Слово пастыря. О возможном и невозможном. Часть 2. Протоиерей Сергий Косых

2 декабря 2023 г.

Сегодня у нас вторая встреча, в которой мы с вами продолжим разговор о возможном и невозможном.

В прошлый раз мы говорили о том, что пророк Иона, один из малых пророков, получил повеление от Господа идти в Ниневию и проповедовать в этом городе, ибо, как сказано, злодеяния этого города дошли до Господа. И он противился этому повелению, потому что ему было неприятно общение с язычниками. И он понимал, что если Господь направляет его в этот город, то Он желает спасения этим людям, чего не желал Иона.

Чисто по-человечески его можно понять, ибо он, как сын своего народа, мягко говоря, не любил язычников и не хотел им никакого спасения. Более того, он размышлял: «Если даже покаются, то покаяние их будет недействительным, показным. Если Господь не приведет в исполнение приговор, это будет повод смеяться над Ним». А это было для пророка равносильно смерти. Он никак не мог себе позволить, чтобы язычники смеялись над Богом. Но ведь это же Господь сказал! А когда человек вмешивается в Божественное, получается плохо. Господь сказал всем нам: «Я есть Путь, Я есть Истина и Жизнь». И если человек не идет этим Путем, он, естественно, попадает на другой путь, где встречает испытания, искушения.

Вспомним одну из притч, в которой некий человек возвращался из Иерусалима в Иерихон. И вот на этом пути на него напали разбойники. Они раздели его, ограбили, жестоко избили, так что он остался еле живым, бросили его на дороге и ушли. Господь не случайно упомянул этот путь: человек шел из Иерусалима в Иерихон. Иерусалим – это город Духа, город Бога, там, где есть молитва, храм. А Иерихон – это город торговли, в котором есть всё для плоти. Так вот, движение от духа к плоти – это не то движение, о котором нам проповедует Господь. Ибо Он говорит, что плоть и кровь Царство Божие не наследуют. Поэтому на этом пути нужно ждать неприятностей.

И вот Иона (все человеческое нам не чуждо, и ему тоже) решил воспротивиться повелению Бога и не идти в Ниневию. А Ниневия была городом великим у Бога, на три дня ходьбы. Мне хотелось бы пояснить, что это значит. Чтобы представить себе размер этого города, необходимо знать, что Ниневия застраивалась необычным образом. Дома располагались по периметру, вдоль крепостных стен. А средняя часть города, сердцевина, оставалась свободной для пастбищ и полей, для возделывания каких-то культур. То есть Ниневия была очень хорошо подготовлена к осаде. Есть поля, на которых можно стада пасти, а есть место для посевов. Так что же значит «на три дня ходьбы»? Если человек в среднем может проходить тридцать километров в день, то на три дня ходьбы – это девяносто километров. Но если представить, что Ниневия по своей форме ближе к кругу, то диаметр такого круга был бы 30 км. Для того города это было очень большое расстояние. Это большой город!

Так вот, не хотел Иона туда идти и решил избавиться от этого посольства. Причины я объяснял уже в прошлый раз – не хотел спасения язычников. Он пришел на берег моря, нашел корабль, который плыл в прямо противоположную сторону. Если идти к Ниневии надо на северо-восток, то он хотел плыть в Фарсис (это территория современной Испании), на северо-запад, то есть в противоположном направлении, не туда, куда Господь указал. Ну что ж! Такой был его выбор. Хотя Господь ему сказал, что делать, четко и ясно. Он сел на корабль, но, видимо, путь его сильно утомил, поэтому Иона спустился в трюм и заснул.

Корабль вышел в море, и началась сильная буря. Корабельщики, люди опытные, сразу поняли, что это очень опасная буря. Каждый из них стал молиться. Язычники молились каждый своему богу: кто поклоняется огню, кто – морю, кто – воде, кто – луне, кто – солнцу и так далее. Стали молиться, но результат нулевой. Что делать? «Может, кто-то из нас виноват в том, что эта буря разразилась?» – подумали они и бросили жребий, который пал на Иону.  Жребий – один из древних приемов узнать, кто виноват. Начали Иону искать и нашли в трюме спящим. Разбудили и говорят: «Ты кто? Мы погибаем из-за тебя!» Иона ответил: «Я еврей. Чту Господа Бога Небес, сотворившего море и сушу». Это произвело сильнейшее действие на язычников. Если они поклонялись кому-то или чему-то, то этот еврей поклоняется Богу всей Вселенной!

Они испугались и говорят: «Что нам делать? Из-за тебя началась эта буря! Жребий показал!» Чувствуя свою вину пред Богом и перед этими людьми, Иона сказал: «Возьмите и бросьте меня в море, и оно утихнет!»  Здесь взыграл подвиг человеколюбия, ведь он понимал, что из-за него это все случилось. Он так и сказал: «Это из-за меня». Но корабельщики понимали, что он не просто грешник. Он – посланник Бога Вселенной! И просто так его выбросить за борт будет опасно. Поэтому они приняли все меры для того, чтобы высадить его на берег. Они старались, гребли против волн, против ветра, но это не удавалось.

Тогда они стали обращаться к Богу Иегове и сказали: «Господи, не вмени в вину нам смерть этого человека». Затем подошли к Ионе и бросили его за борт. И действительно, как только они это сделали, море утихло. Не только стих ветер, но и волны, само море успокоилось. И корабельщики понимали, что это чудо. Даже после того, как ветер стихает, море еще долго не успокаивается, а тут оно успокоилось. Это тоже знамение. Они упали на колени и стали возносить молитвы Иегове – тому Богу, Которому поклонялся Иона, принесли жертву на корабле и дали клятву. И как говорит иудейское предание, когда они вернулись домой,  приняли веру евреев.

В заключение я расскажу две притчи. Одна библейская, а другая церковная, но тоже поучительная. Первая притча сказана в Священном Писании, мы все ее знаем. В ней говорится, что на поле была посеяна пшеница. И когда работники, которые ее сеяли, устали, то прилегли отдохнуть. В это время пришел дьявол и всеял в это же поле плевелы. Когда взошло то и другое, рабочие спросили: «Господин, не доброе ли семя мы сеяли? Откуда же плевелы?» А господин ответил, что это враг рода человеческого все сделал. Тогда они сказали: «Позволь, мы сейчас выдернем сор, траву». Но он говорит: «Нет. Выдергивая траву, вы можете повредить и хорошие растения, поэтому оставьте все так, как есть. Пусть пока растет все вместе. И когда точно проявится, где добрая пшеница, а где плевелы, тогда вы пойдете и соберете траву, чтобы сжечь ее, а зерно соберете в мою житницу. То есть до времени в каждом из нас происходит такая борьба между плотью и духом. Дух стремится к Богу. Плоть же никогда не насытится.

Другая притча такая. Тоже церковная, поучительная. Один старик решил своему внуку поведать такую житейскую мудрость. Он сказал, что в жизни каждого человека происходит борьба, напоминающая борьбу двух волков. Один символизирует добро, мир, радость, долготерпение, благость. А другой – злобу, ненависть, гнев. Мальчик спросил: «Дедушка, а какой же волк побеждает?» – «Тот волк, которого ты кормишь». Если мы в своей жизни стараемся поступать по-Божьему, то как бы нам ни казалось невыполнимым то, к чему нас призывает Господь, мы должны знать, что это сказал Бог. Если мы будем делать так, то у нас есть продолжение нашей жизни.

Продолжим беседу в следующий раз.

Записала Мария Лытасова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 02 марта: 02:45
  • Воскресенье, 03 марта: 07:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать