– Знаете, батюшка, что меня порадовало? Атеисты смотрят нашу программу, пишут нам, задаются вопросами, мол, связываться с православием или нет.
– Связываться. Кто-то из мудрых людей сказал, что через пять минут после смерти все поймут и узнают, как надо было жить, только для одних это будет продолжением жизни, а для других – абсолютным откровением, но будет уже поздно. Кстати, об аде кто-то сказал, что ад – это невозможность любить. То есть ты должен был при жизни выбрать Господа Иисуса Христа, любовь, Евангелие. А если вся жизнь прошла непонятно как, то на что надеяться?
Василий Великий говорил: то, что в этой жизни началось, в той только продолжится, а что в этой жизни не началось, не может продолжиться и в той. То есть жизнь духовная, жизнь с Богом, начавшаяся здесь, в этой жизни, там только продолжится. А у кого здесь не началось, то там вдруг ничего не начнется.
Поэтому атеистам, которые нас смотрят, скажу: если вдруг окажется, что там ничего нет, мы ничего не потеряем. Потому что мы старались жить по правильным законам, по заповедям, не отягощая свою совесть, помогая ближним. Старец Паисий говорил: если святому скажут, что в раю все места уже заняты, мол, зачем ты подвизаешься и стараешься жить по Евангелию, он ответит: «Я так живу ради моего любимого Господа».
Если вдруг окажется, что там всё есть, тогда атеисты потеряют всё. А если там ничего нет, то мы ничего не потеряем.
Когда Вольтер умирал от рака, к нему пришел друг, взял его за руку и сказал: «Держись, брат!» Он посмотрел на него и сказал: «Если бы я знал, за что держаться». Мы счастливые люди: мы держимся за небо, за Христа, за Евангелие, за Церковь, друг за друга. Нам есть за что держаться и ради чего держаться.
– Булат Окуджава попросил о крещении перед самой кончиной. Наверное, приходит какое-то озарение...
– И назвали его в крещении, по-моему, Иоанн.
– Следующий вопрос: «Сегодня первый раз в жизни исповедовалась. Батюшка разрешил причащаться в следующее воскресенье, хотя грехи у меня очень тяжелые, считаю их смертными. Никакой епитимьи мне батюшка не назначил, сказал подготовиться к причастию. Я не знаю, как мне быть, очень переживаю, что не смогу достойно причаститься с такими грехами».
– Надо обязательно прийти, и к этому же священнику. Например, мы приходим в поликлинику на первичный осмотр. Нас просят сделать разные анализы, и потом мы приходим к этому же врачу уже с анализами. И потихонечку разматывается ниточка, чтобы понять источник болезни. Страшнее всего первый осмотр, первое знакомство, потом все будет гораздо легче.
– То есть не надо самой напрашиваться на епитимью?
– Батюшка сам разберется, какое лекарство необходимо. Ведь прежде чем принимать какое-то лекарство, мы изучаем инструкцию и смотрим дозировку. Дозировка для маленьких детей, к примеру, одна капля на килограмм веса, детям до 12 лет – столько-то капель, взрослым – столько-то. Так и есть возраст духовный, и для младенцев духовных нужна одна капля лекарства. Поэтому батюшка сам потихонечку разберется. Для некоторых молитва «Отче наш» три раза – это уже много. Церковь – поликлиника, больница; священники – врачи, мы – больные.
– Знаете, у меня тоже ведь такое было, когда нужно было в первый раз причащаться: я сделала буквально все, чтобы не причаститься. Говорю батюшке: я сделала вот то, вот это. Он говорит: «Ну и что?» Я говорю: «Как? Я же не могу причащаться». Вот такое было состояние.
– Это лукавый Вам не давал.
– Но священник мне все равно сказал: «Иди». Я причастилась и помню, как мне стало легче. Потом у меня таких мыслей уже не возникало.
– Первое причастие, первая исповедь, первое посещение храма – это всегда тяжело.
– Я этого священника всегда вспоминаю с такой огромной теплотой! Если бы не он, я не знаю, как бы потом причастилась. Я рада, что я его послушала, потому что потом уже все было очень хорошо.
Вопрос: «Подскажите, как поступить. Ребенку 6 лет, но он уже не очень хочет ходить со мной в храм по воскресеньям, не очень хочет молиться утром. Нужно ли его принуждать или лучше отстать от него? Боюсь, если буду принуждать, спровоцирую неприязнь к храму и молитве. С другой стороны, очень хочется, чтобы он был причастен к церковной жизни хотя бы немного, потому что в семье папа – атеист, а дед и бабушка – в секте».
– Нужен пример матери. Садитесь за стол и произносите: «Господи, благодарю Тебя за эту кашу, за яблочки, мандарины, которые Ты нам посылаешь ради Своей любви к нам». Ребенок это слышит. «Господи, благодарим Тебя за вкусный обед и завтрак, который Ты нам посылаешь. Будь, Господи, с нами». Ребенок будет видеть, что мать молится, мать с Богом и к Нему постоянно обращается. Ребенок увидит, как мама перед иконой молится: «Господи, помоги моему сыночку быть добрым и мне дай мудрости, как себя отдавать людям».
Я спросил у одной женщины, как она пришла к вере. Она сказала: «Бабушка особо не учила нас вере, но я помню, как на Рождество и на Пасху она возила нас в город. Когда я засыпала, она всегда молилась в святом углу при свете лампадки; когда мы просыпались, она тоже молилась в святом углу». Этот пример бабушки заложил какой-то фундамент, и потом она пришла к вере.
Мне рассказывали, что в Московской духовной академии был неофициальный опрос среди студентов, благодаря кому они пришли к вере. Восемьдесят процентов ответили, что благодаря общению с бабушкой...
– Но в данном случае бабушка и дедушка в секте.
– Мама пусть будет примером. Мы сейчас говорим о постоянной обстановке в доме. Можно иногда посадить ребенка рядом и сказать: «Я знаю потрясающий рассказ, садись послушай». И почитать ему. В общем, надо себе вымаливать мудрости в воспитании. Где-то необходимо нажать, где-то отпустить, где-то сказать, где-то промолчать. Пускать ситуацию на самотек нельзя. Когда родители отдают ребенка на уроки английского или в музыкальную школу, его особо не спрашивают, хочет он или не хочет. Так и здесь. Большую часть времени надо вдохновлять, объяснять. Это талант – воспитание ребенка.
– Кто-то из священников говорил, что можно детей попозже приводить в храм, не к началу службы, а к Херувимской, например.
– Можно, но это уже нюансы. Мы сейчас говорим о принципе. Принцип такой: сама мать должна вести духовную жизнь. Яблоко от яблони падает недалеко. Не может быть так, что мама спрашивает: «Ты почему не молишься?», а сама не молится. Или говорит: «Ты постоянно в телефоне» – и сама при этом в телефоне. В огородах только сорняки сами растут, а картошку, клубнику и огурцы с помидорами надо культивировать. Люди что-то читают об этом, добавляют удобрения, трудятся, чтобы плоды получить. Здесь плод – ребенок. Читайте, вникайте, интересуйтесь. И Бога просите: «Господи, меня вразуми и ему помоги вырасти добрым, верующим человеком».
– Батюшка, все-таки о деталях хочу спросить. Наверное, совсем не обязательно давать ребенку молитвенное правило как у взрослого человека. Может быть, она просто переборщила с этим? Может, дать ребенку хотя бы несколько молитв? Например, правило Серафима Саровского…
– Любые начальные молитвы подходят для детей; и молитва святому, в честь кого он назван. Этого может быть достаточно. Наш наместник Венедикт (ныне покойный) говорил, что гайка должна не раскручиваться, а постепенно закручиваться. То есть сразу сильно не закручиваем, но нельзя допускать и раскручивания.
– Следующий вопрос: «С женой развелись семь лет назад. Через год сошлись, но живем, не регистрируя брак. Живем вроде неплохо, почти не ссоримся, но в загс идти она теперь не хочет. Можно так жить или нужно что-то менять? Как быть в такой ситуации? Мы с бывшей женой грешим или как?»
– Вы не грешники, вы просто дураки. Думаю, это вопрос времени. Когда еще раз притретесь, думайте не только о росписи, но и о венчании, таинство скрепит ваши отношения. Если вы разошлись, а потом снова сошлись, значит, поняли, что первое – это самое лучшее. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). Сожительством это назвать сложно, потому что все-таки были мужем и женой.
– Они просят совета.
– Совет такой: если уже прожили вместе столько лет, надо вновь расписаться и скрепить брак венчанием. Как цемент, который скрепляет между собой кирпичи, так таинство Венчания даст возможность скрепить семью. Боритесь со своим эгоизмом день и ночь ради любви, ради семьи, ради родных и близких. Семь лет – все-таки большой срок. Она самая хорошая жена, он самый хороший муж, больше никого не ищите. Никаких принцев, кого-то идеального ждать не нужно.
– Следующий вопрос: «Моя девятилетняя дочь боится исповедоваться, наотрез отказывается. Что делать?»
Может быть, вместе с ребенком сначала подойти к священнику?
– Надо начать издалека: пусть она посмотрит, как это делают другие дети. Храм – как поликлиника. В поликлинике есть разные специалисты: хирург, врач-травматолог, невропатолог, терапевт, педиатр. Надо постараться найти педиатра. То есть посмотреть, к какому священнику подходит больше детей. Очень важно первое собеседование, важно найти со священником общий язык. Иногда кажется, что батюшки строгие. Но ведь в поликлинике все специалисты нужны... Надо все делать для того, чтобы помочь ребенку.
Любовь Сергеевна, Вы только что рассказывали, как трудно Вы шли к первому причастию, как Вас что-то не пускало. При этом у Вас сознание взрослого человека, не ребенка, Вы можете понимать, что это воздействие посторонней силы. Ребенок этого может не понимать, поэтому надо ему помогать.
Мне вспоминается, как моя племянница пошла в детский сад: сначала ее оставляли там на полчаса, потом на час, потом до обеда и только спустя год оставляли на целый день. Сначала на полчаса приводили, чтобы она была в группе. То есть ребенок должен привыкнуть к обстановке храма, к виду священников. Дети просто посторонних людей боятся, а тут священник с бородой...
– Вопрос: «Священник не допустил меня до Причастия, потому что я живу с молодым человеком вне брака. Почему?»
– Правильно сделал. Потому что сожительство – это блудный грех. Пока вы не регистрируете отношения, вы живете в блудном сожительстве. Сказано в Писании: блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13, 4). Какое может быть причащение?.. Сначала свою жизнь приводим в порядок, потом Причастие. И здесь совсем не важно, сколько лет вы так сожительствуете, что вы живете почти как муж и жена. Почему почти? Что вам мешает узаконить отношения? Значит, вы не доверяете друг другу, значит, до конца не разобрались. Сожительство вне брака гражданским браком не называется. Гражданский брак – это брак, зарегистрированный в органах государственной власти, когда вы объявлены мужем и женой.
В римском праве было такое понятие мужа и жены: это мужчина и женщина, которые объявили о своем союзе перед обществом. Тогда брак становился явным, потому что они об этом объявили обществу. А вы просто любовники, но любовников Церковь не причащает.
– Вопрос: «Великим постом я уеду по работе в другой регион и буду жить у друзей-мусульман. Готовить специально постную еду они не будут. Можно ли есть то, что будет, даже если еда непостная?»
– Когда мы храним пост, нас хранит Бог. Я знаю людей, которые умудрялись в армии соблюдать пост, умудрялись в тюрьме соблюдать пост. У мусульман всегда есть рис. В один казан с рисом положили мясо, а в другой грибы. Мы живем в XXI веке, сейчас чего только нет... В Великий пост уже пойдет зелень, тем более в том регионе. Масло есть, картошка есть. Какая проблема самому себе готовить? В чем проблема картошку пожарить и овощи нарезать?
Я считаю, что это надуманный вопрос. Человек просто ищет предлог. Нет; надо самому готовить еду. Если мусульмане нормальные, они, наоборот, специальную еду из уважения к тебе будут делать.
– Ваши пожелания нашим зрителям.
– На горизонте Великий пост, который святые отцы называли весной души. Василий Великий говорил относительно поста: «Пост должен быть не ниже сил, но и не выше сил». Вот этот юноша заранее хочет поститься ниже сил: мол, я в гостях, я путешествующий... Кто хранит пост, того хранит Бог.
И в радости, и в горести, и даже когда стресс,
Держите под контролем мозги, язык и вес.
Великий пост как раз будет помогать контролировать свой вес, свои мозги и свой язык. Это самое главное. Бог нам дал один язык и два уха, чтобы больше слышать и меньше говорить. Знай, что сказать, когда сказать и какие из этого будут последствия. В Оптиной пустыни в музее осталась солонка, на ней надпись: «Ешь кашу с грибами, держи язык за зубами». Это надо нам всем запомнить. Молчание – золото.
– Батюшка, большое спасибо за замечательные и мудрые ответы...
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Свет невечерний. Благородная зависть
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Град креста. Рождественский пост. Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл
Хранители памяти. Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. Часть 3
Плод веры. Руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!