Беседы с батюшкой. Рассудительное отношение к информации. Часть 2

13 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала - продолжение беседы на тему «Рассудительное отношение к информации». На вопросы отвечает ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния протоиерей Димитрий Беженарь.

– Здравствуйте, отец Димитрий! Благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит вас, дорогие друзья, на все доброе. Поздравляем всех с праздником – памятью святителя Григория Паламы, которого Святая Церковь чтила во вчерашний воскресный день.

– Сегодня мы продолжаем тему «Рассудительное отношение к информации». В прошлый раз мы говорили о свидетельствах посмертного опыта, которые выложены в Интернете. В частности, говорили о видео «Мытарства Александра». Тема очень актуальная и вызвала очень много откликов. Хотелось бы сегодня продолжить обсуждение этого феномена посмертных, а на самом деле внетелесных, опытов.

Напомните, пожалуйста, в чем заключается разница между посмертными и внетелесными опытами.

– Вы правы, тема очень актуальная, и, может быть, было бы неплохо взять эпиграфом к нашей сегодняшней беседе слова святого апостола Павла, говорившего в одном из своих посланий: «Братия, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». Действительно, есть принципиальное отличие подлинно посмертных опытов, которые были в истории Церкви, от множества внетелесных опытов, которых было еще больше (в оккультной литературе, у язычников, в культе шаманизма). Когда человек имеет подлинно посмертный опыт, душа его разлучается с телом и покидает наш трехмерный материальный мир, она возносится посланными ангелами, чтобы предстать перед Богом. Во время этого восхождения, если речь идет о христианах, происходит частный суд над человеческой душой. Если это люди, не ведающие о Христе, не знающие, Кто такой Господь Иисус Христос, и жившие вне тех мест, где произносилась христианская проповедь, то они будут судимы по закону совести, но опять-таки посредством ангелов и именно в том мире, который невидим и не достигаем для наших телесных чувств. А внетелесных опытов существует огромное количество.

Очень мудро об этом говорил еще святой отец VII века святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, в IV томе своих «Собеседований». Описывая случаи посмертных опытов, он высказывал очень важную мысль, которая для нас особенно актуальна. Он говорил, что по мере того, как наш мир приближается к концу, вечность все больше и больше приближается к нам, и поэтому посмертных опытов, а тем более внетелесных, будет все больше и больше. Поэтому нет ничего удивительного в том, о чем свидетельствуют люди, вообще далекие от всякой религии: агностики, атеисты, представители самых разных религиозных традиций. Они пишут статьи, выкладывают их в Интернете, делясь своим внетелесным опытом, который – в силу своей духовной неопытности и незнания законов духовного мира – отождествляют с посмертным, когда душа окончательно разлучается с телом и переходит в иную область бытия.

Поэтому хотелось бы зачитать свидетельство, на примере которого можно проверять описания того огромного количества посмертных опытов, выложенных сейчас в Интернете. Этот случай так и называется: «Невероятное для многих, но истинное происшествие». Оно произошло в конце XIX века с одним молодым человеком, представителем интеллигенции, и, как сейчас модно говорить, «верующим, но без фанатизма», иными словами поверхностно верующим. То есть человеком крещеным и формально относящимся к таинствам Церкви, который никогда глубоко не задумывался о духовной жизни и о своей посмертной участи. Этот молодой человек, по фамилии Икскуль, заболел воспалением легких и преставился. Его душа разлучилась с телом, врачи констатировали смерть, и тридцать шесть часов душа его находилась вне тела. Не четыре–пять минут, как во многих современных посмертных опытах, выложенных в Интернете и смущающих зрителей. То есть его душа реально покинула тело.

И потом, вернувшись в тело, он описывает, что с ним происходило: «Взяв меня за руки, Ангелы вынесли меня прямо через стену из палаты на улицу. Смерклось уже, шел большой, тихий снежок. Я видел это, но холода и вообще перемены между комнатною температурой и надворною не ощутил. Очевидно, подобные вещи утратили для моего измененного тела свое значение. Мы стали быстро подыматься вверх. И по мере того, как подымались мы, взору моему открывалось все большее и большее пространство, и, наконец оно приняло такие ужасающие размеры, что меня охватил страх от сознания моего ничтожества перед этой бесконечной пустыней». Причем человек описывает как бы свое тело, потому что он видел свою душу, которая в то же время была такой нематериальной, что, пытаясь прикоснуться одной рукой к другой, он чувствовал, что рука как бы проходит насквозь.

«Идея времени погасла в моем уме, и я не знаю, сколько мы еще подымались вверх, как вдруг послышался сначала какой-то неясный шум, а затем, выплыв откуда-то, к нам с криком и гоготом стала быстро приближаться толпа каких-то безобразных существ. “Бесы!” – с необычайной быстротой сообразил я и оцепенел от какого-то особенного, неведомого мне дотоле ужаса. Бесы! О, сколько иронии, сколько самого искреннего смеха вызвало бы во мне всего несколько дней, даже часов тому назад чье-нибудь сообщение не только о том, что он видел своими глазами бесов, но что он допускает существование их как тварей известного рода!»

Молодой человек пишет о себе: «Как и подобало “образованному” человеку конца XIX века, я под названием “бесы” разумел дурные склонности, страсти в человеке, почему и само это слово имело у меня значение не имени, а термина, определяющего известное понятие. И вот это “известное отвлеченное понятие” предстало мне живым олицетворением!»

И человек описывает встречу с духами злобы в этом надмирном пространстве: «Окружив нас со всех сторон, бесы с криком и гамом требовали, чтобы меня отдали им, они старались как бы схватить меня и вырвать из рук Ангелов, но, очевидно, не смели этого делать». Ангелы ведут душу, и демоны не могут с ней поступить так, как они хотят, хотят вырвать, но не могут. «Среди их невообразимого и столь же отвратительного для слуха, как сами они были для зрения, воя и гама я улавливал иногда слова и целые фразы. “Он наш: он от Бога отрекся!” – вдруг чуть не в один голос завопили они, и при этом с такой наглостью кинулись на нас, что от страха у меня на мгновение застыла всякая мысль. “Это ложь! Это неправда!” – опомнившись, хотел крикнуть я, но услужливая память связала мне язык. Каким-то непонятным образом мне вдруг вспомнилось маленькое и ничтожное событие, к тому же относившееся еще к давно минувшей эпохе моей юности, о котором, кажется, я и вспомнить никак не мог». И он вспоминает, как, еще живя в теле, общался с другими молодыми людьми и зпт беседуя о том, есть Бог или нет, один из его товарищей сказал такую фразу: «Ведь я могу также веровать в то, что Бога нет. Ведь правда же? Может быть, Его и нет?» Его товарищ задал вопрос, и автор этого свидетельства просто праздным глаголом ответил: «Может быть, Его и нет». Обычная фраза, но «теперь, стоя на мытарстве перед бесами обвинителями, я вспоминаю, что вот эта фраза, в полном смысле слова бывшая “праздным глаголом”, не могла во мне вызвать сомнений в бытии Бога, и вообще бестолковая речь приятеля не имела для меня тогда значения, я даже не особо следил за разговором. И вот теперь это слово не пропало бесследно в воздухе, мне теперь надлежало оправдываться, защищаться от возводимого на меня обвинения, и таким образом удостоверялось евангельское сказание, что, если и не по воле ведущего тайная сердца человеческого Бога, то по злобе врага нашего спасения, нам действительно предстоит дать ответ за всякое праздное слово. Обвинение это, явилось, по-видимому, сильным аргументом моей погибели для бесов, они как бы почерпнули в нем новую силу и смелость для нападений на меня и уже с неистовым ревом завертелись вокруг нас, преграждая нам дальнейший путь. Я вспомнил о молитве и стал молиться, призывая на помощь всех святых, которых знал и чьи имена пришли мне на ум. Но это не устрашило моих врагов. Жалкий невежда, христианин лишь по имени, я чуть ли не впервые вспомнил о Той, Которая именуется Заступницей рода христианского. Но, вероятно, горяч был мой порыв к Ней, вероятно, так была преисполнена ужаса душа моя, что едва я вспомнил и произнес Ее имя, как вдруг появился какой-то белый туман, который и стал быстро заволакивать безобразное сонмище бесов. Он скрыл его от моих глаз, прежде чем оно успело отдалиться от нас. Рев и гогот их слышался еще долго, но по тому, как он постепенно ослабевал и становился глуше, я мог понять, что страшная погоня оставила нас».

Вот свидетельство человека конца XIX века, который не был глубоко воцерковленным, вот его первое столкновение с духами злобы поднебесной в этом воздушном пространстве – первый частный суд.

Далее он описывает, как ангелы внесли его в область какого-то необыкновенного света, настолько яркого, что он машинально пытался закрыться от этого света рукой, но рука была бестелесна. Он говорит: «Как могла моя бестелесная рука защитить меня от этого света?» И вдруг сверху послышался властный голос: «Не готов!» «Мы, – пишет Икскуль, – на мгновение остановились в нашем подъеме и так же быстро стали спускаться». И описывает, как ангелы поднесли его к его похолодевшему телу, в которое он даже не хотел входить. И Ангел Хранитель сказал: «Ты слышал повеление Божие? Войди и готовься». Ангелы стали невидимы, а молодой человек почувствовал какой-то толчок и вновь оказался в своем теле. К нему подбежали врачи. Еще раз повторю, что описаны тридцать шесть часов состояния подлинной смерти.

Почему это свидетельство для нас очень важно? Потому что оно соответствует Преданию Церкви, абсолютно не противоречит известному нам повествованию о мытарствах блаженной Феодоры и другим, изложенным в святоотеческой и житийной литературе. Здесь мы видим, что человек действительно проходит через частный суд, который творится посредством ангелов добрых и злых. Падшие ангелы предъявляют свои права на душу, зная о ее грехопадениях. Сравните с этим опытом то, что сейчас так обильно выложено в Интернете. В частности, с тем, о чем мы говорили на прошлой передаче и коснемся сегодня, – свидетельством Александра, который якобы умер и видел ад и рай.

В описании Икскуля с демонами у души никакого диалога нет, демоны не водят его по каким-то узким космическим коридорам, ничего ему не рассказывают. А Александр повествует, что они его водили и рассказывали: «Вот этот наш, и этот наш, все монастыри наши, ни в Москве, ни в Питере, ни в каких других городах нет ни одного верующего священника, никому исповедоваться не надо, все наши». Такое впечатление (уж простите меня за горькую иронию), что духи злобы просто проводят экскурсию для этого несчастного человека, который еще окончательно и не умер, и как бы учат: «Посмотри на это и поступай так же». Там, где есть подлинный посмертный опыт, никакого диалога, никакого «курса повышения квалификации» не происходит, там происходит суд над человеческой душой.

Событие, описываемое Икскулем, было в конце XIX века, накануне трагических для нашей Родины революционных событий. Однако заметьте, что демоны не рассказывают: «Ты обрати внимание: через столько-то лет будет революция, потом будет то, другое, третье». Они не рассказывают ни про новшества научно-технического прогресса, ни про документы, ни про какие-то новейшие технологии. Ничего этого нет, там происходит действительно частный суд над душой. Вот критерий, по которому мы можем проверять те опыты, которые сейчас существуют, смущают людей, уводят их от Церкви, насаждая по-настоящему антихристианские взгляды.

– Вопрос телезрительницы из Пскова: «Так все-таки как разобраться в этом обилии мистической информации, которая приходит к нам через Интернет? Как к этому относиться? Полезно ли вообще обращать на это внимание, либо исключить это как какой-то духовный мусор, засоряющий наше сознание? Может быть, Вы на каком-то конкретном примере разъясните, что есть ложное, а что правдивое, что можно принимать из Интернета и что нужно исключать и как бы выбрасывать из нашего сознания?»

– В отношении информации, изложенной в Интернете и посвященной якобы посмертному, внетелесному опыту и вообще любой духовной или псевдодуховной информации, нам всем надо руководствоваться словами Священного Писания. В частности,  словами из Первого послания святого апостола Петра, где говорится, что у нас есть верное пророческое слово – слово Божие, и в свете этого слова мы и должны оценивать то или иное событие. Поэтому любую информацию надо рассматривать в свете Священного Писания. Например, все эти так называемые посмертные опыты. Что нового они могут дать верующему человеку? Мы сейчас не будем касаться людей нецерковных, неверующих. А что нового узнает из этой информации верующий человек?

– Особо ничего.

– Потому что в Священном Писании мы узнаем о том, что человеческая душа живет после телесной смерти, что воздаяние за жизнь будет разное. В частности, в 16-й главе Евангелия от Луки Господь приводит притчу о богатом и Лазаре. Он рассказывает, как жил и наслаждался богач и как Лазарь, лежащий у его порога, желал напитаться крошками, падающими с его стола. Умер богач – и его погребли. Умер Лазарь – и отнесен был ангелами на лоно Авраама. И за свои страдания и безропотное их терпение он наслаждался вечной радостью, богач же оказался в таком огне, что для него было бы великим утешением, если бы Лазарь обмакнул в воде конец перста и остудил его язык. Но даже этого утешения он не получил. То есть Господь в Священном Писании сказал нам, насколько разной будет участь души после смерти.

О том, что будет Суд Божий, мы знаем не из всевозможных фальсификаций в Интернете, а опять-таки из Священного Писания. В Евангелии от Матфея Господь говорит не только о том, каким будет последний Страшный Суд, но и по каким критериям Он будет судить. В 24-й главе Евангелия от Матфея Господь как раз говорит, что Он, как пастырь, разделит людей на овец и козлищ. И обращаясь к одним, скажет: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Тем же, которые будут стоять слева, скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный не вам, а дьяволу и ангелам его», – и объясняет почему.

О том, что рай можно видеть духовными очами, мы имеем свидетельство апостола Павла. Он пишет, что был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы, которые человеку пересказать невозможно. В Откровении святого апостола Иоанна Богослова в 20-й главе описывается Суд Божий, а в 21-й и 22-й главах – Небесный Иерусалим, Царствие Божие. То есть все есть в Священном Писании, ничего принципиально нового из современных свидетельств мы не узнаем.

Или сообщения о том, что есть пастыри и архипастыри, совершающие те или иные грехи… И это не ново, из истории Церкви мы, к сожалению, знаем, что были носители священного сана, которые, может быть, действительно порочили своей жизнью этот сан. С другой стороны, мы знаем, что было несравненно больше людей, готовых очернять даже самых достойных подвижников, клеветать на них, которые выливали целые моря черной краски, пытаясь опорочить настоящих добрых пастырей. То есть и то, и другое в истории Церкви было, и ничего нового из этой выложенной в сети информации мы не узнаем. Поэтому на все надо смотреть в свете слова Божия и Предания Святой Церкви.

– То есть следует отметать подобную информацию?

– Благоразумнее было бы отметать всякую информацию, которая является антицерковной и антихристианской.

– Если возвратиться к видео о мытарствах Александра, там идет речь о предсуществовании души, о переселении душ, что противоречит учению Церкви.

– Это отнюдь не самое главное из множества запутанных, противоречащих друг другу высказываний этого автора, которого мы в фильме не видим, и той группы людей, которые этот фильм создали. Такие фильмы создают и выкладывают некие анонимы. Поверьте, не это самое главное. Это можно списать на то, что парень молодой, как видел, так и описал, не зная, как правильно объяснить. Там есть более принципиальные вещи, которые лежат на поверхности. Любой внимательный человек, который хоть раз посмотрит этот пятичасовой провокационный фильм, сразу их заметит. В фильме есть свидетельства о том, что якобы Господь, Создатель всей этой вселенной, признается в Своем бессилии что-либо сделать. В частности, Александр пишет, что якобы Бог говорит, что Он бы и хотел кого-то простить, но ничего не может сделать, потому что есть другой – Люций (то есть Люцифер), который все знает, все фиксирует, ничего не прощает. Якобы Бог говорит о Люцифере: «Он хотел стать таким же, как Я, и из-за того, что он всё знает, Я ничего не могу сделать». Чтобы Господь признавался в Своем бессилии – это не что иное, как явная хула на Духа Святого, причем это говорит человек, который утверждает, что Бог – свидетель каждого его слова. То есть там есть серьезные догматические ошибки, которые благоразумного человека должны сразу остановить. Мы понимаем, что это не что иное, как антихристианская, антицерковная подделка.

– Как Вы считаете, почему авторы подобных фильмов остаются в тени? Может быть, они остаются анонимными из смирения, не хотят как-то чересчур выпячивать свою личность?

– Не имея смирения в полной мере, мы хотя бы в общих чертах знаем об этой великой добродетели на основании святых отцов Церкви, которые ее стяжали. Например, преподобный Иоанн Лествичник говорил, что смирение не поддается определению, но в то же время, описывая эту добродетель и ее свойства, писал, что смиренный человек считает себя хуже всех, хуже всякой твари, самым грешным и достойным вечных мук. Смиренный человек никогда никому не будет навязывать свою волю и никогда не будет так огульно всех осуждать. В этой провокации, которую якобы по смирению выложили в сеть ее создатели, они настолько огульно осуждают всех: священноначалие, все монастыри, все духовенство, даже не только осуждают, а буквально демонизируют, что заподозрить их в наличии такой добродетели мы не можем.

– У смиренного человека, наверное, даже и тени такой мысли не появится?

– Смиренный человек считает себя хуже всех, у него и мыслей нет о том, чтобы кого-то осуждать, тем более так беспочвенно. И не надо забывать, что Господь наш Иисус Христос в притче о пшенице и плевелах – которую надо чаще приводить себе на память, когда хочется кого-то осудить, пусть даже за явные грехи, – рассказал, что один господин посеял на поле своем пшеницу, а ночью враг посеял среди нее плевелы. А когда все взошло, слуги этого господина говорят: «Не доброе ли семя ты сеял? Откуда появились плевелы? Позволь мы их выдергаем?» На что тот отвечает: «Оставьте расти то и другое до жатвы, а во время жатвы я скажу жнецам и они уберут плевелы и сожгут их огнем неугасимым». Как нам всем хочется порой стать этими судьями прежде Суда Божия! Когда мы видим чьи-то недостатки, мы не видим покаяния этого человека и не знаем, что будет с ним завтра. Вдруг он покается и исправится? Но хочется вырвать плевел как можно быстрее, и вырвать своими руками. Смиренный человек так никогда не будет делать.

– То есть не будет вмешиваться даже из желания помочь человеку?

– Понимаете, если мы действительно движимы желанием кому-то помочь, то наша душа, христианка по природе, наша совесть – самый первый закон Божий внутри человека –подскажут (если мы внимательно прислушаемся) каждому, чем мы сейчас движимы: состраданием к ближнему, который пал, согрешил, и желанием ему помочь или желанием просто опорочить, высмеять его, выставить на посмешище? Потому что, выкладывая такие оскорбительные безосновательные обвинения в адрес священноначалия, всей Церкви в целом, человек ясно показывает, что он далек от смирения и благоразумия и далек от подлинной веры.

– Вопрос телезрительницы: «Я стараюсь миссионерствовать, и меня смущает тот факт, что в некоторых православных группах в качестве образца для проповеди предлагают протестантские ролики».

– Естественно, у протестантов есть гораздо большая материальная база для того, чтобы создавать видеоролики с целью, чтобы человек посмотрел и хотя бы задумался о духовной жизни. Стоит ли нам, православным, это делать? Для начала сразу хочется сказать, что есть разные точки зрения, и мне приходилось слышать, что некоторые священники-миссионеры и просто миряне, достаточно активно интересующиеся этой областью, трудящиеся на поприще миссионерства, иногда говорят: «Жаль, что мы не можем сделать такие ролики, потому что у нас или нет средств или людей, которые могли бы это делать». А чаще всего у нас нет ни того, ни другого.

Слава Богу, что у нас нет ни людей, ни средств создавать такие ролики, какие делают протестанты. Не хочу никого обидеть, может быть, кому-то эти ролики нравятся. Но странная логика у людей, которые говорят, что человеку, вообще ничего не знающему о христианстве, хорошо посмотреть их, чтобы хотя бы на пять–десять минут, пока он это будет смотреть, задуматься о чем-то духовном. Это аналогично тому, как людям, которым нечего есть и они умирают от голода, дать хотя бы какой-нибудь испорченный, сгнивший, изъеденный плесенью продукт. Пусть он немножко его пожует и, может быть, час или два еще поживет. Понимаете? Может быть, это грубый пример, но я считаю, что такой подход тем более неуместен у людей православных, обладающих (не по нашим заслугам) таким богатством православного Предания.

Почитайте жития, труды и подвиги лучших православных миссионеров: преподобного Германа Аляскинского, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, святой Нины, просветительницы Грузии, святителя Иннокентия (Вениаминова), святителя Николая Японского. Это миссионеры с мировым именем, которые просветили целые народы. Если, имея такое богатство и такой опыт и не изучив его, мы будем предлагать духовно голодному человеку заведомо испорченные продукты, правильно это будет или нет?

– А в чем состоит эта порча?

– Человек хочет есть, и, например, мы с вами имеем достаток и возможность дать ему нормальные продукты. Но вместо того, чтобы поделиться и дать ему нормальные продукты (ведь мы не оскудеем от этого), мы достанем сгнивший, черствый кусок хлеба и скажем: «Ну, раз он все равно голодный, пусть хоть это поест». Честно это или нет? Ведь жестоко по отношению к человеку, имея православное Предание, имея такой опыт миссионерства, который есть в православии, пользоваться протестантскими и сектантскими роликами.

Что главное в этих роликах?

– Брат, скажу тебе сейчас страшную тайну, Бог любит тебя. Аллилуйя.

Человек ответит: «Вау, как хорошо, Бог любит меня. Что мне теперь дальше делать?»

– Брат, приходи на наше собрание по такому адресу, и ты узнаешь, что такое настоящая бомбардировка любовью.

– Вау, точно. Ой, но я не могу, меня шеф не отпустит, я работаю в это время.

– Брат, если ты не придешь, тебя ожидает Армагеддон.

– А, тогда я лучше возьму отпуск за свой счет и приду...

Вот принцип протестантской проповеди: «Аллилуйя, Бог тебя любит, Бог твой Спаситель». Это на уровне бесовской веры. И демоны, как мы знаем из Священного Писания, выходили из бесноватых и говорили: «Ты Христос, знаем Тебя, Ты Сын Божий». Господь даже запрещал им произносить лживыми устами, что Он Христос. «Верую, что Христос есть Сын Божий», – это на уровне просто бесовской веры. Демоны, произнося эти слова, оставались демонами, они не изменяли свою жизнь, не каялись. И поэтому нам опускаться до уровня протестантской, а тем более сектантской, проповеди, мне кажется, и нечестно, и неправильно.

– Если представить такую ситуацию, что Вам удалось встретиться лично с автором видео «Мытарства Александра», что бы Вы сказали этому человеку?

– Если бы я встретился с ним, я бы просто сказал ему: «Дорогой мой, милый Александр, хороший мой человек, неужели ты не знаешь слова Священного Писания, как Господь говорит: “Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит”. Из этих слов мы прекрасно понимаем, что источник соблазна – это падший дух, что дьявол – источник всякого зла, человекоубийца от начала, отец лжи, источник соблазнов, но горе тем, кто вольно или невольно, может быть неосознанно, становятся переносчиками, распространителями соблазнов».

То есть я бы просто сказал ему:

– Дорогой мой, ясно, что, может быть по молодости, по неопытности ты не смог до конца оценить свой внетелесный опыт, но зачем нужно было так огульно, необдуманно, безрассудно сразу делиться этим опытом со всеми?

Я предполагаю, процентов на триста, что он ответил бы мне:

– Так я ни при чем, я ничего против не имею, просто я это видел, это мне духи сказали, это ж не я придумал.

– Дорогой мой Александр, то, что тебе сказали духи, если это показалось тебе таким правдоподобным и интересным, нужно было рассказать на исповеди какому-нибудь духовно опытному священнику, и уверен, что, скорее всего, он бы сказал тебе: «Не верь этому, потому что можешь впасть в прелесть».

Собственно, я предполагаю, что весь этот пафос против духовенства, красной нитью проходящий через фильм, отчасти объясним тем, что, возможно, он делился этим опытом с батюшками и все они – хоть сельские, хоть городские, хоть образованные, хоть без богословского образования – сказали: «Сашенька, ты не доверяй этому, потому что это тебе духи злобы показали, ты и сам погибнешь, и других введешь в заблуждение». Скорее всего, так ему говорили. И, может быть, не видя понимания, согласия и сочувствия, он и решил... Может, и не сам, а попал в такое окружение антицерковно настроенных людей, которые вложили в его уста то, что им хотелось. Предполагаю, что не все эти слова, лично этому человеку. Но если бы я с ним встретился, я бы ему так сказал: «Сашенька, дорогой, будь осторожен, потому что “нам не дано предугадать, как наше слово отзовется”».

– Вопрос телезрителя: «Сейчас идет Великий пост, и зачастую многие невоцерковленные люди, когда общаются с нами, людьми, которые ходят в церковь, постоянно говорят о недостатках священства, многие даже указывают на то, что нужно это обличать и нельзя замалчивать. Такое искушение посещает нас Великим постом. Как поступать в такой ситуации, чтобы и не осудить, и достойно, верно ответить людям, которые ищут Бога, но, к сожалению, имеют такой камень преткновения в душе?»

– Ваш вопрос очень актуальный во всех смыслах этого слова. Священники тоже люди, тоже немощные, мы имеем страсти, враг нас искушает намного больше, воюет против священника несравненно больше, чем против любого мирянина. Естественно, что священник, будучи человеком, может и падать, и ошибаться. Сам по себе священный сан не является гарантией безошибочности и непогрешимости в жизни. Это одна сторона медали.

Другой вопрос, что желая помочь священнику в чем-то исправиться, надо посмотреть, как поступали в истории Церкви бесстрастные, подлинно святые люди. Например, в «Отечнике» святителя Игнатия (Брянчанинова) приводится случай из Древнего патерика, который кажется мне очень полезным. Если бы его помнить и поступать примерно так же! Был такой преподобный Аммон Нитрийский, ученик и сомолитвенник преподобного Антония Великого, великий подвижник, который сподобился того, что был хиротонисан в епископский сан. Придя в одно собрание братий, он узнал, что один из монахов ввел в свою келью женщину. А для монахов той эпохи, когда были расцвет монашества и исключительная святость и строгость к себе, это было большим падением, равно как и во все времена. И братия решила изгнать этого согрешившего монаха из своей общины. Они пригласили преподобного Аммона Нитрийского пойти вместе с ними в келью брата, чтобы его выгнать.

Брат, узнав, что к нему идут монахи с преподобным аввой Аммоном, перевернул большой деревянный сосуд и спрятал под него женщину, находившуюся в его келье. Едва войдя в келью, преподобный Аммон Духом Святым узнал о содеянном, сел сверху на этот сосуд и сказал братии: «Обыщите келью». Братия обыскали келью и никого не нашли. Тогда преподобный Аммон обратился к ним со словами: «Что же, братия, вы никого не нашли? Господь да простит вам грех ваш, ступайте». Они взяли благословение и вышли. Обратите внимание: «Господь простит вам ваш грех». Какой грех? Осуждения, поспешности в выводах, решения по одному только подозрению сразу же изгнать, наказать.

Когда братия вышли из кельи, преподобный Аммон встал с сосуда, выходя, взял за руку провинившегося монаха и, с любовью глядя ему в глаза, сказал: «Внимай себе, брат». Вот поступок подлинно святого человека. Он знал о грехе брата, но покрыл его любовью.

Только представьте положение монаха, взглянувшего в глаза преподобному Аммону, который все знал, но покрыл грех любовью и дал ему шанс восстать. Естественно, человек оступился и пал по немощи, как человек. Но если ты движим желанием помочь и исправить, ты поступишь с любовью. Когда преподобный Аммон вышел, у того брата заговорила совесть, и впредь он уже такого не совершал, провел жизнь в покаянии и достиг добродетельной жизни.

На что хотелось бы акцентировать внимание в этом примере? Преподобный Аммон не оправдал грех как таковой, он не сказал бы, как сказали бы, наверное, современные псевдостарцы: «Ну, брат, ты молодой, не переживай, физиология, с кем не бывает». Грех он не оправдал, грех остается грехом, он предосудителен и не имеет оправдания. Но Аммон покрыл этот грех любовью, чтобы дать брату возможность и время восстать. Потому что если бы его просто выгнали, неизвестно, что было бы с его душой дальше, он мог бы отчаяться и впасть в еще более тяжкие грехи. Вот как надо поступать нам, если мы хотим помочь кому-то.

– Как благоразумно относиться ко всякого рода свидетельствам из духовного мира, пророчествам, видениям и так далее?

– По примеру того, как мы поступаем даже в нашей обычной жизни, если чувствуем, что наш опыт недостаточен. Нет ничего зазорного, когда даже опытный автослесарь, видя, что в двигателе есть какие-то непонятные проблемы, звонит своему другу и говорит: «Вот там то-то и то-то, не заводится». Его коллега советует совершить ему какие-то действия. Тот делает и говорит: «Все равно не заводится». То есть даже опытный мастер, работая с грудой металла, не считает для себя зазорным посоветоваться с другим человеком.

Или когда предстоит какая-то сложная операция, собирается консилиум врачей и обсуждает: «Дорогие коллеги, что будем делать? Каковы ваши предложения?» И каждый высказывается. Это даже когда дело касается нашего тела. А в том, что касается нашей бессмертной души, тоже надо уметь советоваться, выносить свой субъективный опыт на суд ближних, более опытных людей. В этом нет ничего постыдного или зазорного. Допустим, во время молитвы или в пост, или когда вы устали, вам вдруг что-то послышалось, привиделось, приснилось, не дай Бог, внетелесный опыт в результате аварии или какого-то несчастного случая. Не доверяйте сразу своему опыту, а поделитесь с опытными людьми. Не со всеми подряд, не в Интернете выкладывайте, а посоветуйтесь с опытными людьми, как к этому относиться.

В первую очередь почитайте, как об этом пишут святые отцы Церкви. Ведь ты не один живешь на планете Земля и не с тобой первым произошло подобное. Столько поколений людей жили до тебя. Как они относились к видениям, откровениям, к явлениям из мира духов? В свете их учения оценивай свой опыт. Золотое святоотеческое правило – «Не спеши сразу доверять себе». Что-то с тобой произошло: «Ох, надо же, раз я что-то знаю, значит, я уже пророк или прозорливый, что-то могу!» Не доверяй себе! И, естественно, надо считать себя недостойным видеть Бога, Христа Спасителя, Пресвятую Богородицу, ангелов, то есть видения из духовного мира. Необходимо понимать, что в силу своей греховности мы удобопреклонны ко греху и чаще всего соприкасаемся с духовным миром падших ангелов, которые хотят нашей вечной погибели и нас обольщают. Поэтому нужны очень большая осторожность и недоверие к себе.

Приведу пример. Когда преподобный Паисий Святогорец восстанавливал в 1959 году монастырь Стомион, он жил один в этом полуразрушенном монастыре и подвизался, неся подвиги, превышающие человеческие силы. Однажды ночью Великим постом он слышит как будто какое-то пение, потом потолок кельи словно бы раскрылся, и он видит столб яркого света и на его вершине как бы белокурое лицо с длинными волосами. И слышит голос: «Ты сподобился увидеть Христа». Преподобный Паисий сразу осеняет себя крестным знамением и говорит: «Да кто я такой, чтобы видеть Христа?» Мгновенно свет исчез, потолок кельи оказался на месте, опять наступила тишина. Вот осознание своей греховности: «Кто я такой, чтобы сподобился пройти при жизни по мытарствам? Кто я такой, чтобы видеть рай? Кто я такой, чтобы видеть ад, если ад у меня в душе? Если я порабощен грехами, кто я такой, чтобы мне кто-то что-то показывал?»

Если бы автор этого видео, Александр, задал себе вопрос: «Кто я такой, чтобы осуждать Патриарха, все священноначалие, все монастыри, все духовенство, говорить, что не осталось ни одного верующего священника? Ну, кто я такой, чтобы такое говорить? Кто дал мне на это право? Я что, жизнью своей могу засвидетельствовать, что я великий праведник?» Великие праведники, как, например, преподобный Аммон, не дерзали никого осуждать. А такое огульное осуждение всех и вся на основании трех-четырехминутного очень сомнительного внетелесного опыта – это свидетельство незрелости души.

– Благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит всех вас, дорогие браться и сестры, храни вас Господь на многая и благая лета!

Ведущий Денис Береснев 

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать