Архипастырь. Митрополит Викентий

14 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.

– Вопрос телезрителя из Омска: «Как научиться воздерживаться от греха? Умом понимаешь, что совершаешь грех, и каешься в этом, но воздержаться от него нет сил».

– К сожалению, так бывает. Многие знают, что это – грех, но все равно делают по-своему. В Священном Писании сказано, что если человек знает, что делает грех, и все равно совершает его, то будет бит больше. А если не знает и грешит, то будет наказан меньше. Поэтому мы должны отдавать себе отчет, что грех – это тот яд, который отравляет нашу душу и приносит нам страдания и в этой, и в будущей жизни. Если сейчас мы и не чувствуем трудностей или наказаний Божьих, все равно должны понимать, что когда придем к Богу, Он покажет нам все эти грехи и за них надо будет отвечать. Поэтому надо их исповедовать, ведь в Таинстве исповеди как раз и дается сила Божия, помогающая человеку воздерживаться от того или иного греха. Если у человека есть твердое намерение стараться больше не совершать тот или иной грех, то Господь, конечно, будет помогать, чтобы оно исполнилось. Поэтому нужно просто решиться.

Надо глубоко понимать, что грех – это зло для человека и с этим злом надо бороться. И, сознавая свою немощь пред Богом, говорить: «Господи, прости меня за этот грех и помоги мне исправиться, потому что я сам, своими силами не могу». Тогда Господь, конечно, придет на помощь и Своей всемогущей силой поможет человеку, потому что Спаситель говорит, что пришел на землю спасти не праведных, а грешников. Если человек чувствует себя грешным, видит свои грехи и желает их исправить, то ведь Христос и пришел на землю исцелить нашу душу, потому что знает, что сами мы этого сделать не можем.

Если бы мы могли исправиться от греха сами, то Спасителю не надо было бы приходить на землю и совершать дело нашего искупления. Но поскольку Он знает, что мы не можем искупать свои грехи, то совершил это за нас и имеет власть и силу исцелять нашу душу. Когда мы хотим и стараемся, когда предпринимаем какие-то усилия и наша воля к исправлению соединяется с Божьим желанием, то у нас, конечно, обязательно получится. Необходимы наши усилия и старания, а также ответственность перед Богом, понимание, что за грех придется потом отвечать.

– Но отчаиваться, наверное, не нужно?

– Отчаиваться, конечно, не надо, надо бороться: упал – вставай, борись; опять упал – опять вставай.

– Как маленький ребенок, который пока не научится ходить, постоянно падает, но и встает.

– Да, так же и здесь: надо постоянно бороться со своими немощами и слабостями.

– Вопрос юной телезрительницы (11 лет): «Во время Тайной Вечери, когда вместе с Иисусом Христом сидели Его ученики, Он сказал: “Кто первый опустит руку в чашу, тот и предатель”. Почему Иуда не схитрил, если он слышал эти слова?»

– Господь очень часто напоминал Иуде о том, что тот предаст Его. Христос знал его намерение и пытался разными путями отвратить его от этого греха. И даже когда напрямую сказал: «Кто обмакнул со Мной в солило, предаст Меня», – Господь указал на это Иуде и в последний раз хотел отвратить его от греха, но тот был так сильно заражен намерением предать Христа, что не слышал этих слов назидания и предупреждения, а пошел на такой тяжкий грех. Поэтому здесь показано, что Господь милосерден к каждому и стучится в сердце всякого человека, но если мы имеем греховное намерение, то не слушаем голоса своей совести, голоса Божия, который всегда звучит в нашем сердце, и все равно совершаем грех. К сожалению, это то же самое, что сделал Иуда.

– Вопрос телезрительницы: «Знаю, что ропот грех, но как с ним бороться?»

– Ропот – очень тяжелое состояние души. Когда человек ропщет и ничем не доволен, то это очень тяжело. Нужно научиться не осуждать ближнего своего, не видеть в нем плохого. Если человек делает что-то плохое, мы должны оправдывать его в своих мыслях: он сделал так, потому что немощный, слабый или чего-то не знает и не понимает. Лучше помолиться за него и постараться со скромностью и любовью исправить. Когда же мы ропщем, то ничего не достигаем, только вредим себе. Пользы от этого никакой, поэтому надо постараться не роптать, не выражать недовольство, а если хочется что-то исправить, делать это по-евангельски: подойти и поговорить с человеком один на один, рассказать о своем неудовольствии или ропоте и попытаться найти выход из этого положения.

Если же не получается, пригласить еще двоих или троих и потом отдать это Церкви. Надо сохранять мир в своей душе и не возмущаться тем, что не получается исправить человека, но отдать его на волю Божию и молиться, чтобы Господь Своей милостью и Божественной силой направил его на путь истинный.

– Вопрос телезрительницы: «Владыка, хотелось бы узнать, бывали ли Вы в городе Навои?»

– Да, я бывал в городе Навои и в этом году, и в прошлые годы. В нынешнем году был здесь дважды и совершил две хиротонии: во священника и в иеродиакона. Слава Богу, церковная жизнь здесь идет успешно, люди ходят в церковь. Церковь очень хорошая, вместительная, она была построена уже в наше время. Слава Богу, что в городе Навои есть такая прекрасная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, скоро она будет праздновать свой престольный праздник.

– В продолжение темы вопрос, касающийся места Вашего служения: «Владыка, скажите, пожалуйста, как идет воцерковление местного населения в тех государствах, где Вы служите, и каково отношение к православию среди узбеков, таджиков и прочих народностей?»

– Мы благодарны Богу, что в этих странах идет воцерковление людей, многие даже взрослые люди принимают Святое Крещение. Мы стараемся дать им знания в вере через огласительные беседы. Перед Таинством крещения у нас проводится двенадцать бесед, во время которых мы также отвечаем на интересующие вопросы, и таким образом человек приобретает знания о Боге, православной вере, жизни по вере. Мы стараемся научить людей до крещения, чтобы они приходили на богослужения, где на литургиях мы читаем молитвы об оглашенных, чтобы постараться таким образом воцерковить их. Желающие принять крещение знакомятся с заповедями Божиими, узнают о грехах, которые человек совершает против той или иной заповеди. И если раньше они совершали такие грехи, то могут прийти и рассказать о них священнику, таким образом они уже учатся каяться, хотя пока это не Таинство исповеди, а собеседование о жизни греховной. Сейчас распространена ситуация, когда люди живут без венчания, без регистрации брака, тогда мы советуем им достойно подготовиться к Таинству крещения и решить вопрос о регистрации брака, чтобы узаконить свои отношения и не жить в блудном состоянии. Слава Богу, многие приходят в Церковь и многие крестятся.

Когда мы только начинали огласительные беседы, то было недовольство и возмущение, и поначалу мало кто ходил, но сейчас стало очень много людей. У нас три катехизатора, каждый из которых берет группу и проводит все двенадцать бесед. Получается, что оглашаются три-четыре группы, в каждой из которых 20–30 взрослых человек. Раньше собиралось по 50–100 человек, но с такой большой группой было тяжело заниматься и не было хороших результатов. Когда же группа состоит из 15–20 человек, то легче вести беседу и отвечать на все вопросы, которые люди задают. Слава Богу, многие довольны этими беседами, а некоторые желают и в дальнейшем углублять свои знания. У нас есть вечерние курсы по семинарской программе и воскресная школа для взрослых, где люди могут получить более глубокое духовное, богословское образование. Вот таким образом в нашей епархии люди потихонечку воцерковляются.

Что касается взаимоотношений с мусульманами, среди которых мы живем, то, слава Богу, они хорошие, дружелюбные, ни с их, ни с нашей стороны агрессии нет, поэтому мы живем в мире, согласии и уважении. Они почтительно относятся к нам, потому что если мусульманин настоящий, то он уважает верующего человека.

– Наверное, так было в царской России: несмотря на то что страна была православная, в то же время она была многоконфессиональной, в ней добрососедски жили и мусульмане, и православные, и люди других религий, и вражды никогда не было.

– Да, слава Богу.

– Вопрос о крещении: «Поясните, каков смысл крещения в жизни христианина?»

– Крещение – это дверь в Царство Божие, в Церковь Христову. Через крещение мы получаем великую благодать Божию, которая дает нам возможность развиваться и совершенствоваться до святости, до полной меры возраста Христова. Поэтому благодать, которую мы получаем в Таинстве крещения, способствует тому, чтобы человек развивал себя, приумножал веру и добродетели, жил по заповедям, чтобы он мог бороться со своими грехами, слабостями и немощами. Большое значение имеет для нас Таинство крещения, поскольку открывает нам путь в Царство Небесное. В Евангелии написано, что тот, кто не крестится, Царства Божия не наследует. Поэтому очень важно, чтобы человек крестился и получил этот дар Божий, который помог бы ему пройти свой путь в христианстве, исполняя заповеди Христовы, живя по тем правилам, которые нам дал Христос Спаситель.

– Разовьем тему об огласительных беседах: наверное, логично, чтобы каждый крещаемый знал, во что он крестится. В 90-е годы было очень много так называемых «мертвых душ», когда люди крестились, выходили из храма и больше никогда там не были.

– Люди приходили, крестились; второй раз, может быть, приходили венчаться, и то не всегда, а в последний раз их уже привозили на одре, чтобы совершить погребение. Поэтому, конечно, плохо, когда человек ничего не знает о своей вере, не знает правил христианской жизни и приходит в церковь только потому, что кто-то сказал ему: так делают все. Или есть еще одна причина, по которой приходят креститься: какая-нибудь бабка или колдунья говорит человеку, чтобы он сначала крестился. А почему человек идет к ним? Потому что чувствует какое-то бесовское влияние, у него в жизни какие-то неудачи, и он хочет, как они говорят, «снять порчу». Но ведь эта бабка тоже не умеет снять ее без Таинства крещения. Может быть, это даже некое кощунство: человек получил Таинство крещения, а потом идет к бабке, тем самым он умаляет значимость крещения: силе, которую получил в таинстве, он значения не придает, а верит в ту силу, которую якобы имеет эта ворожея или колдунья. Значит, это показатель маловерия и непонимания значения Таинства крещения.

Человек с верой и глубоким знанием смысла Таинства крещения даже если и приходит с какими-то болячками и трудностями жизни, то благодать крещения избавляет от них. Мы знаем, как было с равноапостольным князем Владимиром, который до крещения ослеп. Ему говорили: давай крестись и сразу получишь зрение. И действительно, он крестился и вышел из купели зрячим не только телесно, но и духовно. Мы бы тоже хотели, чтобы взрослые люди, принимающие крещение, вышли из купели крещения не только здоровыми телесно, но еще и с духовным зрением, чтобы видеть и глубоко осознавать духовную жизнь, чувствовать Бога, следовать по Его пути, жить по заповедям Божиим, ощущая Его присутствие на каждом шагу.

– Наверное, завершая этот вопрос, можно сказать такие слова: «Не надейтесь на князи и сыны человеческие, в них же нет спасения». То есть вся надежда должна быть на Бога.

– Вопрос телезрительницы из Курска: «Как избавиться от боязливости?»

– Надо больше всего бояться Бога, и если мы надеемся на Него, то не можем бояться ничего, кроме как оскорбить милосердие Божие и любовь Его к нам. Поэтому надо приобретать страх Божий. Страх Божий не означает, что мы боимся наказания Господа, но это страх оскорбить Бога своими неправильными поступками, которые мы совершаем в этой жизни. Такая боязнь у нас должна быть. И когда она есть по отношению к Богу, то, конечно, и к людям мы будем относиться так, чтобы не оскорбить их, не причинить им какого-то зла, потому что мы призваны к тому, чтобы делать только добро и приятное людям. Надо ввергать себя в руки Божьи, верить, что без Бога с нами ничего не случится, что Он сохранит нас от всех бед и напастей. Когда мы полностью отдаем себя в руки Божьи, тогда, конечно, теряем опасения каких-то несчастий, страха или ужаса. Мы должны предаваться Богу, веря, что Он никогда не сделает нам ничего плохого, а, наоборот, защитит от всякого зла. Тогда с Божьей помощью мы избавимся от той боязливости, которая, к сожалению, приносит нам много неприятностей и скорбей.

– Вопрос телезрительницы: «Можно ли утверждать, что грех умерщвляет человеческую душу? Так ли это?»

– Да, мы уже сказали, что грех – это яд для души, а яд, конечно, умерщвляет нашу душу и приносит нам смерть вечную. Господь Иисус Христос как раз и пришел на нашу землю, чтобы избавить нас от греха, от проклятия смерти. И благодатью Христовой мы можем очистить этот яд греха, потому что только Христос Спаситель имеет власть прощать наши грехи, очищать нашу душу и избавлять от тех или иных грехов. Поэтому нам надо бороться с грехом, который является для нас злом и негативно влияет на нашу душу.

– Следующий вопрос: «Могут ли сосуществовать такие противоположные чувства, как глубокое сознание своей греховности и ощущение абсолютной полноты радости жизни, раз Господь милостив ко мне больше, чем я того заслуживаю, за что я Его непрестанно и благодарю? Проще говоря, имею ли я право так радоваться жизни, будучи грешницей?»

– Мы призваны к тому, чтобы сознавать себя грешными и в то же время не отчаиваться. Преподобный Силуан Афонский получил вразумление от Самого Господа Иисуса Христа, Который явился ему и сказал: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». То есть мы должны сознавать, что имеем много грехов и наша греховность состоит в том, что наша природа повреждена грехом. Сама наша природа источает грех, и мы сами произвольно делаем тот или иной грех. Когда мы это осознаем, то Господь, конечно, дает нам силы исцелиться от этого. Сознавая свой грех, мы даем доступ к нам благодати Христовой, чтобы Господь совершил дело нашего очищения и искупления. Но одновременно с этим мы чувствуем и утешение от Бога: Господь проявляет к нам Свою милость, и мы благодарим Его за то, несмотря на нашу греховность, Он не оставляет нас, не удаляется от нас, но пребывает с нами и готов принять как Своих детей, потому что мы действительно дети Божии и ради нас Он совершил подвиг нашего искупления.

Поэтому Господь не может удаляться от нас – это мы удаляемся от Него. А если мы сознаем свои грехи и просим у Него прощения, то тем самым приближаем к себе Бога, и Он дает нам и утешение, и мир, и радость в душе. Конечно, если мы будем сознавать свои грехи, грешить сознательно и при этом радоваться, то это неправильно. А когда мы сознаем свою греховность и пытаемся противостоять греху, особенно тяжким грехам, тогда, конечно, Господь посещает нас Своей милостью.

– Вопрос телезрительницы из Вятской епархии: «Раньше мы молились в здании, где алтарь был на востоке, а теперь перешли в другое, где он ориентирован на запад. Некоторые из прихожан даже перестали из-за этого ходить в храм. Не грех ли это, ведь храм освящен и батюшки служат хорошие? Но все равно неспокойно на душе, ведь мы теперь молимся лицом на запад».

– Надо внимательно посмотреть на ситуацию, может быть, невозможно было построить здание для храма иначе, поэтому и пришлось поставить его так, что алтарь смотрит на запад. Не потому, что намеренно хотели нарушить существующее правило строить храмы на восток, а потому, что были такие условия. Не надо осуждать ни владыку, ни батюшку. Не смущайтесь, но молитесь, и Господь примет ваши молитвы.

– Наверное, священноначалие компетентно более, чем прихожане, когда принимает решение по освящению храма.

– Бывает, что невозможно поставить здание храма иначе. Главное – построить, но не всегда получается так, как хотелось бы.

– Вопрос телезрительницы: «Правда ли, что молитва за близких людей может вытащить их из ада и переместить в рай? Есть ли в аду уровни и может ли душа переходить по ним, пострадав за свои грехи или по молитвам близких?»

– У нас есть молитва за усопших, мы поминаем их за Божественной литургией, есть и родительские субботы в течение всего года, когда мы сугубо молимся об упокоении наших усопших. И, конечно, мы молимся и о тех, кто не попал в рай, а по грехам своим, может быть, находится в аду. Церковная молитва, поминовение за Божественной литургией имеют большую силу для того, чтобы даже находящиеся в аду были спасены из адских мучений. Поэтому мы и молимся, и надеемся, и верим в молитву Церкви о том, чтобы избавить наших усопших от вечных мучений.

Действительно, когда мы поминаем усопших, вынимаем частицы и окунаем их в Кровь Христову и делаем это с надеждой, что она омоет их грехи. Мы молимся: «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью честной и молитвами святых Твоих». Эта молитва имеет большую силу, чтобы омыть грехи и избавить от вечных мучений.

И домашняя молитва за усопших, и молитва церковная имеют большую силу.

– В продолжение этого вопроса другая телезрительница спрашивает: «Насколько Церковь допускает возможность молиться за некрещеных людей?»

– На проскомидии во время Божественной литургии некрещеных людей мы не поминаем, но есть возможность молиться за них дома, читать Псалтирь, Евангелие, поминая усопшего после каждой главы, кафизмы и славы. Можно поминать своих некрещеных усопших во время утренних и вечерних молитв, делать ради них какие-то добрые дела. Можно также делать такое важное дело – стараться отвратить людей от ложного пути, то есть привести их в Церковь, к Таинству крещения. У апостола есть слова, что отвративший душу от ложного пути спасет душу свою от смерти и покроет множество грехов. Если мы ради наших некрещеных усопших приведем в лоно Церкви одну душу, то надеемся, что и на них распространятся слова о том, что Господь простит им множество грехов и избавит от вечной смерти.

– Наверное, подавать за них записки в храме не надо, но молиться самому не возбраняется?

– Да, конечно.

– Вопрос телезрительницы: «Когда я хожу со своими детьми в церковь, то моему сыну там становится плохо. Сначала он стоит хорошо, а потом белеет, у него выступает пот, и он говорит: “Мама, мне плохо, мне надо выйти”. Как мне быть, что делать?»

– Конечно, если ему плохо, надо его отпустить, пусть выйдет, немножко отдохнет, подышит свежим воздухом и опять приходит. Может быть, у него есть какая-то болезнь, которая не дает ему возможности находиться на службе до конца. Бывает, что надо посмотреть на родительские грехи, которые надо исповедовать, исправить жизнь; может быть, через болезни детей Господь призывает родителей к более правильной христианской жизни, и наше исправление принесет исцеление от болезней нашим детям.

– Вопрос телезрительницы Александры: «Болезнь человека заставляет его страдать, порой очень сильно. Верю, что молитвы помогают, но молюсь своими словами. Можно ли считать, что болезнь – благо для человека, а не наказание и что страдания не напрасны? Простятся ли ими грехи?»

– Действительно, если человек болеет с сознанием того, что болеет за свои грехи, что эта болезнь является целительной силой для души, то через ее терпение душа исцеляется от тех грехов, которые человек совершил в своей жизни. Тогда, конечно, эта болезнь имеет для него большое значение и спасительную силу. К сожалению, в современном обществе в болезни человек переносит свое недовольство даже на Бога, что усугубляет его болезнь. Бывает даже так, что люди в преклонном возрасте, девяноста лет и больше, не могут до конца терпеть свои болезни и чтобы освободиться от их тягости, заканчивают жизнь самоубийством. Это ужасная ситуация, когда человек не дожил до естественной смерти несколько дней и ушел в таком страшном грехе. А если бы человек понимал смысл этих болезней! Говорил, что готов потерпеть здесь временно, чтобы там, в будущей жизни, не мучиться страшно и вечно. Здесь – временно, а там – вечно. Поэтому если человек так настраивается и готов терпеть здесь, Господь ему помогает, и эта болезнь как целительная сила для его души, чтобы очистить ее от тех грехов, которые он совершал в своей жизни.

– Вопрос телезрительницы Евгении из Подольска: «Апостол Павел в третьей главе Первого послания к Тимофею указывает, что епископ должен быть семейным человеком. Когда и кем было установлено, что высшее духовенство должно быть монашествующим?»

– Решение о том, чтобы епископ был из монашествующих, было принято уже в период Вселенских Соборов. В Евангелии есть слова: «женатый печется о жене, как угодить ей, а неженатый печется о том, как спастись», тем самым он имеет больше возможностей помочь спастись ближним. То есть монах не связан семейными узами и может уделять много внимания своей пастве, чтобы достойно окормлять ее и направлять на путь спасения, путь Царства Божия. Поэтому и было принято такое решение.

– Как говорится: целесообразности церковной ради.

– Да, именно так.

– Спрашивают о Вашем личном отношении к монашеству в миру.

– Откуда берутся монахи? Из этого мира. Когда люди становятся монахами? Когда живут по заповедям Божиим. И чем ближе человек становится к Богу, чем больше у него потребность служения Богу, тем больше он не просто хочет стать монахом, но живет жизнью христианской. И если такая христианская жизнь у него в миру, то можно сказать, что он уже живет как монах. А для того чтобы помочь человеку, живущему для Бога и Царства Божия, в нашей Церкви есть монастырские уставы, которые способствуют удовлетворению тех потребностей, что есть у человека, живущего в миру: он хочет быть более близким к Богу, больше молиться, нести служение, которое было бы спасительным для него и способствовало достижению Царства Божия, вечной жизни. В таком случае некоторое время он живет как монах в миру, а потом идет в монастырь и уже становится, думаю, настоящим монахом, который облачен и своим внешним видом, и, конечно, самое главное – высоким настроем своей духовной жизни.

Если взять другую ситуацию, когда человек хочет принять обеты монашества в миру, то сейчас это особенно не приветствуется. Потому что есть монастыри, где созданы все условия для монашеской жизни. В миру, конечно, свои особенности, трудности, свои искушения и испытания. Поэтому если человек хочет быть монахом, лучше идти в монастырь.

Когда-то, в годы советской власти, когда монастырей не было, в них не пускали, людей, желающих быть в монашестве, постригали тайно, и они жили в миру и были монахами. А сейчас каждый может прийти в любой монастырь, и если он готов жить по уставу монастыря, ему будут только рады.

– Не столько вопрос, сколько благодарность от рабы Божьей Ольги: «Когда давненько я приезжала в Екатеринбург по делам, перед отъездом попала в Храм-на-Крови, где шла служба, а у меня скоро поезд. Увидела батюшку с добрыми глазами и кувыркнулась под ноги: “Батюшка, благословите”. Батюшка меня благословил, расспросил, кто я и откуда, дал напутствие на дорогу. У меня словно крылья за спиной выросли, хотя день был очень тяжелый. Выхожу из храма, меня женщина спрашивает: “Знаешь, с кем разговаривала?” Отвечаю: нет. Она говорит: Это был владыка Викентий. Я так озадачилась: такой простой, душевный, близкий. Спасибо Вам огромное, владыка!»

– Спаси Господи!

– Владыка, буквально через два дня Вы будете принимать участие в памятных мероприятиях по случаю убиения царской семьи в Екатеринбурге в 1918 году. Вы с 2000 года ежегодно участвуете в них и возглавляете торжества. Что для Вас значит память царственных страстотерпцев и как нам, людям, живущим через сто лет после этих трагических событий, помнить о них? Какие уроки мы должны извлечь из этого?

– Конечно, царская семья имеет для нас огромное значение, мы можем получить от нее очень много нравственных назиданий, можем получить навыки духовной жизни. Эта семья является примером для всех семей в Православной Церкви в нашей стране. У нее можно почерпнуть много назидательного. Во-первых, это смирение, терпение, послушание, преданность воле Божией, крепкая вера. Я всегда удивляюсь: сегодня Николай был царем, и сегодня его арестовали, повели в Александровский дворец в Царском Селе, то есть в свой собственный дом, и там он уже не царь и семья не царская, а все они как простые люди. И они без возмущения, без какого-либо недовольства и ропота трудились, молились. Всю работу выполняли сами: и сажали, и копали, кололи дрова, все, что надо в хозяйстве, делали сами.

Это очень важный пример: человек, находясь на такой высоте, пережил такой резкий перепад. Не каждый может это перенести, а царская семья все это перенесла очень скромно и смиренно. Были случаи, когда охранники, которые только что были их подчиненными, командовали и издевались над ними. И это они тоже смиренно переносили, а их кротость, терпение и смирение так влияли на этих злых людей, что те менялись и тоже становились кроткими и спокойными. Тогда на место этих охранников ставили других, еще более злейших, и они тоже менялись. Какой большой урок для нас: на своем примере царственные мученики показали, что зло можно победить только добром. И так же было в Екатеринбурге и Тобольске.

Столь же важен пример особого воспитания царских детей, которые не оставили своих родителей в такое тяжелое для них время. Будучи взрослыми, они уже могли уйти, выйти замуж, у них не было препятствий к этому. Но из любви к своим родителям они пошли нести тяготы жизни, это тоже пример для нас, особенно сейчас, когда дети не слушаются родителей; даже получая от них очень большую помощь, пренебрегают родительской любовью. А здесь у детей не было никаких поблажек, надо было трудиться, терпеть, смиряться. И на это смирение, послушание, на физический и духовный труд они пошли добровольно и в одночасье сподобились получить венец мученичества, потому что жили ради Царства Божия, ради вечного спасения. Мы можем многому у них научиться.

С другой стороны, мы знаем, что на царскую семью, и особенно на царя, было вылито много грязи, клеветы, неправды. И мы должны эту нечистоту как-то смыть, хотя они и не нуждаются в оправдании: через терпение этих неправд они получили Царство Божие. В Евангелии есть заповедь «блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное». Члены царской семьи выполнили эту заповедь, и мы должны прийти на этот праздник, чтобы показать свою любовь к царю, его подвигу и трудам, которые он понес ради блага Российского государства, чтобы получить от него то благословение и помощь, которые он может нам дать, чтобы и мы тоже возрастали на ту высоту, которой он достиг в своей духовной жизни.

Это скорбный день, потому что мы поминаем страдания и мучения царственных мучеников, но в то же время это и радость, потому что от этих страданий они получили венец Царства Божия. И мы радуемся, что они сподобились такой милости Божией – быть в обителях небесных. Сострадая им, мы проходим тем крестным путем, по которому их везли, после того как мучили и убили в Ипатьевском доме. Везли их тела на Ганину Яму за городом Екатеринбургом, где они были сброшены в шахту, потом их вытащили, рубили топорами на кусочки, сжигали на кострах и серной кислотой и известью уничтожали останки. И когда мы все это знаем, то идем туда, чтобы почтить память царственных страстотерпцев. Можно сказать, что наше жертвенное служение царской семье необходимо для того, чтобы исправить то зло, которое совершили над ними наши предки, и своим добром и трудом получить от Бога милость и благословение.

– А Вы верите в тезис, что где Россия была уничтожена, оттуда она и процветет?

– Это слова Святейшего патриарха Алексия II. Когда было освящение Храма-на-Крови, патриарх не смог приехать, так как был болен, но написал нам послание, в котором так и говорил: «Здесь, на этой земле, где была попытка уничтожения России, должно быть и возрождение Российского государства».

– Будем об этом молиться. Еще один вопрос: сразу за Царскими днями Православная Церковь прославляет одного из светильников Русской Церкви – преподобного Сергия Радонежского. Вы воспитанник и постриженик Троице-Сергиевой лавры. Расскажите о том, как Вы там служили и какой нам надо брать пример с преподобного Сергия?

– Конечно, мы преклоняемся перед преподобным Сергием Радонежским, потому что это великий угодник Божий, великий игумен и печальник земли Русской. Полтора года назад мы совершали торжество, посвященное 700-летию его рождения, и в этот юбилейный год много говорили о тех достоинствах, которые имеет преподобный Сергий.

Действительно, когда живешь в Троице-Сергиевой лавре, совсем по-другому воспринимаешь величие преподобного Сергия, которое он имел и имеет. Он очень много помогает каждому насельнику лавры, в том числе студентам Московской духовной академии и семинарии. Мы постоянно чувствуем его присутствие, помощь и притекаем к нему. Я все время ощущал его помощь в учебе, в несении послушаний в монастыре. Когда находишься у раки преподобного Сергия, особенно когда совершаешь акафист с молебном, как многие говорят, ощущение такое, как будто был у Гроба Господня: такая изливается благодать Божия. В молитве к преподобному Сергию говорится, что рака его преизливается благодатью Божией и разделяется на всех, с верой и любовью приступающих к его святым мощам. Конечно, это радость и утешение, поэтому мы совершаем торжественные службы дважды в год. На них приезжает Святейший Патриарх, многие архиереи и очень много людей со всех концов нашей страны и даже из-за рубежа: это особый праздник, особая радость, особое утешение.

– Благодарю Вас, владыка, за сегодняшнюю встречу и в завершение прошу благословить наших телезрителей.

– Благодарю всех наших телезрителей за внимание и вопросы и всех приглашаю приехать в Екатеринбург на празднование памяти святых царственных страстотерпцев, поучаствовать в большом крестном ходе, которым мы идем каждый год. В течение нескольких часов мы проходим двадцать километров и, конечно, по молитвам царственных страстотерпцев получаем особую благодать, особую силу Божию. Это огромные реки людей, текущие по той дороге, где везли останки царской семьи, это молитва за Россию, за мир во всем мире, молитва о том, чтобы Господь дал нам силы меняться, очищаться и совершенствоваться. Это особая молитва, которая, думаю, приятна Богу, и Господь выполняет наши просьбы во время этого крестного хода. Будем рады видеть в Екатеринбурге всех желающих и имеющих возможность поучаствовать.

 

Ведущий Сергей Юргин
Записала Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать