Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Многим из нас приходилось на исповеди приносить покаяние за вспыльчивость, она присуща многим людям. Порой выплеск негативной энергии происходит совершенно неожиданно, и человек потом долго сокрушается в своей несдержанности. Переживает, просит прощения. Но проходит какое-то время, и вновь повторяется потеря душевного равновесия.
Почему же так происходит и как бороться человеку с этой греховной стороной своей натуры? Об этом мы поговорим с доцентом психоанализа, врачом-психотерапевтом Альфредом Александровичем Щеголевым.
Скажите, пожалуйста, вспыльчивость – это плохое воспитание? Черта характера? Или такое болезненное реагирование?
– Это скорее всего особенность функционирования психического аппарата человека. Вспыльчивые люди обычно очень эмоциональные; у них эмоции опережают разумную реакцию. Проходит эта эмоциональная вспышка, человек приходит в сознание и понимает, что он сделал что-то не то, сказал что-то не так. Он может после этого очень переживать по поводу того, что вспылил. В слове «вспыльчивость» корень «пыль». Ну, поднял пыль – ничего такого существенного нет. Обычно этот аффект (то есть бурное эмоциональное переживание) возникает очень часто в результате того, что человек копит в себе очень долго какие-то негативные переживания. Накопил, а кто-то какое-то слово сказал, что-то неосторожное, для него обидное – и его моментально взрывает.
Обычно у вспыльчивого человека все-таки эти аффекты не очень длительные, не очень продолжительные, не очень глубокие. Если к нему относиться с пониманием, спокойно принимать эту вспыльчивость, она уйдет. Потом он даже очень переживает, плачет, что он не то сделал. Сказать, что это какой-то недостаток? Из достоинств, насколько я понимаю, состоят только одни ангелы. У человека все гораздо сложнее. Достоинства и недостатки – в едином поле его психической деятельности. Эти недостатки могут иногда коррелировать с его достоинствами. Скажем, со вспыльчивым человеком, может быть, общение в некоторый момент затруднено, зато он совестливый. Это не отрицает в нем позитивных каких-то черт. А бывает человек холодный, спокойный; Толстой говорил: «Спокойствие – это душевная подлость». И такое может быть. Вроде бы спокойный, все выверено, говорит как надо, тактичен, деликатен, подчеркнуто деликатен…
А тот – живой человек. Он живой. Он как ребенок, у которого еще эмоций много, а соображения мало. У него остается вот этот детский уровень функционирования психики. Конечно, он создает определенные проблемы (в том случае, если окружающие активно не приемлют такое поведение). Да он и сам не приемлет это по большому счету. Разума ему хватает, но обычно бурное эмоциональное переживание сужает поля сознания, и человек может говорить такое, чего он, может быть, никогда не имел в виду. Потом приходит в себя: что же я наговорил? зачем я это сделал? Раскаивается по-своему.
Нередко вспыльчивость сопровождает психическую усталость человека. Есть даже такая поговорка: «Усталый человек – безумный человек». Он, понятно, не безумный в плане психиатрии, у него психоза нет, но он дает неадекватную реакцию на происходящее, потому что устал. Он задерган. У него масса каких-то противоречивых дел, которые ему нужно сделать к сроку, еще, может быть, какие-то обстоятельства. Не выспался – тоже очень важно. Мозговой тонус не тот. И понятно, у него эмоции расшатанные, разболтанные.
Эмоции же практически не подчиняются нашим мыслям. Если бы все было так просто, я приказал бы себе чувствовать то-то или не чувствовать чего-то – и это было бы реализовано. На самом деле не так. Человек держит что-то в себе, крепится, не хочет себя показывать с какой-то слабой стороны. Потом терпение лопается – и все выскочило.
Я бы не делал из вспыльчивости какую-то негативную характеристику человека. Что вот обязательно с этим нужно бороться. Иногда не надо бороться. Таким меня Бог создал. То есть одноразово вот сказать: «Возьми себя в руки», – это совершенно не работает…
– Получается, вспыльчивость и гневливость не одно и то же?
– У гневливости другие мотивы. У гневливого человека мотив оскорбленного чувства собственного достоинства. Кто-то нанес ему какую-то обиду. Кто-то его унизил. Поэтому здесь осложненный аффект. Он не просто вспыльчивый человек: вспылил, потом пришел в себя. Гневливость человека может держать достаточно долго. Он невольно как бы поддается этой гневливости, не может долго успокоиться... Понятно, скажем, несправедливое отношение к человеку: он живет, вкалывает на нескольких работах, получает гроши, а ему надо семью содержать...
Надо еще смотреть, конечно, в каком возрасте появляется у человека гневливость. С возрастом, так или иначе, эмоции сглаживаются, не такими страстными проявлениями о себе заявляют. С ними легче справляться. Хотя у пожилого человека тоже бывает эмоциональное недержание. Он тоже взрывается. Это больше относится не к его личностным особенностям, а к работе его психофизиологического аппарата. Вот так он устроен, иначе ему очень трудно.
– Может ли вспыльчивый человек как-то контролировать свое поведение?
– В момент самого аффекта нет. Не допустить может, но он, собственно, так и хочет сделать: держит себя определенное время (сколько может) в каких-то рамках. Но когда понесло, это все пустое. В этот момент что-то внушать, призывать к порядку, указывать ему на его недостаток абсолютно бесполезно. Лучше принять его, понять, где-то посмотреть на это сквозь пальцы. Не надо укореняться в конфликте, который возник невольно в каких-то отношениях, и раздувать непонятно что.
Мне со вспыльчивыми людьми приходится иметь дело, обычно это невротики. У них есть такой симптом, который характерен для любого невроза, особенно для неврастении. Этот симптом называется «раздражительная слабость», т.е. это раздражение и астения (слабость) одновременно. Это очень быстрые переходы от одного настроения к другому, какая-то бурная активность и апатия, и все это одновременно. Обычно это связано с борьбой личности за какие-то большие социальные притязания. Это очень характерно для такого невроза, как неврастения. Недаром ее называют неврозом карьериста. Карьеристу надо обязательно сделать крутую карьеру. Он, конечно, изматывает себя полностью, достигая каких-то высот. Но, достигая этого, он измотал свой психический аппарат настолько, что у него могут быть различные отклонения уже в плане его психовегетативных функций. Он начинает болеть. Психосоматика может развиваться очень тяжелая; кстати, самые тяжелые заболевания – это психосоматические, они практически неизлечимы.
Человек доводит себя. И эта раздражительная слабость его останавливает, как бы говорит ему: не надо, не надо, успокойся; борьба за какой-то совершенно непонятный высокий уровень притязаний... У каждого свой потолок. Чувствуй свой потолок, не надо прыгать выше головы во что бы то ни стало. «Другие прыгают, как же я не прыгну?» Вот и не прыгнул. Это не твое. Надо понимать, что твое, а что не твое. Что твое, так иди и возьми в этой жизни. И у тебя будет как бы вектор жизненных удач, он будет в одном направлении с твоим желанием. А если потенциал ситуации не твой, хоть об стенку лбом бейся, ничего не получится. А ему хочется, потому что другие достигли. «А как же я? Я тоже не хуже других». Вокруг сплошное внушение таких ценностей жизни: ты должен быть первым, должен быть лучшим, ты вообще супер. Зачем это? Я смотрю, малышей показывают на программах. Зачем? Что в них внедряют? Уже такой маленький переживает какой-то грандиозный успех. А дальше что? А дальше все, что не будет таким успехом, будет для него психической травмой. Об этом-то подумать надо.
Эти взрослые глупые дяди из этого целые сюжеты умилительные делают для них и для публики не очень умной… Понятно, когда человек действует в пределах своих возможностей. Познать самого себя – это самое главное. Что ты можешь в этой жизни и что не можешь. И вот то, что ты не можешь, не должно быть для тебя какой-то обидой, оскорблением, которое тебя взрывает, в гнев приводит. «Как это я не могу?» Да не можешь. Это не твое. Если ты не музыкант, а силишься стать Моцартом, ну не выйдет у тебя, нет у тебя способностей. Ты, может, в чем-то другом Моцарт. Найди себя. Найди свою сферу деятельности и достигай там успеха, и все будет тебе во благо. А здесь нет. «Ну как это? Мне тридцать лет, а я еще миллионы не заработал?» Давай дальше. Копи миллион на лечение.
– Как же себя вести со вспыльчивым человеком? Не всегда удается проявлять терпение и смирение; по крайней мере, мне.
– Люди, окружающие вспыльчивого человека, самое главное, не должны быть потенциально вспыльчивыми, потому что для них поведение этого человека может как бы индуцироваться – и они тоже взорвутся. Конечно, надо приучать людей в общении друг с другом к определенной терпимости, к пониманию того, что человек может быть в разном настроении, в разном психическом тонусе. Может, он усталый, может, больной (не психически, а просто заболел). Начало болезни, да и сама болезнь сопровождается астенией (нервным истощением). На этом нервном истощении человек, понятно, выдает какие-то аффекты. Поэтому нужна терпимость, более человечное отношение, понимание того, что все мы так или иначе несовершенны.
Стремиться, конечно, надо к совершенству, но не во что бы то ни стало. Во что бы то ни стало по прямой линии, вверх... Это очень часто соседствует с глупостью, с жизненной глупостью. Человек не то что какой-то дебил. Он просто глупый. Не тем делом занимается и сам себя гнобит.
– Спасибо за беседу, Альфред Александрович!
Дорогие телезрители! В святоотеческой литературе существует огромное количество высказываний старцев про вспыльчивость, раздражительность, гнев, и все они пишут об одном и том же: главной причиной негативных реакций является гордость. А у преподобного Амвросия Оптинского есть замечательный афоризм: «Дом души – терпение. Пища души – смирение. Если нет в душе пищи, то и жилец рвется наружу».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 9 декабря
День ангела. 9 декабря
Церковный календарь 9 декабря. Преподобный Алипий Столпник
Евангелие 9 декабря. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
Читаем Апостол. 9 декабря 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!