– Лариса Ивановна, сколько лет вы существуете? Я, к своему стыду, совсем недавно узнала о вас.
Лариса Ивановна Никулина:
– Мы существуем, как ни странно, двадцать лет, с 2003 года.
– Вы слышали что-нибудь о театре «Живая вода»?
Марина Николаевна Белогубова:
– Я от Вас услышала вчера, когда Вы сказали, что будет запись.
Лариса Ивановна Никулина:
– В этом смысле я всегда говорю в шутку: «Мы широко известны в узких кругах».
– Как же так получается? Двадцать лет существует театр, который мало кто знает… Вы как-то таились от нас – такие таланты…
За двадцать лет какие спектакли вы поставили, что сейчас предлагаете зрителям?
Лариса Ивановна Никулина:
– Почему мы не занимались широкой рекламой? Так получалось, что к нам приходили люди и предлагали сделать, что называется, раскрутку. Я понимала, что мы можем с этой раскруткой «выплеснуть ребеночка», мне казалось, что нам надо сохранять нашу атмосферу, в какой мы существуем, дух в нашем коллективе. Я понимала, что раскрутка может помешать. Не хотелось бы вдаваться в подробности, но нам это не было близко.
Марина Николаевна Белогубова:
– Я бы тут сделала одно маленькое замечание. Я, например, как театральный зритель, привыкаю к театральному коллективу через театральную площадку. В конечном итоге бывает очень сложно тому театру, который не имеет своей постоянной площадки. Например, я иду в Ленком – я знаю, куда иду, что из себя представляет театр. Поэтому я считаю, что это подвиг в течение двадцати лет держать планку, не имея своей постоянной площадки, сохраняя при этом основу своего репертуара, которая была обозначена с самого начала. Это очень серьезный вопрос.
– Я была на вашем последнем спектакле «Мама Габриэли». Вы арендовали площадку в оперном Центре имени Галины Вишневской – это не маленький зрительный зал (не самый большой, но и не самый маленький), он был полон.
Лариса Ивановна Никулина:
– Иногда бывает популярность и широкая известность, а нам близко признание. Начиная с 2003 года мы расширяли круг своих зрителей, которые нас признали. Они приглашали своих знакомых… И так получилось, что у нас достаточный круг своих зрителей, тех, которые нас понимают. Причем из них выделилось около ста реальных помощников, которые начинают распространять по своим каналам что-то о спектаклях, кого-то приглашать.
Марина Николаевна Белогубова:
– Есть еще один вопрос. Например, я захожу в Интернет, набираю: «Афиша» И есть достаточно большой перечень театров, спектаклей и так далее. Вы попадаете на «Афишу»?
Лариса Ивановна Никулина:
– Мы тоже раньше пытались включиться туда, но там есть свои условия, о которых сейчас долго говорить…
– Как же узнавать о вас? Нас сейчас смотрит достаточно большая аудитория зрителей телеканала «Союз». Ваша аудитория – это целенаправленные православные люди, которые с удовольствием пойдут в ваш театр. Как они узнают?
Лариса Ивановна Никулина:
– На телеканале «Союз» были о нас передачи, рассказы о наших спектаклях. У нас есть свой сайт театра «Живая вода», и есть большое количество людей, которые о нас говорят…
– Народное радио.
Лариса Ивановна Никулина:
– Да, народное, сарафанное радио. Мы удивляемся: в последнее время в оперном Центре, где триста мест, у нас практически полный зал. При этом мы иногда работаем с педагогами, с которыми стали дружны, как и со священниками. Они узнали, что мы занимаемся таким делом – целенаправленно служим своим творчеством. Когда проходят спектакли, у нас есть люди, которые звонят в школы, разные организации: «Входите в наш круг. Если мы граждане России, нас всех волнуют темы, которые мы предлагаем». Люди откликаются – это тоже работа.
– Есть духовно-просветительский театр «Глас», он тоже этим занимается. У него есть своя аудитория.
Марина Николаевна Белогубова:
– В «Афише» он есть.
– При Департаменте культуры правительства Москвы.
Марина Николаевна Белогубова:
– У него есть свое здание, есть место в «Афише». Для вашего развития это серьезный вопрос.
Лариса Ивановна Никулина:
– За эти годы мы обращались во многие организации, и церковные, и государственные, иногда приглашали каких-то представителей, у нас есть грамоты, и нам говорят, что мы большое дело делаем для России.
– Спрос есть действительно. Меня часто спрашивают: «Куда с детьми пойти, на какой спектакль, в какой театр?» Сейчас обязательно надо смотреть и читать отзывы, потому что иногда кажется, что хороший спектакль вроде должен быть, вроде бы классика – приходишь, поднимаешься и уходишь. У меня так часто бывало. Я много хожу в театры. Поднимаешься и думаешь: «Надо бежать отсюда». Хотя, казалось бы, классика.
Лариса Ивановна Никулина:
– У нас были смешные истории с батюшками, которые говорили: «Вас обязаны все знать». Зрители тоже первый раз посмотрят и говорят: «Надо, чтобы вас все знали!» Мы говорим: «Мы стараемся».
– В Голливуде есть сакральная фраза, я с ней согласна. Что хороший фильм – это сценарий, сценарий и еще раз сценарий. Это абсолютно точно. То же самое для театра: наверное, хороший залог успеха – это пьеса, сценарий, новые произведения. Бояков не побоялся – поставил «Лавра» у себя в театре, хотя произведение достаточно сложное. С какими авторами вы работаете? Откуда берете темы для своих спектаклей, кто помогает их ставить?
Лариса Ивановна Никулина:
– Мы в этом смысле необычная команда. Мы начинаем с того, что у нас в сердце есть горячая боль по какой-то теме. Только тогда за что-то беремся. И поскольку мы автономная некоммерческая организация, берем только те темы, которые понимаем, что больно самим. Сначала складывается каркас, чтобы пробиться к зрителю. А хочется пробиться так, чтобы они выходили – и был катарсис. Какой-то каркас складывается, и этот каркас должен расставить свои какие-то акценты. Я считаю, подарок Божий, что с нами много лет работает Наталья Евгеньевна Сухинина.
– Прекрасная писательница.
Лариса Ивановна Никулина:
– И человек замечательный, и талантливейший писатель. Ольга Клюкина – тоже достаточно известный писатель. Когда мы начинаем работать с сырьем – целый год вынашиваем каждый спектакль. Наша команда очень дружная, и атмосфера, слава Богу, пока держится хорошая, мы что-то привносим, что-то начинаем отсекать: сырье потихоньку ограняется – и в результате получаются сценарии.
Марина Николаевна Белогубова:
– Я хочу задать один вопрос – он давно меня беспокоит. Приходишь в театр (мы с Любовью Сергеевной – театралки, часто бываем в самых различных) – спектакль. Сейчас стало принято вкраплять в сценарную часть некие сцены, касающиеся православной тематики. Где-то показывают частичку службы, причастие, где-то венчание, где-то включают один из библейских сюжетов, который имеет в храме некий чин. Насколько это приемлемо для сценического показа произведения? Насколько надо тонко, грамотно к этому подходить? Потому что не все бывают на литургии, на всенощной, подготовленные. Иногда видят то, что абсолютно не соответствует самому чину данного действия. В результате у верующих возникает отторжение этого, у кого-то возникает восхищение: «Надо же, как это всё показали…» Ваша точка зрения? Тем более Вы глубоко в этой теме.
Лариса Ивановна Никулина:
– У нас в спектаклях вы этого вообще не увидите, потому что я считаю так: то, что относится к таинству, – это сакрально и вообще не надо трогать. У нас есть спектакли, посвященные Великой Отечественной войне, сейчас мы сделали премьеру «Теркин жив», где, казалось, в какой-то момент даже можно и покреститься на сцене, но я говорю: «Не надо». Это все равно сакрально. Получается, ты перед всеми накладываешь на себя крест, в этом есть какое-то выпячивание себя.
Марина Николаевна Белогубова:
– Это замечательная позиция, я с Вами абсолютно согласна, потому что есть некие сакральные вещи, которые должны быть либо по чину филигранно сделаны, либо их не нужно включать.
– Захаров, когда ставил «Юнону и Авось» (там показывается венчание), ездил в Троице-Сергиеву лавру, его консультировал священник и сказал: «Смотрите, волей-неволей пойдет чин – и повенчают у вас этих актеров. Это небезобидные вещи».
Марина Николаевна Белогубова:
– Мы достаточно много видели спектаклей, где есть целые сцены, касающиеся неких достаточно сакральных вещей.
Лариса Ивановна Никулина:
– Мы их вообще не включаем в спектакли.
– Отлично. Какие спектакли сейчас у вас идут? Давайте практическую сторону покажем нашим зрителям. Как вас найти – понятно: набираем «Живая вода», попадаем на ваш сайт.
Лариса Ивановна Никулина:
– И соцсети, конечно, у нас тоже есть. В ближайшее время у нас будет ряд спектаклей (три спектакля). Родилась тема – посвящение новомученикам – прежде всего из-за того (мне самой стыдно), что я не так много знаю новомучеников. Я знаю известных, а когда узнаешь о других – становится очень больно, что мы практически их не знаем. К нам приводят педагоги школьников на спектакли (это не значит, что мы только перед школьниками выступаем, пытаемся тоже тут балансировать), и я понимаю, что эти темы для них, темы царской семьи, царственных мучеников, – закрыты. Поэтому спектакль, который будет 21 апреля, посвящен преподобномученице Елизавете Федоровне; называется «Варежки от Варюшки». Второй спектакль посвящен святой мученице Анастасии Гендриковой, которая была преподавателем царской семьи, ее зверски убили. Я о ней раньше вообще не знала. Когда я узнала, как она вернулась к арестованной царской семье (а могла бы не возвращаться), поняла, что мы должны что-то сделать на эту тему. Будет еще посвящение новомученикам… Самое главное хочу сказать – сразу была мысль, когда мы создавались: не просто выступили со спектаклем – и всё. Мне всегда хочется сделать так, чтобы заранее были какие-нибудь встречи. Например, мы часто сотрудничали с Храмовой Надеждой Григорьевной. Она, православный психолог, заранее встречается с молодежью, школьниками, беседует на эти темы – потом смотрится наш спектакль. Это симбиоз. Не просто посмотрели спектакль, а чтобы это было познание, была познавательная часть...
Марина Николаевна Белогубова:
– Я иногда поражаюсь: прекрасное произведение не очень транслируется на молодое поколение... Возьмите, например, житие Евфросинии Московской – это же легендарная судьба! Мне попала в руки замечательная книга «Белый ангел России» – о Елизавете Федоровне, ее житие для детей. Книга написана понятным языком и оказалась востребованной. Не приходила ли вам мысль, чтобы сделать спектакль на основе житий таких удивительных святых?
Лариса Ивановна Никулина:
– Мы поставили спектакль, посвященный маме старца Гавриила Ургебадзе. Я хочу сказать: ни в коем случае не надо, чтобы кто-то играл святых. Не получится, потому что ты должен быть сам святым; тогда, наверно, сможешь прикоснуться к этому образу.
Марина Николаевна Белогубова:
– То есть в литературе это гораздо проще сделать, чем в театральном искусстве.
– Для этого надо обладать колоссальным талантом на уровне гениальности, быть как, например, Солоницын, сыгравший Андрея Рублева, – внутренним чутьем каким-то он сыграл. Не думаю, что он был тогда особо верующим человеком.
Марина Николаевна Белогубова:
– Царские страстотерпцы – они же в лике святых.
Лариса Ивановна Никулина:
– У нас в спектакле их не играют.
Марина Николаевна Белогубова:
– Взять спектакль «Царский венец», который поставил Новый театр Боякова, – там очень деликатно все сделано.
– Между игрой и повествованием, конечно, большая разница.
Лариса Ивановна Никулина:
– Любовь Сергеевна, если Вы видели этот спектакль, Вы понимаете, что мы постарались о старце Гаврииле Ургебадзе через разные сюжеты рассказать, но никто у нас его не играет.
– Казалось бы, старец грузинский. А что там такого можно сделать, чтобы увлечь? Почему американцы говорят: «сценарий, сценарий, сценарий»? Должно быть интересно. Иногда мы смотрим документальные фильмы, касающиеся нашей православной темы. Посмотрим две минуты и выключаем, потому что неинтересно.
Марина Николаевна Белогубова:
– У нас есть такой шедевр, как фильм про Александра Невского. Это действительно очень тонкая тема, но все-таки у нас есть примеры в искусстве, когда показываются эти уникальные личности, которые являются примером не только в святости и в жизни, а в защите православия.
– Я бы согласилась здесь в большей степени с Мариной Николаевной, наверное, потому что святые на небесах, но они жили в земной жизни, были нашими согражданами, соотечественниками и тоже совершали ошибки. В жизни вряд ли они были святыми.
Лариса Ивановна Никулина:
– Здесь речь идет о том, что к этому нужно прикасаться очень деликатно, тонко.
– С другой стороны, если бы Эйзенштейн не снял фильм «Александр Невский», мы бы не имели его, а он вдохновлял наших воинов в сорок первом. В 1938 году его сняли, после пакта Молотова-Риббентропа запретили, чтобы не будоражить отношения. В 1941-м он был кстати. Как он вдохновлял!..
Лариса Ивановна Никулина:
– Мы поставили премьерный спектакль «Теркин жив». Мы не театрализовали всю поэму Твардовского «Василий Теркин», а постарались сделать такую композицию, чтобы соединить в ней и какие-то истории из специальной военной операции. Очень волновались, потому что тема сейчас жгучая, болевая. Но многие люди, которые к нам приходили, педагоги, разные зрители, говорили, что это очень своевременно. Цель у нас: поднятие духа наших воинов, людей. А Теркин несет в себе такое ободрение. Сейчас у нас цель – стараться выступать на многих площадках. Премьеру мы показывали в оперном Центре Вишневской, где были разные зрители. Мы приглашали из госпиталей раненых воинов, и было важно их мнение. Они как раз подтвердили, что это очень важно, нужно сейчас.
Марина Николаевна Белогубова:
– Театральное искусство – это все-таки наше все, и оно разнообразно. Букет если только из одних цветов – вроде бы красивый, но чего-то не хватает. А когда разнообразное многоцветие, это не только вдохновляет, но дает возможность возрастать на разных театральных традициях, разных школах, поэтому я могу сказать: замечательно, что у нас есть работающий двадцать лет театр.
Марина Николаевна Белогубова:
– Имеющий свою аудиторию, с прекрасным названием «Живая вода». У меня даже возникла ассоциация: «Живая вода» – ваши зрители. Это живая вода. Она привлекает к той удивительной теме, которой вы касаетесь в своих спектаклях. Успеха вам!
Лариса Ивановна Никулина:
– Приглашаем на спектакли.
– Спасибо! Будем приглашать наших зрителей.
Друзья, я очень рада, что мне удалось сегодня познакомить вас с замечательным театром «Живая вода». Театр наш православный, куда можно ходить с детьми, всей семьей, и надо обязательно сходить. Нас смотрят не только москвичи, но и вся Россия. Когда приедете в Москву, обязательно посмотрите, где идут спектакли театра «Живая вода».
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Санкт-Петербург. Сбор пасхальных подарков для подопечных епархиального центра милосердия
Акция «Красное яичко»
Челябинск. Пасхальный фестиваль
Вторая половина. Матушка Анна Набокова
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 36. Священник Константин Корепанов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!