Об этом мы поговорим с настоятелем храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге архимандритом Исидором (Минаевым).
– В Конституции Российской Федерации написано, что Россия светское государство. Упоминание в ней Бога не противоречит этому понятию?
– Вполне логичны слова Патриарха: если в Гимне слово «Бог» присутствует, оно могло бы в преамбуле тоже присутствовать. Там же не будет написано, что каждый обязан веровать. Просто страна, если взять официальную историю России, сложилась при помощи христианских ценностей, а в каких-то регионах мусульманских и других.
Я бы озаботился другим вопросом: той статьей в Конституции, где сказано, что Россия светское государство. Я считаю, что это понятие не совсем выверенное. Еще сто лет назад светскость (светское общество, или еще оно называлось «великосветское») была характеристикой узкого круга дворянства. Светскость обуславливалась не столько каким-то титулом или богатством, сколько умением себя вести, акцентом, что ты человек богатый, поэтому можешь позволить себе соблюдать заповеди. Потому что бедному человеку приходится, чтобы выжить, где-то соврать, где-то украсть, продать себя, в низком смысле слова. Бедным надо выживать, поэтому взятки гладки. А вы, люди великого света, можете быть как просвещенные, светящиеся добродетелями. Вот что такое было «светский человек».
Например, Пушкин был светским человеком? Несомненно. Он крестился? Конечно. Он венчался? Да. Когда он получил смертельное ранение – позвали священника. Где он просил себя похоронить? В монастыре. Мы видим, что светский человек нераздельно был христианином. Понятно, что Пушкин не был особо верующим, церковным человеком, но все нормы, какие предписывались тогда, были соблюдены. Многие другие светские люди были людьми верующими.
Поэтому нынешнюю трактовку светскости в Конституции я бы предложил упразднить, как когда-то упразднили, что руководящая роль коммунистической партии направляющая – это убрали из Конституции за ненадобностью. И стало у нас много партий. Это не значит, что я предлагаю, чтобы наше государство было религиозным или чтобы у нас какая-то религия была принята. Как, например, в Финляндии или Германии, мы знаем, есть государственные религии. Я не про это. Думаю, нашей Церкви отчасти повезло, что она когда-то освободилась от покровительства царской власти, а советская власть ее не приняла в свое лоно. Церковь, конечно, использовали и те, и другие, но в современном состоянии Церковь достаточно свободна, никогда так не была свободна: ни при царях, ни при князьях, ни при императорах, ни во время советской власти.
Поэтому нет предложения навязать какую-то религию, но убрать прибавку о светскости – это непонятно. Светскость поддерживает дарвинизм, а почему? Это всего лишь одно из мировоззрений; материалистическое. Есть и другие, даже научные мировоззрения, нематериалистические. В чем смысл этой прибавки? Люди не понимают. Либо это дискриминация. Люди верующие (не будем брать конфессию и религию уточнять) сразу становятся благодаря этой статье Конституции людьми второго сорта. Вы не светский, а религиозный человек, поэтому, извините, вам в школу нельзя, туда нельзя, сюда нельзя, тут мы вас не поддержим. Получается, Конституцией прописана какая-то дискриминация. Церковь (или религия) отделена от государства, я согласен, но ведь Церковь не отделена от общества, в котором продуктивно действует. Поэтому я, когда читаю в Конституции, что мы светское государство, не очень понимаю, о чем речь. Видимо, каждый это трактует в меру своей испорченности. Еще раз подчеркиваю, не нужно вписывать, что какая-то религия преобладает или обязательна для кого-то, просто вопрос должен решаться сам собой.
– Внесение упоминаний о Боге в Конституцию не принижает ли Самого Бога, Который вне политики, Которому поклоняются все независимо от национальности?
– Думаю, что нет. Есть много прецедентов в Конституциях других стран (например, Европы, в других странах), в преамбуле упоминается Господь. Например, в Израиле (мне пришлось работать в Иерусалиме) местные жители рассказывали: когда переезжаешь на жительство в Израиль, возвращаешься на малую родину – обязательно нужно продемонстрировать, что ты верующий; они прямо это писали. Если бы кто-то на вопрос, как он относится к иудейской вере, написал «атеист», Израиль его бы не принял – «атеистов нам не надо, ты должен быть иудей». У меня даже есть московские знакомые, которые подавали на репатриацию и завалили экзамен, пришли в посольство Израиля в Москве на интервью (это было в конце 80-х годов), их спросили: «Вы субботу празднуете дома?» – «Конечно». – «А когда вы празднуете, в какое время начинаете?» – «В субботу, как проснемся, так и празднуем». А еврейская суббота с вечера наступает – вечер пятницы, на закате солнца. Люди этого не знали, потому что не были религиозными, но им очень хотелось в Израиль. Им отказали тогда – не приняли. Еще там все платят налог на религию. От зарплаты автоматически отчисляется сумма в раввинат. Там два раввината: восточный – сефарды, марокканские евреи (такое течение), и ашкенази – европейские и российские евреи. Два верховных раввина, два учреждения раввината, и любой израильтянин туда отчисляет деньги. И это у них записано в законах.
– Бог един как Творец мира, но везде называется по-разному. Может быть, в Конституции перечислить все имена, написать: вера в Бога, Аллаха, Будду...
– Поправка: Будда – это не бог. Будда – это царевич Гаутама, который просветился, стал просвещенным. А насчет имен Божиих, мне кажется, тут угодить трудно, потому что найдутся какие-то малые группы… Даже был «бог Кузя», если помните, теперь в тюрьме сидит. Его последователи обиделись бы, что Аллаха упомянули, Яхве, или Саваофа, а Кузю не упомянули. Может быть, общее слово «Бог» достаточно всеобъемлющее, перечисления не дадут нам точности.
– Что тогда делать атеистам? Сразу бежать креститься, чтобы соответствовать Конституции?
– Это все преамбула, никого ни к чему не обязывает. Кроме того, я высказал мечту о том, чтобы было убрано слово, что мы светское государство, оно нас запутывает – оно же не будет убрано, мы это понимаем, поэтому четко будет написано, что мы светское государство. Церковь отделена от государства, и никакие религии не могут быть государственными и обязательными. Это все остается.
Атеистам можно открыть учебники по истории (не советские, конечно, где все вычеркнуто) – Ключевского, например, дореволюционные. Там везде Бог: при помощи Бога одолели нашествие такое-то, моровую язву. Народ так верил, так считал, на это уповал. Недаром Петр I (уж на что человек был просвещенный; и нельзя его назвать религиозным фанатиком) построил Троицкий храм, потом Петропавловский. Почему? В честь своего святого апостола Петра. Почему Исаакиевский собор в честь Исаакия Далматского (раньше была маленькая церквушка, при Петре) – выбран этот святой, никому не известный? Память святого выпадает на день рождения Петра. Александро-Невская лавра почему? Потому, что он почитал Александра Невского как князя и полководца, считал его героем, да еще и прославленным в лике святых. Все с этим связано.
Об этом нам говорит и церковное зодчество, не говоря про историю, летописи. Поэтому я не вижу никакой угрозы для атеистов от того, что написано в Гимне: «Богом хранимая страна». Это же атеистов ни к чему не обязывает. Они могут этот вопрос игнорировать. У нас в России с законопослушностью очень трудно, написать можно что угодно – кто только это будет соблюдать... Мы, к сожалению, не финны, не немцы, даже не американцы, которые в основе своей законопослушные граждане. У нас, что хотите можно написать – кто это потом будет соблюдать? Поэтому атеисты так и останутся атеистами, никто их унижать не будет.
– Огромное спасибо Вам за сегодняшнюю беседу.
Общим голосованием была принята поправка в Конституцию об упоминании в ней Бога. Это значит, что большинство российских граждан понимают и принимают русскую пословицу: без Бога ни до порога. Спасибо, что были с нами. До новых встреч.
Ведущая Екатерина Соловьева
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Татьяна Грудкина. Тайна русского духа. Книга об удивительных людях
У книжной полки. Татьяна Грудкина. Жизнь как жертва. Книга о русских женщинах
Кондак акафиста святому апостолу Андрею Первозванному. Праздничный хор Свято-Елисаветинского монастыря, г. Минск
Тропарь апостолу Андрею Первозванному
Этот день в истории. 13 декабря
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!