Слово пастыря. "Просите, и дано будет вам..."

12 ноября 2022 г.

– Многим известны слова Господа: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучитесь, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащемуся отворят. Я обращаю ваше внимание на слово «всякий». Как это всякий? И что этот всякий может попросить? Наверное, попросить у Господа то, что ему кажется на данный момент самым важным, самым главным. При этом апостол Павел нас предупреждает: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Поэтому, когда мы обращаемся ко Господу, мы должны понимать, кто мы и к Кому обращаемся. Я помню рассказ одной женщины, которая шла в больницу, чтобы сделать аборт. По пути она молилась Господу, поскольку испытывала некоторое смущение, тревогу, чтобы эта операция прошла успешно. На тот момент ей не были ведомы слова Господа: не убий. Она думала тогда, что она никого и не собирается убивать, она просто идет в больницу, чтобы избавиться от нежелательной беременности. Прозрение произошло позже, через болезнь. Женщина заболела, причем серьезно заболела, и она уже подошла к самой черте. И здесь она стала просить Господа о милости, она раскаивалась в содеянном, в своих грехах и просила у Господа сохранить ей жизнь. При этом она обещала, что будет стараться быть полезной Церкви и людям. Господь сохранил ей жизнь, и она действительно старается быть полезной и Церкви, и людям, хотя, сами понимаете, в нашей жизни это совсем непросто.

А вот другой пример. Коммерсант. Человек решил заняться коммерцией. Не у всех это получается, а у него получилось. Он довольно быстро разбогател, жизнь, как говорится, удалась. Любимая прибыльная работа, деньги, семья, жена, дети, друзья, спорт, туризм – все это было при наличии денег. Он мог себе позволить многое из того, о чем раньше даже не мечтал. Но что интересно: в это время достатка, когда у него все получалось, его не покидало чувство, что он куда-то не туда стремится, вектор движения и развития какой-то не такой, но он никак не мог понять, в чем ошибка. Как он говорил: я куда-то не туда гребу. А куда – туда? Вот так же прозрение произошло позже. Человек попадает в аварию и ломает шейный позвонок, чудом остается жив, на больничной койке, с весьма туманными шансами не только на выздоровление, но и вообще на жизнь. И вот в одну из критических ночей он также обращается к Богу и просит Бога о милости, чтобы Господь сохранил ему жизнь. При этом он обещал: Господи, я буду славить имя Твое всю жизнь, буду стараться быть полезным людям. Господь сохранил ему жизнь, и он действительно стал помогать людям, в основном больным. А о себе он говорит так: я полностью парализованный человек, при этом я бесконечно и безоговорочно счастлив. Когда человек познал волю Божию и стал следовать ей – это действительно верный путь к счастью.

А вот теперь другая история, другая жизнь. Жизнь прп. Арсения Великого. Его память совершается в тот же день, когда и день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Арсений родился в Риме, в благочестивой семье, был воспитан в благочестии, молитве, слове Божием. Он получил прекрасное светское и духовное образование, родители имели такую возможность. И вот когда встал вопрос, чем все-таки заниматься, чему посвятить жизнь, духовному или светскому, он выбрал служение Богу. Он принял сан дьякона Римской Церкви. Но император западной части Римской империи Грациан обратился к Арсению с настоятельной просьбой переехать в Константинополь и быть учителем детей правителя восточной части Римской империи Феодосия Великого. Феодосий в то время искал достойного учителя для своих детей, причем условия были достаточно жесткими: человек должен быть благочестивым и хорошо образованным духовно и светски. Вот в качестве такого учителя он поехал, по настоятельной просьбе Грациана, правителя западной части Римской империи, в Константинополь. Прибыв в Константинополь, Арсений сразу понравился Феодосию, Феодосий сразу увидел в нем человека Божия и сказал ему: «Ты будешь учителем моих детей, и ты для них больше, чем я. Ибо воспитать детей гораздо сложнее, чем их родить. Поэтому я и сам хочу быть твоим духовным сыном». Феодосий даже ввел такой новый статус для Арсения – все должны его называть отцом господина и детей его. Арсений пользовался величайшим уважением Феодосия и всего его окружения, но его желание было несколько другим, он понимал, что ничего случайного не бывает, это он исполняет волю Божию. Но он не хотел быть учителем, он наверняка знал слова апостола Якова, когда тот говорил: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Он хотел больше учиться, чем учить. И вот однажды он наказал одного из сыновей Феодосия, а именно Аркадия, за какую-то провинность, причем наказал жестко. Аркадий на всю жизнь запомнил это наказание и старался даже отомстить своему учителю, и даже желал ему смерти. Что делать? Арсений, конечно, молился, но эта ситуация особая. Он с особой молитвой обратился ко Господу и услышал ночью голос: Арсений, удаляйся от людей и пребывай в молчании. А как это сделать, если он учитель? Он принял решение уйти. Арсений переоделся в нищенскую одежду и тайно ушел из дворца. Вышел на берег, нашел корабль, который шел в Александрию, прибыл в Александрию, там обратился к пресвитерам с просьбой, что он хочет быть монахом и чтобы ему дали хорошего учителя из монашествующих. Его спросили: ты кто? – «Да я никто, я странник, человек убогий». Он скрыл свое происхождение, он скрыл свое образование, он скрыл, что он имеет сан дьякона. И Арсения определили быть учеником Иоанна Колова. Будучи учеником Иоанна Колова, он старался удаляться от людей и сохранять молчание, насколько это удавалось. Даже когда он молился в храме, он стоял лицом к колонне, чтобы его никто не видел и он никого не видел. Братья обижались на него, говорили: ты нас так ненавидишь, что не хочешь с нами общаться. Он говорил: «Нет, братья, я вас всех люблю, но я не могу служить одновременно и Богу, и людям, ибо на небе тысячи и тысячи ангельских чинов, и все они пребывают в одной воле. На небе тоже тысячи и тысячи людей, но у всех разная воля, разные стремления, разные желания. Как говорится, сколько голов – столько умов, поэтому я не могу разделить себя между Богом и вами, поэтому я и стараюсь удаляться от людей». Арсению это удалось. А преподобный Сергий Радонежский тоже искал уединения, тоже искал тишины, тоже удалился от людей, но Господь поставил его игуменом земли Русской. Святитель Николай также хотел удалиться, также хотел пребывать в тишине и молитве, удаляясь от людей, но Господь поставил его архиепископом Мир Ликийских. Святитель Иоанн Златоуст также хотел хранить молчание, удаляться от людей, но Господь его поставил архиепископом Константинополя. Да и Сам Господь перед Своими страданиями как обращался ко Господу? Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Поэтому, когда мы обращаемся ко Господу, мы должны помнить, по крайней мере, две вещи: во-первых, Богу известны наши нужды, знает Господь нужды наши прежде нашего прошения о них. И второе: мы можем просить, но последними словами нашими должны быть: Господи, не чего я хочу, но чего Ты.

А теперь притча Николая Сербского, она называется: «Пощечина и милостыня». Один монах заботился о сиротах. Как-то он обратился к одному богатому человеку и попросил у него милостыню. Но почему-то эта просьба разозлила этого человека, и он в гневе ударил монаха по щеке. Монах склонил голову и сказал: «Это для меня. А теперь дайте для сирот, Христа ради». Человек раскаялся в своем поступке и дал ему просимое. И в заключение слова апостола Павла, который сказал: Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 02:45
  • Воскресенье, 05 мая: 07:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать