Архипастырь. Епископ Игнатий

8 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Игнатий  Выборгский и Приозерский.

– Владыка, в этом году исполняется 125 лет Выборгской епархии. Расскажите, пожалуйста, о тех мероприятиях, которые будут проходить в связи с этой датой.

– Внесу маленькую поправку: 125-летие учреждения Выборгско-Финляндской епархии будет отмечаться в следующем, 2017 году. 125 лет тому назад из викариатства была образована самостоятельная епархия, которая распространялась и на территорию Финляндии.

Самым главным событием этого юбилея будет визит Святейшего Патриарха Кирилла 19 августа 2017 года. Конечно, будут проведены различные конференции, ведь это дата, которая должна быть отмечена не только в городе Выборге и Выборгской епархии, но, думаю, и во всей России. 2017 год насыщен датами, в том числе вспоминается 100-летие тех потрясений, которые были в Российской империи. В 2018 году будет вспоминаться 100-летие Выборгского погрома, во время которого более пятисот простых жителей были расстреляны прямо в городе. 2018 год – юбилейный и для Выборгской епархии: мы будем праздновать 625 лет Коневского монастыря.

– Часто люди подолгу копят деньги для поездок в святые места – Иерусалим, Грецию, Италию, рассчитывая, что именно там они приобретут духовную радость, и, бывает, несколько пренебрежительно относятся к местным святыням. Расскажите, пожалуйста, о святынях Выборгской епархии, чтобы познакомить с ними наших телезрителей.

– Я уже начал говорить о Коневском монастыре на Ладожском озере. Это единственный островной монастырь во всей Ленинградской области. Здесь хранятся мощи преподобного Арсения Коневского и чудотворная Коневская икона Божией Матери. История острова связана с Афоном. Преподобный Арсений перед тем, как прийти на остров, более трех лет подвизался на Афоне. Удивительно, что в этом году отмечается 1000-летие русского присутствия на Святой Горе Афон, с которой напрямую связано имя преподобного Арсения. Прожив здесь три года и покидая монастырь Хиландар, он получил в благословение икону от настоятеля, который произнес удивительные слова о том, чтобы Арсений основал обитель на севере. Преподобный очень долго искал место, и лодку, на которой он плыл, несколько раз прибивало к острову Коневец. Тогда он понял, что Матерь Божия останавливает его здесь. И вот обитель существует уже 625 лет. Надеюсь, что торжества, которые здесь пройдут, как раз и дадут людям возможность увидеть свои святыни. Конечно, хорошо побывать на Афоне, Святой Земле или в каких-то иных святых местах, но, как я часто говорю, жаль, что мы очень плохо знаем свою историю и свои святыни, которых у нас предостаточно. Может быть, нынешняя политическая ситуация, заставившая немного пересмотреть отношение к зарубежным поездкам, даст возможность посещать свои святыни, молиться у них и, самое главное, лучше узнавать нашу историю.

– В связи с тем, что мы заговорили о монастыре, от наших телезрителей поступил вопрос о монашестве: «Если делать выбор в сторону монашества, какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать человек, чтобы вступить на этот путь?»

– Господь призывает как к служению в священном сане, так и к служению в монашеском звании, поэтому нужны обычные человеческие качества. Ведь человек, избравший путь монашества (не говорю об отшельниках), должен понимать, что через непростой, тернистый путь Господь призывает его к спасению души. Поэтому, как и каждый порядочный человек, он должен обладать и любовью, и терпением, и смирением – монашество помогает человеку стяжать эти дары Духа Святаго и преобразовывать свою душу.

– Насколько Коневский монастырь открыт для приема новых послушников и насельников?

– Полностью открыт: и в летний, и в зимний период приезжают трудники, поэтому Коневский монастырь открыт для всякого, кто пожелает приехать поработать, испытать себя в монашеском делании. Дается специальное время для искуса, когда человек должен себя раскрыть, узнать, способен ли он вообще к монашескому служению. Поэтому милости просим, всегда разместим желающих в монастыре.

– Есть ли на Выборгской земле другие монастыри?

– Нет, у нас только один мужской монастырь – на Коневце. В этом году исполняется 25 лет возобновления здесь монашеской жизни. Существует такая история: 25 лет тому назад в газете появилась статья, где было написано, что в аренду сдается... остров. Тогда приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев) пригласил отца Назария и благословил посмотреть остров. Праздновать эту дату мы будем 28 мая этого года. Этот день обозначен Святейшим Патриархом как день обретения мощей преподобного Арсения Коневского.

– Вопрос от наших телезрителей: если человеку не хочется делать работу, которую ему поручили, или ему дано послушание, с которым, по мнению священноначалия, он может справиться, но заниматься которым ему совершенно не хочется. Как такому человеку обрести то смирение, которое поможет ему выполнять эту работу, и даже с радостью?

– Есть хорошее выражение: «Невольник не богомольник». Когда у тебя на душе нет расположения к той или иной деятельности, то много пользы ты не принесешь. Конечно, нужно воспитывать себя, учиться. Наверное, жизнь для того и дана, чтобы человек открывал в себе этот дар Божий. Но если уж душа совсем не лежит, лучше не браться, нежели испортить порученное дело и никогда больше к нему не вернуться.

– Какое количество времени требуется человеку, который уже попал на послушание в монастырь, чтобы понять, что он способен к монашескому служению? В частности, в Коневском монастыре есть какие-то временн ы е рамки?

– Это может быть по-разному: и месяц, и год, и два, а бывает и так, что человек может всю жизнь прожить и так и не прийти к монашеству, поэтому ограничительных сроков нет. Совет братьев решает, принимать ли того или иного человека в число братии монастыря. Бывает и такое, что человек ломается и уходит из монастыря.

– Вопрос от студентов Духовной академии. Вы несете епископское служение, и ребята интересуются: как себя внутренне ощущает священнослужитель, который сподобился нелегкого, но благодатного епископского служения, как строятся его отношения с паствой?

– Во-первых, и епископское, и священническое служение – это крестоношение. Если Господь призывает тебя к служению в роли епископа – это, конечно, большая ответственность, ведь каждое твое слово и каждый поступок – это и оценка общества. Мы видим сегодня, как эта ответственность возлагается и на молодых архиереев, способных устроять административную жизнь епархии. Происходит деление епархий, появляется большое число архиереев. Конечно, должны быть качества и администратора, и пастыря: человек должен обладать способностью разговаривать с людьми, приводить их в Церковь, работать с молодежью и во многих других направлениях. Поэтому, скажу еще раз, это крестоношение, но Господь не по силам креста не дает. Если Он избирает, значит, знает, что ты можешь с этим справиться, что самое главное. И, конечно, молитва, совершение богослужений, предстояние у престола – все это требует много сил, здоровья, но это благодатное служение Церкви.

– Мы знаем, что каждый епископ несет много послушаний, и Вы, владыка, в том числе. Отсюда возникает вопрос: сегодня очень актуальны разговоры о времени, о том, как правильно его распределять. Каким образом, по Вашему мнению, человек может правильно и плодотворно распределить свое время, чтобы не тратить его впустую?

– Чем меньше у человека свободного времени, тем лучше, особенно для людей монашествующих и находящихся в священном сане. Всегда распределяешь свое время так, чтобы быть загруженным как можно больше, но среди всего этого надо найти возможность что-то почитать, посмотреть, провести встречи. Мой график довольно загруженный. Кроме того, у меня есть послушания в Москве в качестве председателя синодального отдела по делам молодежи и настоятеля на Крутицком подворье – все это требует много времени и больших забот.

– При такой загруженности Вы все же успеваете читать? Если находится минутка, то какое чтение Вас радует?

– Читать я успеваю, только когда лечу в самолете. Обычно перечитываю классику, сейчас, например, уже не в первый раз перечитываю «Мертвые души» Гоголя. Потому что каждый раз, когда открываешь даже знакомую книгу, можно почерпнуть что-то новое, и особенно в классической литературе, для современной жизни и работы с молодежью. Но не так часто это получается.

– Часто бывает, что миряне увлекаются чтением монашеских трудов, в том числе отцов Церкви раннего периода монашества. Возникает вопрос: насколько уместно для человека, живущего в миру, чтение очень строгих, аскетических сочинений?

– Если у человека есть желание читать отцов, то это замечательно. А если кто-то владеет греческим языком или латынью и может читать в подлиннике, то еще лучше. Это нормальное явление. Не только аскеты и монахи должны читать святых отцов, но и светский человек очень многое может у них почерпнуть для своей духовной жизни. Это немаловажно и для студентов духовных учебных заведений: знаю, что многие из них читают сочинения отцов Церкви в подлиннике и пишут работы. Чем больше наши люди будут читать отцов, тем больше будут узнавать.

– Что бы Вы, исходя из личного опыта чтения святоотеческой литературы, посоветовали нашим телезрителям читать сейчас, во время Великого поста?

– Можно читать и «Добротолюбие», и Иоанна Златоуста, и отцов IV века – многое можно читать. А вообще, лучше всего читать Книгу книг – слово Божие. Знаю людей, которые на время Великого поста берут на себя обязательство прочитать Библию (и Ветхий и Новый Завет) от корки до корки. Это как некий постовой подвиг. Поэтому если за пост полностью прочитать слово Божие, то это будет очень полезно.

– К сожалению, далеко не каждому это удается, хотя мы знаем, что существуют даже планы чтения Библии, для того чтобы систематизировать свое чтение и за год справиться с Книгой книг. Какие книги Ветхого и Нового Завета следует прочитать за Великий пост человеку, который, может быть, впервые взял в руки Священное Писание?

– Если впервые, то, думаю, начать надо с Нового Завета, потому что начинать с Ветхого будет очень тяжело, особенно в том, что касается исторических книг. Для того чтобы они были более или менее понятны, надо, конечно, сначала прочитать Новый Завет, Деяния апостолов. Послания апостолов, может быть, будут даваться труднее. Прочитав Евангелие, можно будет приступать уже к чтению Ветхого Завета: читать книгу Иова, Притчи. Весь свод Библии – это очень нравоучительные и полезные книги для чтения.

– Вопросы телезрителя из Москвы: «Мне нравится Жанна д`Арк. В Католической Церкви она канонизирована, могут ли ей молиться православные, ведь она мученица?» Второй вопрос: «Дальний Восток заселяется китайцами, а нынешняя читинская власть ничего не предпринимает. Как Вы считаете, нужно ли принимать какие-то меры против этого?»

– Интересный вопрос: задается из Москвы, а касается Читинской области. Наверное, это политический вопрос, мне трудно на него ответить. Главное, чтобы мы не теряли свою историю, православие. Не надо проявлять озлобленности, ненависти.

Что касается Жанны д`Арк: канонизирована она Церковью Католической, в наших святцах ее нет. Конечно, если кто-то очень хочет ей молиться... но я не вижу в этом смысла: у нас есть своя плеяда мучеников, исповедников, новомучеников, которым можно молиться, и нужно помнить подвиг этих замечательных людей.

– Часто возникает вопрос, что следует читать, чтобы последовательно понять развитие христианства на Руси с первых дней и далее. Кого бы Вы посоветовали?

– Святителя Димитрия Ростовского: это и интересный, и хорошо воспринимаемый текст. Наверное, никто не предложил лучшего житийного свода. Поэтому для новоначальных было бы прекрасно прочитать Димитрия Ростовского.

– Как Вам кажется, уместно ли современное переосмысление житий святых, основанных на документах и свидетельствах, например, книги издательства «Никея»?

– Уместно. Сейчас издается очень много литературы. Самое главное – смотреть на наличие грифа «Одобрено Издательским советом Московской Патриархии». Было время бума на издания, были какие-то перепечатки, новые своды, и могли закрадываться сомнительные тексты. Поэтому, когда мы открываем книгу и видим, что она одобрена Издательским советом, это значит, что она допущена до чтения, и это самое главное. Сегодня есть возможность через Интернет найти любую книгу и на английском, и на французском языках, перелистать огромные библиотеки, поэтому проблем сегодня нет. Но лучше всего, когда книга имеет гриф «Одобрено Издательским советом Московской Патриархии».

– Часто человек, принимая решение бороться с какой-то своей страстью, ищет себе духовника, который бы дал ему возможность взять на себя какие-то обеты, дать строгие обещания. Мы знаем, что когда человек принимает монашество, то дает строгие обеты, также существует опыт, когда миряне дают свои обеты. Так ли это просто: заручившись поддержкой духовника, с Божией помощью начать бороться с каким-то своим недугом?

– Надо помнить: если даешь обет, надо его выполнять. Если не уверен, что можешь справиться, то лучше такие обеты не давать. Но, опять же, мы все возлагаем на милосердие Божие и знаем, что в молитве, таинствах Церкви просим у Господа, чтобы Он помог справиться с тем или иным пороком, грехом. Даже если ты оступаешься и снова повторяешь, то имеешь возможность через таинства Покаяния и Причащения восстановить разрушенный союз человека с Богом и снова дерзать обращаться к Господу, чтобы Он простил тебе твои грехи. Самое главное – молиться, просить, и Господь даст.

– Нам часто задают вопросы о поиске духовника. Например, о том, что человек где-то далеко в святом месте встретил старца и почувствовал, что он может быть его духовником. Но вместе с тем долгое время он не имеет возможности вновь посетить это святое место, а священник из соседнего храма, по его мнению, не соответствует критериям духовника. Возникает вопрос, насколько уместно человеку искать духовника в отдаленных, особых местах, когда недалеко от дома есть несколько храмов, где можно было бы присмотреться к священнику и сделать какие-то выводы.

– Только бы не встретить лжедуховника, так как есть категория лжестарцев, которые, будучи в незрелом возрасте, берут на себя духовничество и потом вводят людей в заблуждение. Конечно, это тяжелый шаг – выбрать духовника, который бы вел тебя по жизни, помогал в решении духовных проблем и вопросов, что самое важное. Если есть такие люди, то слава Богу, а если нет, остается молиться и просить, чтобы Господь открыл, но избегать исповеди и причастия, ссылаясь на то, что нет такого человека, – недопустимо. На приходе есть священник – приходи, исповедуйся, и Господь тебе поможет найти достойного духовника.

– Мы уже говорили о том, как понять, склонен ли человек к монашеству. Также сегодня многие люди (и молодые, и постарше) принимают решение о том, чтобы послужить Матери-Церкви в священном сане. Как человеку испытать себя и не ошибиться, чтобы не оказаться нерадивым пастырем?

– Это непростой вопрос, потому что выбор священнического пути – это испытующий вопрос. Человек должен понимать, что если он избирает служение Церкви в том или ином сане, то обратного пути уже нет. Конечно, здесь важен совет духовных людей, которые разбираются лучше, важен разговор с архиереем, потому что он видит, может этот человек быть священником или лучше найти ему служение в Церкви не в сане священника, например заниматься образовательными программами или еще чем-то. Но служение Церкви в священническом чине – это большая ответственность. Дай Бог, чтобы молодые люди, избирающие этот путь, делали правильный выбор.

– Часто возникает ситуация (и на светской работе, и в церковных послушаниях), когда человеку кажется, что начальство или священноначалие не замечает его таланты. Например, он знает несколько языков, а чистит картошку в трапезной и думает: когда же наконец узнают, что я владею несколькими языками, и переведут в канцелярию? Этот вопрос часто беспокоит молодежь, в частности тех, кто уже несет послушание в монастыре. Каким образом человеку поступать в таких случаях? Как-то намекать на то, что он способен делать какие-то вещи, или же ожидать воли Божией и смиренно принимать то, что ему дано на данный момент?

– Если мы говорим о монастыре, то это явление опасное. Почему обязательно есть настоятель, духовник монастыря? Потому что человек, который ведет тебя по жизни, лучше знает, что для тебя будет полезнее. Может быть, чистка картошки или работа на коровнике тебе полезнее. Придет время – Господь откроет настоятелю или наместнику монастыря, и ты займешь долгожданное место, но до этого должен пройти все ступени монашеского (если мы говорим о монастыре) послушания. Ведь человек, управляющий монастырем, не просто администратор, который следит за зданиями монастыря, – он управляет человеческими душами и несет за это полную ответственность. Поэтому полезно с полным смирением выполнять то, что тебе благословляют и куда тебя направляют, – это отсечение своей воли и принятие воли Божественной.

– Есть ли на Коневце скиты?

– Да, у нас два скита: Казанский и Коневский. Что удивительно: на базе Коневского скита организован детский летний лагерь, существующий уже лет двадцать. Он небольшой: на пятьдесят детей, здесь есть все условия; знаю, что существует большая очередь, чтобы попасть сюда. Помимо него, на остров приезжают еще лагеря из Петербурга, студенческие лагеря, поэтому летом монастырь наполняется большим количеством детей, молодежи, ищущих знаний своей истории.

– Каким образом можно попасть в этот лагерь? Существует ли какая-то информация в Интернете?

– Да. Набор осуществляется при Софийском приходе города Пушкина, возглавляемом протоиереем Геннадием Зверевым. Думаю, что можно найти всю информацию на сайте Софийского (Вознесенского) собора.

– Летние православные лагеря практикуются и в России, и в Греции, их опыт уникален.

– Потому что это уникальная возможность. Тем более когда такие лагеря располагаются вблизи монастырей и есть возможность изучить историю, узнать какие-то факты; кроме того, здесь существуют свои правила: молитва, литургия, совершение паломнические туров. Сейчас это очень распространено, и слава Богу, потому что через такую форму отдыха и общения ребята воспитывают в себе очень здоровые качества.

– Еще один вопрос по поводу монашества. Бывают люди, не склонные к общежительной жизни, которые любят помолиться в одиночестве. Как такой человек будет чувствовать себя в монастыре? Если у него появится желание уйти в скит, каким образом он может туда попасть?

– Дело в том, что пребывающие в скиту все равно имеют связь с монастырем, например приходят на службы. Чтобы стать отшельником, необходимо получить благословение, надо иметь для этого духовную силу, ведь враг рода человеческого тоже не дремлет и способен закрутить так, что человек может и возгордиться, и попасть в духовную прелесть. Поэтому, если человек вступает в скит, он все равно находится под чьим-то руководством. Ведь как святые отцы становились святыми? У них обязательно был духовник, который очень хорошо знал их жизнь, его духовное водительство помогало проходить школу монашеского делания – и в итоге получались великие святые, которых мы сегодня имеем.

– Вопрос телезрителя из Саратова: «Как найти высокодуховного священника и не спутать его с “модным” и харизматичным? Какой вопрос ему задать, чтобы понять?»

– Во-первых, каждый священник высокодуховен уже потому, что является совершителем великого таинства литургии, своей десницей он крестообразно осеняет Чашу и дискос, на котором находятся Дары, поэтому уже несет на себе эту духовную печать.

Как отличить от харизматичного? Наверное, должен быть какой-то свой внутренний голос. Самое главное – не встретить человека, который может увести далеко... Поэтому надо иметь внутренний стержень, который поможет увидеть, в чем могут быть сокрыты «подводные течения».

– Наверное, это вопрос, касающийся как раз выбора духовника?

– Есть священники тихие, есть харизматичные, есть такие, которые являются лидерами и многих за собой ведут. Твоя душа должна определиться сама и сказать: этот священник мне нравится, у него бы я исповедовался. Внутренний духовный потенциал подскажет, как правильно себя вести.

– По Вашему мнению, священник, обладающий способностью писать книги, должен это делать?

– Если такой талант есть, конечно, должен. Не каждый обладает даром писателя, как и не каждый им становится. Если способность есть, то надо и обучаться, и осуществлять писательскую деятельность. Смотря что писать: богословскую литературу или художественную; знаю, что многие священники пишут стихи – поле деятельности здесь большое.

– Какой литературы, на Ваш взгляд, у нас сегодня, может быть, не хватает?

– Вы называли издательство «Никея», существует много и других издательств. Думаю, что сегодня уже нет книжного голода, можно найти все что угодно и прочитать, изучить. Самое главное – не лениться, а найти можно все.

– Существуют фильмы о святых, есть даже фильм, повествующий о жизни и страданиях нашего Господа Иисуса Христа, – «Страсти Христовы». Насколько уместно смотреть такие фильмы в пост, когда человек хочет обрести духовный настрой? Или лучше помолиться и что-то почитать?

– Духовные фильмы можно смотреть и в пост, сейчас есть много различных духовных видеоматериалов. Поэтому и в пост это хорошо. Ведь каждый раз, когда знакомишься с житийным фильмом, имеешь возможность воочию увидеть историю о том или ином святом. Время поста – самое благодатное для духовного совершенствования (конечно, я не говорю о фильмах, которые несут разрушение).

Буквально вчера я увидел фильм о Коневце, который так и называется – «Коневец», его можно найти на YouTube. Люди снимали остров с высоты птичьего полета, потом положили кадры на прекрасную музыку. Почему не посмотреть на красоту острова, монашескую жизнь. Время поста – это как раз время, когда можно изучать жития святых, историю определенных мест.

– Сегодня развиваются фестивали христианского кино, в том числе в Санкт-Петербурге не первый год проводится фестиваль «Невский благовест». Режиссеров очень много, и среди них есть и верующие люди, которые стараются осмыслить христианский подвиг наших святых. Есть ли необходимость снимать фильмы, в том числе и художественные, о наших русских святых? Фильмы с сюжетом, актерами, которые могли бы почувствовать жизнь святого так, как это было, например, в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев»?

– Безусловно. Ведь наш кинематограф еще не исчерпал себя. Недавно я увидел фильм «Придел ангела» – это исторический фильм о Коневце, о тех временах, когда остров был на территории Финляндии, и об уходе монахов в глубь этой страны. Думаю, что такие фильмы нужно снимать. Самое главное, чтобы режиссеры имели правильный подход к съемкам: не только с чисто профессиональной точки зрения, но чтобы проводились подробные консультации со специалистами, со священниками, которые знают все тонкости. Ведь когда снимается фильм на церковную тему, бывает очень много киноляпов. Отчего? Потому что не консультировались, а делали так, как, казалось, должно быть по их собственному мнению. В результате чего теряется изюминка в кинематографе. Поэтому если снимается фильм, то должны быть осуществлены все правильные подходы.

– Наверное, на ближайшие годы это будет одним из актуальных направлений работы между Церковью и представителями творческих профессий.

– Совсем недавно я познакомился на Коневце с прекрасным верующим человеком. Проблема в том, что у нас существует потребительское отношение: фильмы снимают о чем угодно, а когда дело касается хороших познавательных фильмов, то им не дают жизни: могут положить на полку или показать в ночное время, когда все люди спят. Уже снято много фильмов, но хода им нет. Поэтому дай Бог, чтобы те люди, от которых это зависит, понимали, что надо продвигать не только те фильмы, которые нравятся тем или иным группам людей, но надо пропагандировать свою историю, делать хорошие картины и на них воспитывать детей, молодежь. Ведь и в сегодняшнем кинематографе, и в средствах массовой информации мы видим больше негатива, распространения человеческих страстей, они направлены не на созидание, но на разрушение – вот что страшно. Дай Бог, чтобы эти времена прошли, чтобы мы, как великая страна, имеющая тысячелетнюю историю, могли делать вещи, направленные на воспитание, а не на разрушение.

– Дай Бог, чтобы так и было. Еще один вопрос по поводу паломничества на Выборгскую землю. В связи с тем, что грядут такие юбилеи и есть такие горящие умы среди творческой молодежи, существуют ли экскурсионные программы на остров Коневец и в город Выборг?

– Конечно. Например, в Петербурге на Загородном проспекте есть подворье Коневского монастыря: храм и паломническая служба. Информацию можно получить на сайте епархии, сайтах монастыря и подворья. В летний период много туристов приезжает и в Выборг, и в Приозерск, то есть кто ищет, тот всегда находит, главное – не лениться. Хотел бы обратиться ко всем и призвать хотя бы раз побывать на острове Коневец и в Выборге, историческом городе с интересной судьбой. Мы всегда рады видеть и гостей, и паломников в разных местах на территории нашей епархии.

– В период летней навигации на остров Коневец попадают по воде. Есть ли возможность добраться до острова в зимний период?

– Можно, но надо обращаться в паломническую службу. Конечно, это труднее, потому что Ладога суровая, бывают шторма, но это возможно. Уже третий год лед на Ладоге практически не встает. Раньше, когда Ладога замерзала, можно было добраться и на снегоходах, и пешком: от материка до острова всего шесть километров. Но сейчас проблема в том, что последние годы льда на Ладоге нет.

– Существуют ли на сегодняшний день какие-нибудь монографии или учебные труды, которые обозревают историю Выборгской епархии и острова Коневец, или их только предстоит написать?

– Есть работы о жизни Выборгской епархии. Очень много материалов, связанных с Коневцом и епархией, оказались на территории сегодняшней Финляндии, но к ним есть доступ, в том числе в электронном виде. К датам, о которых я говорил в самом начале программы, мы готовим и монографии, и книги, рассказывающие о жизни епархии на протяжении 125 лет. Скоро выходит книга, посвященная 25-летию возрождения монашеской жизни на Коневце. Если кто-то тоже пожелает писать, мы будем только приветствовать.

– Существуют ли какие-то обзорные экскурсии острова Коневец с воздуха? Можно ли облететь или обойти его по воде в рамках организованных экскурсий?

– На это требуются средства: вертолет или катер. К сожалению, последние два года наш корабль, который так и называется – «Коневец», находится на ремонтно-реставрационных работах. Надеюсь, что в мае он уже вернется в монастырь. Реставрация корабля – это очень дорого, особенно при сегодняшнем экономическом положении, поэтому работы проводятся не так быстро, как бы нам хотелось.

– Дай Бог, чтобы все получилось. Владыка, что бы Вы хотели пожелать в рамках сегодняшней беседы нашим телезрителям?

– И в рамках беседы, и в рамках Великого поста, поприще которого мы сейчас проходим, я бы хотел пожелать хранить веру православную и этой вере учить своих детей. Если мы не сможем передать дар веры своим детям, то напрасно мы трудимся. А для того чтобы труды наши были не напрасны, мы должны пользоваться моментом, который нам даровал Господь: ходить в храмы Божии, исповедоваться, причащаться и, самое главное, как я уже сказал, – учить своих детей.

– Наши телезрители благодарят Вас, Владыка, за то, что Вы нашли возможность прийти к нам на эфир: это очень интересная практика, когда архиерей может общаться с народом. Как Вы думаете, насколько важно сегодня архиереям как можно чаще отвечать на вопросы людей и посредством телевидения, и, может быть, устраивая какие-то личные встречи?

– Эту возможность всегда надо использовать. Слава Богу, есть телеканалы «Союз», «Спас» (или, как он сейчас называется, «Царь-град»), где появляются священники и архиереи. Это очень хорошо, потому что у людей очень много вопросов. Как я часто говорю: пусть лучше эти вопросы зададут мне, нежели кто-то будет истолковывать их на улице, исходя из так называемого своего опыта. Потому что часто бывает, что человек несведущий начинает давать советы. Лучше получить ответы на свои вопросы из уст священника или архиерея, нежели иметь трактовку малосведущего человека.

– Благодарю Вас, Владыка, что нашли возможность прийти к нам на эфир пообщаться с телезрителями, ответить на вопросы и рассказать о святынях Выборгской епархии. Было очень интересно, огромное Вам спасибо.

 

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 10:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать