Архипастырь. Архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий

2 апреля 2024 г.

– Уже почти середина Великого поста. В будние дни мы практически не слышим евангельских слов, но зато слышим ветхозаветные чтения: Книги Бытия и Притчей Соломоновых. Особенно интересна Книга Бытия. Она повествует о сотворении мира, это рассказы о первых временах человечества. На этой неделе мы вспоминаем интересное событие, которое связано с масштабным и очень серьезным обновлением человеческой жизни. Мы говорим про Ноев потоп, когда Бог, смотря на то, как человечество погрязло в грехах, разочаровался в нем и решил погубить всех людей. Насколько это страшно… Сейчас мы регулярно говорим и слышим о том, что человечество вновь погрязло в грехах. Как Вы думаете, может ли снова произойти такое событие? Может ли Бог снова в нас разочароваться и уничтожить всех, кроме восьми праведников?

– Мы верим слову Божию и, обращаясь к Книге Бытия, вспоминая Всемирный потоп, жизнь Ноя и его ковчег, читаем и о том завете, который Господь даровал всему человечеству в виде радуги. После того как праотец Ной вышел из ковчега со своим семейством, было физическое явление – радуга. Мы и сейчас его наблюдаем после дождя, но в тот момент оно стало явным символом того, что Господь больше не пошлет потоп на эту землю.

Действительно, поворотный момент в истории человечества. Все знают об этом, особенно православные христиане. В Библии и ветхозаветных повествованиях мы встречаемся с историей строительства ковчега. И если открыть эти главы Книги Бытия, с шестой по девятую, мы как раз и читаем страшные слова о том, что Бог разгневался, рассердился и раскаялся. И здесь встает вопрос: «А может ли Бог раскаяться?» Он сотворил человека. И этот первозданный человек, Адам, ослушался Господа, Его повеления, Его заповеди. Он совершил грех. Бог раскаялся. Но не в современном понимании слова «раскаяние». В Книге Бытия говорится о той силе слова Самого Господа в том смысле, что Бог, видя нечестие человека, принимает решение послать потоп. И раскаяние Господа заключается не в Его сожалении, что Он сотворил человека, а в сожалении, что человек, используя свою свободную волю, выбирает совершение греховных дел.

И ведь Ною очень тяжело жилось в то время. Среди этого многообразия греха, лжи, порока, ненависти он был единственным праведником. Можно немножко порассуждать на эту тему и задуматься, что и в современном мире, в нашем XXI веке, тяжело быть праведным человеком, потому что обстоятельства иногда заставляют поступать как-то не так, где-то мягче сказать, где-то немножко отойти от истины, и вроде бы ты не сильно согрешил, но осадок на сердце остался. Ты все равно понимаешь, что где-то был не до конца честен по отношению к другим людям, по отношению к себе, но и в первую очередь по отношению к Богу. Конечно, нужно стараться не допускать этого в своей жизни, чтобы в каждом из нас не было какой-то двойственности, лжи, неискренности – того, от чего, к сожалению, страдает наше общество.

О гневе Божием можно много и справедливо рассуждать, но мы все-таки надеемся на Его милость. В молитвах мы читаем, что Господь долготерпит и милосердствует. Очень многие молитвы заканчиваются именно такими словами: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси». Мы надеемся на милость Божию, но она должна восприниматься нами действительно как некий дар от Бога.

В Евангелии есть слова о том, что грядут и беды, и войны, и катаклизмы, и катастрофы, но все это только начало болезни, начало той истории уже в окончательном своем разрешении... Но это не означает, что верующему человеку нужно сложить руки и плыть по течению, ничего не делать и никоим образом не стараться находить в себе силы для того, чтобы идти дальше по жизни.

– Мы считаем ветхозаветного Бога Богом Отцом. Он и Иисус Христос, Сын Божий, воплотившийся на земле, и Бог Святой Дух – это Святая Троица. Это единый Бог, в Которого мы веруем и Которого исповедуем. Но если Христос приходит и говорит о любви, всепрощении, милосердии, как же так получается, что до этого в Ветхом Завете Его Отец так поступает со всем человечеством? Буквально убивает всех. Как это можно соотнести с теми принципами, которые потом проповедовал Сын Божий на земле?

– В Ветхом Завете действительно очень много говорится о наказании. Да и вообще Бог тогда воспринимался как Тот, Кто наказывает. Если ты согрешил, то обязательно наступит время, когда тебе нужно будет ответить за твой грех. И если немножко отойти от Всемирного потопа, вспомнить уже не Книгу Бытия, а Книгу Иова, то там его друзья как раз дискутируют на эту тему: почему Иову посылаются те или иные испытания? Очень серьезные испытания. И один из друзей говорит о том, что они посылаются не в наказание за какие-то прегрешения, потому что невозможно было найти тех адекватных проступков Иова, чтобы можно было говорить о таком наказании со стороны Бога. Это посылается для укрепления веры.

Ветхозаветное человечество воспринимало Бога как грозного старца. И когда Иисус Христос, Сын Божий, пришел на землю и проповедовал о любви, у многих поначалу и не было понимания того, как же можно состыковать это с восприятием грозного Бога. Вспомним евангельское повествование, историю, когда женщину, взятую в прелюбодеянии, по всем канонам и законам нужно было побить камнями, а Господь говорит ей: женщина! где твои обвинители?.. И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. Эти слова Христа открывают нам совершенно иную историю жизни человечества.

В чем заключается строгость ветхозаветного Бога? В наказании. Но не в смысле злого отношения к человеку со стороны Бога. Ведь что такое наказ? Раньше, если вспомнить давние времена, да даже наши сказки посмотреть, родители уезжали в город и оставляли детям наказ, чтобы их от чего-то уберечь, предостеречь. Для чего это было нужно? Для того, чтобы человек не оступился, не совершил неправильных поступков. И в Ветхом Завете Бог, выступая в качестве грозного Наказодателя, конечно, по милосердию Своему, тем не менее дает и заповеди, которые мы все знаем. Заповеди, которые были даны пророку Моисею. И ту заповедь, что была дана в раю праведной чете, Адаму и Еве. Она выводила их на новые отношения с Богом. Обет послушания они должны были исполнить. Всем известна эта история и то, чем она закончилась.  

– Казалось бы, Бог уничтожил все то грешное человечество, которое погрязло тогда в совершенно безумных грехах, когда уже не было никакой надежды на покаяние со  стороны людей. Но оставался Ной и его семья. По крайней мере, они хранили свою веру в Бога, старались жить по заповедям. И можно предположить, что греха на земле должно было бы стать меньше.

–  Он должен был вообще исчезнуть.

– В идеале. Вода сходит, проходит некоторое время, и мы читаем про знаменитый хамов грех, когда один из сыновей Ноя посмеялся над наготой своего отца. Хотя по древним принципам, которые существовали в том обществе, это было оскорблением и неуважением к отцу семейства, к главе рода. Это очень тяжелое преступление. И тем не менее получается, что ковчег, который выносит Ноя и его семью из старой жизни в новую, переносит туда и грех. Почему грех не погиб во время Потопа?

– К сожалению, грех связан с проявлением свободы человека. Близкие родственники Ноя также были людьми благочестивыми, но это вовсе не означало, что какая-то греховная мысль не могла устроиться в их сердце. И я бы хотел здесь заметить еще следующее: Ною было очень сложно оставаться праведным. Нужно было прилагать неимоверное усилие и постоянно находиться, как мы сейчас говорим, в тонусе. Вокруг тебя зло, грех, разврат, но ты слышишь голос истинного Бога, сохраняешь его в своем сердце. Это выбор Ноя. И это выбор его семьи. Они все последовали за ним, в отличие от близких родственников Лота, племянника Авраама, которые остались в Содоме и Гоморре и погибли известным образом.

И конечно, в ковчеге, когда вода еще сходила, тоже можно предположить, что у семейства Ноя присутствовали какие-то мысли в голове и сердце. И выйдя на свободу, Хам совершает грех. И опять же выбор совершить или нет тот или иной поступок полностью зависит от человека.

Другие братья показывают Хаму, что это нехорошо. Они стараются не смотреть на наготу отца, прикрывают его. Но Хам поступил так, как поступил. И это его свободный выбор. И если бы человечество вышло обновленным и не чувствовало греха, зла, то оно бы и не имело той свободы, которой когда-то Господь наделил Адама и Еву в раю. Бог взял бы и уничтожил все зло. А в чем тогда заслуга человека? В чем тогда нравственный подвиг? В чем тогда будет заключаться духовный рост? Эти вопросы и сейчас не такие праздные. Бог видит все зло, которое творится на земле, так почему Он одним разом все это не уничтожит? История Хама как раз и является явным свидетельством того, что даже если все уничтожить, то человек, проявляя свободу в ненужном направлении, удовлетворяя какие-то свои злые устремления души, может опять сродниться, срастись со злом – и переосмысления не будет. Как если не учить ребенка, не вразумлять и не наказывать его, то он может совершать дела совсем ненужные, возрастать и укореняться в этом. Он лезет к горячей плите или к розетке? Родители говорят, что нельзя, ругаются, повышают голос или могут даже легонько шлепнуть. Так они проявляют не зло, а заботу о своем чаде. Это естественные человеческие, родительские чувства.

– Мы говорили о праведниках. Ной тогда остался практически единственным праведником на земле. Солженицын в своем произведении пишет интересную фразу: «Не стоит село без праведника». Подчеркивая тем самым, что в селе или городе обязательно есть праведники, благодаря которым этот мир еще существует. Такой интересный тезис. По идее, Ной, оставаясь праведником, взойдя в ковчег с семьей, должен был стать примером для окружающих его родных, ведь он своим существованием открыто показывал, что Господь спас его за его праведность. Прямая взаимосвязь, что праведность ведет ко спасению. Но мы видим, что его пример не повлиял на окружение. Сейчас мы тоже видим праведников, знаем, что они живут среди нас, но почему-то нас это не меняет. Почему?

–  Я полагаю, что здесь нужно оставлять место для действия особой силы Божией – Его Промысла. Ведь человеку можно представить очень много доказательств того, что Бог есть: факты, чудеса. Но пока человек не пройдет свой личный путь, пока не приобретет свой духовный опыт, вряд ли сможет измениться и исправиться. Если человек только читает книги о том, как нужно жить, но никак эти слова в жизни своей не реализует, не пытается встать на этот путь, то вряд ли когда-то наступит время, что он найдет в себе силы и в один миг изменит свою жизнь. Опять же если не особый Промысл Божий.

Мы говорим, что с понедельника начнем новую жизнь. Замечательный тезис, но что-то начинает нам мешать в воскресенье вечером, и в понедельник с утра мы все свои прежние обещания как-то забываем. Конечно, вера от слышания, как сказал Господь. Когда мы слышим об этих праведниках, когда видим их праведную жизнь, то воодушевляемся и говорим: «Вот же как нужно жить. Почему я так не могу?» И здесь уже силу человек сам должен найти в себе.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что нужна решимость пойти по тому или иному пути. Но по пути праведной жизни. Поэтому слушать и слышать о праведной жизни нужно, но когда слышишь об этих примерах, ты еще полностью в это не вовлечен. Здесь важное место занимает желание самого человека. Слышать нужно, читать об этом нужно. И, Бог даст, когда-то придет время и человек скажет, что пора немножко исправить свою жизнь.

Мы даже Великий пост совершаем. Ежегодно по милости Божьей мы, вступая в пост, даем себе обещание стараться поменьше говорить ненужные вещи, поменьше осуждать, завидовать, больше внутренне сосредотачиваться. У каждого свои недостатки. Приходит Великий пост или случается момент, когда есть возможность удержаться от осуждения, но мы почему-то по большей части в это с легкостью впадаем. Потом думаем: ох, не удержались...

Тот, кто хотя бы вступил на узкую дорожку исправления, понимает, как это трудно. И ноги болят, и спина. А еще ум надо держать в соответствующем тонусе и сердце к этому прилагать. Сколько нужно сил на это затратить… Тот человек, который хоть раз пытался это сделать, понимает, насколько этот путь сложен, но это не значит, что им не нужно идти. Наоборот, дерзать, и Господь всегда помогает.

– Результат определенно того стоит. Потом находятся силы и для другого любого дела.

– Безусловно. Люди говорят: пропустил воскресенье – и следующая неделя идет не так, как хотелось бы. Начинает человек раздражаться, обращать внимание на других. Это люди говорят, это их личный опыт духовной жизни. Если человек проходит этот путь, его невозможно убедить в том, что ему что-то показалось, что у него галлюцинации...

– Мы не случайно сегодня вспоминаем Ноя, Потоп и ковчег. Завершение Потопа произошло предположительно на горе Арарат. Именно там окончательно остановился ковчег. И там был поставлен жертвенник и принесена первая жертва после Потопа. Заключен завет, о котором мы сегодня говорили.

Вы являетесь управляющим Ереванско-Армянской епархией. Хотелось бы спросить о Ваших ощущениях, Вашем впечатлении от этой страны. И чем для нас, православных, интересна эта страна?

– Так сложилось. Армянская земля меня привлекла благословением Святейшего Патриарха и Священного Синода. Я являюсь временным управляющим Ереванской епархией. До этого я никогда не был в Армении.

Что тебя встречает в Армении? В первую очередь это гора Арарат, которая по известным причинам и принятым когда-то политическим решениям относится к Турции. Тем не менее гора высотой более 5 000 метров и из Армении видна. Предпринималось много экспедиций различного состава, чтобы все-таки обнаружить остатки Ноева ковчега. Что-то было обнаружено, что-то хранится в первопрестольном Эчмиадзине – это резиденция Католикоса всех армян, древний монастырь.

Это некое паломничество, которое православные христиане совершают в пределы республики. Безусловно, оно заслуживает внимания. Кажется, что до этой горы недалеко, а труд нужно предпринять. Она не всегда бывает видна. Иногда облачность бывает достаточно высокая, нет возможности ее увидеть.

Известно, что христианство пришло в Армению в достаточно раннее время. Апостолами Фаддеем и Варфоломеем оно было принесено, мученицами Рипсимией, Гаианией и другими девами. По мнению армянских священнослужителей, среди этих дев была равноапостольная Нина, которая потом явилась известной просветительницей Иверии (ныне Грузия).

В 301 году было принято христианство в Армении. Столетием позже Месроп Маштоц, армянский ученый, языковед, изобрел алфавит. Было переведено Священное Писание, молитвы написаны.

Я не буду углубляться в историю, но, если говорить о православии в Армении, скажу о нынешней ситуации: сейчас в Ереванско-Армянской епархии существует шесть православных храмов. Там ведется полнокровная служба. В Ереване, Гюмри, Ванадзоре и в селе Димитров. В Ереване – это Покровский храм. Когда-то это были казачьи угодья, потом передали для православных этот храм. Много древних памятников, где покоятся мощи мученицы Рипсимии и иже с нею пострадавших.

 Армянскую апостольскую церковь я посещал, молился, прикладывался к святыням. Священнослужителей не так много, семь человек. Но, посетив уже дважды за этот период епархию, хочу сказать, что тем не менее есть потребность в новых храмах, община не так малочисленна. В связи с известными событиями. Есть наши соотечественники, которые по работе там пребывают; приезжают, уезжают. И все они приходят в храм.

Хотел бы заметить, что среди прихожан нашей Православной Церкви преобладает армянское население. Меня часто спрашивают о том, что, наверное, в основном ходят русские, славяне. А я говорю, что нет. В воскресный день, когда я служил, на литургии в Покровском соборе было около 120 человек, из них 25 детей. Конечно, должна быть и воскресная школа, должны проводиться занятия, нужно немножко все это систематизировать, вывести на хороший уровень. Необходимо устраивать и воскресную школу для взрослых. А занятия с ними уже проводятся после литургии. По милости Божией как-то развивается и, надеюсь, будет развиваться церковная жизнь в Армении. Будем надеяться и молиться.

– Действительно, там же преобладает Армянская Апостольская Церковь. То есть абсолютное большинство жителей Армении прихожане этой Церкви, она национальная. Но все равно они хранят много святынь, к которым можем приходить и мы, хотя между нами нет евхаристического общения. Это и святыни Эчмиадзина, и мощи мучениц Гаиании и Рипсимии, также почитаемых в православии, и равноапостольный Григорий Просветитель. Нет никакой проблемы в том, чтобы посещать эти святыни?

– Абсолютно. По приглашению Его Святейшества Католикоса всех армян Гарегина II я посещал Эчмиадзин, имел встречу и с ним. Для меня и моих спутников была проведена экскурсия. Всегда интересно познакомиться с историей Древней Церкви.

В семинарские годы мы немного затрагивали христологию и историю древних Восточных Церквей, так называемых дохалкидонских. Теперь я стараюсь изучать историю этой Церкви. Отношения с теми, что являются прихожанами Армянской Апостольской Церкви, самые добрые и хорошие.

Я и здесь встречался с представителями Армянской Республики и с владыкой Езрасом (Нерсисяном), тем архипастырем, который совершает свое многолетнее служение в России. Мы общались очень по-доброму, тепло. Когда есть общение от сердца к сердцу, то нет конфронтации, разделений. Я имею в виду на каком-то человеческом уровне общения. В этом смысле мы находим достаточно тем для общения. Думаю, эта поддержка важна нам обоим.

И всем известно, что в России очень большая армянская диаспора. В Армении проживает около 3,5 миллиона человек, в России больше миллиона. Достаточно крепкая диаспора, поэтому и помогают. Такое человеческое общение играет большую роль в том смысле, что разрушает какие-то стереотипы. У нас есть очень много тем и большое желание общаться друг с другом. А почему бы нет? Я не вижу в этом какой-то проблемы. Да, мы не совершаем службу вместе, у нас нет евхаристического общения, но это же не значит, что мы не можем друг другу улыбнуться, поздороваться, спросить, как дела. Никто никого не избегает. Я думаю, в наш стремительный и бурно развивающийся век, когда все более намечается тенденция к отсутствию живого общения (тем более пандемия нам показала, что это такое), нельзя пренебрегать этим даром, который дал нам Господь. У меня самое теплое впечатление от общения и здесь, и там, с теми, что даже не являются православными христианами, но тем не менее верят во Христа.

– Да, это же один из стереотипов, что если люди принадлежат к разным Церквям и не состоят в евхаристическом общении, то они обязательно считают друг друга врагами... Как армяне относятся к русским православным?

– Очень хорошо. Я уже высказал все мысли.

– С религиозной, христианской точки зрения.

– Здесь не в каждом городе есть армянский храм. То есть армяне не могут прийти и помолиться в свой храм на территории России. Не в каждом городе есть. И там, где их нет, они приходят в православный храм, молятся, ставят свечи, почитают святых.

В Подольске в Воскресенском храме мы устроили небольшую площадку и по просьбе армянских братьев установили там хачкар. Это традиционный армянский крест из камня. У них везде стоят хачкары. У нас в храме стоит хачкар, а рядом православный крест. И это для них тоже важный шаг с нашей стороны, который показывает наше доброе расположение.

Когда я приезжаю и там общаюсь с прихожанами Армянской Апостольской Церкви, на все мои просьбы отвечают согласием и помощью. Не говорят, чтоб решал свои проблемы сам, раз я православный епископ. Такого абсолютно нет. Нет никакого противостояния, противопоставления. Я думаю, эта история больше надуманная. Может быть, кто-то что-то и думает, полагает, но мне повезло: я могу свидетельствовать, что это очень искреннее общение, которое приносит глубокое удовлетворение и радость.

– Хачкары – это же, по сути, кресты. Особый тип изображения креста. То есть, в принципе, для нас это приемлемо.

– Да. Если посмотреть на церковное искусство, то и у нас крест может быть как-то украшен. Хоть я и раньше об этом знал, но сейчас в большей степени обращаю внимание на армянские кресты.

–  Какие цели Вы ставите на ближайшее время или в целом в рамках деятельности Ереванско-Армянской епархии? Это во многом представительство Русской Православной Церкви при Армянской Апостольской. Наверное, есть потенциал какого-то диалога?

– Диалог, конечно, ведется. Что касается общения, то я почувствовал, что прихожанам нужно общение с нашими священнослужителями. Батюшки, конечно же, общаются с ними, но иногда нужны неформальные встречи за чашкой чая, после богослужения. Обычно так практикуют в Европе, когда православные могут собраться только в воскресный день, реже в праздник, потому что в будни все работают. В воскресный день после богослужения накрывают стол и вместе трапезничают. Это возможность пообщаться, поделиться какими-то соображениями, высказать мнение, может быть, поспорить. Я думаю, что все это должно укрепляться и в наших приходах.

Во второй свой визит по благословению Святейшего Патриарха мы доставили на приходы частицу мощей Георгия Победоносца и святителя Николая. Весь пост до Пасхи они пребывают на наших приходах. Прихожане могут прийти помолиться, приложиться. Я думаю, что связь между епархиями, поскольку я являюсь управляющим и Подольской, и Ереванско-Армянской, должна дать новый импульс и к развитию человеческих отношений, к их продолжению.

У нас еще есть монашествующая община, но пока не оформлен монастырь. Хорошо бы, они прибыли в наши монастыри, посмотрели, что такое русское монашество. Чтобы священнослужители приехали в наш храм. Конечно, они посещают их, когда приезжают по каким-то своим делам. 

Кстати, все православные священнослужители родились в Армении. Они армяне. Кроме одного батюшки, но он уже очень хорошо знает армянский язык. Конечно, такое общение имеет перспективу.

Также можно проводить какие-то мероприятия на площадках «Дома Москвы». Это такой культурно-досуговый центр, где мы можем проводить общие встречи, говорить о русской культуре и творчестве наших великих творцов. Все это имеет большую перспективу.

К слову сказать, подобные мероприятия уже проводились, но коронавирус помешал. В ближайшей перспективе нужно все это возобновить. Тем более с обеих сторон есть желание проводить такие мероприятия, привозить паломников из России к святыням Армянской Церкви, в тот же Эчмиадзин, в те же древние монастыри, на озеро Севан. В общем, можно размышлять и действовать по этим направлениям. Дай Бог, чтобы все это сложилось во благовременье.

–  Владыка, не случайно мы сегодня вспомнили про хачкары. Ведь приближается Крестопоклонная неделя. Буквально в ближайшую субботу будет выноситься на поклонение Животворящий Крест Господень нам во укрепление, чтобы мы ощутили некую поддержку на продолжение Великого поста. На что Вы советуете обратить внимание во второй половине поста, чтобы достойно пройти этот путь?

– Наверное, каждому нужно обратить внимание на свое внутреннее состояние, на свою жизнь. Не нужно думать, что можно расслабиться, раз уже преодолели трехнедельный путь. Духовная жизнь, вне всякого сомнения, – это мобилизация всех своих сил, и физических, и духовных. Часто мы любим смотреть на то, как живут другие люди. Но время поста – это время сосредоточения. И когда нет Великого поста, нужно стараться побольше и почаще иметь возможность говорить со своим сердцем, проверять это по Евангелию. Казалось бы, совет простой, но исполнить его бывает очень сложно. Каждый человек, желающий идти этим путем, должен понимать, что это путь длиною в жизнь. Господь дает нам эту жизнь для того, чтобы мы тщательно потрудились, созидая своего внутреннего человека, чтобы потом не было вопросов, почему, сея духовное, мы пожинаем плотское и телесное, чтобы духовное семечко дало сторичный плод. Дай Бог, чтобы все это совершалось при нашем желании и собственными усилиями при всепомогающей силе Божией. 

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Анна Родионова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать