1. Среди большого разнообразия поучений святых из «Добротолюбия» в эту книгу вошли те, которые более всего соответствуют потребностям современного христианина, живущего в суете обыденных забот. Но для чего обычному мирянину, обремененному многими заботами, обязанностями перед окружающими, обществом, человеку, который не готов и не может оставить все попечения и затвориться в келье, погружаться в чтение аскетической литературы? Прежде чем ответить на этот вопрос, автор-составитель священник Роман Савчук, приводит следующую цитату.
2. «В то время, когда ветер дует ровно, всякий мореплаватель может высоко думать о себе и похвастать собою; но только при внезапной перемене ветров открывается искусство опытных кормчих» — так говорил преподобный Антоний Великий о духовном смысле тех жизненных испытаний, разного рода сложностей и переживаний, с которыми каждый из нас сталкивается. Образ моря как метафорического описания жизни человека с ее непостоянством и изменчивостью, наверное, один из самых излюбленных в аскетической литературе. С помощью этого образа отец Роман и предлагает разобраться, для чего современному человеку читать аскетическую литературу. Не секрет, что она написана в абсолютном своем большинстве монахами и во многом — для монахов.
3. Если представить себе нашу жизнь как путешествие по морским просторам, то очевидно, что каждый из нас сам ведет свой корабль на этом пути. А это означает, что мы должны хорошо понимать, как нужно ориентироваться в безбрежном пространстве, знать законы, по которым развиваются стихии, ориентироваться в закономерностях разных течений и пр. В противном случае мы обречены попасть во власть стихии, которая не позаботится о нашем спасении. Примерно то же самое, по словам отца Романа, происходит и в нашей жизни. Для того чтобы нормально жить, мы постигаем законы общения в социуме, законы государства, правила дорожного движения, внутренний распорядок тех организаций и сообществ, с которыми сталкиваемся.
4. Если с этой точки зрения посмотреть на аскетические творения христианских подвижников, то это не памятники, отражающие особенности корпоративной культуры и внутреннего распорядка монашеского сообщества, а путеводители по законам духовной жизни. В сущности, наша жизнь отличается от жизни преподобных отцов лишь внешними условиями, ширмой действительности, за которой скрывается одна и та же суть — общение с миром невидимым, миром духовным. А в этом последнем мы должны придерживаться тех же правил, руководствоваться теми же законами, остерегаться тех же опасностей, что и святые аскеты. Именно в таком ключе издатели предлагают читателю соприкоснуться с наследием христианских подвижников, бережно хранимым в недрах Предания Церкви и собранным в сборнике под названием «Добротолюбие».
5. Авторы-составители этой книги - священник Роман и Анастасия Савчук попытались выбрать из значительного массива наставлений, свидетельств, поучений те слова, которые более всего понятны и близки современному читателю. Главная цель этого труда — сквозь призму писаний древних подвижников открыть перед современным христианином разнообразие законов духовной жизни, которые он должен знать и стремиться применять их как руководство на жизненном пути. Несколько слов скажем о самом сборнике, выдержки из которого предлагаются в настоящем издании. «Добротолюбие» в переводе с греческого буквально означает «любовь к благу» или «любовь к прекрасному».
6. Так в православной традиции была названа самая популярная антология святоотеческих творений (с IV по XV век), по преимуществу посвященных молитвенно-созерцательному опыту монашеской жизни. Большинство сочинений, вошедших в «Добротолюбие», были известны и широко распространены среди афонских монахов. Впервые «Добротолюбие» увидело свет в 1782 году в Венеции. Составителями и издателями его были святитель Макарий Нотара и преподобный Никодим Святогорец. На славянский язык «Добротолюбие» перевел преподобный Паисий Величковский в 60–90-х годах 18 века. Современный русский перевод «Добротолюбия» подготовил святитель Феофан Затворник во второй половине ХІХ века.
7. Среди авторов слов и произведений, вошедших в «Добротолюбие», в настоящем издании представлены следующие имена. Святой Антоний Великий — основатель отшельнического монашества; жил в египетской пустыне в III–IV веках. Преподобный Макарий Великий — ученик святого Антония; подвизался в пустыне Египта в IV веке. Автор ряда молитв, входящих в утреннее и вечернее правило. Святой Марк Подвижник жил в IV–V веках; совершал подвиги в пустыне Египта, прожил более ста лет. Святой Ефрем Сирин жил в V веке в Сирии. Ему принадлежат ряд молитв, читаемых Великим постом. Святой Иоанн Лествичник жил в VI–VII веках; игумен Синайского монастыря; автор крупного богословского произведения «Лествица». И многие другие подвижники, имена которых вы найдете в предисловии книги и далее на страницах сборника. А открывают его слова прп. Иоанна Лествичника, убеждающие нас в том, что законы духовной жизни одинаково приложимы для разных условий.
8. Спрашивали меня, - пишет прп. Иоанн, - миряне: «Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем коснуться совершеннейшей христианской жизни?» — Я ответил им: «Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не осуждайте, не окрадывайте, никому не лгите, ни пред кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой чести и сохраняйте верность женам вашим. Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного».
***
Как отмечают издатели, современный христианин живёт в условиях, когда он волей-неволей оказывается втянут в такой стремительный водоворот жизненных обстоятельств, что времени на вдумчивое чтение значительных произведений остается катастрофически мало. Наше знакомство с творениями святых отцов порой ограничивается краткими строками, схваченными в потоке повседневной информации. Это не может не сказываться на духовной жизни. Данная серия книг призвана помочь современному человеку прикоснуться к вековой традиции духовного опыта Церкви через краткое знакомство с наиболее актуальными выдержками из произведений духоносных писателей. Книги серии обращены к человеку, затерянному в суете будней, однако ищущему свежего глотка живительной влаги истинно христианской жизни.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 22 мая
День ангела. 22 мая
Церковный календарь 22 мая. Пророк Исаия
Евангелие 22 мая. Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца
Читаем Апостол. 22 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!