Беседы с батюшкой. Царские дни

12 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает старший священник Храма-памятника на Крови во имя всех святых, в земле Российской просиявших, протоиерей Максим Миняйло.

– В эти дни столица Урала и, наверное, вся Россия готовятся к празднованию дня памяти Святых Царственных Страстотерпцев. Центром событий становится Екатеринбург  -  Храм-на-Крови, монастырь в их честь – город, где была убита Царская Семья, и место, где были уничтожены их святые останки. Отец Максим, с 2003 года Вы являетесь старшим священником Храма-на-Крови, свидетелем народного почитания и любви к Царской Семье. Что меняется с годами, и что такое  Царские дни?

– Царские дни развиваются, набирают силу. Крестный ход после богослужения в храме к Ганиной Яме стал совершаться, когда наш храм еще строился и не был освящен, но, тем не менее, мы – свидетели появления этой новой святой традиции. Первые крестные ходы не были столь многочисленны, хотя люди всегда были. Но такая массовость в последние годы удивляет – каждый год все больше и больше людей специально приезжают для участия в службе, крестном ходе.

В 2012 году мы впервые совершили богослужение под открытым небом. До этого мы как-то умещались в храме, выносили трансляцию, ставили экраны. Но это решение, инициированное нашим Владыкой митрополитом Кириллом, очень значимое и мудрое: мы видим службу практически со всех уголков окрестного квартала - где бы мы ни находились, видим святой алтарь, который открыт в виде выносной сцены. То есть большее количество людей могут участвовать, непосредственно наблюдать и молиться за богослужением.

Так что Царские дни развиваются, набирают силу, мы наблюдаем это каждый год, и для нас это важнейшее событие богослужебного года, наряду с Пасхой.

– Действительно, с каждым годом все больше людей участвуют  в ночном богослужении, в крестном ходе, можно, не считая, оценить огромное количество людей на центральных улицах,  которые потом выходят в пригород Екатеринбурга. А есть ли годы, которые Вам запомнились особенно? Лично мне запомнилось ночное богослужение года три назад, когда был такой ливень, которого я больше в жизни не видел, вода протекала даже через мой зонт. Страшные молнии почти добела высвечивали улицы, казалось, сама погода подчеркивала трагичность тех событий. Этот год запомнился мне особо.

– Меня не столько поразил сам дождь (ведь мы живем на Урале и дождь для нашей климатической зоны даже привычнее, чем солнечная погода), а то, что под  ним люди продолжали стоять и никто не расходился. В какой-то момент я даже заметил, что люди прибывают. Вроде бы их должно было становиться меньше, но они, наоборот, приходили, когда шел дождь, раскрывали над собой зонты, но как пришли, так и стояли всю службу.

Еще помню год, когда я немного простыл и неважно чувствовал себя на службе. Как раз пошел дождь, и я подумал, что ввиду моего состояния мне лучше воздержаться и не идти на крестный ход (это было в начале традиции крестного хода). Поделюсь своими ощущениями: когда крестный ход выдвинулся под этим проливным холодным дождем, я почувствовал, что как будто бы вместе с этим крестным ходом уходит благодать Божия, в том числе и от меня. К сожалению, болезнь моя только усилилась, но те, кто прошли под этим проливным дождем, промокнув до нитки, – их было немного, но это были мужественные и крепкие верой люди, – все они возвратились здоровыми, и ничего и близко связанного с болезнями и немощами с ними не случилось.

Царские дни – это большая радость, но и некоторое испытание для нас: мы можем проявить свою веру, терпение, можем действительно совершить какой-то подвиг, в том числе перешагнув через какие-то свои немощи – кто как может. Это не значит, что человек обязательно должен пройти весь крестный ход. Мы всегда говорим, что нужно с рассуждением отнестись к своим возможностям. Но даже если человек вдруг не рассчитает свои силы, епархия внимательно следит за тем, чтобы были автобусы для уставших, где можно и сесть, и получить медицинскую помощь – этим занимаются наши сестры милосердия. Поэтому не  надо ничего бояться, можно и стоит попробовать. Если что-то не получится, ничего страшного, – Господь примет наш подвиг таким, каким он совершается нами.

– Множество людей стекается в столицу Урала Екатеринбург на Царские дни -  память Святых Царственных  страстотерпцев, день памяти святых великомучениц Елисаветы и инокини Варвары в Алапаевске. Как Храм-на-Крови помогает в размещении, обеспечении транспортом, информации о времени служб и мероприятий, чтобы человек не потерялся в Екатеринбурге? Ведь бывает, что тот приезжает один...

– Конечно, приезжающий человек хочет попасть и на Исповедь и задается вопросом, успеет ли он. Будут исповедовать более 100 священников, как это было в прошлом и позапрошлом годах. В нашей Екатеринбургской епархии сложилась традиция, что буквально все священники – за исключением тех, кто болеет или совершает богослужения на крупных приходах, приходят к нам. А это несколько сотен священнослужителей, поэтому Исповедь будет проходить все всенощное бдение и потом до момента святого Причастия, без всяких пауз. В последнее время мы причащаем из ста Чаш, из разных мест – из нижнего и верхнего храма, священники спускаются вниз по улице Царской.

К сожалению, у епархии нет возможности для размещения тысяч человек, но мы можем дать кратковременный кров, приют, место для отдохновения в палатках, которые мы устраиваем с помощью военных, для уставших паломников. Мы можем проконсультировать, где есть недорогие общежития и гостиницы, для этого в Храме-на-Крови есть информационные службы, где работают наши сотрудники. В том числе они подскажут, как добраться до того или иного храма или монастыря. В Храме-на-Крови, могу сказать, начиная с 14–15 числа мы кормим паломников и обязательно кормим перед самым крестным ходом до 7 000 человек. Есть все условия, чтобы привести себя в порядок.

– За те годы, что вы организуете Царские дни, наверное, можно составить целую памятку для паломника, крестоходца:  что можно делать, а чего, может быть, категорически нельзя?

– Правила очень простые: руководствоваться здравым смыслом, понимать, что крестный ход – это продолжение богослужения, поэтому мы совершаем его чинно, благоговейно, стараемся идти так, чтобы не забегать вперед священнослужителей и епископов. В последние годы и на совещании этого года обсуждалось, что будет избираться такой темп крестного хода, который будет доступным и удобным в том числе и для людей немощных. Мы никуда не бежим: это не соревнование и не марафон, мы идем и молимся, спокойно, все вместе, дружно, одной семьей, одной Церковью. Есть люди, которые обеспечивают порядок, иногда, например, на мосту, нас просят сузить крестный ход, потому что мост расшатывается и есть даже переживания, что он может войти в резонанс, поэтому мы облегчаем нагрузку, не давая сразу зайти на мост большой массе людей. К таким моментам надо прислушиваться и стараться их выполнять. По ходу движения будет предоставлена вода для всех.

Наш крестный ход имеет такую особенность, что он идет без остановок. Я слышал от многих, кто участвует в крестных ходах, в том числе в самом большом из них - Великорецком, и в других, что примерно раз в один-два часа бывают привалы. Наш крестный ход без привалов, он безостановочный, проходит ночью, поэтому он довольно интенсивный и для кого-то, возможно, и непосильный. Поэтому мы стараемся хотя бы за счет снижения темпа крестного хода сделать так, чтобы людям было проще идти, чтобы они не спотыкались друг о друга, не бежали и спокойно дошли. Самое главное – это то внутреннее состояние, которое мы стяжеваем через это внешнее делание, а не то, совершили мы это быстро или чуть медленнее.

Мы преследуем духовную цель – почитание Царской Семьи, прославление их подвига. Этот крестный ход покаянный, мы просим Господа помочь нам в исправлении нашей жизни, молимся о даровании Его благодати, милости нам, нашим семьям, нашему Отечеству. Об этом мы должны думать, и ничто внешнее не должно нас отвлекать, и нам мешать.

– Как сохранить молитвенный настрой?

– Думаю, через внимание, через молитву, которая запевается во время крестного хода:  очень помогает настроиться  -  задается определенный духовный тон, люди идут и вслух молятся вместе. Если мы прислушаемся и начнем повторять слова святой молитвы, то придем в благоговейное и внимательное состояние.

– Центральное событие Царских дней – богослужения 16 и 17 июля, в день памяти Святых Царственных Страстотерпцев, в ночь, когда была убита Царская Семья. Это то, что надо поставить во главу угла при наличии множества других духовно-просветительских мероприятий. Программа Царских дней достаточно обширна. Что она включает в себя, помимо богослужения и крестного хода, и как не распыляться?

 – Культурные и просветительские мероприятия мы стараемся вынести за 16, 17 числа, чтобы в эти центральные дни сосредоточиться именно на подготовке к Причастию,  молитве и богослужении.

До 16 июля можно поучаствовать в различных программах, концертах, лекциях, проходящих в центре «Царский» и на Ганиной Яме. Издан буклет «Царские дни», который ежегодно издается большим тиражом. Тысячи книжек с расписанием мероприятий  распространяются совершенно бесплатно, их можно взять у нас в монастыре или епархии.

После 17 числа у нас состоятся три встречи с историком, правнуком убитого здесь повара Государя Ивана Михайловича Харитонова – Петром Валентиновичем Мультатули. Он проведет беседу о Царской Семье, об истории их жизни, особенно последних двух лет – 1917–1918 годов. Мы провели с ним цикл бесед весной этого года, говорили о псковском заточении, пребывании в Царском Селе и теперь доходим до периода нахождения Царской Семьи в Тобольске и потом, конечно, поговорим о 78 днях, которые Государь со своей Семьей и верными спутниками провел в Ипатьевском «доме особого назначения». Приглашаем всех послушать эти лекции, которые состоятся в Храме-на-Крови и задать вопросы.

Надо распределить свои силы таким образом, чтобы ничего не предпринимать в богослужебные дни, настроившись только на службу и крестный ход. У нас два крестных хода. 16 числа в 12.30 мы собираемся у станции Шарташ, на месте, где, предположительно, был высажен Государь с Семьей и затем перевезен в «дом особого назначения». Крестный ход в  течение двух часов движется до Храма-на-Крови, где начинается малая вечерня и дальнейшее богослужение. Второй крестный ход  - уже ночной. Именно 16 число –  центральный день нашего празднования, и именно этому надо уделить максимальное внимание и силы.

Если человек приезжает 15 или 16 числа, думаю, он постарается сохранить себя, прежде всего, для участия в ночной службе, и это будет правильно.

 Вопрос телезрительницы: «У нас каждый год проходит крестный ход, посвященный Божьей Матери. У нас пять церквей, и мы собираемся в кафедральном Никольском храме, откуда идем крестным ходом. Раньше во время крестного хода мы всегда проходили под большой иконой, а сейчас этого не разрешают, мы просто идем за иконой крестным ходом. Правильно ли это?».

– Сложно сказать –  дело в том, что, если Священноначалие устанавливает определенный порядок прохождения крестного хода, значит,  ваш епископ руководствуется какими-то соображениями целесообразности, безопасности и многими другими. Поэтому, думаю, вам стоит прислушаться к голосу своего архипастыря, и понимать, что ваше участие послушное, с радением, и продолжение участия в этом крестном ходе, безусловно, будет на пользу вам, во спасение вашей души. Даже если вам что-то непонятно, думаю, вы всегда можете обратиться к вашему настоятелю, священнику, или благочинному, который вам все разъяснит.

– Утром 17 июля в Храме-на-Крови совершается ранняя Божественная литургия в так называемой расстрельной комнате. Некоторые люди желают принять участие именно в этом богослужении, проходящем с особым покаянным настроем. Каждый ли желающий может принять в нем участие?

– Конечно, приходите. По традиции,  в эти дни мы совершаем три Божественных литургии. Главная служба – ночная, которая совершается на улице; в комнате, где было совершено убийство, раннее богослужение начинается в 6 утра, и поздняя Божественная литургия в 9 часов утра. На все службы свободный доступ, они совершаются собором духовенства нашей и других епархий, с участием паломников. Милости просим. Приглашаем всех.

– Эта комната – точное место убийства Царской Семьи?

– Да, оно  включено в храм, стоящий на месте Ипатьевского дома, и именно там мы совершаем особенно важные и значимые богослужения. Ранняя служба проходит каждое воскресенье. Каждую среду совершается ночная служба, поскольку Государь с Семьей был убит в ночь со вторника на среду. Также мы молимся здесь 17 числа каждого месяца.

– Мне кажется, стоит поговорить о почитании Святой Царской Семьи – любой святой человек становится для нас примером: у каждого мы можем чему-то научиться, безусловно веря и уповая на Бога. Чему мы можем научиться у Царской Семьи?

– Всему доброму, святому: Государь и вся его Семья были удивительными людьми, обладающими такими качествами, которые сегодня нам кажутся часто даже недостижимыми. Хотя бы такой пример: по воспоминаниям современников, никто никогда не слышал, чтобы Государь на кого-то повысил голос. Казалось бы, что в этом особенного? Это не на столпе стоять, как Симеон Столпник, и не в пустыне жить, подобно Павлу Фивейскому. Но попробуем сделать это сами. Получается ли это в нашей собственной жизни? А у Государя это получалось, таково было его внутреннее устроение.

Недавно я смотрел передачу, где наш историк рассказывает, что, когда охранявшие Государя стали обращаться с ним совсем нагло, он высказывал свое негодование в чрезвычайно деликатной форме. Он говорил примерно в таком духе: «Знаете, раньше мне приходилось общаться с людьми более учтивыми». Когда пытаются всячески унизить и вывести человека из себя, показать свое мнимое превосходство над ним, а в ответ слышится такой кроткий укор… По воспоминаниям тех, кто охранял Государя, он смотрел им в глаза и улыбался. Какое надо иметь внутреннее устроение, чтобы в таких тяжелых обстоятельствах на грани жизни и смерти вести себя подобным образом!

И, конечно, любовь, которая была в Царской Семье, – это что-то бесподобное, удивительное состояние, которое уже потеряно в нашем мире и, по мнению некоторых, ускользает от нас, почему нам так важно выстраивать или по крайней мере пытаться выстраивать собственные семьи на примере Царской Семьи.

Наш Государь велик и как управитель нашей державы, и как помазанник Божий и охранитель нашей веры, и как христианин, как хозяин земли Русской, отец своего семейства и отец своего народа. Куда бы мы ни посмотрели, везде он дает нам удивительный пример, везде. Государь – одна из ключевых личностей нашей истории. И мы неустанно говорим, что он есть ключ к решению многих проблем, стоящих перед нами сегодня. Если мы обратимся с молитвой к нему, его жизни, его подвигу, то он будет помогать нам выправлять нашу никудышную жизнь к спасению и созиданию лучшей жизни, в том числе здесь, на земле.

Вопрос телезрительницы из Ростовской области: «Сейчас собирают деньги на установление памятника Царской Семье в Дивеево. Я бы хотела спросить, не лучше ли было поставить его в Ипатьевском монастыре, ведь именно оттуда пошла династия Романовых».

– Думаю, что если у Дивеевского монастыря есть желание поставить этот памятник, то ничего плохого в этом нет. Тем более, вы и наши телезрители, наверное, помните, что именно Государь способствовал прославлению преподобного батюшки преподобного Серафима в 1903 году, расписывался на документах, ускорял канонизацию и потом приехал со всей Семьей для участия в прославлении. На службе Государь горячо молился преподобному, вставал на колени, Александра Федоровна окуналась в святой источник, и после этого 12 августа 1904 года у них родился долгожданный сын – Наследник Цесаревич Алексий. Я прекрасно понимаю, что, если Дивеевский монастырь желает иметь памятник Государю, то это очень мудрое решение, которое, думаю, приветствуется многими.

Самое главное – почему одно должно препятствовать другому? Почему нельзя поставить памятнику нашему царю, отцу-батюшке в том числе и в Костроме? Я бы с большой радостью поставил бы памятник Царю еще и в Екатеринбурге, если бы это зависело только от нас. У нас нет памятника даже святой Екатерине, в честь которой назван наш город. Памятник Государю у нас, слава Богу, есть, прямо в Храме-на-Крови, на котором изображено, как Государь спускается по ступеням Ипатьевского подвала со всей своей Семьей для принятия мученической кончины. У нас есть памятник Царской Семье и на Ганиной Яме. Но если бы у народа возникло желание воздвигнуть еще один памятник... После освобождения крестьян было установлено очень много памятников Александру II, потому что у народа было такое душевное желание. Поэтому пусть памятники Царской Семье будут и там, и там.

– Царская Семья прославлена в лике страстотерпцев - не так много людей причислено именно к этому лику. Достаточно часто люди спрашивают, за что Царская Семья была причислена к лику святых, за сам ли факт убийства?

– Главное, понимать, что не может жизнь человека протекать вдали от Бога, а потом внезапно произойти некое преображение, хотя, конечно, в истории есть и такие случаи. Даже в истории с благоразумным разбойником это было не первое его дело. По преданию, он не дал в обиду Святое Семейство, когда оно бежало в Египет. Шайка, где он был одним из главарей, вознамерилась причинить неприятности и страдания Святому Семейству. И он был как раз тем человеком, который пожалел эту Семью и не дал ее в обиду. И потом это первое доброе дело проросло в подвиг на кресте.

То же самое можно сказать про Государя: это целожизненный подвиг. С момента рождения он нес свой крест ответственности, обучения, сознания своей миссии. Для этого он сохранял свою душу в чистоте и непорочности, сохранял для того, чтобы принести себя в жертву этому. Вся жизнь Государя и его Семьи была подготовкой к такому концу. Все, что он делал, было связано с его христианским служением – почитанием Бога и движением по пути, который был для него крестным изначально. Как вы знаете, он сам говорил об этом, связывая с датой своего рождения – днем Иова Многострадального. Вся жизнь Государя была освящена благодатью Божией. Иоанн Кронштадтский, преставившийся в 1908 г., еще при своей жизни говорил: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан Ему тяжелый крест страданий как Своему избраннику и любимому чаду». Вот что говорил наш праведник и духоносный отец.

Да, действительно, Государь был убит в среде своего народа, но убит был, безусловно, за Христа, поэтому его можно назвать мучеником и великомучеником. Мы никак не погрешим этим, и ничего от этого не поменяется ни в худшую сторону, ни в лучшую.

Вопрос телезрительницы: «Мы устанавливаем памятники святым, а в Библии говорится, чтобы не поклоняться идолам, сделанным из камня и прочего. Не могут ли такими идолами стать и памятники?»

– Конечно, памятники святым – это не идолы. О каких идолах идет речь в Библии? Это различные изображения животных. Когда Моисей взошел на гору Синай для получения десяти заповедей на скрижалях, то люди сделали себе из золота тельца и поклонялись ему.

Думаю, что памятник можно воспринимать как образ святого. Когда мы почитаем святого, то в конце концов почитаем Бога, прославившего этих святых, поклоняемся Отцу Небесному, Который благодатью Святого Духа почивает в мощах этих святых угодников Божиих. Поэтому ничего антихристианского здесь, конечно, нет.

Эти памятники имеют очень большое назидательное значение. Посмотрите, как действовали большевики, когда пытались вытравить все христианское из нашего народа. Они буквально на каждом шагу поставили памятники вождям мирового пролетариата – мы до сих пор не можем очистить наши города от этой скверны, они так и стоят, куда-то показывают нам руками, чему-то нас учат. Около них ходят дети и понимают, что это, видимо, какая-то значимая персона. А это последние негодяи, кровопийцы и людоеды, именами которых до сих пор названы наши улицы. А если бы дети видели благородные лики Царя Николая, преподобномученицы Елисаветы, Великого князя Александра Невского или государя-императора Александра I  -  нашего царя, который победил в 1812 году французов, а потом тайно ушел, уклонившись от своего земного царского пути, и стал простым человеком, праведником, святым Феодором Томским... Кстати, им стоят памятники, мосты в Париже названы в их честь.

В Санкт-Петербурге в свое время стоял замечательный памятник императору Александру III. Сейчас на его месте находится стела, которую питерцы называют «стамеска». А чему может научить стела? Может быть, правильности линий или геометрии – это понятно, но бессмысленно. А вот памятник преподобному Сергию в Сергиевом Посаде имеет очень большой смысл. Подойдите и посмотрите на его изображение, на то, какой у него взгляд. Художник может передать это через скульптуру.

Недавно мы открыли памятник преподобномученице Елисавете в Алапаевске. Это замечательное, радостное событие – в год столетия революции появился памятник этой русской святой, которая закончила здесь свой земной путь. Когда люди приезжали с открытия этого памятника, просто не скрывали своего счастья и радости, потому что это прекрасный образ замечательного человека, который будет воспитывать в том числе и молодежь.

– Если говорить о памятниках, установленных в советское время, на мой взгляд, никто уже не обращает на них внимания, при этом их историческая ценность охраняется. Стоит только завести речь о том, чтобы убрать их, поставить в какой-то специальный парк (были такие предложения), сразу начинается волна протестов. Но, слава Богу, Храм-на-Крови теперь находится на улице Царской, а не Толмачева. Насколько помню, не так давно в Крыму был открыт памятник царю Николаю II.

– Несколько лет назад Патриарх Сербский и наш Святейший Патриарх памятник царю Николаю II открыли в Сербии. Присутствовали наш министр культуры, дипломаты нашего посольства и, по-моему, премьер-министр Сербии. Любой народ совершает дело восхваления тех, кто являет добрый пример и оставил след в истории.

У нас сегодня есть такая немощь, что мы все время оглядываемся и так и не можем определиться на национальном уровне, куда мы идем и кому принадлежим. Советской истории мы, безусловно, не отвергаем – и в ней было много хорошего. Как сказал Патриарх Кирилл, в каждом периоде нашей истории содержится какое-то стояние, какие-то преодоления, свершения и достижения. То плохое, что было в эти периоды, мы должны переосмысливать и подвергать ревизии.

– У нас осталось несколько минут до окончания программы. Скажите, пожалуйста, духовное напутствие тем людям, которые станут участниками Царских дней, придут на богослужение, собираются на крестный ход, тем, кто живет в Екатеринбурге и окрестностях, или тем, кто приедет к нам из разных уголков России или даже стран ближнего или дальнего зарубежья.

– От имени нашей епархии, от имени нашего Высокопреосвященнейшего Владыки, от имени всех уральцев и жителей города святой Екатерины приглашаем всех на Царские дни, чтобы вместе со всеми, кто приедет сюда или будет молиться вдали от нас, чтобы всем вместе обратиться с горячей слезной молитвой к нашему батюшке-Царю, всей его Семье и всем спутникам, которые пострадали вместе с ним. Они действительно являют святой, христианский пример жизни и смерти за Христа. И их молитва, их подвиг, пример очень нужны сегодня нам в нашей жизни.

Дай Бог, чтобы эти дни принесли нам духовное утешение, обновление и чтобы Господь обильно посетил нас Своей благодатью. Мы всех ждем на Царские дни.

– Спасибо, отец Максим. Стоит только добавить, что подобную программу Царских дней, которая включает в себя и богослужения, и духовно-просветительские мероприятия, можно найти на сайте Екатеринбургской епархии. И новшеством этого года является то, что 17, 18 июля все желающие могут добраться до Алапаевска на бесплатном электропоезде, который представляет российская железная дорога. Отправление с екатеринбургского железнодорожного вокзала.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать