Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Многим из нас приходилось на исповеди приносить покаяние за вспыльчивость, она присуща многим людям. Порой выплеск негативной энергии происходит совершенно неожиданно, и человек потом долго сокрушается в своей несдержанности. Переживает, просит прощения. Но проходит какое-то время, и вновь повторяется потеря душевного равновесия.
Почему же так происходит и как бороться человеку с этой греховной стороной своей натуры? Об этом мы поговорим с доцентом психоанализа, врачом-психотерапевтом Альфредом Александровичем Щеголевым.
Скажите, пожалуйста, вспыльчивость – это плохое воспитание? Черта характера? Или такое болезненное реагирование?
– Это скорее всего особенность функционирования психического аппарата человека. Вспыльчивые люди обычно очень эмоциональные; у них эмоции опережают разумную реакцию. Проходит эта эмоциональная вспышка, человек приходит в сознание и понимает, что он сделал что-то не то, сказал что-то не так. Он может после этого очень переживать по поводу того, что вспылил. В слове «вспыльчивость» корень «пыль». Ну, поднял пыль – ничего такого существенного нет. Обычно этот аффект (то есть бурное эмоциональное переживание) возникает очень часто в результате того, что человек копит в себе очень долго какие-то негативные переживания. Накопил, а кто-то какое-то слово сказал, что-то неосторожное, для него обидное – и его моментально взрывает.
Обычно у вспыльчивого человека все-таки эти аффекты не очень длительные, не очень продолжительные, не очень глубокие. Если к нему относиться с пониманием, спокойно принимать эту вспыльчивость, она уйдет. Потом он даже очень переживает, плачет, что он не то сделал. Сказать, что это какой-то недостаток? Из достоинств, насколько я понимаю, состоят только одни ангелы. У человека все гораздо сложнее. Достоинства и недостатки – в едином поле его психической деятельности. Эти недостатки могут иногда коррелировать с его достоинствами. Скажем, со вспыльчивым человеком, может быть, общение в некоторый момент затруднено, зато он совестливый. Это не отрицает в нем позитивных каких-то черт. А бывает человек холодный, спокойный; Толстой говорил: «Спокойствие – это душевная подлость». И такое может быть. Вроде бы спокойный, все выверено, говорит как надо, тактичен, деликатен, подчеркнуто деликатен…
А тот – живой человек. Он живой. Он как ребенок, у которого еще эмоций много, а соображения мало. У него остается вот этот детский уровень функционирования психики. Конечно, он создает определенные проблемы (в том случае, если окружающие активно не приемлют такое поведение). Да он и сам не приемлет это по большому счету. Разума ему хватает, но обычно бурное эмоциональное переживание сужает поля сознания, и человек может говорить такое, чего он, может быть, никогда не имел в виду. Потом приходит в себя: что же я наговорил? зачем я это сделал? Раскаивается по-своему.
Нередко вспыльчивость сопровождает психическую усталость человека. Есть даже такая поговорка: «Усталый человек – безумный человек». Он, понятно, не безумный в плане психиатрии, у него психоза нет, но он дает неадекватную реакцию на происходящее, потому что устал. Он задерган. У него масса каких-то противоречивых дел, которые ему нужно сделать к сроку, еще, может быть, какие-то обстоятельства. Не выспался – тоже очень важно. Мозговой тонус не тот. И понятно, у него эмоции расшатанные, разболтанные.
Эмоции же практически не подчиняются нашим мыслям. Если бы все было так просто, я приказал бы себе чувствовать то-то или не чувствовать чего-то – и это было бы реализовано. На самом деле не так. Человек держит что-то в себе, крепится, не хочет себя показывать с какой-то слабой стороны. Потом терпение лопается – и все выскочило.
Я бы не делал из вспыльчивости какую-то негативную характеристику человека. Что вот обязательно с этим нужно бороться. Иногда не надо бороться. Таким меня Бог создал. То есть одноразово вот сказать: «Возьми себя в руки», – это совершенно не работает…
– Получается, вспыльчивость и гневливость не одно и то же?
– У гневливости другие мотивы. У гневливого человека мотив оскорбленного чувства собственного достоинства. Кто-то нанес ему какую-то обиду. Кто-то его унизил. Поэтому здесь осложненный аффект. Он не просто вспыльчивый человек: вспылил, потом пришел в себя. Гневливость человека может держать достаточно долго. Он невольно как бы поддается этой гневливости, не может долго успокоиться... Понятно, скажем, несправедливое отношение к человеку: он живет, вкалывает на нескольких работах, получает гроши, а ему надо семью содержать...
Надо еще смотреть, конечно, в каком возрасте появляется у человека гневливость. С возрастом, так или иначе, эмоции сглаживаются, не такими страстными проявлениями о себе заявляют. С ними легче справляться. Хотя у пожилого человека тоже бывает эмоциональное недержание. Он тоже взрывается. Это больше относится не к его личностным особенностям, а к работе его психофизиологического аппарата. Вот так он устроен, иначе ему очень трудно.
– Может ли вспыльчивый человек как-то контролировать свое поведение?
– В момент самого аффекта нет. Не допустить может, но он, собственно, так и хочет сделать: держит себя определенное время (сколько может) в каких-то рамках. Но когда понесло, это все пустое. В этот момент что-то внушать, призывать к порядку, указывать ему на его недостаток абсолютно бесполезно. Лучше принять его, понять, где-то посмотреть на это сквозь пальцы. Не надо укореняться в конфликте, который возник невольно в каких-то отношениях, и раздувать непонятно что.
Мне со вспыльчивыми людьми приходится иметь дело, обычно это невротики. У них есть такой симптом, который характерен для любого невроза, особенно для неврастении. Этот симптом называется «раздражительная слабость», т.е. это раздражение и астения (слабость) одновременно. Это очень быстрые переходы от одного настроения к другому, какая-то бурная активность и апатия, и все это одновременно. Обычно это связано с борьбой личности за какие-то большие социальные притязания. Это очень характерно для такого невроза, как неврастения. Недаром ее называют неврозом карьериста. Карьеристу надо обязательно сделать крутую карьеру. Он, конечно, изматывает себя полностью, достигая каких-то высот. Но, достигая этого, он измотал свой психический аппарат настолько, что у него могут быть различные отклонения уже в плане его психовегетативных функций. Он начинает болеть. Психосоматика может развиваться очень тяжелая; кстати, самые тяжелые заболевания – это психосоматические, они практически неизлечимы.
Человек доводит себя. И эта раздражительная слабость его останавливает, как бы говорит ему: не надо, не надо, успокойся; борьба за какой-то совершенно непонятный высокий уровень притязаний... У каждого свой потолок. Чувствуй свой потолок, не надо прыгать выше головы во что бы то ни стало. «Другие прыгают, как же я не прыгну?» Вот и не прыгнул. Это не твое. Надо понимать, что твое, а что не твое. Что твое, так иди и возьми в этой жизни. И у тебя будет как бы вектор жизненных удач, он будет в одном направлении с твоим желанием. А если потенциал ситуации не твой, хоть об стенку лбом бейся, ничего не получится. А ему хочется, потому что другие достигли. «А как же я? Я тоже не хуже других». Вокруг сплошное внушение таких ценностей жизни: ты должен быть первым, должен быть лучшим, ты вообще супер. Зачем это? Я смотрю, малышей показывают на программах. Зачем? Что в них внедряют? Уже такой маленький переживает какой-то грандиозный успех. А дальше что? А дальше все, что не будет таким успехом, будет для него психической травмой. Об этом-то подумать надо.
Эти взрослые глупые дяди из этого целые сюжеты умилительные делают для них и для публики не очень умной… Понятно, когда человек действует в пределах своих возможностей. Познать самого себя – это самое главное. Что ты можешь в этой жизни и что не можешь. И вот то, что ты не можешь, не должно быть для тебя какой-то обидой, оскорблением, которое тебя взрывает, в гнев приводит. «Как это я не могу?» Да не можешь. Это не твое. Если ты не музыкант, а силишься стать Моцартом, ну не выйдет у тебя, нет у тебя способностей. Ты, может, в чем-то другом Моцарт. Найди себя. Найди свою сферу деятельности и достигай там успеха, и все будет тебе во благо. А здесь нет. «Ну как это? Мне тридцать лет, а я еще миллионы не заработал?» Давай дальше. Копи миллион на лечение.
– Как же себя вести со вспыльчивым человеком? Не всегда удается проявлять терпение и смирение; по крайней мере, мне.
– Люди, окружающие вспыльчивого человека, самое главное, не должны быть потенциально вспыльчивыми, потому что для них поведение этого человека может как бы индуцироваться – и они тоже взорвутся. Конечно, надо приучать людей в общении друг с другом к определенной терпимости, к пониманию того, что человек может быть в разном настроении, в разном психическом тонусе. Может, он усталый, может, больной (не психически, а просто заболел). Начало болезни, да и сама болезнь сопровождается астенией (нервным истощением). На этом нервном истощении человек, понятно, выдает какие-то аффекты. Поэтому нужна терпимость, более человечное отношение, понимание того, что все мы так или иначе несовершенны.
Стремиться, конечно, надо к совершенству, но не во что бы то ни стало. Во что бы то ни стало по прямой линии, вверх... Это очень часто соседствует с глупостью, с жизненной глупостью. Человек не то что какой-то дебил. Он просто глупый. Не тем делом занимается и сам себя гнобит.
– Спасибо за беседу, Альфред Александрович!
Дорогие телезрители! В святоотеческой литературе существует огромное количество высказываний старцев про вспыльчивость, раздражительность, гнев, и все они пишут об одном и том же: главной причиной негативных реакций является гордость. А у преподобного Амвросия Оптинского есть замечательный афоризм: «Дом души – терпение. Пища души – смирение. Если нет в душе пищи, то и жилец рвется наружу».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!