Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Но дело в том, что в современном обществе старость не в почете. Известно, что старым быть стыдно, надо молодиться, постоянно доказывать, что ты еще что-то можешь. Я думаю, что это нечто болезненное, потому что есть своя красота в старости. Хотя старые люди будут обижаться на меня за эту фразу. Совершенно нормально видеть в старости немощь, много болезней, может быть, даже разочарований. Тем не менее традиционное общество (не только христианское, но и, например, индуистское, зороастрийское или исламское) знает определенный ритм жизни человека, которого нужно придерживаться. И нужно в него войти в детстве. В детстве быть ребенком, в молодости – юношей, в свое время – зрелым человеком; и стариком быть правильно и красиво. Это не значит непременно стариться, ворчать и превращаться в какого-то деда. Нет. Мне кажется, это возраст глубины и духовности.
Для многих христиан старость является временем, когда нужно позаботиться в большей степени о душе. Особенно остро эта проблема стоит для людей одиноких. Например, бывает так, что человек похоронил своего супруга. Чаще женщина хоронит своего мужа, остается одна, дети живут отдельно, внуки уже выросли. И не знаешь, куда себя девать, что с этим делать. Силы еще есть... Для христианина это время осени, постепенного увядания (часто даже красивого увядания), время глубины и духовного сосредоточения.
Первое, что нужно понять и к чему надо быть готовым... А я это говорю только для того, чтобы подготовить и себя, и своих друзей к тому, что мы стареем. Постепенно мы войдем в этот возраст духовной глубины, и не нужно его бояться. Итак, первое, о чем нужно помнить, – с каждым годом нашего взросления мы должны все больше погружаться в молитву, больше времени уделять именно молитве. Нельзя, внезапно осознав свою старость, вдруг наброситься на молитвенный подвиг; к этому нужно быть готовым. Нужно стареть постепенно, спокойно, принимая свой возраст с благодарностью, и с каждым годом переносить свое внимание в большей степени на мир духовный.
Я упомянул индусов. В традиционном индуистском обществе тоже существовали свои возрастные ритмы. Было такое время, называемое ванапрастха, когда домовладелец, глава рода в тот момент, когда с учебы возвращается старший внук, должен передать огонь очага своему сыну, а сам взять какие-то нехитрые пожитки и отправиться в странствование, став монахом, ничего не взяв с собой. Это считалось совершенно естественным, нормальным для человека.
На Руси существовала традиция для людей состарившихся, которые уже вырастили детей, уходить в монастырь (даже супругам). Об этом, конечно, много спорят, правильно это или неправильно, тем не менее интуиция такая присутствовала, что человек, по мере своего старения, вхождения в старость, все больше должен сосредотачиваться на молитве, уходить в нее. Уходить не в суету, не в склоки, не в раздражительность, не в раздел имущества, не в бесконечные обиды, которые очень любит современная старость, суетливая и капризная. Нет; надо уходить в большей степени в молитву.
И второй момент, который, мне кажется, немаловажен. Если есть такая возможность – стать монахом. Да, звучит странно. Монахом не по названию, не по статусу, а по образу жизни. Особенно это важно для людей одиноких, вдовцов или вдовиц, которые похоронили своих любимых и остались в одиночестве. Христианину нельзя быть в одиночестве, тем более пожилому человеку. Если есть такая возможность, нужно хотя бы в виде дружбы присоединиться к монашеской общине. Необязательно переселяться в этот монастырь, необязательно принимать постриг. Иногда эти постриги выглядят даже комично, потому что человек не может трудиться в монастыре, не может нести послушания и вдруг – чего-то пришел на старости лет...
Но присоединиться к монастырю духом, то есть ориентироваться на конкретную монашескую общину, свой стиль жизни устраивать по ритму этой общины – это было бы правильно. Потому что духовная жизнь невозможна без определенного руководства и той среды, которая тебя поддерживала бы. Только единицы из нас способны самостоятельно держать в правильном устроении свою духовную жизнь.
Вот такой монастырь в миру, если угодно, для людей пожилых, когда с каждым годом постепенно духовная жизнь становится более интенсивной (молитвы, чтение, может быть, даже какие-то монашеские духовные упражнения), – это совершенно нормальный ритм старения для христианина, его не надо бояться. Важно, мне кажется, настроить себя в молодости на этот ритм, зная, что ты будешь постепенно стареть, впадать в немощь, что тебя ждет закат, слабость и тебе нужна будет поддержка другого человека. И этого не нужно бояться, не нужно запрещать себе об этом думать, а спокойно принимать осень своей жизни, с молитвой.
Как бы ни говорили светские люди о том, что это развлечение для стариков и совершенно ненужная трата усилий, но род держится молитвой. Дети рождаются на свет, появляются внуки и правнуки потому, что кто-то за них молится. И в семье, и в роду обязательно должен быть такой молитвенник, который держит этот пост за всех. Пускай молодые сейчас трудятся – им нужно поднимать детей, делать карьеру или нести свое служение. Пожилой человек пусть не может многого, но он может молиться.
Если вы вовремя научились молиться (а эта наука требует многих лет практики), вовремя встали на этот путь, то в старости этот опыт еще больше раскроется, и ваша старость будет не просто старостью немощи, но старостью молитвенной поддержки ваших близких и родных. И незаметно эта молитва поглотит всю жизнь, так что и смерть станет не испугом, а естественным молитвенным вздохом, на котором вы войдете в Царство Небесное и встретите своих близких, родных, любимых.
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!