Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

4 апреля 2024 г.

Владыка, прошло некоторое время после страшной трагедии, которая случилась в Москве в «Крокус Сити Холле», мы с Вами дали немного утихнуть эмоциям, и сегодня я предлагаю поговорить об этом. Давайте назовем тему нашего разговора так: «Объяснимое безумство». Мы знаем, что не каждое безумство можно каким-то образом объяснить, но терроризм это то, что имеет объяснение. И первый мой вопрос о том, есть ли у терроризма духовные корни.

– Терроризм скорее имеет псевдодуховные корни. Мы знаем, что есть и темные духи, со знаком «минус», и, наверное, за ними стоит какая-то отрицательная псевдодуховность, хотя корни терроризма бывают различными.

Иногда терроризм связывают с какими-то исключительно радикальными религиозными течениями, но так бывает далеко не всегда. Намного чаще в истории мы видим проявления политического терроризма. В нашей стране еще в XIX веке терроризм иногда становился частью идеологии некоторых революционных кругов. О революционном терроре речь идет в постреволюционное время, когда новая пролетарская власть считала, что полностью преодолеть издержки прежней власти можно, только организовав террор против тех, кто поддерживает эту старую власть.

– Это так называемый красный террор.

Да. Сегодня мы видим проявления терроризма даже на государственном уровне, когда целые государства становятся, по сути, почти террористическими, организовывая какие-то операции или спецоперации, которые направлены не против военной инфраструктуры или противоборствующей армии, а исключительно против мирного населения, мирных городов.

К сожалению, в последние десятилетия мы видим много таких примеров. Например, военная операция против братской нам Сербии, которая, как мне кажется, на самом деле была не столько военной операцией, сколько террористическим нападением на эту страну со стороны ряда западных держав.

По сути, и трагедия, которая не так давно произошла в Москве, тоже проявление международного терроризма. Мне хочется выразить соболезнование близким людей, пострадавших во время этой террористической атаки. По благословению Святейшего Патриарха, движимые внутренним христианским чувством, во всех храмах мы возносили и возносим молитвы об упокоении душ всех тех, кто пострадал во время этого террористического акта, а также желаем выздоровления людей, получивших какие-то ранения и нуждающихся в медицинской помощи.

– Недалеко от места трагедии находится православный храм, он стал прибежищем для людей, пострадавших в этой трагедии. Тем не менее многие сейчас возмущены высказываниями отдельных людей, называющих себя православными, и такое же мнение высказывали и некоторые батюшки, говоря о том, что пострадавшие чуть ли не сами виноваты в том, что пострадали, поскольку пришли в этот развлекательный комплекс на концерт в дни Великого поста. Скажите, как можно к этому относиться?

– Террористы не выбирают какое-то определенное место для террористического акта. Таким местом могло стать любое другое заведение, какое-то торговое учреждение, производственная площадка, общественное пространство. Мы знаем, что в прошлые годы террористические акты совершались и в школах, и в жилых домах, и в метрополитене.

В этом центре, где был устроен террористический акт, наверняка были не только православные и не только глубоко церковные люди. Ведь не секрет, что в нашей стране значительная, пожалуй, даже большая часть людей, называющих себя православными, еще глубоко не воцерковлены, и жить по православным нормам далеко не все пока готовы. Таких людей еще нужно воцерковлять, а это очень большая работа.

Конечно, если православные христиане, живущие церковной жизнью, в дни Великого поста идут на какие-то развлекательные, увеселительные мероприятия, это неправильно. Наши предки в недалеком прошлом, в XIX, начале ХХ века, не говоря уже о более раннем времени, на первой неделе Великого поста закрывали все торговые точки, развлекательные учреждения, и абсолютное большинство народа в эти дни было в храме на утренних и вечерних богослужениях, усердно молясь Господу.

В наше же время, к сожалению, это не так. Что говорить о людях малоцерковных, если даже считающие себя церковными люди, каждое воскресенье посещающие богослужения, не бывают на первой неделе поста на утренних и вечерних богослужениях? И вообще на первой неделе поста в будние дни народу в храме значительно меньше, чем в дни воскресные, и это говорит о том, что даже церковные люди не во всем соответствуют высокой планке предъявляемых к ним требований.

Конечно, первая неделя поста для православных христиан – это не время для развлечений, но это не делает людей, подвергшихся террористической атаке, заслуживающими этого и никоим образом не извиняет террористов.

Но эта трагедия действительно заставляет нас задуматься несколько о другом, о чем я слышал от некоторых блогеров, публичных людей, стоящих на православной позиции. Они говорят, что всем нам стоило бы задуматься о том, что мы живем в непростое время, когда нам противостоят силы зла, а мы принимаем этот удар. И даже если люди далеки от Церкви, не считают себя православными христианами, разве сейчас время для каких-то развлечений?

Но здесь есть и другая сторона. Значит ли все это, что мы сейчас должны все отодвинуть в сторону и полностью сконцентрировать наше внимание только на военной операции? Я думаю, что нет. В годы Великой Отечественной войны деятели культуры выезжали на фронт, в действующую армию с концертами для бойцов Красной Армии. Именно в годы Великой Отечественной войны впервые прозвучала известная симфония «Ленинградская» Дмитрия Шостаковича, столь необходимая и важная для нашей страны.

Поэтому здесь не нужно впадать в крайности и считать, что раз сейчас такое время, то мы должны насупиться и замолчать.  Жизнь все равно должна продолжаться. Но верующие христиане не должны забывать о том, что всему свое время, и время Великого поста это не время для развлечений. Но все это никак не связано с темой терроризма, и уж точно люди, оказавшиеся там, здесь ни при чем.

– Я, как и многие, видел ужасающие кадры из этого развлекательного центра, и эта жестокость просто запредельная. Не могу сказать, что она какая-то звериная не хочется обижать зверей. В связи с этим хочу спросить Вас вот о чем. Можно ли применить здесь слова Спасителя: любите врагов ваших?

Если мы движимы ненавистью к любому человеку, значит, мы далеки от Бога, потому что верующий человек должен быть похожим на своего Создателя, на Господа. Господь создал человека по Своему образу и подобию. А подобие это потенциальная возможность для человека, раскрывая данный ему Богом потенциал, быть похожим на Бога.

Господь любвеобилен, милосерден, но если бы Он подходил ко всем грешникам с самой строгой меркой, то тогда, наверное, на земле не осталось бы ни одного живого существа, потому что, как сказано в Писании, аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит? Каждый из нас в чем-то виновен, в чем-то мы преступаем заповеди Божии, и если бы Господь строго взирал на наши прегрешения, то на земле не осталось бы ничего.

Мы не должны быть движимы чувством ненависти, и если вдруг какой-то из этих террористов будет способен осознать в глубине души то, что он сотворил, то, думаю,  Господь будет только радоваться, что наконец-то тот, кто был подонком, вдруг перестал им быть. Конечно, это не значит, что мы должны гладить всех по головке, и апостол Павел говорит, что представитель власти не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло. Если человек преступает закон, он должен ответить по всей строгости закона, и даже если он переосмыслит свой поступок, это не значит, что он избегнет уголовного наказания.

Есть какие-то государственные процедуры, но есть еще и духовная жизнь. Если человек будет осужден даже на пожизненное заключение (а совершившие такие страшные злодеяния, унесшие такое количество жизней, никогда не должны выйти на свободу) и  вдруг принесет покаяние, то, конечно, в этих обстоятельствах он станет лучше, чем был до этого. Мое мнение такое; думаю, что это и общий взгляд Церкви на подобного рода вопросы.

Сейчас снова заговорили о том, что пора отменять мораторий на смертную казнь. Вы лично как к этому относитесь?

Церковь как раз ответила на этот вопрос, есть документ, принятый церковным Собором, который имеет название «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В нем есть целые разделы о том, как следует относиться к смертной казни.

Не секрет, что Церковь никогда не была противницей смертной казни. Смертная казнь была во всех христианских государствах, когда христианство было там в полном расцвете, будь то Византийская империя, Римская империя или Россия во время правления великих князей, императоров, царей. Поэтому это не противоречит церковному закону. Другое дело насколько и когда смертная казнь оправданная. И она не должна лишать человека возможности покаяния.

На днях в ходе обсуждения этих вопросов я услышал мысль, которая показалась мне правильной, о советской практике применения смертной казни. Я не юрист, но верю тому, что услышал. Говорилось, что тогда смертную казнь называли высшей мерой социальной защиты, если нераскаянный человек даже в заключении продолжал быть угрозой для окружающих, для общества, для созидания. Подобный взбесившемуся зверю, он бросается на людей, унося их жизни, и даже в заключении является для всех источником опасности.

К такому человеку смертная казнь применялась вовсе не для того, чтобы стереть его в порошок, выместить на нем злобу, а для того, чтобы обезопасить от него других людей, и это действительно было высшей мерой социальной защиты людей и общества. Тем более что законы в нашей стране позволяют выносить смертный приговор, ведь это не отменено.

Просто у нас действует мораторий на смертную казнь.

Да. Причем мы наложили этот мораторий, когда пытались наладить какой-то диалог с Западной Европой.

С цивилизованной Европой.

Ну, насколько она цивилизованная, это большой вопрос, и когда мы говорим о Европе, лучше взять это слово в кавычки. К сожалению, наверное, не только я один в последнее время разочаровался во многих вещах, которые всегда именовались западноевропейскими ценностями. Мы видим, что на самом деле никаких ценностей там нет, что Европа это некий перевертыш, наполненный лукавством.

Я не знаю, насколько возможно снять этот мораторий; наверное, это должно обсуждать общество. Мне думается, если бы и стоило его снять, то в каких-то совершенно исключительных случаях, когда требуется применение смертной казни как высшей социальной защиты общества и человека от преступников.

– Владыка, хочется поговорить о чем-то добром, светлом и вечном, поэтому предлагаю перейти ко второй части нашей программы: 7 апреля Русская Православная Церковь отмечает Благовещение Пресвятой Богородицы. Давайте поговорим об этом.

– Да, но на самом деле эти две темы тесно связаны между собой. Мы говорим о зле, которое присутствует в этом мире. А ведь первый импульс к своему развитию это зло получило от начала падения Адама и Евы, когда произошла некая порча человеческого естества и тление вторглось в человеческую природу. Это дало толчок к развитию всего греховного и негативного, что мы видим в человеческой истории.

Исцелить больное общество теми силами, которые существовали в этом тварном мире, было невозможно, поэтому в этот мир должен был прийти Сам Господь, чтобы обновить, исправить, исцелить больное грехом творение. И Господь приходит в этот мир в день Благовещения, когда Архангел Гавриил предстает перед Девой Марией и возвещает Ей о том, что Она, будучи Девой, станет Матерью Самого Господа.

В это время Господь, Вторая Ипостась Божественной Троицы, входит в утробу Девы Марии и, принимая от Нее человеческую природу и соединяя ее со Своим Божеством, Своей Божественной Личностью, идет навстречу человеку. В день Благовещения Божественное Слово, Божественный Логос, как именует Господа апостол Иоанн, становится плотью. Праздник Благовещения в церковных песнопениях именуется началом, главизной, отправной точкой нашего спасения, когда Бог приходит в этот мир, чтобы избавить человека от греха, той духовной порчи, духовной болезни, которую он стяжал через грех.

Но почему же мы видим, что и после пришествия Господа грех пребывает в этом мире? Дело спасения – это взаимообразный процесс. Бог идет навстречу человеку, но и человек должен пройти свою часть пути навстречу Богу. Но если получается так, что Господь идет к человеку, а человек не только не идет Ему навстречу, но еще и, повернувшись, убегает от Него, то он оказывается вне спасения.

И вот в день Благовещения Пресвятой Богородицы мир получает благую весть о том, что Господь готов нас спасти, Он ждет от каждого из нас этого ответного шага, чтобы душа наша, сбросив с себя оковы страстей и греха, обрела подлинную духовную свободу в Боге. Поэтому во многих храмах в этот день существует традиция после Божественной литургии выпускать из клеток на волю голубей или других птиц. Этот символический акт наглядно показывает, что точно так же Господь в этот день отпускает на свободу плененную грехом и находящуюся в оковах человеческую душу.

Благовещение Пресвятой Богородицы среди двунадесятых праздников занимает особое место, его празднование при совпадении с Пасхой (что бывает очень редко) не переносится на другой день, не отменяется. В этот день совершается богослужение одновременно и празднику Пасхи, и празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, и Пасха тогда имеет особое церковное уставное название Кириопасха, или Господня Пасха.

В этом году праздник Благовещения приходится на третье воскресенье Великого поста Крестопоклонное. В этот день тоже будет очень интересное совмещение двух богослужений. В каждом православном храме для поклонения верующим будет выноситься Животворящий Крест Господень, чтобы укрепить душевные и физические силы людей в несении подвига Великого поста.

В этот день мы вспоминаем отправную точку нашего спасения, когда Господь сделал первый шаг в этот мир, будучи зачатым по человеческой природе в утробе Девы Марии, чтобы по истечении девяти месяцев родиться, возрасти и совершить Свой евангельский путь. В этот день мы чтим и Крест Христов вершину этого пути, ради которого Господь пришел в этот мир, чтобы на Голгофе принести в жертву Самого Себя за спасение всего мира. Поэтому в этом году Благовещение особый праздник.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Можно ли обычному человеку пользоваться четками, которые продаются в церкви, или они только для монахов?»

– Вообще четки это инструмент для творения молитвы. Это никакое не украшение, но я видел, что многие люди носят четки как украшение. Некоторые воспринимают их как некие амулеты, которые от чего-то защищают. На самом деле четки это инструмент для молитвы, как, например, молитвослов, который напоминает нам о том, что мы должны как можно чаще, а в идеале и непрестанно молиться Господу, призывая всесвятое имя Его.

Перебирая бусинки четок, мы должны творить молитву. Человек, имеющий четки, должен понимать, что у него есть и ответственность. А если он носит четки, а молитву по ним не творит или творит очень редко, то это дополнительная его ответственность.

– «Почему священники не носят обручальных колец, если супружество – это такой же подвиг, как и монашество?»

В духовной жизни существуют определенные приоритеты. Когда мы говорили о таинстве Брака, я приводил слова Господа из Священного Писания: оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей. Если человек женится, то у него уже нет отца и матери, он уже их забыл, выбросил из своей жизни? Конечно, нет. Но теперь у человека есть своя семья, которая выходит для него на первый план, а родители, как бы продолжая оставаться важной частью его жизни, остаются уже на втором плане, а не на первом, как, скажем, жена и дети.

То же можно сказать и о рукоположении. Когда человек посвящает себя служению Церкви, Церковь выходит для него на первое место. Это вовсе не означает, что семейный священник отодвигает свою семью на последний план, забывая о жене и детях. Но все-таки на первом месте для него Господь, поэтому, когда совершается хиротония, существует нигде не прописанный, не являющийся каким-то законом, но освященный многими годами обычай, когда архиерей снимает с руки ставленника кольцо и полагает его на престол. Теперь престол для священника это первое, что у него есть. То, что духовенство не носит обручальные кольца, наша русская церковная традиция.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 30 мая: 12:30
  • Воскресенье, 02 июня: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать