Актуальный комментарий. Как православному христианину встречать новолетие

2 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Комментирует протоиерей Василий Гелеван.

– Здравствуйте! Идет Рождественский пост, но нам, живя в миру, трудно обойти стороной празднование Нового года. Как православный христианин должен встречать новолетие, поговорим сегодня в программе «Актуальный комментарий» с протоиереем Василием Гелеваном.

Отче, добрый вечер!

– Добрый вечер! Приветствую всех вас и поздравляю с наступившим Новым 2018 годом!

Спаси Господи! Так как все же православным нужно проводить это время, как отмечать это событие?

– Мы, православные христиане, живем по завету святого Амвросия Оптинского, живем, как будто крутим колесо, которое одной точкой соприкасается с землей и всякий раз стремится вверх. Мы действительно соприкасаемся здесь с землей, и в настоящий момент – с гражданским новолетием. Что можно здесь сказать? Кесарю кесарево, а Божие Богу. Для нас Новый год – это очередная отметка в календаре, на настоящий момент это 2018 год. Но не надо забывать о том, что сейчас мы находимся в контексте Рождественского поста, что означает определенные ограничения, например, в увеселении, в столах, и конечно же, мы отмечаем Новый год в пределах разумного, благочестиво.

Со 2 января начинается строгий пост. Мы помним, что на 1 января по церковному календарю выпадает память святого великомученика Вонифатия. Этот святой был подвержен недугу пьянства, избавился от него и прославился в лике святых, достиг святости. Пожалуй, это хороший пример для всех, кто желает употребить спиртные напитки в новогоднюю ночь.

Любопытный факт: каких-то сто лет назад в нашей стране церковный и гражданский календари совпадали, и поэтому Новый год выпадал уже на период после Рождества Христова, когда были Святки и уже можно было вкушать скоромное, уместно было веселиться. Потом, как мы знаем, была революция, когда все религиозное угнеталось и заменялось. И сейчас у нас такое время, когда есть свобода. Хотя пока нет гармонии в календарях, во всяком случае, есть свобода выбора, и для того, кто желает встретить Рождество больше, чем Новый год, новолетие будет всего лишь мирской отметкой.

Подскажите, а стоит ли реформировать календарь и вновь, например, как католикам, отмечать Рождество 25 декабря?

– Реформировать ­­– означает унифицировать, я так понимаю, то есть унифицировать гражданский календарь и церковный календарь. Не знаю, в пользу какого, но, во всяком случае, юлианский календарь, по которому живет сейчас Церковь, более совершенен, чем григорианский календарь, хотя оба ущербны, и для того чтобы достичь единения, нужен третий, еще более совершенный. Поэтому такой путь не видится.

Не будем изобретать велосипед.

– Пока не стоит изобретать. В ООН ежегодно поступают заявки на изменение календарей, но люди пока не находят уместным совершать такие кардинальные изменения. В советское время христианину приходилось жить как бы рыбой в морской воде: сама рыба внутри пресная, а вода вокруг была соленой, государство официально провозгласило атеизм религией, а христианину приходилось жить по своим правилам. Сегодня у нас в стране более или менее гармоничная ситуация, когда есть свобода выбора. Нет полной симфонии в календарях, но есть свобода выбора. Для одного человека важен сакральный момент Рождества Христова, и мы ждем Рождество, а для кого-то, может быть, пока Новый год имеет большее значение, чем Рождество, но каждый свободен выбрать сам для себя.

Ведущий Александр Крузе

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать