надолго не расстаемся.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать