Архипастырь. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий

23 февраля 2024 г.

– Предлагаю сначала поговорить о сегодняшней дате: 23 февраля Церковь заупокойными молитвами отмечает 95 лет со дня рождения Святейшего патриарха Алексия II, предшественника Святейшего Патриарха Кирилла и предстоятеля Русской Церкви. Хотелось бы с Вами поговорить об этом человеке, поскольку Вы его знали лично. При нем Вы как раз стали архиереем, с ним общались, пересекались. Хотелось бы услышать от Вас какое-то воспоминание о нем.

– Мы помним нашего Святейшего патриарха Алексия и всегда поминаем его в наших молитвах за богослужениями. Конечно, мы помним и труды, что он нес на своем патриаршем служении, которое выпало на его долю. При избрании он говорил, что на склоне лет Господь судил ему нести патриарший крест, и просил у всех молитв, чтобы Господь помог ему в несении этого креста. Святейший патриарх Алексий нес крест патриаршего служения очень достойно, на высоком уровне, благочестно, с любовью. Он полностью отдал себя Церкви и людям, и плоды его трудов многочисленны.

Тогда как раз было время, когда нужно было восстановить храмы, Церковь. Через его сердце проходили тяжелые ситуации для Церкви, когда храмы закрывались. Многие священники были подвергнуты гонениям со стороны властей. Сам он всячески пытался не допустить закрытия храмов. В первые же дни его архиерейского служения ему сказали, что нужно закрыть Пюхтицкий монастырь. Он был очень удручен: «Как же так! Я начинаю свое архиерейское служение именно с закрытия монастыря…». Будучи уже довольно влиятельным человеком, он в Пюхтице устроил Конференцию европейских Церквей и таким образом предотвратил закрытие монастыря. Он всячески старался как-то повлиять на то, чтобы сохранить Церковь Христову.

Но Божией милостью ему пришлось порадоваться и тому времени, когда открывалось очень много храмов. Он освящал эти храмы, ездил по многим территориям Русской Православной Церкви, совершал там богослужения, и люди радовались его приезду. Важно, что открывались храмы, обретались мощи святых, обретались иконы. Очень запомнилось время, когда нам были переданы мощи преподобного Серафима Саровского. Какое было торжество всей нашей Церкви, когда святые мощи несли из Петербурга через Москву по дороге до Нижнего Новгорода, до Дивеево! Везде их встречали с особой радостью. Везде люди стояли на дорогах, кланялись этим мощам. Люди стояли даже на крышах домов. Это был духовный подъем в то время. Люди жаждали этих святынь.

Святейшему патриарху Алексию удалось все эти святыни в то время вновь приобрести. Это относится не только к мощам преподобного Серафима Саровского. Мощи и других святых нашей Церкви были обретены и переданы ей. Это было особое благодатное явление в нашей Церкви: возрождение и духовный подъем. Мы помним, что все это произошло в годы служения Святейшего патриарха Алексия. Надеемся, что Господь оценит его труды великими радостями и обителями в Царстве Небесном. Мы молимся о том, чтобы Господь даровал ему вечную радость и вечное упокоение в Своем Царстве. Царство Небесное Святейшему патриарху и вечная память!

– Вопрос телезрителя: «Можно ли читать акафисты в среду и пятницу? Можно ли в день читать сразу два, три или больше акафистов?»

– В среду и пятницу акафисты читать можно. По правилам Церкви в среду и пятницу мы читаем акафист Божией Матери, но можно читать акафисты и другим святым. По поводу количества акафистов в день надо советоваться со своим духовником. Потому что чтение большого количества акафистов тоже может повредить. Когда совсем не читаешь акафисты, тоже плохо. Но когда есть такой порыв сердца, чтобы почитать побольше, то тут есть определенные духовные опасности. Поэтому лучше посоветоваться со своим духовником, чтобы получить благословение на чтение одного, двух или трех акафистов. С этим надо быть очень осторожным.

– Чтение акафистов ведь должно быть не в ущерб другому чтению: нужно читать еще и Евангелие, и Псалтирь?

– Да, совершенно верно! У нас есть такое правило православного христианина, что он должен читать в домашних условиях утренние и вечерние молитвы, одну главу из Евангелия и две главы из Посланий святых апостолов. Если есть желание, можно почитать и акафист, и каноны: Божией Матери, покаянный канон Спасителю, канон ангелу-хранителю. Очень важно читать житие святого дня. Это тоже очень поучительно и назидательно для нас и очень воодушевляет нас на духовную жизнь. У нас есть возможность проявить себя и в исполнении своего келейного правила в той полноте, в которой нас благословляет наша Церковь изначально.

– Мне кажется, есть определенная народная любовь именно к жанру акафиста. Сейчас в храмах тоже обязательно один-два раза в неделю читают акафисты, служат молебны с акафистами. Почему именно акафисты?

– Люди любят акафисты, и так было с древних времен. Я помню еще с советского времени, что люди собирались на акафисты в каждый воскресный день вечером. Потому что акафисты имеют очень глубокое содержание, и люди чувствуют, что после чтения акафиста они получают то, что необходимо для духовной жизни человека, а также разрешение многих проблем, которые бывают в нашей жизни. Люди и раньше, и сейчас даже заказывают после богослужения акафисты и святителю Николаю, и Божией Матери, и другим угодникам Божиим, потому что через чтение этих акафистов они получают необходимое для решения того или иного вопроса.

– Интересно, что в богослужебном году, согласно уставу, акафист читается всего один раз: это акафист Похвалы Пресвятой Богородицы, который читается в Субботу Акафиста. Мы сейчас находимся в преддверии Великого поста, и эта суббота как раз скоро наступит. Уже в ближайшее воскресенье наступает Неделя о мытаре и фарисее, которой как раз начинается подготовительный период к посту. Мы услышим скорбное песнопение «Покаяния отверзи ми двери…», чтобы настроиться  на покаянный лад, задуматься о грядущем Великом посте, встретить страдания Христовы, а в конце будет праздников праздник и торжество из торжеств. Нам предстоит большой путь Великого поста. О чем нам стоит задуматься уже в ближайшее воскресенье, когда мы будем слышать слова евангельской притчи о мытаре и фарисее, а в ней близкую каждому человеку молитву: «Боже, очисти мя, грешного; Боже, милостив буди ми, грешному»?

– Я хочу поздравить всех нас с приготовительными неделями Великого поста. Святая Церковь заботится о нас и предлагает нам за три недели до поста уже настроиться на него и подготовиться к этому великому подвигу. Нам предлагается подготовиться к великому празднику Пасхи Христовой постом и молитвой. Итогом поста и молитвы должно быть исцеление нашей души от всякой греховной скверны и такое очищение души, чтобы мы почувствовали благодать праздника Воскресения Христова, которую Господь посылает всем в этот праздник.

Мы должны понимать, что Господь был распят на кресте за нас, чтобы искупить нас от греха и проклятия смерти, избавить нас от вечных мучений и даровать нам вечную радость. Он Сам был умерщвлен на кресте, но Своей Божественной силой воскрес из мертвых и дал нам надежду и веру, что и мы тоже воскреснем с Ним для вечной жизни в Царстве Божием. Главная цель пришествия Христа Спасителя – дать нам вечную радость, которую мы потеряли грехопадением наших прародителей Адама и Евы. Господь пришел на землю, чтобы нас возвратить в то Царство, которое мы потеряли.

Он возвратил нас очень дорогой ценой, ценой Своей крови, Своих страданий на кресте. Если мы глубоко проникаемся в эту жертву Христову ради нашего спасения, то, конечно,  настраиваемся на пост и молитву, чтобы вот этой малой жертвой, которую мы должны принести, проявить свою любовь к жертве Христовой. Господь принес Себя в жертву за нас, а мы приносим Ему себя ради нашего спасения. Поэтому очень важно, чтобы мы понимали, для чего Святая Церковь установила этот пост.

Святая Церковь, понимая важность этого поста, за три недели начинает готовить человека к этому посту. Первая подготовительная Неделя к Великому посту – о мытаре и фарисее. В притче о мытаре и фарисее нам показывается, какой должна быть наша молитва. Во время всего предстоящего поста должна быть наша сугубая молитва, мы должны правильно молиться.

Господь нас учит, как правильно молиться. Не быть как фарисей, который молился и говорил, мол, я такой хороший, все делаю. При этом он осуждал ближнего, говоря, что он не такой, как прочие люди или как мытарь (см. Лк. 18, 11–12). Не должна быть молитва такой, когда мы осуждаем ближнего, превозносим себя, считая себя каким-то особым человеком, выше всех остальных. Нам предлагается образ молитвы грешного человека, мытаря, который не поднимал даже глаз своих к Богу, а смиренно говорил: «Боже, милостив буди мне, грешнику». То есть должна быть молитва покаяния, осознания своей греховности, своего недостоинства перед Богом. Именно так нужно молиться Богу. Мы должны осознавать, что очень много совершаем делом, словом, мыслью, ведением и неведением, через глаза, уши, языком. Много в нас греховного. Господь это видит и знает, и нам нужно в этом каяться, обращаться к Богу с покаянной молитвой.

Следующая приуготовительная Неделя – о блудном сыне. Говорится о том, что даже тогда, когда человек впал в очень тяжкие прегрешения, но осознал свою греховность, не нужно отчаиваться, но надеяться на милосердие Божие; Господь, как Чадолюбивый Отец, может принять кающегося грешника в Свои объятия, простить его прегрешения и восстановить в прежнем состоянии. Блуд – очень тяжелый, страшный, смертный грех. Но даже если человек впал в тяжкие грехи, он может быть помилован, прощен Богом, если кается и больше к этим грехам не возвращается.

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Все святые люди, например, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, вели одинокую, отшельническую жизнь. Это позволяло им не отвлекаться. То есть все их мысли, дела были полностью посвящены Богу. Получается, что семейные люди вряд ли смогут быть такими крепкими в вере и полностью на связи с Богом. Могут ли вообще в наше время быть такие святые люди? Или они останутся только в истории?»

– Всем Господь дал возможность совершенствоваться, достигать высот в своей духовной жизни. Для всех Господь сказал такие слова: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Господь знает, что мы можем, только нужно наше произволение. Мы знаем, что в числе святых угодников Божиих было очень много тех, которые жили в семье, семейной жизнью. Например, вся царская семья была причислена к лику святых. У князя Дмитрия Донского была большая семья, по-моему, 10 детей, и все они были воспитаны в вере и благочестии. И супруга его причислена к лику святых, и сам Дмитрий Донской – святой нашей Церкви. Много примеров таких святых, которые жили в семье, но святой жизнью.

Ничто не мешает человеку, если только он желает этого, отрекается от всех своих греховных страстей и живет по воле Божией, по заповедям Христовым. Заповеди Христовы не тяжелые, они легкие и удобоносимые. Христос Спаситель обещает: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 28–30).

Придите ко Христу, а Христос Спаситель поможет нести бремя христианской жизни – и она будет очень легкой и удобоносимой. Нужно только идти за Христом, а Христос, зная наши немощи и слабости, будет помогать нам нести свой крест и исполнять волю Божию, отрекаясь от своей воли.

Самый большой враг в деле нашего совершенствования и достижения святости – наша греховная воля, которая не пускает нас идти по пути в Царство Божие. Господь говорит: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Вот этому правилу мы должны следовать, чтобы получить силу Божию, что будет помогать нам даже в семейной жизни нести свое служение, приобретать добродетели и жить святой жизнью, которая будет способствовать достижению Царства Небесного.

– И в семейной жизни, наверное, есть какой-то выбор; можно выбрать, как именно это служение совершать. Вопрос был про монахов-отшельников, у которых был весьма своеобразный образ жизни, отличающийся от общепринятого. У человека возникает соблазн решить: я человек женатый, живу в семье, но если бы не семья, я смог бы стать святым, как Серафим Саровский.

– Нет; в семейной жизни тоже есть возможность достигнуть святости. Если оба – и жена, и муж – стремятся к Царству Небесному, они могут помочь друг другу возрастать в тех или иных добродетелях. Монах, отшельник один борется со своими страстями, старается преодолеть все трудности своей одинокой земной жизни. И Господь ему помогает. А тут  вдвоем: муж и жена, но как одно целое. В таинстве Брака (Венчания) они становятся одной плотью, едиными. Если у них есть желание идти таким путем, друг другу помогая, друг друга поддерживая в духовной жизни, то, конечно, им легко подняться на тот или иной уровень духовной жизни, руководствуясь Святым Евангелием, где очень просто написано, как нужно жить, чтобы угодить Богу, как вести себя в этом мире, чтобы жизнь была приятна Богу и окружающим людям.

Православный христианин добродушный, великодушный, смиренный, кроткий, терпеливый, милосердный, любвеобильный, снисходительный. Многие добродетели нужно стяжать человеку, чтобы показать свое призвание православного христианина. Много раз апостол Павел в своих посланиях говорит о том, что мы не должны забывать о своем призвании православного христианина, свидетельствуя перед миром о своей вере. Вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Надо, чтобы вера проявлялась добродетелями. Приумножая свои добродетели, христианин будет приобретать благодать Божию, которую Господь дает для достижения Царства Божия.

– Телезрительница еще спрашивала, могут ли сейчас, в наше время, быть такие святые, такие яркие светочи, как Серафим Саровский, например?

– Нужно, чтобы человек захотел; все в воле человеческой. Господь готов принять любого человека, который хочет нести такой подвиг отречения от своей воли, полностью отдаваясь воле Божией. И тогда Господь поможет.

– Нам бы хотелось, чтобы сейчас где-то жили такие святые. В свое время Оптинские старцы, например, жили в Оптиной пустыни; Амвросий Оптинский прославился. Причем тогда не было Интернета, телефонов и сложно было кому-то что-то рассказать. Тем не менее Достоевский ехал к старцу Амвросию под Калугу из Петербурга, чтобы иметь возможность с ним пообщаться.

– Благодать Божия очень сильно действует на людей. Люди приходили не только к Оптинским старцам. И к Иоанну Кронштадтскому, и к Серафиму Саровскому приходили со всех концов России. Люди искали Бога, и Господь их направлял, куда идти. Нужно искать Бога – и Господь даст то, что необходимо для нашей духовной жизни. А мы не ищем, стоим на месте. Надо искать Бога. «Ищите, и обрящете; стучите, и отверзется вам» (Мф. 7, 7).

– Получается, что надо еще и слушать.

– Да. В апостольские времена не было телевидения, радио, Интернета. Апостол приходил в какой-то город или селение, собирал там 10–20 человек и говорил с ними о вере, о Боге, Христе, о Царстве Божием и вечной жизни. И у людей загоралось желание жить так, как он научил. Во-первых, человек это знание применял к себе, сам так жил, а потом и другим говорил о том, как надо жить, показывая пример. Вот таким образом вера Христова очень быстро распространялась по всему миру.

Сейчас люди всё знают, но, к сожалению, не делают того, что знают. Сейчас по телевидению говорят, как нужно жить, что нужно делать, но на деле очень мало тех людей, кто действительно это делает.

Еще одна наша проблема – мы никому не говорим о своей вере, не показываем примера христианской жизни окружающему миру. Среди массы людей не увидишь православного христианина. Святейший Патриарх Кирилл как-то говорил: «Еду в машине, смотрю в окно и не вижу православных. Все идут, суетятся. Как понять, кто православный?»

Нужно, чтобы мы, современные православные люди, жили по-православному, одевались по-православному, чтобы люди видели православных христиан. Одежда должна быть целомудренной. Одежда – показатель нашей культуры, нашей веры, нашего благочестия. Сейчас на одежду не обращают никакого внимания: как оделся, так и оделся. Я вспоминаю свои молодые годы: перед тем как выйти в город, думаешь, как одеться, чтобы не опозориться, чтобы не было стыдно. А сейчас никому не стыдно. Поэтому нужно восстановить все наши ценности, которые мы потеряли. Должно быть видно, что мы православные. И это есть проповедь.

Сейчас, к сожалению, наоборот, идет проповедь распутства, бесстыдства, бессовестности, еще каких-то слабостей и немощей наших. Все это очень активно проповедуется. А вот проповеди нравственности, высокой культуры, высокой духовности сейчас нет, даже среди православных христиан. Вот и пожинаем плоды.

Мы хотим быть святыми, но ничего не делаем для того, чтобы быть такими. Нам хочется жить как все. Но, оказывается, нужно жить иначе; как говорят в народе – быть белой вороной, идти против шерсти. Идеалы нравственности, духовности должен проповедовать каждый христианин. И первые христиане это делали, потому и было активное обращение людей из язычества в христианство.

В Деяниях апостолов мы читаем, что после проповеди апостола Петра к вере присоединилось около трех тысяч человек (см. Деян. 2, 41). Люди приходили к вере потому, что видели результат в жизни верующих людей; видели, что они становятся другими: смиренными, кроткими, терпеливыми, культурными. Православный христианин именно такой и должен быть. Если мы будем показывать пример христианства, то и в наше время будут очень сильные изменения. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал закон о возрождении духовно-нравственных ценностей, традиций. Всё есть. Церковь всегда трубила о том, что надо жить свято и благочестиво, сейчас и светская власть тоже к этому призывает. Мы – православная страна; и должны это показывать.

– Вы отметили, что на православном телеканале нас слушают и смотрят. Но помимо нашего телеканала есть еще несколько десятков каналов на телевидении, множество сайтов, интернет-изданий, печатных СМИ, много блогеров. И все говорят. Кого слушать?

– Христа Бога надо слушать и выполнять Его святую волю. Вот я сейчас говорю из Священного Писания, а не свои какие-то доводы; я привожу цитаты из Евангелия и посланий святых апостолов. Вот что надо слушать. Если то, что я цитировал из Священного Писания, коснулось сердца, то откройте Евангелие – и следуйте этому слову Божьему. Следовать за Христом – значит исполнять Его слова, которые Он дал нам; Он дает нам силы для того, чтобы осуществить в своей жизни эти заповеди.

– Даже если мы попытаемся сосредоточиться на голосе Христа, голосе Божием, читать Евангелие и применять эти слова в своей жизни, все равно нас будет окружать множественный информационный шум. Даже если мы попытаемся от него абстрагироваться полностью, он все равно будет влезать в нашу жизнь. Как с этим справиться? Как во всем этом услышать именно голос Божий?

– Если взять отшельников, то они жили в пустынях, далеко от суеты человеческой. Но они были окружены другим, более серьезным искушением – бесовскими силами, которые их отвращали от молитвы. Бесы их даже били, терзали, выгоняли, что только не делали. Но праведники стояли в твердой вере и благочестии. Они понимали, что в Боге есть сила, которая их укрепляет в несении этого подвига.

В жизни светской у нас много отвлекающих моментов; очень многое нас отвлекает от пути следования заповедям Божиим. Но и мы тоже должны вооружиться силой Божией, стоять в вере и благочестии, что бы ни случилось.

Святейший Патриарх Кирилл часто в своих проповедях говорит, что мотивацией наших поступков, наших дел должна быть вера. Если вера говорит о том, что так себя вести нельзя, если это противоречит евангельскому учению и совести, которая есть голос Божий, то мы этого не должны делать. Святейший Патриарх очень часто говорит на эту тему, это одно из важных направлений его проповедей. Мотивация нашей деятельности, нашей жизни – это наша вера. Если мы верим в Бога, а Он сказал делать так-то и так-то, мы так и должны поступать. А если мы верим только в то, что Бог есть, но не делаем того, что Он говорит, то это не вера. И бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19). Но от того, что они трепещут, ничего не меняется. Мы должны верить, трепетать перед Богом, чтобы не согрешать, каяться и идти по пути в Царство Божие.

– Это очень применимо как раз к притче о мытаре и фарисее, которую мы будем вспоминать в ближайшее воскресенье. Мытарь был практически изменником по отношению к собственному народу, потому что обирал людей, служил чужой власти, и его воспринимали как предателя. По иудейскому закону это был грешник просто невероятного уровня. Но даже в нем, получается, заговорила совесть, пробудилась вера, заложенная, может быть, еще бабушкой в далеком детстве, и он не нашел ничего другого, кроме как сказать: «Боже, милостив буди мне, грешному».

– Важно, чтобы в нас тоже пробудилось осознание своей греховности и чтобы мы обращались к Богу как к Милосердному Отцу, Который готов нас простить, помиловать и дать нам силы к греховному пути больше не возвращаться, а идти по пути в Царство Божие.

Если говорить о приуготовительных неделях к Великому посту, то после Недели о блудном сыне будет Неделя о Страшном Суде, и нам напоминается о том, что будет Страшный Суд, что Господь придет второй раз на землю, но придет уже во славе. В Первое Пришествие Он был в уничижении смиренном, родился в вифлеемских яслях для скота; во Второе Пришествие Он придет во славе Своей и будет судить живых и мертвых. Тогда уже будет новая земля и новое небо. И Господь определит, кто что заработал в своей земной жизни.

То есть земная жизнь – это время трудов ради достижения Царства Небесного. Что человек заслужил, то и получит. Заслужил вечную радость со Христом – получишь; заслужил своими грехами вечные мучения – сам виноват. Потому что по телевидению, по радио, в Интернете все было сказано о том, как следует жить, чтобы наследовать Царство Божие. Остается только делать.

Все это должно настраивать нас на то, чтобы мы подготовились и подошли к Великому посту с молитвой, покаянием, осознанием своей греховности, пониманием, что живем здесь, на земле, временно и нас ждет Страшный Суд, на котором мы должны будем ответить. А ответить там очень просто. Мы не будем препираться с Богом: мол, я не грешил, такого не делал. Хартия откроется – и покажется, что ты сделал. И не сможешь ничего возразить. Но если ты покаялся, этих грехов в хартии не будет написано.

Очень важно понять: пока есть возможность, нужно покаяться. Есть таинство Покаяния, нужно прийти на исповедь, покаяться перед Богом, получить разрешение грехов и быть чистым, чтобы на Страшном Суде не было таких грехов, за которые нас можно будет осудить на вечные мучения.

– После Недели о Страшном Суде будет Прощеное воскресенье, когда можно и покаяться, и у всех попросить прощения...

– И с чистой душой начинать Великий пост, который есть продолжение покаяния и время сугубой молитвы, чтобы через молитву Господь очистил нашу душу от всякой греховной скверны. Потому что только Христос Бог имеет право прощать наши грехи и имеет силу очищать нашу душу. А мы должны показать свое желание, чтобы Господь нас очистил от наших грехов. То, что мы постимся, молимся, ходим в церковь, исповедуемся, причащаемся, – это наше желание, наше произволение. И Господь целует это наше произволение тем, что совершает тайнодействие очищения нашей души.

Все наши действия имеют значение: утренние и вечерние молитвы, чтение Евангелия, Псалтири, канонов, акафистов, посещение храма в воскресные и праздничные дни, когда мы благодарим Бога за все, что Он дает нам для жизни, и просим прощения за все те грехи, которые совершаем. Таким образом, мы получаем от Бога и прощение, и благословение на дальнейшие труды в этой жизни, чтобы с Божией помощью не возвращаться к прежде соделанным грехам. Очищая свою душу, мы будем приближаться к воскресшему Господу, чтобы получить от Него благословение для нашего воскресения и жизни в вечной радости с Ним в Царстве Небесном.

– Владыка, хочу попросить Вас сказать напутственные слова для наших телезрителей в преддверии Великого поста – важного и серьезного периода тяжелой работы над собой.

– Действительно, пост – это время большой работы над собой. Нужно увидеть себя, осудить то, что неправильно делал до сих пор и, если есть какие-то страсти, с которыми очень тяжело бороться, настроиться на то, чтобы через пост и молитву эти страсти искоренять благодатью Божией. У нас много страстей и тяжелых грехов, которые очень тяжело искоренить, и во время поста есть возможность это сделать.

Во-первых, у нас должно быть желание расстаться с той или иной страстью. И мы просим у Бога помощи, чтобы Господь помог в этом деле. Господь говорил, что только постом и молитвой возможно искоренять страсти. Поэтому будем молиться Богу, поститься и надеяться, что Господь совершит над нами чудо, чтобы мы очистились от той или иной страсти и жили в свободе. Потому что страсти – это рабство.

Поэтому всем нам помощи Божией в этом очень важном для нас отрезке времени, и он дается нам для того, чтобы мы совершили подвиг очищения, освящения, просвещения и изменения к лучшему и приобрели новые добрые, хорошие качества, которые сделали бы нас настоящими православными христианами.

Ведущий Александр Черепенин, диакон

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать