Аудио |
|
Скачать .mp3 |
(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)
– Начнем с тех вопросов, которые пришли на наш сайт.
Вопрос: «Читал у святых отцов, что самый лучший способ приобрести смирение – это послушание у своего духовного отца, имеется в виду послушание в монастыре. Но как получить смирение в миру? Каким путем нужно идти человеку, чтобы достичь этой добродетели?»
– Можно некоторым образом изменить это упражнение: выбрать человека, с которым тренировать свое послушание. Это может быть кто угодно, и даже он может не знать об этом.
– Необязательно это будет выбранный человек?
– Да. Это, конечно, несколько усложняет задачу.
– Но люди часто говорят: сел на шею.
– Это эффективно для послушания. Ты же хотел послушанию научиться? Вот. «Сел на шею» – это немножко из другой оперы. Если хочешь так взаимодействовать с человеком, чтобы он не сел тебе на шею, тогда это совсем другая задача, она никак не связана с твоим послушанием.
– Господь говорит: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя. В какую меру человек, живущий в миру, должен отвергнуться себя?
– Человек не должен. Если уж говорить об этом, человек должен слушать, что сказал ему Христос. Отвергаешься в ту меру, которая для тебя возможна. В ту меру и достигнешь Царствия Божия.
– По поводу меры у нас каждый второй вопрос: где мера молитвы, где мера послушания, где мера поста?..
– «Где грань?» – всегда спрашивают. Нет ее. Потому что Богу нужны не механические куклы, которые выполняют цифровую программу, а нужен человек, любящий Его и творческий, который развивает свои телесные и духовные возможности для того, чтобы явить любовь Отцу Небесному.
– То есть желание послужить Богу из любви к Нему, наверно, и определяет эту меру.
– Конечно. Порой и возможности, потому что бывает усердие не по разуму. Например, шесть ведер воды поднять на колокольню Ивана Великого на двух коромыслах; и два ведра еще в руках. Но зачем делать вещи, заведомо для тебя невозможные? Надо совершенно разумно к этому подходить, причем с некоторым даже снисхождением к себе. Здесь зависит от всего: какой у тебя возраст, какой вес, артериальное давление и так далее, и так далее; весь этот комплекс нужно мгновенно подсчитывать.
– Люди очень часто прибегают к благословению священника на все случаи жизни.
– Да, это происходит от нежелания вообще включать головной мозг или при его полной пораженности, когда человек просто не соображает, что ему делать. Но в таком случае он все равно ничего не сможет достичь, хоть ты его благословляешь, хоть не благословляешь. Даешь ему самый лучший совет, но он все равно душой своей (а ум – это рабочая сила сердца) должен обязательно участвовать. А если все делается автоматом, – получается та же кукла. Послушание – это вещь творческая. Тот, кто обладает послушанием, человек высокого, духовного образа жизни.
– То есть поступить строго по тому совету, который тебе дан, это не есть послушание в высшей степени? Здесь нужно что-то свое приложить?
– Конечно. Надо понять, принять и найти лучший способ решения. Как в математике говорят: самый красивый способ.
– ...как это послушание исполнить.
– Да.
– Но это действительно требует духовного развития.
– Да. Это требует и рассуждения. Потому что «заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибет». Богу совсем неугодны христиане с разбитыми лбами, у Бога совершенно другая задача. Потому что зачем послушание? Чтобы научить человека терпению, отсечь свою гордыню, выработать в себе доверие; очень много духовно-педагогических задач решается через послушание.
– Приходит человек и говорит: вижу перед собой, на мой взгляд, два равнозначных пути. Но двумя путями пойти не могу. Поэтому, батюшка, посоветуйте: каким лучше будет?
– Так бывает. Я однажды был свидетелем того, как одна молодая женщина спросила у очень духовного мужа о том, как ей быть. И действительно, пути, которые перед ней лежали, были вообще разные. Он ей ответил: «А это все равно». Она избрала один из них, и все вышло хорошо. По крайней мере, мне со стороны кажется, что все совсем неплохо.
– Вопрос: «Как понять, совершил грех или нет?»
– Согрешил.
– То есть, если возникло такое сомнение, скорее всего что-то на совести нехорошо.
– Конечно. Потому что человек всегда (к сожалению, так) ищет себе оправдание. А задача не в этом. Потому что Бог не стремится тебя наказать.
– По-моему, сейчас немало людей, которые ищут грех там, где его и быть не может. И находят для себя какие-то червоточинки.
– Отцеживая эти крылышки от комариков, они проглатывают не только верблюда, но и синего кита. С этим постоянно сталкиваешься. Человек съел кусок селедки, а то, что с селедкой он «проглотил» и свою родную маму, вообще не замечает.
– Вопрос телезрителя: «Я хочу задать вопрос как раз насчет комаров и насчет смирения. Был такой святой (по-моему, Иоанн Милостивый), который специально раздевался, чтобы его комары кусали. Он испытывал страдания, а комары насыщались. Но комары являются паразитами, и получается, что смирение тут до абсурда доведено...»
(Далее диалог с телезрителем.)
– Обождите, я запишу: комары являются паразитами. Правильно? Вы сообщили ценнейшую информацию. Я почти до семидесяти лет дожил и не знал этого. Спасибо Вам за это открытие.
– Но они же паразитируют, кровь пьют.
– Я совсем не спорю. Я в восхищении.
– Ну хорошо. Надо ли кормить комаров, которые наносят страдания остальным людям?
– Кому как. Вам, конечно, не надо. Это выше Вашей меры.
– Не доведено ли тут смирение до абсурда?
– А в абсурде ничего плохого нет.
– Я, в принципе, понимаю, что это смирение в квадрате…
– Нет, не в квадрате, гораздо больше.
– Но комары размножаются, когда пьют кровь этого святого, и кусают других людей.
– Да что Вы говорите! Кусают других. Надо же! Вы делаете открытие за открытием. Я тоже сделал одно открытие, могу с Вами поделиться: прочел в учебнике географии за шестой класс, что Волга впадает в Каспийское море. Можете себе представить? Вы тоже запишите и наслаждайтесь.
– Понятно. Спасибо огромное. Молюсь за Вас.
– Вот за это спасибо! А комары пускай летают.
– Но они кусаются.
– Есть накомарники, комариные сетки.
– Так этот святой кормил их, раздевался специально, без накомарника.
– Знаете, Вы удивитесь: не он один.
– Нет, когда вериги носят – это понятно. Но комары?..
– Комар – такая же верига, только естественная. А Вы никогда не наблюдали кулачные бои? Или бои без правил?
– Бои без правил наблюдал.
– Там люди так морды друг другу бьют, что зубы летят в партер.
– Так, а что тут христианского? Бессмысленное мордобитие.
– Почему бессмысленное? Раз взрослые и солидные мужики от 30 до 40 лет этим занимаются, значит, у них есть в этом смысл их собственный. Или они сплошь болваны? Как Вы считаете?
– Я считаю, что смысла в мордобитии нет.
– Хорошо. Если смысла нет, зачем они это делают?
– Зарабатывают деньги.
– Так смысл есть?
– Зарабатывание денег.
– Ну вот. А этот монах зарабатывал себе смирение и терпение. Разве это плохая цена?
– Он зарабатывал. А комары размножались.
– Есть такие комары, которые живут вообще одни сутки и не успевают размножаться.
– Они пьют сок из растений. А эти пьют кровь.
– Нет, пьют кровь и очень недолговечны. Я рад, что Вы такой добрый, жалеете всякую тварь.
– Нет, я не жалею. Наоборот, не люблю, когда комары кусают.
– Я Вам бы посоветовал: Вы бы себе терпения приобрели немножко, маленькую толику, с комарика.
– Хорошо. Если я ложусь спать с открытой форточкой, меня кусают комары, получается, я тоже делаю аналогично этому святому?
– А это смотря какая будет Ваша реакция. Если Вы от этих комаров лезете на стену...
– Реакция – красные укусы на теле, чесаться будут.
– А вот у меня нет.
– Вам, значит, повезло.
– Почему повезло? Я в юности ездил на Север – там столько комаров! Когда я там был, мне казалось, что я не выживу. Зато приобрел иммунитет. Комар мне вообще не страшен.
– Огромное спасибо за ответ. Еще по поводу борьбы с пьянством. Прилоги постоянно. Понимаю, что не надо пить, а прилоги идут.
– Потому что бес сидит.
– Так он никогда не уйдет?
– Уйдет, если Вы проявите решимость постоянную.
– Допустим, месяц не пьешь, а прилоги...
– «Месяц не пьешь» – это не считается. Не пьешь – это когда не пьешь восемь лет. А месяц не пьешь – это вообще ничто.
– Но со временем прилоги уйдут?
– Если человек запойный, то могут не уйти до смерти. Но появятся силы (от Бога, конечно), чтобы это все преодолеть.
– Огромное Вам спасибо! До свидания.
(Окончание диалога.)
– Вопрос: «Как отличить Промысл Божий в делах житейских?»
– А во всем Промысл Божий.
– Но его надо различить среди собственных измышлений.
– Чего там различать? Это надо пример приводить. Я законно могу сказать, что не понял вопроса. Промысл Божий управляет всем.
– Промысл Божий направлен на благо человека. Но человек его или не принимает, или не отличает и идет своим путем.
– Если он противоречит тому, что имеет в виду Отец Небесный, то он идет против Бога.
– Когда с человеком случилась некая беда (например, болезнь посетила)...
– Болезнь – не беда. Святые отцы называли болезнь бесценным даром.
– Это святые отцы. А человек начинает обычно жаловаться...
– Начинает. Это как в армии есть рядовые необученные... Человека крестили, он ничего в христианстве не понимает, и когда что-то ему не так, начинает роптать. Потому что он не понимает ни Самого Бога, ни кто он такой, ни в каких они в данный момент отношениях. Такого – сколько угодно. И таким людям объяснять-то ничего, мне кажется, невозможно.
– Вопрос телезрительницы: «Имеет ли право современная Церковь менять законы, принятые Вселенскими Соборами?»
– Право имеет. Но этим правом практически никогда не пользуется. Почему? Потому что большинство канонов и правил так совершенны, что их можно приспособить и к современной жизни, хотя она совсем не похожа на тогдашнюю.
Русский гений, историк Церкви В.В. Болотов говорил так: все, что полезно Церкви, то канонично. Это совершенно гениальное выражение. Он гений, поэтому такую формулу и вывел. Конечно, для людей с фарисейским сознанием это трудно воспринять. Потому что фарисейство проще. Человек закоснел и, как древние наши братья иудеи, считает, что для Бога важно то-то и то-то. А в Новом Завете это все давно отменено.
– Вопрос: «Подаю по силам милостыню, но муж не сторонник такого отношения к деньгам. Могу ли я часть своей зарплаты тратить для нуждающихся втайне от мужа, или это будет считаться грехом обмана?»
– Не совсем понятно, что значит в семье «мои» деньги. Потому что семья важнее всего. И когда есть «мои» и «твои», это разрушает семью.
– То есть когда человек разделяет нечто на «мое» и «наше».
– Ведь с какой целью человек подает милостыню? Чтобы оказать милость Богу. «Что вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне». А нужно ли Богу, чтобы ты разрушал семью, про которую сказано: что Бог сочетал, человек да не разлучает?
– Нельзя угодить Богу тем, что приводит к разлучению, разрушению.
– Да. Потому что семья более ценная вещь во Вселенной.
– Как легко благотворить чужим людям по сравнению с собственными родными…
– Тщеславие помогает, говорили святые отцы.
– Вопрос: «Я осознаю, что мой товарищ нечестен, но стараюсь скрыть его проступки от других, понимая и прощая его слабость. Однако моя «помощь» (в кавычках) оказывает обратное действие, а мой товарищ все больше полагается на нее. Говорить и объясняться с ним бесполезно. Что будет более по-христиански: продолжить скрывать его поступки, надеясь на будущее вразумление, или перестать помогать?»
– Мне кажется, самое лучшее – заблокировать его номер телефона и сменить адрес.
– Как бы оставить его с его мировоззрением.
– Как говорил апостол: предать сатане во измождение плоти.
– Вопрос: «Уже два года, как умер мой единственный сын. Ему было двадцать шесть. Мы с мужем остались вдвоем. Скажите, пожалуйста, может быть такое, что когда я умру, встречу сына на том свете? Или это невозможно?»
– Вообще-то есть свидетельства о таких встречах. Но ни о каких обязательных гарантиях нигде ничего не сказано. Но я сам был свидетелем, когда умирающая женщина видела у гроба пришедших к ней родственников. Этому даже предшествовало чудо: она несколько лет лежала, не вставая с кровати, а тут встала, пошла к балкону и стала обращаться по имени к матери. То есть как это вообще: человек, который несколько лет лежит, вдруг встает? Это невозможно – любой медик так скажет. А это было; я своими глазами видел. Не могу же я отрицать то, что сам видел. Но бывает ли это каждый раз? Не бывает. Я много присутствовал при кончине разных людей, и это происходит каждый раз по-разному.
– Вопрос: «Моя незамужняя подруга встретила женатого мужчину. Они живут вместе. Он подал на развод, планирует жениться на подруге. Священник благословляет подругу причащаться. Я совсем запуталась: разве можно причащаться человеку, живущему в блуде?»
– Нет, нельзя.
– То есть это просто какое-то частное мнение получилось?
– Это надо с ними беседовать, потому что здесь должны быть какие-то очень мощные аргументы.
– Вопрос: «Объясните, что означает фраза в молитве Иоанна Златоуста: “Господи, не введи меня в напасть”?»
– «Напасть» – от слова «нападение». Задача христианина – эту напасть отвергнуть. А если человек введен в напасть, значит, он уже ей поддался. Это равносильно словам Господней молитвы: не введи во искушение. Имеется в виду, конечно, что не Господь вводит в искушение, а человек сам вошел внутрь этого искушения и пал.
– То есть Господь дает человеку возможность не пасть, а человек избегает...
– У каждого крещеного человека есть возможность отринуть любое искушение силою благодати Божией, которую он получил в крещении и миропомазании.
– Когда человек говорит, что у него нет сил, это неверие в то, что Господь дает?
– Нет. Это просто маловерие, нежелание и самооправдание.
– То есть чаще всего, когда человек говорит, что не может, это эквивалент того, что не хочет?
– Да.
– Интересно: приходит каяться и в то же время не хочет.
– Не каяться, а исповедоваться. Если пришел каяться, тогда он уже спасен. Что такое каяться? «Прости, Господи, больше так никогда не буду». Вот что такое каяться.
– Но такую формулу произносят нередко.
– Значит, спасен. А если человек опять вошел в искушение, значит – погиб, и надо вновь каяться.
– Господь говорит: в чем застану, в том и сужу.
– Да.
– В покаянии или в падении.
– Да.
– Но ведь Сам Господь выбирает, в какой момент призвать душу человека: в покаянии или в падении.
– Да, такое мнение есть.
– И если Господь призывает человека в падении, то...
– ... значит, Богу не угодно быть с этим человеком в Царствии Небесном.
– Господь каждому человеку желает спасения, но с этим человеком быть вместе не желает?
– Не желает.
– У людей такое мнение, что Господь обязательно должен простить.
– Господь никому ничего не должен. Это мы все, включая и комариков, Ему должны. А Он нам ничего не должен. Это только неразумные, глупые, невоспитанные дети считают, что им все должны: папа, мама, бабушка, братья, учителя или воспитатели в детском саду. Сейчас уже некоторые пятилетние заявляют: «Ты не имеешь права». Их уже обучили.
– Уже о своих правах заявляют.
– Качают только так!
– Вопрос телезрительницы: «Сейчас очень много церквей и у нас в Саратове, и в Екатеринбурге, и в Москве. Мы делаем наше общее дело, стараемся. Вот сейчас нужны деньги телеканалу “Союз”, все об этом знают, хотят перечислить. Но я не могу деньги перевести, не умею, мне семьдесят с лишним лет. И другие так же. Почему нельзя в каждой церкви, которые где-то есть, поставить ящичек, написать: для “Союза”? И люди бы приносили туда. Почему так нельзя сделать?»
– Нет, все можно.
– Телезрительница: «А почему не делают?»
– Я не знаю, почему Вы не делаете.
– Телезрительница: «Пока ходили ноги, я постоянно, сколько могла, столько и делала. А сейчас не могу, лежу дома, никуда не выхожу. Моим всем не до этого».
– Хорошо. А родственники у Вас есть?
– Телезрительница: «Родственники есть, но им всем не до этого».
– А Вы скажите им, что если они не будут этого делать и каждый раз приносить Вам справочку о том, что помогают «Союзу», то Вы лишите их наследства.
– Телезрительница: «Это все разговоры, мы можем говорить на эту тему много. Но практически это можно сделать в конце концов? Ведь не только я, но и бабушки в деревне (церквей, слава Богу, много) телевизор посмотрят, на лавочке посидят и понесут денежку. И я бы с удовольствием денежку с соседкой передала…»
– Вот и передайте с соседкой.
– Телезрительница: «Ну а почему нельзя ящик в церкви поставить для “Союза”? Есть какая-то затруднительная причина?»
– Дело в том, что на «Союзе» работает не так уж много человек, чтобы можно было собрать целую армию сборщиков средств.
И потом, Вам семьдесят с лишним лет, Вы почему-то себя считаете самой умной, а остальные там, на «Союзе», одни дураки. Если хотите что-то устроить, принести какую-то пользу для «Союза», сделайте. Если Вам тяжело, из дома не выходите – найдите людей, телефон-то у Вас есть. Речь у Вас правильная, видно, что голова у Вас работает. Хотя Вы немножко упряменькая – неважно, это упрямство может послужить. Соберите людей молодых, они еще лучше сделают.
Просто это самый быстрый способ передать деньги на «Союз», и телеканал избирает это. Это сейчас общепринято. На этом и само телевидение тоже зарабатывает. Поэтому тут не надо изобретать деревянный велосипед.
– Вопрос: «В семье проблема инфантильности отца: не может жить без руководства своих родителей, его устраивает статус вечного ребенка. Возраст за пятьдесят. Взрослые дети, есть внуки. Полная зависимость от мнения и суждения родственников. Избегает ответственности, принятия решений. Подскажите, батюшка, как быть мне? Я уже надрываюсь».
– Так это же все очень просто: прервать получение корма. А то, что человек привык, – надо было смотреть раньше, когда Вы выходили за него замуж, приглядеться...
– Но судя по тому, что уже внуки есть, живут не один десяток лет.
– Значит, устраивало. Ведь не сразу человек надрывается. Сейчас, к его пятидесяти годам, надорвалась. Человек сделал все, что мог, а теперь объявляется забастовка пожизненная.
– Вопрос: «Мы с мужем прожили в браке семнадцать лет. Растет дочь. Год назад обвенчались. Я, собственно говоря, настояла на венчании, так как ходим в один храм, воцерковляемся, исповедуемся у одного священника. Но вот любви друг к другу как не было, так и нет. Мне кажется, что мы даже стали чаще ругаться и спорить по каждому пустяку. И как-то муж сказал в сердцах, что я совершила большой грех перед Господом, что настояла на венчании. Я уже подумываю, что нужно, наверное, развестись: зачем пить кровь друг другу? Посоветуйте, как полюбить мужа, если он меня не любит. Терпеть и смиряться? Или оставить друг друга в покое?»
– Вообще, когда оставляем в покое (особенно мне нравится выражение «друг друга» – как хорошо вообще это звучит!), это вполне по-христиански. Потому что когда человек не оставляет в покое, он все время что-то требует от другого. И потом, надо же уяснить, что такое любовь. Я в этом вопросе услышал, что у этой страдающей женщины тоже образовался дефицит любви, она оскудела.
– Частенько люди собственную любовь ставят в зависимость от любви другого: он ко мне будет по-другому – и я к нему...
– Бывает. Но любовь, если она настоящая, христианская, никогда не перестает. А потом, любить можно и инфантильного человека. Такие люди были, и это прекрасные люди сами по себе, очень необычные. Например, Александр Блок. Или, например, такой необычный человек – Николай Васильевич Гоголь; он и не женился. Он был человек и прекрасный, и интересный, и очень духовный (просто подвижник), но был совершенно не хозяйственный. Но это светоч русской литературы: он осветил нашу Землю не такой блестящей хозяйственной деятельностью, как Демидов, например, а своим словом.
Поэтому вполне можно любить и инфантильного, даже ленивого. Если почитать Гончарова «Обломов», автор о нем пишет очень с большой любовью (мне так представляется); немножко с юмором, но вполне хочет его понять, почувствовать. Поэтому необязательно для того, чтобы любить, чтобы человек был и хороший охотник, и пахарь, и в уме шестизначные числа умножал, а они бы сразу обращались в звонкую монету. Люди все разные. Поэтому жениться и выходить замуж нужно не по поговорке «уж замуж невтерпеж», а подходить к этому вопросу научно: хочу ли я выйти замуж за этого человека, вижу ли я его недостатки, согласна ли это потерпеть ради других его достоинств?..
– Вопрос телезрительницы: «Я в свое время не прошла испытание. А теперь, когда у меня новая ситуация, по каким душевным качествам я могу понять, прохожу я испытания или не прохожу?»
– Отвечу очень легко: по очень хорошим душевным качествам.
– Телезрительница: «А по каким душевным качествам?»
– По хорошим. Вы знаете русскую поговорку «Как аукнется, так и откликнется»? Вы сказали вопрос в такой форме, из которой вообще нельзя ничего понять. Хотите ответ – я Вам его дал. Какие качества? Хорошие. Вы меня не обманете.
– Телезрительница: «Да что Вы! Бог с Вами!»
– Слава Тебе, Господи! Спасибо на добром слове. Так что либо Вы продолжаете темнить, а я буду на темень отвечать сумраком, либо говорите, что Вы хотите.
– Телезрительница: «Я, наверное, просто неправильно сформулировала вопрос».
– Вы его вообще не сформулировали.
– Телезрительница: «Да, я его совсем не сформулировала».
– А как я догадаюсь?
– Телезрительница: «Ладно, я в следующий раз перезвоню. Спасибо. До свидания».
– Вопрос: «Почему в последнее время наша Церковь не очень часто принимает святых, прославленных в Автокефальных Церквах, с которыми у нас есть каноническое общение?»
– Не знаю такого. Мы всех святых, прославленных в других Православных Церквах, принимаем.
– То есть если они там прославлены, то включаются и в наш список святых тоже?
– Да, пожалуйста, молись на здоровье, никто тебе слова не скажет.
– Вопрос: «Подскажите, как избавиться от неприязни и раздражения на человека?»
– Во-первых, нужно покаяться, нужно осознать свою неправоту. Во-вторых, за эту свою неправоту испросить прощения у Бога. И молиться, испрашивая прощения, до тех пор, пока эта неприязнь не улетучится. И каждый раз, когда она вдруг будет появляться (обязательно будет), сразу опять прибегать к молитве и просить у Бога прощения.
– А добро творить этому человеку насколько необходимо?
– Если хотим быстрее избавиться, то необходимо. Сказано в Писании: добро творите творящим вам напасть. Это я, что ли, придумал? Наш распятый Господь сказал.
– Вроде простые слова, но как тяжело их воплотить в жизни.
– Тяжело для человека, который живет в грехе. И легко для христианина. Если хочешь быть христианином, тогда давай... А так извините...
– Каждый человек, который сумел переступить через себя и сделать добро своему обидчику...
– ...тот отвергнулся себя и последовал за Христом.
– ...прибегает в церковь просто сияющий и говорит: «Чудо!» А чудо-то закономерно.
– Бог творит чудеса. Это преображение с человеком сотворил Бог по его желанию и его сугубой молитве. Поэтому такой человек испытывает освобождение, ты очень верно описал.
– Вопрос: «Как избавиться от страха перед исповедью? Все время кажется, будто священник начнет меня осуждать и обличать за мои грехи».
– Ну, кажется… Можно и в лес не ходить: вдруг медведь выйдет и съест...
– И из дома тогда лучше тоже не выходить.
– Да, потому что машины снуют...
– Спасибо, батюшка, за ответы. Нам пора прощаться.
– Рад стараться. Всего вам доброго, дорогие братья и сестры. Ждем всегда ваших вопросов.
Ведущий протоиерей Александр Березовский
Записала Нина Кирсанова
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА: БУДЕМ ПОМНИТЬ
С Днем Победы! Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор
ДЕНЬ ПОБЕДЫ с Игорем Растеряевым
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Учимся растить любовью. Воскресенский Смольный собор Санкт-Петербурга
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!