Слово. Искусственный интеллект

1 июля 2020 г.

 Понятие «интеллект» мы обычно связываем с деятельностью человека, с работой нашего мозга и свойствами нашей психики. Но в последнее время появился искусственный интеллект. Что это такое и может ли быть у машины искусственный интеллект, сопоставимый с человеческим? Об этом мы поговорим с кандидатом богословия, кандидатом биологических наук, преподавателем биоэтики Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым.

– Что же такое искусственный интеллект?

– Хочется сказать – это модный бренд. Это, конечно, у всех на слуху в последнее время. В чем содержание? Это попытка имитировать мышление, некоторые стороны психической, нервной деятельности живых существ (в основном человека). Делается попытка имитировать процессы восприятия, мышления, принятия решения. Для кого-то покажется, что это задачи фантастичные, но на самом деле, при ближайшем рассмотрении, кое-что здесь действительно возможно, поэтому эта тема не лишена смысла.

Если коснуться истории, то сама тема возникла еще в 40-х годах XX столетия. Родоначальники – известные ученые Норберт Винер, Уоррен Мак-Каллок, Розенблатт и еще ряд ученых математиков, нейрофизиологов, нейропсихологов, которые поставили перед собой задачу математической формализации процессов, происходящих в живых организмах. Конечно, в первую очередь их интересовала деятельность мозга. Например, возникла задача формализации работы нервной клетки, нейрона. Кое-что удалось сделать, была создана модель работы нейрона, даже, помню, возникли первые так называемые нейристоры. Поначалу все это казалось не очень серьезным. Подчеркну, это XX век. Хотя математические принципы уже предложены были тогда; они были названы нейросети – сейчас этот термин у многих на слуху.

В XX веке, когда возникли эти идеи и были предложены первые технологии, все-таки они не могли быть реализованы. Дело в том, что компьютерные технологии, под названием нейросети, требуют очень сложной, емкой элементной базы. А тогда, если вспомнить историю радиоэлектроники, были лампы, транзисторы, потом появились микросхемы, но все это было очень слабым. За последнее время, в связи с бурным развитием вычислительной, компьютерной техники, в основном даже с развитием начинки электронной базы, возникла возможность реализовывать те математические принципы или те алгоритмы, которые были предложены в середине XX века. Еще раз подчеркнем: это нейросети, которые действительно формально имитировали работу нервной клетки.

Оказалось, что на основе этих принципов можно создавать системы, которые способны, например, отличать один предмет от другого, что на самом деле очень непросто. Например, различить двух людей или два предмета (мячик от тарелки, допустим). Оказывается, что нейросети (еще раз подчеркнем – это вычислительные технологии) способны реализовывать, решать эти задачи. А дальше – больше. Не просто отличать один предмет от другого, а ставится задача распознавания лиц, речи, а значит – это задачи не только по распознаванию, а экспертная классификация объектов. Например, мячик – это что такое? Это игрушка или какой-то инструмент, то есть оказалось, что нейросети способны решать и такие задачи, которые можно так или иначе соотнести с интеллектом человека. Безусловно, здесь требуются очень многие оговорки, но так или иначе, с развитием элементной базы и возможностью реализации математических принципов, оказалась возможной некая имитация некоторых сторон психофизиологической деятельности человека.

– Может ли у искусственного интеллекта быть душа?

– Безусловно, нет. Души там быть не может. Но в чем сложность этого момента? Мы с Вами как-то говорили, что наличие души у существа, имеющего душу (у человека), – доказать невозможно, хотя бы потому, что она принадлежит миру не физическому. Это явление не от мира сего – Божественное явление. С одной стороны, это рисует для нас, обладателей души, огромные перспективы, в том числе вечной жизни. С другой стороны, позволяет другим людям создавать иллюзии и некоторые спекуляции. Если доказать наличие души невозможно, то можно создать систему, которая будет имитировать поведение человека, и наделить эту систему душой – просто объявить, что эта машина обладает душой. И нам почти что нечего будет этому противопоставить. То есть будет полная интуитивная уверенность, что эта машина душой не обладает, но никаких доказательств или контраргументов мы представить не сможем.

В этом видится довольно серьезная проблема и серьезная угроза. На этом внешне разумном поведении машины можно строить очень грозные спекуляции, которые могут нанести урон вере очень многих людей. Например, скажут: «Смотрите: этого робота попробуйте отличить от человека. Он себя ведет совершенно разумно, нет никаких критериев отличия от разумного реального человека, и почему бы ему не иметь душу?! У него что – нет души? А если есть душа – из чего она состоит и что это такое?» Возникает прецедент объявления души некоей метафорой – это просто некое разумное поведение, которым может обладать и машина. То есть ответ такой: машина электронная, или квантовая, или какая угодно – иметь душу не может. Это наша убежденность, интуиция, наша уверенность. Доказать в полной мере это нельзя. Но, к сожалению, спекулировать на этой теме – можно.

– А возможна ли искусственная душа?

– Мы сказали, что душа – от Бога, она не от мира сего. Какая может возникнуть ситуация? Одно дело, мы с вами создаем какое-то электронное устройство (компьютеры). В связи с бурным развитием элементной базы эти компьютеры становятся очень «умными» (в кавычках), обладают разумным поведением, но они электрические. Кто-то еще добавит: они квантовые. Но все равно на принципах перемещения электронов (туда-сюда). Кто-то их называет железными. Думается, что душа у таких «существ» (говорим в кавычках) невозможна.

По-другому поставим вопрос: если будут созданы искусственные белковые системы? Ведь такие разработки ведутся: выведение искусственных биологических существ. Искусственные геномы некоторых существ уже созданы. Если не ошибаюсь, искусственные бактерии созданы с искусственными геномами, искусственные дрожжи, и объявлено даже о проекте искусственного генома человека. Допустим, удастся сделать искусственный геном человека – собраны буквально из веществ в пробирке. Если позволят этому геному развиться, сформируется полноценный организм, как тогда: у него будет душа? Вы знаете, мне кажется, будет. Насколько она искусственная – вопрос дискуссионный, очень сложный. В каком-то смысле искусственная, потому что мы же создали это существо, хотя по лекалам, которые дал Господь. В этом смысле возникшую душу, наверно, в каком-то контексте можно назвать искусственной, хотя она будет реальная.

Слава Богу, такой задачи никто пока перед собой не ставит. У меня такое ощущение, что как раз ставится задача создания умных машин, не имеющих души. А почему? Проблем меньше. Можно сделать резюме. У нас пошли очень серьезные вопросы, я бы сказал даже – тревожные. Оказывается, еще лет тридцать (даже двадцать) назад такие вопросы были немыслимы. Видите, какие странности: искусственная душа, есть ли душа у машины. Раньше бы просто рассмеялись над вопросом, есть ли душа у машины, – очевидно, что нет. Сейчас может оказаться ситуация, когда кто-то задумается: а вдруг есть... Мы говорим: «Нет, нет! Точно нет!» Другое дело – биологические существа. Здесь душа может быть.

В связи с развитием технологий, которые позволяют реализоваться планам по созданию так называемых умных машин, возникает целая философия. Современные философы даже обозначают так по терминам: объектно-ориентированная онтология. Не буду сейчас расшифровывать эти слова, но все-таки прислушайтесь: делаются попытки выстраивания целой философии, обосновывающей бытие машин. В рамках этой философии, может быть, даже обоснуют бытие души у таких машин. Противопоставить что-то этому будет очень сложно, хотя бы потому, что эти люди очень образованные, умные, очень много знают, но скорее всего не верующие в Бога. Потому что человек, обладающий верой во Христа, просто не будет этим заниматься: обосновывать бытие души у машины, когда мы с вами исполнены веры; это просто невозможно.

Наступают непростые времена, когда людям будут внушать, что душа – это очень просто, ее вовсе даже и нет, это просто некая метафора. Этой душой, на самом деле разумным поведением, обладают машины – посмотрите, как они разумно бегают, прыгают, дверь открывают перед своим хозяином, выполняют задачи, не жестко формализованные. Кстати, одна из проблем; мы говорим: «Принеси, пожалуйста, воды». На самом деле это очень сложная задача для компьютера, для машины. Нужно объяснить, где вода, где взять стакан, почему воду нужно налить в стакан, то есть она разбивается на ряд очень сложных задач, и все это надо каким-то образом вложить в машину. Но есть определенные ощущения, что эти задачи удастся решить. Над этим работают. За последние годы в этой сфере наблюдается прогресс – он связан с развитием и совершенствованием вычислительных технологий под названием нейросети.

– Спасибо большое, отец Константин, за сегодняшнюю беседу. Я очень надеюсь, что мы с Вами продолжим говорить об искусственном интеллекте в наших следующих передачах.

Подводя итог, хочется сказать, что квантовые и электронные машины вполне могут обладать разумным поведением, даже могут приносить пользу, но у них никогда не будет души и они никогда не смогут стать личностью, поэтому очень важно, чтобы общение с ними не повредило душу и личность самого человека.

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 09 мая: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​