Православный взгляд. Беседа с протоиереем Андреем Туровым

16 февраля 2023 г.

– Отец Андрей, давайте сегодня обсудим тему: «Хобби и страсть». Не секрет, что и сейчас, и в наше советское детство у многих было хобби. Можем ли мы попытаться провести некую незримую границу, когда хобби превращается в страсть?

– Действительно, у многих людей есть так называемое творческое хобби, то есть они увлекаются изготовлением каких-то поделок, и есть люди, которые занимаются коллекционированием различных вещей, предметов.

Если говорить о некоем водоразделе, по одну сторону которого мы еще видим хобби, а по другую уже четко прослеживается страсть, то я бы сказал, что здесь важным является целеполагание – ради чего человек что-то делает, что им движет и какой эффект он хочет получить от того занятия, которым он увлечен.

У многих людей хобби представляет собой коллекционирование разного рода предметов. Если хобби человека заключается не только в пополнении его коллекции, но он собирает что-то для исследования, то это весьма полезно не только для него, но и для других людей.

Достаточно вспомнить приобретение участков Святой Земли нашим русским подвижником архимандритом Антонином (Капустиным), благодаря чему на Святой Земле возникла так называемая Русская Палестина, и каждый из нас имеет возможность побывать в святых местах.

Архимандрит Антонин (Капустин), приехав на Святую Землю, стал собирать не марки, не значки и не монеты, а участки земли, имеющие евангельскую ценность, на которых происходили события, описанные в Евангелии. Он собрал много таких земель, чтобы на Святой Земле, слыша русскую речь, мы чувствовали себя как дома, потому что наши соотечественники, несущие там послушание, оказывают нам, паломникам, самый радушный прием.  

Некоторые занимаются коллекционированием чего-то ради собственного великого тщеславия (что в их коллекции есть, например, какие-то уникальные картины). Когда человек скупает предметы искусства, это может стать выгодным вложением денег, потому что со временем они могут подорожать в цене, и, следовательно, такого рода занятием он приумножает свои деньги и даже может разбогатеть.

Но бывает и другой вид собирательства. Ярким примером ценной для всех коллекции является уникальная коллекция музея Томской духовной семинарии – нашей прославленной духовной школы, которой уже более 160 лет. Каждый попадающий под своды музея человек может видеть коллекцию монет времен Христа, которые имеют непосредственное отношение к земной жизни Спасителя. Эти монеты как находки библейской археологии обращают нас к евангельскому повествованию.

Если проводить какую-то исследовательскую работу с предметами своей коллекции, то результаты ее могут стать материалом, который будет способствовать духовному обогащению и пополнению своего интеллектуального багажа.

– Давайте я приведу конкретный пример. В мои школьные годы педагогами школы, да и, наверное, всей советской системой чуть ли не поощрялось коллекционирование марок. Скажите, было ли это для нас полезно?

– Я тоже собирал марки, и тогда мне казалось, что это очень хорошо. Но сейчас, когда я вспоминаю, как мне хотелось обладать некими уникальными марками, например негашеными, то есть марками без печати, или какими-то редкими наборами марок, я понимаю, что в этом был элемент мальчишеского тщеславия, которое меня как бы подгоняло. Порой я тратил все свои накопленные или подаренные на день рождения деньги, приобретая эти наборы.

Когда это увлечение у меня прошло, я иногда пересматривал эти альбомы с марками и понимал, как много времени я потерял напрасно, потому что я не вел какой-либо исследовательской работы. Конечно, я получал огромное удовольствие, обладая тем или иным реальным или мнимым богатством – марками. Но так как я не стал обладателем так называемой «черный пенни» – той самой первой маркой на земле, которая стоит огромных денег и которую каждый коллекционер хотел бы заполучить, я понял, что время потеряно напрасно.

По-видимому, это мой недостаток, потому что я так нерационально реализовал свое хобби. А если бы я занимался исследовательской работой – изучал сюжеты, изображенные на марках, уходил в какие-то исторические справки, то, конечно, это принесло бы мне хоть какую-то пользу.

– Скажите, коллекционирование – это всегда многостяжательство или в нем можно найти какую-то пользу? Открою секрет нашим телезрителям: в годы своей туманной юности я собирал какие-то этикетки от бутылок, пачки сигарет... Не знаю, зачем я это делал, наверное, это просто было красиво. Но сейчас я понимаю, что это было глупостью.

– Если в это стяжание, собирательство вложено зерно просвещения, думаю, что это вполне может быть. Но некоторые вещи, пожалуй, и не стоит собирать, потому что этим мы поддерживаем некую определенную индустрию. Если же в этом собирательстве есть элемент просвещения, нужно задуматься, что будет с этой коллекцией дальше, уже без нас, коллекционеров.

Вспоминается наш замечательный меценат Павел Михайлович Третьяков, основавший Третьяковскую галерею. У него был замечательный художественный вкус, и он тратил практически все свои огромные средства на то, чтобы приобретать шедевры искусства.

– Марки, только чуть побольше и подороже.

– Да. Галерея носит имя Третьякова, и мы поминаем его добрым словом как мецената, потому что он создал для страны, для всех нас музей, куда всегда можно прийти и увидеть замечательные произведения русского изобразительного искусства.

А что касается будущего коллекции уже без коллекционера, я считаю, что если коллекция имеет ценность, то ее существование предопределено. Если же это, как мы сказали, юношеская глупость, то, конечно же, наступит момент, когда вся эта никому не нужная коллекция окажется на свалке.

– Отец Андрей, мы говорим с Вами о каких-то материальных результатах хобби, а если хобби для людей – вокал, спорт и тому подобное, как к этому относиться?

– Для того чтобы иметь такого рода хобби, люди должны быть одаренными, талантливыми. Но талант может привести человека к некому самомнению, к гордости, и если он будет относиться к этому беспечно и будет считать себя самодостаточным носителем этого таланта, то талант может быть у него отнят.

Мы знаем немало певцов и певиц, которые имели замечательный голос, но перестали петь, возможно, в силу разного рода болезней и так далее. Этот талант по той или иной причине был у них отнят. Только Господь знает, почему так произошло, тем не менее это вполне могло случиться из-за гордыни этих талантливых людей. И когда человек реализует свой талант, имея такого рода хобби, он должен понимать, что его хобби должно быть нравственно положительным, приемлемым.

Если говорить о пении, безусловно, музыкальные произведения, исполняемые человеком, могут иметь разное содержание и вдохновлять могут на разное. Вокальный талант можно употреблять на то, чтобы зарабатывать деньги, но можно посвятить его Богу. Мы знаем, что многие певцы и певицы, которых мы видим на экранах телевизоров, часто несут церковное послушание – поют на клиросе, и талант, который дал им Господь, они используют в полной мере, участвуя в богослужениях.

– Мы знаем, что Федор Шаляпин – всемирная звезда того времени, пел в храме. Я знал одного дедушку, который был с ним знаком. Так вот, он говорил: когда запевал Шаляпин, гасли свечи.

– Безусловно, он был талантом, и он находил возможность не только блистать на сценических подмостках, но его можно было слышать и видеть в храме, жертвующим свой от Бога данный талант, то есть он возвращал свой талант Тому, Кто ему его дал.

Одна современная певица говорила мне, что сцена для нее – это работа, а на клиросе она приходит в порядок, и это для нее более важное дело, нежели ее профессиональное пение на сцене. То, что ее кормит, что делает ее известной, не мешает ей быть простой певчей в храме и славить Бога тем голосом, тем талантом, который дал ей Господь.

Поэтому, возвращаясь к теме хобби, мы видим, что для некоторых людей хобби может способствовать их самоутверждению и даже эгоизму, когда они забывают обо всем – о семье, о детях, о своих обязанностях ради того, чтобы служить только себе.

– Так это уже страсть.

– Отвечая на вопрос, в чем разница между хобби и страстью, можно сказать, что страсть возникает, как только человек начинает наносить себе урон через свое самомнение, гордость, самость, получая как бы духовные пробоины, которые делают его духовно больным человеком. От этого страдают все его ближние, потому что этот человек ради приобретения какой-то очередной вещи в свою коллекцию, ради реализации своего хобби порой бывает готов презреть интересы всех своих близких и родных.

Безусловно, это тревожный сигнал, который говорит о том, что с хобби нужно завершать, иначе это страстное состояние будет человека потихоньку, а может, и быстрыми темпами поглощать. Человек будет словно погружаться в пучину, в болото, и у него будут возникать все новые и новые требования, новые и новые мотивы, которые станут только подогревать его в этих страстных начинаниях, и тогда его хобби станет вредоносным.

– Не так давно, 5 февраля, Церковь совершала празднование Собора новомучеников и исповедников Российских, в том числе отца Иоанна (Крестьянкина). Мне вспомнился случай, описанный владыкой Тихоном (Шевкуновым), как на вопрос, имеет ли смысл заниматься кино, отец Иоанн ответил ему, что кино – это просто язык, с помощью которого можно сказать: «Господи, благослови!» И можно сказать: распни, распни Его! Я думаю, что эти слова можно отнести и к хобби, которое дается человеку. Согласны ли Вы со мной?

Да. Хобби ни в коем случае не должно становиться целью жизни человека. Это только средство, а вот куда это средство будет употреблено, какой вектор человек проложит, имея то или иное хобби, это вопрос уже к нему самому, и здесь, безусловно, ему нужно оставаться духовно здравым. В общем-то, хобби – это то, что прилагается, что не должно являться болезненно доминирующим в жизни человека.

– При этом есть опасение, что человек может зарыть свой талант в землю. Но любой талант от Бога, и использовать его нужно для Бога.

– Безусловно. Более того, Господь обязательно спросит с человека, одаренного тем или иным талантом, использовал ли он его во благо себе и своим ближним. И, конечно же, зарытый талант Господь заберет Себе.

– Давайте перейдем ко второй части нашей программы: 18 февраля Церковь отмечала день памяти святителя Феодосия Черниговского. Мне кажется, что про святителя Феодосия можно сказать, что он точно не зарыл свой талант в землю.

– Мы, сибиряки, многим обязаны Феодосию Черниговскому. Это может показаться странным, потому что тот, кто знаком с житием этого святого угодника Божия, знает, что большая часть жизни святителя Феодосия Черниговского прошла в совсем других широтах.

Будучи выпускником Киево-Могилянской академии, святитель Феодосий Черниговский был просвещеннейшим человеком для своего времени, воспитателем и пастырем для многих и многих своих духовных чад. С его именем связаны имена Димитрия Ростовского, святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского.

Но как же мы можем связать имя этого святого угодника Божия с нашими сибирскими широтами, в частности с городом Томском? Возможно, не все знают, что наша Томская земля имеет великую святыню. Дело в том, что когда в Томске учреждалась православная епархия, архиерею, вступающему на Томскую кафедру, в качестве благословения была дана особая святыня – посох святителя Феодосия Черниговского.

После революции какое-то время считалось, что этот посох был утерян и следы его затерялись, но чудесным образом, случайно (хотя у Бога случайностей не бывает) он был обнаружен в запасниках Томского областного краеведческого музея.

В 2002 году в дни пребывания в нашем городе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II эта для всех православных людей святыня, а для людей светских – музейная реликвия была передана Томской епархии. Отныне посох Феодосия Черниговского находится в собрании музея Томской духовной семинарии.

Все, кто посещает этот музей, помимо других уникальных экспонатов, собранных в музее, могут своими глазами увидеть посох, которым благословлялся первый томский архиерей. Эта великая святыня – видимый знак Божия благословения, Божией благодати и архипастырской власти, власти духовной, власти любви и отеческого попечения, которые простираются на всех чад Томской епархии Русской Православной Церкви.

Святитель Феодосий Черниговский является для нас образцом просвещенного монашества. Но очень часто люди думают, что если человек чувствует в своей душе веру, то знания ему, в общем-то, и не нужны. Святитель Феодосий опроверг этот расхожий стереотип. Он действительно приложил очень много сил, чтобы стать одним из самых просвещенных людей своего времени. Святитель Феодосий, безусловно, указывает нам на подвиг наставничества, потому что он воспитал целую плеяду достойных пастырей и архипастырей Церкви. Паства любила его, а он заботился о ней.

Наверняка вы знаете, что в нашем городе есть храм, посвященный святителю Феодосию Черниговскому. В дореволюционное время он находился на территории Иоанно-Предтеченского женского монастыря, ныне несуществующего, но храм был воссоздан, и сейчас он находится в студенческом городке.

Если человек желает почтить память этого святого угодника Божия, помолиться ему, испросить его молитв, заступления и архипастырского благословения для помощи себе и близким, он может прийти под своды этого святого храма. Здесь он может приобщиться к 3D-экскурсии по Иоанно-Предтеченскому монастырю, что стало возможным благодаря трудам братии храма.

Не имея возможности увидеть этот монастырь наяву, мы можем путешествовать по нему виртуальным образом, можем пройтись по его территории и увидеть, насколько он был красив, он действительно был жемчужиной нашей Томской земли.  

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Если по святцам мой покровитель – один святой, но назвали меня в честь другого святого, кто на самом деле является моим небесным покровителем?»

– Если родители назвали ребенка в честь какого-то святого, если у них было такое упование, то этот святой и является небесным покровителем этого человека. Идея называть ребенка по святцам действует только в двух случаях: ребенку дают имя святого, в день памяти которого он родился, либо когда его вообще не нарекали в честь какого-то святого, как это было у нас в советское время.

– Чего греха таить, и сегодня такое есть.

– Да. И тогда возникал вопрос: «А если есть несколько святых с таким именем, какое носит человек, то какой из них будет его небесным покровителем?» Поэтому по традиции человеку дают имя того святого, память которого празднуется сразу после дня рождения этого человека. Но если ему дали имя конкретно в честь какого-то святого, то он и является небесным покровителем.

– «В Томске на кладбище в Воронино открыли крематорий. Как Церковь относится к кремированию?»

– В Священном Писании мы читаем, что Господь создал человека из праха земного. И Адаму, согрешившему и потерявшему рай, было сказано: земля еси и в землю отыдеши. Поэтому для православных христиан преимущественным способом захоронения является захоронение в землю, то есть традиционное захоронение, как это у нас и бывает.

Другой вопрос – мы живем в эпоху, когда погребение становится все более трудным делом, начиная с того, что земли вокруг городов не хватает, а кладбища разрастаются, и похороны превращаются в очень недешевое мероприятие. А кремация – это относительно дешевый и быстрый способ утилизации, что ли, тела. Все это касается только тела человека, а когда мы говорим о вечности, речь идет о его душе, поэтому, конечно же, кремирование душе не повредит, ведь само кремирование не является противным христианскому способу захоронения человеческих тел.

В советское же время люди говорили, что хоронить не нужно, что нужно тела обязательно предавать огню, поскольку люди не являются верующими. Противление их вере в Бога выражалось даже в способе ухода из этого мира. Безусловно, в это вкладывалась какая-то идеология, и здесь уже кремирование являлось богоборческим актом.

В нашей современной жизни кремирование – вещь неизбежная. Широко развитая похоронная индустрия настойчиво предлагает кремирование, и люди часто не могут противостоять этому, потому что у них нет возможности похоронить близкого человека в земле, особенно в больших городах.

Это явление коснулось и Томска, и мы с вами стоим перед этой дилеммой, как нам поступить. Все же, если есть возможность, нужно постараться похоронить человека в могиле. Если же такой возможности нет, не стоит думать, что кремирование нанесет какой-то вред душе умершего или является большим грехом. Мы же знаем, что люди погибают на пожарах, и зачастую невозможно найти и опознать их тела. И это вовсе не означает, что от этого каким-то образом зависит загробная участь этих людей. Это же касается и кремирования.

Повторю, если здесь нет какого-то идеологического наполнения, когда человек не хочет, чтобы его хоронили по-христиански, и ищет какой-то альтернативный способ похорон, то кремирование – это достаточно нейтральная вещь, не влияющая на посмертную участь человека. Хотя люди, конечно, в большинстве своем хотят быть похороненными по-христиански.

– «Если в храме есть несколько приделов, значит ли это, что у него несколько покровителей? Сколько ангелов-хранителей у храма?»

– Каждый придел в храме – это отдельная церковь со своим алтарем. То есть когда мы видим, что в храме несколько приделов, по сути, мы говорим о комплексе храмов, которые бывают соединены между собой под одним куполом. Такие храмы называются многопрестольными. Это означает, что в этих храмах почитаются святые угодники Божии или воспоминаются священные события, в честь которых эти храмы были освящены, а ангел-хранитель у такого храма один.

Сегодня мы говорили о храме Феодосия Черниговского, в который можно прийти и помолиться ему. Люди приходят под своды храмов, в которых чтится святая память того или иного святого угодника Божия, в честь которого назван храм, возносятся ему молитвы, прославляющие его как святого человека, настоящего христианина, кто может вознести свою сильную молитву Самому Господу, Который и подает человеку благо.

– «Если крестик, купленный в ювелирном магазине, омыть святой водой, можно ли считать его освященным?»

– Нет. Крестик, погруженный самим человеком в святую воду, нельзя считать освященным, потому что освящение – это не только погружение его в святую воду, это еще и молитва над этим крестом. Во многих храмах крестики даже вносят в алтарь и полагают их на престол как символ посвященности Богу. И крестик становится уже не просто ювелирным изделием, какой-то подвеской, капелькой металла, но уже является святыней, которую человек носит, напоминая себе о том, что он христианин, и прося у Бога помощи и защиты. И окружающие этого человека люди получают свидетельство того, что перед ними православный христианин.

Поэтому, если человек хочет совершить освящение своего нательного креста, ему нужно прийти в храм и принести не только крестик, но и свою душу и сердце и вознести перед алтарем свои молитвы. Таким образом, освящение нательного креста может совершить только священник.

– «Нужно ли окроплять святой водой купленные вещи?»

– Если человек желает благословения Божия, то он может это сделать, когда речь идет о тех вещах, которые он будет носить, о какой-то одежде. В общем-то, это благочестивый обычай, который некоторые люди соблюдают. Хотя для Бога, конечно, важны не текстиль, не шерсть и не хлопок, из которых сшита эта одежда. Для Бога важна душа человека, поэтому благословения мы просим прежде всего самим себе.

Жилище освящается не потому, что для Бога важны кирпичи, обои и ламинат, из которых сложено это жилище, а потому, что здесь обитают живые души, и для них и испрашивается Божие благословение. И машина освящается, потому что в ней ездят люди, для них и просится благословение.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30
  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать